Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Управление профессиональной карьерой.
Похожие статьи вашей тематики
Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать время перед выходом на новую, более перспективную работу. Следует отметить, что проблемы мотивации и антимотивации в области карьеры изучены весьма слабо. Чтобы как-то обозначить данную проблематику, выделим несколько карьерных фрагментов. Этап первый. Начинающий руководитель, проработав весьма старательно в должности два года, не был замечен при очередных кадровых перемещениях. Его это сильно задело, поскольку у него было чувство необходимости повышения в должности. В карьере очень важными являются правила кадровой игры, которые известны каждому и неуклонно выполняются при наличии положительной мотивации у претендента. При этом следует иметь в виду два важных вопроса: 1. Через какой промежуток времени следует повышать в должности человека? 2. Как быть, если человек хочет двигаться, а организация не имеет карьерных возможностей? Этап второй. Руководитель последовательно выдвигался на очередные руководящие должности, а затем наступила ситуация предельной должности, для которой характерно уменьшение количества должностей руководителей по мере продвижения вверх. В данном случае типичными представляются такие вопросы: 1. Какие выходы существуют из ситуации, когда человек стремится еще выше, а выше должности уже ничего нет? 2. Существуют ли какие-либо показатели скорости должностного продвижения по вертикали, выбор которой позволит управлять ситуацией? 3. Можно ли использовать какие-то другие методы продвижения наряду с вертикальным подъемом? Этап третий. Руководителя подразделения своевременно выдвинули на вышестоящую должность, на которую он рассчитывал. Однако спустя какое-то время у него наступило разочарование. Более подробное изучение этой ситуации показало следующее. Во-первых, удовлетворенная мотивация карьеры спустя какое-то время перешла в антимотивацию по вполне определенным причинам. Во-вторых, движение наверх или по уровню не означает для конкретного человека, что будет материально выгоднее и интереснее, чем было в прежней должности. Этап четвертый. В некоторых организациях практикуется метод пробы карьеры – человеку предлагают какое-то время поработать в той должности, которая расценивается как карьерная. Практика показывает, что одни карьерные кандидаты отказываются от настоящего продвижения на эту должность, а другие испытывают удовольствие от предоставленной возможности «вкусить» предстоящую должность. Таким образом, «временная» карьера предоставляет возможность человеку какое-то время почувствовать себя в карьерной должности, свою мотивацию. Например, человеку предложили занять должность руководителя проекта сроком на 1 год. Он великолепно справился со своими задачами, а затем попросился на свою прежнюю должность. Через 2 года данная ситуация повторилась. У этого специалиста мотивация карьеры имела ярко выраженный короткий характер. По своей натуре он не выносил так называемого продолжительного руководства. Парадоксально, но он рассматривал карьеру в двух направлениях: снизу вверх (специалист – руководитель) и непременно сверху вниз (руководитель – специалист). Этот этап показывает, насколько разной бывает карьерная мотивация у людей. Организация карьеры должна учитывать это разнообразие. По всей видимости, существует определенная зависимость между горизонтальным и вертикальным продвижением работников. Начиная свой трудовой путь, человек с соответствующей мотивацией довольно чувствителен к тому, продвигают ли его по горизонтали или вертикали. Далее эта чувствительность сохраняется, но человек начинает более избирательно рассматривать ту или иную должность, так как эта избирательность формируется под влиянием целого ряда факторов внутреннего и внешнего свойства. И если эта избирательность не удовлетворяется, то человек начинает соответствующий поиск на стороне. Разумеется, данная зависимость отражает только определенный мотивационный пласт. Ситуация пятая. Руководителя планомерно перемещали по вертикали, неизменно отмечая то обстоятельство, что все предыдущие участки работы он оставлял в полном порядке и его бывшие подчиненные сожалели о потере. Но не без помощи завистников и подсиживателей кому-то на самом верху не понравилось это энергичное продвижение. И поперек дороги нашего руководителя было выдвинуто препятствие. Но человек настолько вошел в карьерный раж, что вынужден был уйти в другую организацию на более высокую должность. Но что-то в его работе не стало получаться так же хорошо, как прежде. Со временем он остыл, видимо, понимая, что достиг потолка. Наверное, сам человек должен прислушиваться к своему внутреннему советнику, мудро напоминающему о правиле своевременной остановки. Мотивация «карьеры ради карьеры» может привести к потере профессионализма и отрицательно повлиять на психику. Этап шестой. В одной организации руководитель слишком увлекся перемещениями кадров. Никто не работал продолжительное время в одной и той же должности, все «прыгали по ним как кузнечики». Такая «кузнечиковая» система приучила людей относиться к работе в очередной должности как к временной. По сути, работа заключалась в ожидании очередного перемещения. Этот этап показывает, как карьера перешла в свою противоположность с соответствующей мотивацией. При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры. Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Не зная рынка труда, он может поступить на первую попавшуюся привлекательную для него работу. Но она может оказаться не той, что он ожидал. Тогда начинается поиск новой работы. Даже если человек хорошо знает рынок труда, ищет перспективные области применения своего труда и узнает, что для его знаний и умений работу найти трудно, так как очень много желающих работать в этой области, в результате возникает сильная конкуренция. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может выбрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка навыков и деловых черт предполагает знания себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры. В качестве примера можно привести некоторые цели карьеры: • заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующие самооценке и поэтому доставляющие моральное удовлетворение; • иметь работу или должность, которые носят творческий характер; • работать по профессии или занимать должность, позволяющие достичь определенной степени независимости; • иметь работу или должность, которые хорошо оплачиваются или позволяют одновременно получать большие побочные доходы; • иметь работу или должность, которые одновременно позволяют заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняемся мы сами, с ростом нашей квалификации и т. д. Формирование целей карьеры – это постоянный процесс. Как уже было сказано, одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. Выбор профессии – это задача, решение которой основывается не только на учете конъюнктуры рынка труда и ее отдельных изменений. Существует ряд факторов, зависящих от каждого человека конкретно. Поэтому при выборе профессии необходимо также: • правильно определить свои профессиональные склонности; • правильно оценить свои реальные способности, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры; • учесть реальные возможности получения образования, переобучения и повышения квалификации. Практически невозможно встретить человека, полностью удовлетворенного своим положением. Если такие люди и существуют, они теряют интерес к жизни, так как у них отсутствуют какие-либо устремления и желания. В большинстве же случаев люди всегда стремятся добиться большего, чем они имеют. Более того, они действительно обладают необходимым для этого потенциалом. Однако одного желания мало. Необходимо ясно осознать, что реализация этого желания потребует полной отдачи, отказа от чего-либо привычного и напряжения всех духовных и физических сил, возможно, в течение продолжительного времени. Если заранее не предусмотреть этих факторов, все усилия могут пропасть даром. При выборе карьеры человек обычно стоит на распутье между выбором карьеры самостоятельного предпринимателя или карьеры служащего. Существует ряд тестов для определения соответствия тому или иному виду карьеры. Тому, кто боится риска, лучше не пускаться в плавание по бурным волнам предпринимательства, а избрать карьеру служащего. Она не исключает возможности роста и требует усердия в работе, хотя риск потерять все относительно невелик (некоторая опасность все-таки существует – успех зависит не только от ваших способностей и усердия, но и от предприятия, от предложения и спроса и от капризов конъюнктуры). Когда предприниматель идет на сознательный риск, он рассчитывает оправдать его прибылью. Служащий также имеет полное право в определенной ситуации рискнуть, чтобы добиться значительных выгод для себя, но подобный риск сводится чаще всего к смене должностей. В любом случае, если вы желаете сделать успешную карьеру, полагаться нужно только на себя самого и полностью доверять себе. Как уже говорилось, каждая профессия требует определенных способностей и личных качеств, которые необходимы и весьма желательны для успешной деятельности. При этом даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными для данной профессии еще не делает вас готовыми специалистами, так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, т. е. профессиональной квалификации. Профессиональное образование, таким образом, является необходимым условием для квалифицированной работы. При этом не следует забывать, что в современном мире профессиональные знания и умения устаревают крайне быстро. Все настойчивее и громче звучит сегодня требование готовности и способности к переобучению, повышению