Эмоциональный потенциал работоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональный потенциал работоспособности




Руководитель трудового коллектива чаще всего живет своей работой. Мысли о работе сопровождают его повсюду, ему трудно отключиться от них. И если он находит в своей работе удовлетворение, то в этом случае проблемы управленческого труда разжимают свой пресс. Любовь к своему делу дает человеку новые импульсы работоспособности.
Если присмотреться к работе руководителя, можно выделить два типа их отношений к выполнению своих обязанностей. Условно назовем эти типы «А» и «Б».
Люди типа «А» отличаются чувством ответственности, честолюбием, постоянным стремлением к успеху. Они вечно загружены работой, Цренебрегают отдыхом, активны в достижении целей. Человек типа «А» — жесткая, конфликтная, эмоциональная личность.
К гипу «Б» относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные люди. Они не берут на себя дополнительные нагрузки, любят и умеют отдыхать. На производстве они думают о работе, в отпуске — об отдыхе, дома — о семье. Эти люди степенны, добродушны, легко переносят трудности и невзгоды жизни, в меру эмоциональны.
V людей типа «А» нервная система не располагает достаточным запасом прочности, поэтому в условиях стрессов у них чаще развиваются срывы. Значительно устойчивей люди типа «Б». У них недолго длятся такие отрицательные эмоции, как тревога, гнев, печаль, страх. Они реально оценивают события.
Эти модели типов руководителя помогают целенаправленно заняться профилактикой нарушений здоровья и максимально подвысить работоспособность. Для этого необходимо выяснить, к какому типу вы больше тяготеете, а затем оценить сильные и слабые стороны своего типа личности. Например, люди типа «А» могут использовать рациональную организацию труда, аутогенную тренировку и другие методы защиты нервной системы от перегрузок. Самоанализ будет полезен и людям типа «Б», ведь они смогут проявлять больше деловой инициативы, активнее участвовать в общественной и трудовой жизни, научатся сопереживать ближним.
Но если работа не увлекает руководителя, не приносит ему Удовлетворения, тяготит его — отрицательные последствия для

работоспособности практически неизбежны. Следовательно, удовлетворенность работой, успехи на работе являются важным психологическим условием обеспечения высокой работоспособности руководителя.
Какие резервы лежат, можно сказать, на поверхности?
Следует запомнить: любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Необходимо применять рациональные приемы труда: перед началом работы следуег все продумать, не начинать работу, пока не приготовлены нужные материалы, в работу надо входить постепенно, во время работы не отрываться для другого дела.
Опыт показывает, что люди, добившиеся успехов в управленческой деятельности, как правило, имеют благополучные семьи, характеризующиеся хорошим, «комфортным» морально-психоло-. гическим климатом.
Руководителям часто приходится разрываться между семьей и работой: и то, и другое требует большой самоотдачи.
Воспитание оптимизма и жизнерадостности. Чтобы сохранить творческую активность, человек должен жить в атмосфере доброжелательности. Доброта, доверие, дух творчества в производственном коллективе — все это способствует стабильному состоянию человека, не напрягает его нервную систему. В такой обстановке человека чаще обходят склерозные поражения сосудов, инфарктные состояния, другие тяжелейшие недуги. Конечно, создание благоприятного психологического климата зависит не только от вас. Поэтому каждый руководитель должен вырабатывать в себе защитную реакцию на нервные напряжения, должен научиться переживать их «философски». К сожалению, пропаганда психологической культуры среди населения у нас поставлена пока плохо. Подавляющее большинство людей, если и слышали об аутотренинге, то не имеют никакого понятия на тот счет, как его применять. Психологов же, которые могли обучить людей поведению в той или иной жизненной ситуации, крайне мало. И важный путь здесь — самообразование, овладение простейшими навыками психотерапии, возможности которой поистине огромны. Вера в благотворное воздействие физических упражнений во сто крат повышает их эффективность. Умение сдержаться иной раз предотвращает катастрофу в конфликтной ситуации.
Наше настроение прямо влияет на здоровье. Думающий о несчастьях чаще и становится несчастным, думающий о болезнях чаще и заболевает. Правильно думать — значит уметь приводить мысли в порядок, направлять их сознательно в позитивную сторону. Кто этим обладает, может твердо поставить свое здоровье

