Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Влияние личных особенностей на выбор карьеры
При постановке целей нельзя переоценивать свои возможности. Необходимо ставить перед собой реальные цели, учитывая, в первую очередь, свои природные данные и личные качества [30, с. 46]. Для начала перечислите то, чем вы занимались в школе, вузе, на рабочем месте, а также какие навыки и способности вы при этом использовали. Что вам особенно хорошо удается? Какими достижениями вы больше всего гордитесь? Не будьте при этом чрезмерно критичны и не уделяйте слишком большое внимание своим недостаткам и неудачам. Ваша самооценка должна носить позитивный характер, поэтому сконцентрируйтесь на ваших сильных сторонах, на тех качествах, которые вы рано или поздно собираетесь «выставить» на продажу. Многие выпускники вузов часто считают, что квалификация является главным привлекательным пунктом для работодателей, но, как показывают данные исследований, менеджеры фирм обращают первостепенное внимание не только на это. Ниже приводится список качеств, которые ведущая английская инженерная компания хотела бы видеть во вновь принимаемых молодых сотрудниках, недавних выпускниках вузов: общительность, умение работать в команде, способность к разрешению проблем, аналитические способности, гибкость, приспосабливаемость, навыки межличностного общения, способность принимать решения, умение выносить независимые суждения. Некоторые из этих качеств классифицируются как разносторонние навыки, т. е. такие, которые можно применять в широком диапазоне специальностей. Часто людей, включая выпускников вузов, подводит недостаток у них навыков, заключающихся в умении: • написать отчет; • организовать презентацию; • оперативно найти нужную информацию в библиотеках и базах данных; • подготовиться к проведению совещания; • подготовить проект решения по обсуждаемым вопросам. Вне зависимости от выбранной вами сферы деятельности подобные навыки всегда окажутся полезными, поэтому будет совсем не лишним для вас развить эти умения, если вы еще не сделали этого. Индивидуальные особенности играют существенную роль в профессионально-деловом успехе человека. Не все способны оценить свою индивидуальность и использовать заложенный в ней потенциал. Классификация индивидуальных признаков, имеющих значение при выборе карьеры, может выглядеть следующим образом: 1 – черты характера; 2 – профессиональные склонности; 3 – способности и опыт; 4 – происхождение. Рассмотрим их подробнее. Черты характера. Различные авторы по-разному представляют себе набор качеств, необходимых для успеха в жизни. Сравнивая и комбинируя их, можно перечислить следующие характерные черты преуспевающего человека: • уверенность в себе; • общительность; • способность к самоутверждению; • уравновешенность; • объективность. Удачное сочетание этих черт может оказать положительное воздействие на профессионально-деловой успех. Естественно, что у каждой личности эти характерные черты проявляются в разной степени, причем одна может компенсировать недостаток другой. Все они настолько важны, что развитию каждой из них нужно уделить серьезное внимание. Профессиональные склонности. Специалисты насчитывают только в нашей стране около 7000 профессий. Причем то и дело возникают новые профессии и отмирают устаревшие. В международный стандарт классификации профессий их было занесено 9333. Для верного выбора в этом огромном числе профессий можно воспользоваться методом академика Е.А. Климова, позволяющим определить свои склонности. Он заключается в следующем: все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира делятся на пять основных типов (см. приложение 3). 1. Профессии типа «человек – природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог, метеоролог и т. д.), ее растительного и животного мира (ботаник, биолог, зоолог и т. д.), производством продукции животноводства и растениеводства (садовод, овцевод, агроном и т. д.). 2. В профессиях типа «человек – техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда относится великое множество промышленных и строительных специальностей (сталевар, литейщик, токарь, слесарь, швея, инженер и т. д.), а также вождение и обслуживание транспортных средств. 3. К профессиям типа «человек – знаковая система» относятся разнообразные формы деятельности, связанные с обработкой информации. Это работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк, философ и т. д.), абстрактно-математическими (статистик, кассир, математик, экономист), графическими (чертежник, конструктор, картограф и т. д.), с системами и средствами обработки знаков (программист ЭВМ, оператор и т. д.). 