квалификации. Без повышения профессиональной квалификации невозможно не только продвинуться, но иногда и просто удержаться на своем месте. Никто не может отнять у вас приобретенных знаний. Люди, которые не перестают учиться, гораздо чаще добиваются успеха на работе и вообще в жизни, чем те, кто не обеспокоен пополнением своих познаний. Знания, равно как и специальные навыки, помогут вам добиться вершин в своем деле, быть готовым к смене работы и даже профессии, стать по-настоящему счастливым, разносторонним и интересным человеком. Американские экономисты К. Муран и Ф. Вельш в своем исследовании «Изменение профессиональной структуры и спроса на квалифицированную рабочую силу» пришли к выводу о том, что в западных странах происходил сдвиг от менее квалифицированного и низкооплачиваемого труда к высокооплачиваемым профессиям, требующим большого образования. Согласно проекту Гудзоновского института, к 2000 г. в США только 4 % новых рабочих мест (по сравнению с 9 % в 90-х годах) были рассчитаны на рабочих с низкой квалификацией. С развитием экономики потребуются ускоренный профессиональный рост и высокий уровень образования, языковой, математической научной подготовки. Более того, в США уже сегодня отмирают профессии, требующие чисто физических усилий (грузчики и т. п.). В Германии около 10 % семейного бюджета расходуется на обучение и повышение квалификации. Конечно, в нашей стране на сегодняшний день ситуация несколько иная. Среди зарегистрированных безработных достаточно высок процент людей с высшим образованием (особенно женщин). Но речь идет не о том, чтобы просто найти хоть какую-то работу, а о том, чтобы сделать карьеру. Женщины предпенсионного возраста, оказавшиеся среди безработных, несмотря на свое высшее образование, чаще всего являются примером неспособности к адаптации к новым отношениям к жизни, труду, карьере. К тому же дипломы при отсутствии у их владельцев постоянного стремления повышать квалификацию в значительной мере обесцениваются. Еще одно отличие российской ситуации на рынке труда состоит в том, что можно преуспевать даже при отсутствии должного профессионализма. Например, все еще не редкость как в государственной, так и в частной торговле наличие продавцов, не умеющих работать с клиентами, однако по меркам Запада их можно отнести к преуспевающим людям. Но уже появились продавцы высокого уровня, соответствующие самым строгим требованиям. Мастер по ремонту холодильников или телевизоров не сомневается, что по его специальности всегда найдется работа. Но если он не будет осваивать новые модели и передовую технологию, т. е. повышать свою квалификацию, то и в таком надежном деле можно «оказаться за бортом». В результате сказанного можно предложить несколько советов для тех, кто хочет сделать успешную карьеру: 1. Если вы настроены на карьеру, вам нужно не просто хорошее, а престижное образование. Престижный вуз – отличный трамплин для карьеры. 2. Стоит ли получать образование за границей? Если вы собираетесь работать за рубежом, то целесообразно там же и получить образование. В процессе учебы вы заведете полезные знакомства, освоитесь в стране и т. д. Если вы собираетесь работать в своей стране, то образование, полученное за границей, прекрасно дополнит, но ни в коем случае не заменит высшего образования, которое вы получите в своем отечестве, поскольку специфика нашей экономики, финансов, культуры настолько значительна, что никакое зарубежное учебное заведение не сможет дать необходимых знаний. 3. Стоит ли рваться в платные вузы нового типа, обещающие сертификаты международного образца, разнообразные льготы и т. д.? Необходимо проверить наличие государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности, поговорить с теми, кто уже учится. 4. Будьте внимательны и осторожны к разнообразным предложениям посреднических услуг по получению образования и работы за границей. Присутствие слова «университет» и «колледж» в названии предлагаемого вам учебного заведения еще не значит, что его дипломы имеют ту же силу, что и дипломы о высшем образовании. 5. Если вы работаете, старайтесь повышать свою квалификацию за счет организации. Например, одна из крупных фирм, занимающаяся, в частности, развитием сети предприятий общественного питания в Москве, набрала на конкурсной основе перспективную молодежь, среди которой оказались выпускники и старшекурсники экономических вузов. Для них была создана возможность в процессе работы изучать все тонкости этого бизнеса, совершенствовать английский язык и учиться вождению автомобиля. 6. Если вы по тем или иным причинам не можете рассчитывать, что ваша организация обеспечит вам подобное обучение, весьма разумным будет вложение своих собственных средств для получения таких профессиональных навыков, которые, безусловно, полезны и необходимы каждому, кто решил создать успешную карьеру. Сюда относятся умение обращаться с компьютером, свободное владение иностранным языком, наличие водительских прав и навыки вождения автомобиля, а также приобретение юридических знаний. Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную. Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно в разных организациях. Наряду с профессиональной карьерой следует выделить внутри-организационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех направлениях: вертикальное – именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии; горизонтальное – имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); • центростремительное – данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, отдельные важные поручения руководства. Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей и рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. Например, одной из форм планирования карьеры является система пожизненного найма, распространенная в Японии. Эта система возникла после Второй мировой войны и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Суть системы в том, что человек, получив образование, поступает на работу в компанию и работает там до выхода на пенсию. За это время сотрудник может поменять несколько мест, сменить сферу деятельности, продвинуться по службе и все это в рамках одной компании. Преимущество пожизненного найма в том, что каждый сотрудник в мыслях напрямую связывает себя с компанией, на которую работает, понимает, что личное процветание зависит от процветания его компании. Система создает уверенность в завтрашнем дне, работник почти гарантирован от увольнения. Вместе с тем пожизненный наем имеет серьезные ограничения: эта система в Японии распространяется только на 25–30 % работников в крупных компаниях. В случае ухудшения финансового положения компании все равно проводят увольнения, соглашения о гарантиях занятости не записаны в официальных документах. Всегда нужно иметь в виду: у планирования тоже есть пределы. Пристально вглядываясь в будущее, не забывайте о настоящем. Кто-то верно заметил: «Жизнь – это то, что происходит, но и то, как вы строите планы на будущее». Не увлекайтесь планами на будущее и не упускайте возможностей, существующих сегодня.
Поиск работы.
Работой можно называть деятельность, способствующую выполнению жизненных целей и задач, обеспечивающую при этом общественное положение и необходимый материальный достаток. Любой человек в своей жизни сталкивается с проблемой получения хорошей работы, т. е. той, которую он сможет полюбить и в которую сможет вложить не только свое мастерство, но и свои чувства. Подходящая работа возвышает человека и улучшает его жизнь. Самая лучшая работа – та, выполняя которую, он сможет почувствовать себя самим собой. Работа включает в себя три основных элемента: материальная сторона, удовлетворение потребности в признании обществом личных заслуг, возможность индивида реализовать свои способности и возможности. По статистике, люди сегодня проводят на работе на 20 % времени больше, чем, например, еще 10–15 лет назад. Для многих проблема нахождения и получения работы может показаться трудноразрешимой и удручающей. Их волнует то, как обойти конкурентов на рынке труда и получить интересующую работу, с которой будут успешно справляться. Для этого необходимо обладать специальными знаниями и правильно ориентироваться в конкретной ситуации. Найти любимую работу – значит найти правильное соотношение между реальной жизненной ситуацией и вашими мечтами, навыками и личными качествами. Следовательно, прежде чем приняться за поиски работы, которая нравится и которая даст вам намного больше, чем просто деньги, следует тщательно выяснить, что вы знаете и умеете. Многие из нас недооценивают свои знания и свой потенциал либо, наоборот, завышают их. Итак, вы уже ранее определили свои жизненные цели, выяснили, что вас привлекает, проанализировали свои навыки и умения, помечтали и поговорили с людьми, которым удалось претворить свои мечты в жизнь. Теперь предстоит точно определить, какая именно работа нужна вам. Помните, что вы единственный, кто знает, какая работа нужна именно вам. Если вы спрашиваете потенциального работодателя: «А какие вакансии у вас есть?», «А какую должность вы могли бы мне предложить?», вы тем самым, во-первых, резко ослабляете свою позицию, поскольку для каждой вакансии найдется достаточное количество претендентов, уверенных в своем выборе, а во-вторых, подвергаете себя опасности, что через значительный период времени обнаружите, что вы занимаетесь совершенно не своим делом. Поэтому, прежде чем вы вплотную займетесь поиском работы, попробуйте на листе бумаги четко определить: • какую именно работу вы хотели бы выполнять? • область деятельности (в какой отрасли вы надеетесь найти такую работу?); • где именно находятся эти предприятия или фирмы? О новом месте работы нужно задумываться на всех этапах своей карьеры. Харви Маккей советует: «Не