на прочную основу. Тело, ум и психика, душевное состояние взаимосвязаны, и неблагополучие одного из них влечет разлад в другом. Важную роль в сохранении здоровья, в борьбе с болезнями играет и самовнушение. Оно тем сильнее, чем больше вы верим в его силу.
Непреложным жизненным правилом должно быть сохранение высокого темпа жизни. Увлеченный делом ни на что не обращает внимания, не раздумывает над своими слабостями и недугами. Нужно наполнить каждый день своей жизни заботами и надеждами, а не страхами, и тогда она обретает дополнительную радость, принесет удовлетворение. Чтобы как-то нейтрализовать действие стрессов, надо уметь «разряжаться»: полноценно отдыхать не только в отпуске, но и каждый день, пойти на танцы, в сауну... Нужно иметь какое-нибудь хобби. Лучше не принимать снотворных таблеток, поскольку многие из них действуют 14 ч, и после ночи долго держится ощущение разбитости, усталости.
Большое значение для стабилизации нервной системы руководителя и психологической разгрузки имеет внеслужебное время. Распределяется оно у различных руководителей по-разному. Можно привести примерное распределение этого времени: передвижение на работу и с работы — 5—10%, сон — 50%, домашний труд — 20°/gt;, свободное время — 20%. Таким образом, не более одной трети внеслужебного времени можно рассматривать как собственно свободное время.
Американский философ Б. Фуллер писал: «Я прожил 70 лет. Это составляет 600 тыс. ч. Из них 200 тыс. я проспал, 100 тыс. ушло на то, чтобы есть, пить, восстанавливать свое здоровье, 200 тыс. ч я учился и зарабатывал на жизнь, 60 тыс. ч я провел в дороге. Остаток времени, которым я мог располагать свободно, составил всего 40 тыс. ч или около полутора часов в день». В итоге за семьдесят прожитых лет — полтора часа в день собственно свободного времени.
Значительно меньше свободного времени у большинства руководителей. *
Но количество свободного времени — только один показатель его использования. Другой, значительно более важный его показатель — это то, чем оно заполнено. Как писал С.Я. Маршак:
«...Время растяжимо —
Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его».

Некоторые руководители стараются подчеркнуть, что у них нет свободного времени. Этим не стоит гордиться. Дело в том, что свободное время необходимо для успешного формирования руководителя, а это значит, и для успешного выполнения им служебных обязанностей. Поэтому руководитель должен иметь определенное свободное время и, что еще важнее, уметь правильно его использовать.
Иногда руководители гордятся тем, что никогда или почти никогда не отдыхают. Но ведь даже в отношении машины, работающей на износ, такая работа считается не самой эффективной. А здесь речь идет о человеке.
Руководитель не может относиться к своей работоспособности только как к своей собственности. Необходимо соблюдение правильного режима работы, строгое чередование работы и отдыха. Всегда ли мы понимаем, что отдых — это предпосылка, необходимое условие для успешного выполнения основной работы?
Другой аспект свободного времени — это воздействие на личность. То, как проводит человек свободное время, в значительной мере формирует его. То, с кем он встречается, с кем говорит, какие читает книги и смотрит фильмы, изо дня в день самым глубоким образом влияет на его интеллект, характер, даже на нравственные качества.
Общение. Человеку, существу социальному, потребность в общении присуща в высшей степени.
Казалось бы, смысл общения в обмене информацией. На первый взгляд, так оно и есть. Человек, с которым есть о чем поговорить, интересен, приятен для нас. Но почему же, если мы узнаем, что этот человек причинил кому-то зло. совершил бесчестный поступок, становится для нас неинтересен, и пропадает желание общаться с ним? Значит, дело не только в одной информации. Видимо, глубинный смысл общения в другом: в обмене своего рода добрыми чувствами. А слова, которые произносятся, разговоры — это внешнее, это то, что лежит на поверхности процесса общения.
Эмоциональная приязнь к человеку во многом определяется чувством подобия себе. Например, страстные спорщики обычно группируются с себе же подобными. Дискуссии, которым они предаются, доставляют каждому из них максимум радости.
Есть понятие «психологический комфорт». Если при общении с человеком вы не испытываете напряжения, если вам с ним легко и свободно — это и есть ощущение такого комфорта. В свободное время осознанно или неосознанно мы стараемся окружить себя именно такими людьми.