4. Основное содержание профессий типа «человек – художественный образ» – искусство, художественная культура. Сюда можно отнести изобразительное творчество (архитектор, живописец, дизайнер и т. д.), художественную обработку материалов (гравер, модельер, ювелир и т. д.), создание художественных зрелищ (композитор, дирижер, балетмейстер, актер и т. д.). 5. Основным содержанием профессий «человек – человек» является общение. Здесь необходимо поддерживать и устанавливать контакты с людьми. Сюда относятся педагогические профессии (учитель, воспитатель, тренер и т. д.), область юстиции (арбитр, юрисконсульт, милиционер, следователь и т. д.), культпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, корреспондент), сфера обслуживания (продавец, официант, парикмахер), сфера управленческой деятельности (менеджер). Реальные профессии представляют собой комбинацию различных видов деятельности. Например, профессии, связанные с медициной, относятся как к системе «человек – человек», так и к системе «человек – природа». Данная методика осуществляет выбор карьеры на основе тех навыков и умений, от реализации которых человек получает наибольшее удовлетворение. В наше время этому придается большое значение, так как от удовлетворения зависит настроение человека, которое не только влияет на его здоровье и моральный климат в коллективе, но и является важнейшим и необходимым условием роста производительности труда, надежной гарантией от ошибок и упущений, халатности и небрежности. Способности и опыт. Человеку самому трудно определить свои способности. Людям свойственно либо завышать их, либо (реже) занижать. Способности человека определяются разнообразными факторами: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания и многим другим. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить. Способности и личностные качества трудно рассматривать в отрыве от их приложения. Например, способность оригинально мыслить необходима исследователю, может быть полезна руководителю, но совершенно излишня при работе на конвейере. Определив профессиональные склонности, стоит разобраться, какие способности необходимы для работы по выбранной специальности, и определить, в какой мере эти качества присутствуют; и если эти качества недостаточно развиты, необходимо будет заняться их развитием. По специальной таблице можно определить, какие способности необходимы для выбранной профессии (см. приложение 3). Чтобы оценить наличие у себя той или иной способности, лучше всего обратиться к людям, которые хорошо вас знают, к родным, друзьям, знакомым, коллегам по работе и попросить их написать на бумаге, что они считают вашими сильными сторонами, где, по их мнению, вы могли бы особенно эффективно применить свои способности, что для этого стоило бы сделать, какие качества мешают вам, каких вам недостает и т. д. Можно использовать и более сложные психодиагностические методики. Не следует путать способности с профессиональными знаниями и навыками. Это означает, что набор качеств, необходимых, например, бухгалтеру, не сделает человека настоящим бухгалтером, если он не прошел соответствующего обучения. Однако способности и опыт тесно связаны, например, если вы хотите чему-то научиться, используя накопленный опыт. Если вы склонны чаще обращаться к прошлому, напрашивается вывод, что ваша сила заключается в умелом использовании опыта, накопленного вами большей частью бессознательно. При решении задач вы охотнее опираетесь на свое чутье, чем на логику аргументов. Происхождение. Многие утверждают, что происхождение в значительной мере определило всю их последующую жизнь. И во многих случаях это действительно так. Однако доказано, что успех и происхождение не всегда связаны. Нередко высказывается мнение, что трудно рассчитывать на успех, если нет соответствующего происхождения и вытекающих отсюда связей. Однако есть источники, утверждающие, что так называемые нижние и средние слои являются основными поставщиками руководящих кадров. Почти у половины (48 %) управляющих и председателей правлений фирм отцы – служащие, чиновники или самостоятельные предприниматели среднего звена. Вместе с менеджерами, выходцами из рабочих семей (11 %), эта группа составила почти 60 % высших руководящих кадров. Разумеется, нельзя отрицать, что, унаследовав собственность, легче осваивать новые горизонты, но, с другой стороны, совсем не просто быть наследником. Не всякому дается искусство управлять отцовским наследством, приумножать его. И в то же время есть люди, создавшие на пустом месте целые империи. Какого происхождения вы бы ни были, используйте все ценное, что вам досталось или достанется по наследству, причем это могут быть не только обязательно материальные ценности.
|