позволяйте себе благодушную зашоренность. Держите резюме отточенным и готовым к бою в любой момент, сеть ваших контактов должна быть всегда в действии, а слух и зрение на то и даны, чтобы вовремя уловить опасные перемены, ставящие вашу карьеру под угрозу. Никогда не прекращайте поиски основного варианта новой работы, причем старайтесь иметь на примете и запасные» Существует и такая достаточно распространенная психологами теория, которая советует полностью менять привычную ситуацию каждые пять-шесть лет. По отношению к работе такое предложение аргументируется тем, что этот период в среднем вполне достаточен, чтобы достичь «потолка» в данном качестве, дальнейшее пребывание в той же роли уже не способствует вашему росту. А остановка роста, как правило, приводит к деградации. Поиск работы – ответственное и трудоемкое дело, и неудивительно, что многие из нас довольствуются далеко не идеальным вариантом. К сожалению, поисками работы обычно занимаются не по собственному желанию. В наши дни многие попадают на рынок рабочей силы не по своей воле. В чем же состоит поиск работы? Строго говоря, можно выделить две основные фазы: • пассивную (сбор информации, размышление и анализ); • активную (организация встреч с работодателями и сами встречи). Первая фаза, безусловно, полезна и необходима всегда, особенно если вы нацелены на карьеру. Даже если перед вами не встанет необходимость перемены работы, вы будете чувствовать себя уверенно, имея какие-то варианты в запасе. К тому же работа с информацией и поддержание полезных связей никогда не бывают лишними. Если коммерсанты и правительственные чиновники рассматривают маркетинговые исследования в качестве полезного инструмента при выработке планов развития, почему бы и отдельным людям не пойти тем же путем? В конце концов, мы живем в информационную эпоху. Хорошо информированный всегда имеет ряд преимуществ перед теми, кто не владеет информацией. Чтобы сделать успешную карьеру в стремительно меняющемся мире, вам надо иметь всю доступную информацию о перспективах трудоустройства. Немногие могут позволить себе воспользоваться услугами компаний по исследованию рынка. Альтернативным решением будет самостоятельное исследование рынка, заключающееся в сборе информации о работе в выбранной вами сфере деятельности, ее анализе и обработке. Системное исследование такого типа должно определить те секторы рынка рабочей силы, на которых вам следует сконцентрироваться. Когда вы начнете четко представлять себе, кто является работодателем, где находятся свободные вакансии и какие требуются навыки, тогда вы сможете эффективно адресовать свои заявления о приеме на работу. Итак, искать работу следует для того, чтобы при любых обстоятельствах иметь хороший вариант, который вам нравится. Так где же и как ее искать? Существует несколько наиболее часто употребляемых и весьма эффективных способов поиска рабочего места: 1. Если вы целенаправлены на карьерный рост в определенной сфере деятельности, необходимым условием является наличие у вас информации обо всех предприятиях и организациях этой отрасли. Приобретайте справочные информационные материалы, используйте персональный компьютер и новейшие технологии и возможности Интернета, информационно-поисковые системы. 2. Регулярно прочитывайте еженедельные издания, публикующие предложения работодателей. Даже не получив желаемого результата, можно узнать много информации, например, о заработной плате и условиях труда специалиста, работающего по такой же профессии в конкурирующей фирме. В сравнении определится оптимальный вариант. 3. Смотрите телепередачи, слушайте радио, фильтруя мощные потоки информации о достижениях и перспективах роста, проблемах развития предприятия в интересующей вас отрасли. Постарайтесь понять, какие работники могут понадобиться данной организации, поспешите предложить свои услуги, убеждая в их полезности и даже необходимости. 4. Не прерывайте контактов с бывшими коллегами по работе, одноклассниками и согруппниками, добившимися успеха либо продвижения по службе. Не поленитесь их поздравить, а также вскользь намекнуть, что вы планируете предложить свои услуги этой фирме. 5. Хороший эффект при самостоятельном поиске работы может дать посланное в интересующую вас организацию, а возможно сразу в несколько, письмо с приложенным к нему резюме. Возможно, вы «попадете в точку» и именно такой специалист им нужен в данный момент. Вас несомненно пригласят на собеседование. 