Увлечения. Часто интересы человека не'Шраничиваются рамками его специальности, и в свое свободное время он находит занятие, весьма далекое от его основной профессии. Например, М-Н. Тухачевский, будучи начальником Генерального штаба Красной Армии, в свободное время делал скрипки, Д.И. Менделеев не менее увлеченно, чем химией, занимался изготовлением чемоданов. Как-то, когда он покупал в лавке материал для своего ремесла, продавца спросили: «Кто это такой?»
«Как же-с, — ответил продавец. — Неужели не узнали? Их все знают. Это известный чемоданных дел мастер Менделеев-с». Другой известный химик, А.М. Бутлеров, был специалистом в области пчеловодства и даже президентом общества пчеловодов. А знаменитый математик Н.И. Лобачевский все свободное время посвящал садоводству. Он был награжден серебряной медалью за успехи в этой области.
Очевидно, этот интерес к другим сферам деятельности закономерен. Особенно в наше время, когда происходит все большая специализация, такого рода увлечения позволяют человеку сохранить разпосторонносгь интересов, многогранность своей личности.
Итак, эмоциональное состояние имеет очень важное значение для работоспособности и здоровья, особенно благоприятное влияние оказывают положительные эмоции. Еще древние врачи замечали, что веселые люди быстрее выздоравливают. Выдающийся русский хирург, основатель военно-полевой хирургии
Н.И. Пирогов также подметил, что раны у солдат-победителей заживают быстрее, чем у побежденных, хотя и те и другие лечатся в одном госпитале...
Психологическое состояние человека сложным образом влияет на все внутренние физиологические процессы. Механизмы этого влияния только в общих чертах установлены физиологией.
Любая возникшая потребность создает некое неудобство, дискомфорт, возникает поисковая реакция достижения цели, начинаются активные действия, чтобы удовлетворить потребность. И когда эти действия достигают цели, возникает чувство радости, удовлетворения.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда у вас берутся силы, когда вам необходимо преодолеть личные невзгоды? Наверняка вы отвечали себе, что черпаете их главным образом из внутренней энергии.
Внутренней энергией обладает каждый, но в разной мере. До сих пор, правда, неясно, откуда берется эта энергия. Существуют различные источники, питающие ее. У одного источником является религиозная вера, у другого — сильное самосознание, чувство ответственности и т.д.