6. Все большую часть на рынке предоставляемых услуг занимают независимые (частные) агентства по найму персонала. Это уже не устаревшие «биржи труда», а более современные рекрутинговые фирмы по подбору персонала, работающие, как правило, по заказу работодателей, желающих в определенно короткий срок найти подходящего кандидата. Пройдя собеседование и составив совершенное резюме, вы будете занесены в базу данных и рассматриваться при поиске кандидата в первую очередь. Обычной практикой для посредников является подача объявлений о должностях от имени своих клиентов, особенно в случае высоких должностных положений. Однако, если у них в картотеках имеется большой выбор нужных специалистов, они могут и не давать объявления. Поэтому имеет смысл обратиться в несколько агентств с целью внесения своей кандидатуры в их картотеки. Личный визит может сотворить чудеса. Если вам удастся застать консультанта, когда он не занят, последний подробно поговорит с вами, чтобы узнать о вас как можно больше. Кроме предоставления вам информации о состоянии рынка интересующей вас профессии или специальности он может посоветовать вам обратиться в другие агентства, более соответствующие вашему профилю. Некоторые агентства работают с профессиями общего назначения, другие же специализируются в определенных областях, например бухгалтерии, компьютерах и т. д., хотя это и не всегда видно из их названий. 7. Другим, не менее эффективным вариантом по поиску работы может служить встреча с работниками отделов кадров того предприятия, где вы намереваетесь получить работу. 8. Наконец, вы можете дать объявление в газету, предложив свои услуги. Перечисляя все свои положительные качества, опыт, профессиональные навыки, вы выигрываете хотя бы в том, что звонки работодателей вам обеспечены. Результаты же зависят от вас самих. Владея искусством общения, вы добьетесь приглашения на личное собеседование. Например, одна женщина, прочитав в газете об успехе компании, удачно применившей технологическую новинку и собиравшейся в связи с этим открыть несколько филиалов, послала фирме поздравления и предложила свои услуги. В результате она получила приглашение на собеседование и затем работу еще до того, как начался официальный набор. Кстати, полезно звонками или поздравлениями по какому-то соответствующему поводу напоминать о себе и консультантам фирм, занимающимся подбором персонала, где вы оставляли свои данные. И конечно, очень важно ваше общение с коллегами и друзьями, имеющими талант быть всегда в курсе всех последних изменений [90, с. 51]. Соберите как можно больше материала, а потом попытайтесь решить, куда вы можете трудоустроиться. Каковы перспективы карьеры на сегодняшний день в интересующих вас областях? Обладаете ли вы навыками и квалификацией, нужной работодателям? В процессе поиска работы очень важно обладать умением анализировать размещаемые работодателями объявления о приеме на работу. Если «привлекательное» для вас объявление помещается самой компанией, будьте готовы к определенному взаимному недопониманию и преувеличениям, содержащимся в нем. Эпитет «устоявшаяся», например, может указать на то, что компания руководствуется консервативными методами и ее лучшие времена остались далеко в прошлом. Если предлагается «исключительная возможность», это может означать, что ищут человека, который не станет раскачивать уже тонущую лодку. На другом краю спектра лежат объявления типа «молодой, динамично развивающейся компании требуется опытный бухгалтер». Такие объявления характерны для групп недостаточно образованных выскочек, столкнувшихся с финансовой неразберихой в своих делах. А возможность трудоустройства в компанию, представляющую себя как «динамичную, прогрессивную и с далеко идущими планами», которой требуются «специалисты с хорошими знаниями в возрасте 20 лет», даже и не стоит рассматривать. Для проверки своих предположений попытайтесь достать отчеты за прошлые годы и любую литературу, относящуюся к фирме, на работу в которую вы хотите устроиться. Независимые консультанты имеют преимущество в объективности как в отношении предлагаемой должности, так и в отношении самой фирмы. А так как их задача заключается в том, чтобы эффективно представить требования своих клиентов для привлечения подходящих кандидатов, они заботятся, чтобы предоставляемая ими информация была реалистичной и достоверной. Что вы подумаете о работе, объявления о которой идут постоянно? На это может быть много причин. Кроме самой очевидной – на ваших работодателей не произвел впечатления ни один кандидат. Может быть, претендующий на работу человек отклонил свою кандидатуру в последний момент или фирма решила изменить формулировки требований к должности. Хуже всего, если какой-нибудь молодой рассеянный клерк отправил все заявления кандидатов в корзину. Все возможно, даже в самых прекрасно управляемых конторах. Повторяющееся объявление может многое означать. Кроме простого «тестирования рынка», оно может сигнализировать и о чем-то более негативном. Может быть, фирма испытывает трудности в наборе и удержании персонала. В таком случае требуется дополнительное исследование. Таким образом, какие бы методы поиска работы вы ни использовали, главное то, что, чем активнее вы займетесь поисками, тем скорее добьетесь ожидаемого результата – найдете ту работу, о которой мечтали.
Самореклама.
Как известно, в мире существуют и высокообразованные «нули», и менее образованные, не очень-то и талантливые люди, но умеющие правильно продать то малое, чем они обладают. Советы специалистов в области человеческих ресурсов часто сводятся к следующему: • учитесь правильно оценивать свою значимость; • постоянно работайте над своей личностью; • расширяйте свои знания; • учитесь правильно «подавать» себя[4]. Работодатели нанимают тех людей, которые могут выполнять именно ту работу, которая им поручена. Чтобы выяснить, кто перед ними, что это за люди, работодатели используют краткие резюме или описания трудовой деятельности (resumes), анкеты (application forms), письменные тесты (performance tests), медицинские заключения, просительные письма (cover letters), проводят собеседования или интервью с кандидатами на вакантное рабочее место. Краткое резюме с описанием трудовой деятельности, с одной стороны, анкеты и бланки, с другой – это два пути достижения одной и той же цели: дать работодателю письменное свидетельство квалификации, своих деловых качеств. Персональное резюме Практически во всех контактах, которые вы стремитесь установить, будь то заявление или запрос по рекламе, ваше резюме и предварительное сопроводительное письмо будут определять, состоится или нет ваша встреча с потенциальным работодателем. Как умело на бумаге «подать себя», зависит только от вас. Вы должны помочь своему нанимателю положительно «просветить вас изнутри», не имея возможности знать вас лично. Назначение резюме – привести вас к встрече с нанимателем через «просвечивание бумаги». На просмотр резюме затрачивается не более двух-трех минут. Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не сработало. Ваша цель – добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично. Как же составить персональное резюме? Существует два способа подготовки кратких резюме о трудовой деятельности. Способ подготовки резюме зависит от того, насколько опыт и уровень квалификации работника соответствуют характеру работы, на которую он претендует. Можно начать с описания характера работы или (второй вариант) – в порядке обратной хронологии – со своей базовой подготовки. Независимо от того, какой из подходов используется, следует придерживаться таких рекомендаций: • быть как можно точнее в формулировках и помнить, что неточное описание выполнявшихся в прошлом обязанностей может дать о вас столь же неопределенное впечатление; • опишите, каких результатов вы добились на своем прежнем рабочем месте. Если вы были руководителем проекта по повышению производительности, по снижению издержек производства, по подбору кадров или по достижению какой-нибудь еще цели, напишите об этом в своем резюме; • резюме надо напечатать, используя стандартный шрифт. Напечатанное резюме во всех случаях предпочтительнее рукописного, хотя не все работодатели оговаривают это; • объем резюме ни в коем случае не должен быть более двух страниц; • обязательно прочитайте образец резюме на предмет устранения орфографических и стилистических ошибок; • используйте копировальную технику только самого высокого качества и хорошую белую бумагу для размножения образца. Резюме с хронологическим порядком написания состоит из следующих основных блоков: A. Личные данные (имя, адрес, телефон). Б. Цель (не обязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой работы и почему вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2–3). B. Опыт работы (обычно в обратном хронологическом порядке; эта часть – основная, соблюдайте пропорциональность, поскольку чрезмерное расширение одной информации за счет другой настораживает). Г. Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен <
|