Ясно одно, что источники внутренней энергии небезграничны. Мы не можем постоянно черпать из них энергию, иначе они иссякнут. Мы должны бережно и экономно расходовать ее, не тратить попусту и не позволять другим «вытягивать» ее из нас, причиняя тем самым вред.
Тот, кто пребывает в постоянном напряжении, расходует свою внутреннюю энергию быстрее, чем люди уравновешенные. Человек же с кипучей энергией особенно быстро истощает ее, так что у него не остается сил сконцентрироваться на главном.
Следовательно, мы должны следить за тем, чтобы расслабление и концентрация находились в оптимальном отношении. Этого добиться не так просто в наше бурное время, насыщенное стрессовыми ситуациями, ставящими перед нами все новые и новые проблемы, загоняющими нас порой в патовые положения.
Физиологи считают, что человек, избегавший трудностей, не испытывает подлинной радости. Серая, немая, скучная жизнь не обеспечивает процветающего здоровья. Для здоровья остро необходима радость. А чтобы испытать ее, нужно не бояться идти навстречу трудностям и ставить большие жизненные цели Если эти цели совпадают с целями общества, то человек получает паи- высшую человеческую радость.
Замечено, что манера людей общаться с ближними является в значительной мере отражением того, как ближние сами делают это. Простой пример. Спросите о чем-нибудь человека шепотом, он невольно ответит вам на пониженных тонах. Прокричите ему вопрос — он ответит вам так же.
Иными словами, исходная благожелательность является условием ответной благожелательности тех, кто нас окружает.
Главное средство создания положительного эмоционального фона — это слово. «Слово для человека, — писал И.П. Павлов, — является сильнейшим условным раздражителем, не имеющим равного себе ни в количественном, ни в качественном отношении среди других раздражителей». Это значит, каждое слово, которое мы слышим и тем более произносим, оставляет глубокий след в нас самих. Злословя по отношению к другому человеку, мы наносим вред не только тому, о ком говорим, но и себе самим, своей психике, своему видению мира. Вот почему так важно уметь подавить в себе это. «Умейте в каждой вещи найти не худшее, а лучшее, — не уставал повторять Станиславский. — Не худшее, а лучшее».
Об этом же, об умении видеть лучшее, писал известный русский художник Н. Рерих: «Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то
надо учиться их очистить. И у нас жизнь разрастается, и нам недосуг будет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы. И у пас откроется глаз добрый».
«Глаз добрый», благожелательность к людям и есть то, что ведет к появлению положительных эмоций. Безусловно, умение создавать положительные эмоции сначала потребует усилий. Но только сначала, пока эти усилия не станут привычкой, чертой характера.
Психопрофилактика. В последние годы исследователи все чаще стали обращаться к рассмотрению способностей людей справляться с различными жизненными ситуациями.

Указывается, что патологические изменения в организме не зависят непосредственно от характера стрессора, но обусловлены способностью или неспособностью человека преодолевать возникшие жизненные трудности и связанные с ними изменения в организме. Здоровье — это результат эффективного преодоления трудностей, не испытывая стресса (или испытывая его лишь в незначительной степени), они не вызывают заметных изменений здоровья. Если же человек не в состоянии справиться с трудностями или нуждается в значительном усилии, чтобы их преодолеть, то он испытывает состояние стресса, который неблагоприятно воздействует на здоровье. Можно сказать, что каждый человек в значительной мере создает свои собственные стрессовые факторы, которые вызывают нарушения здоровья.
Фактором, смягчающим действие стресса, является социальная поддержка. Хорошо известно, что тот легче переживает удары судьбы, кто имеет поддержку со стороны окружающих его людей, что создает ощущение защищенности, одобрения, признания. Социальная поддержка включает в себя несколько компонентов, которые выполняют ряд поддерживающих функций: чувство надежности партнеров по работе, общение, как таковое, получение подтверждения своей значимости, привязанности, возможности кого-то воспитывать и растить. Социальная поддержка со стороны членов семьи и вышестоящего начальника оказалась наиболее эффективной в смягчении влияния производственного стресса на здоровье. Хорошие отношения с подчиненными на работе служат своеобразным буфером против влияния стресса и являются одной из форм социальной поддержки.
Выделяются две основные формы снятия стресса: изменение психотравмирующей ситуации и контролирование (регулирование) своего эмоционального состояния. Если нельзя изменить ситуацию, необходимо изменить отношение к ней.
amp;

Уберечься от болезни человек может, не только пассивно избегая вредных воздействий, но и активно преодолевая их. Ученые доказали позитивную роль активности организма и личности в предотвращении целого ряда патологических состояний и негативную роль пассивности, как предпосылки развития разнообразных болезненных состояний. Известны данные о том, что в период войны, несмотря на широкое распространение среди населения интенсивного и длительного эмоционального напряжения, не было отмечено увеличения таких заболеваний, как гипертония, язвенная болезнь желудка. Среди жителей блокадного Ленинграда почти не отмечалось вышеуказанных болезней, однако число их возросло после снятия блокады. Такие парадоксальные явления объясняются активностью человека, находящегося в экстремальных условиях. Они показывают, что болезненное воздействие оказывает не столько сама стрессовая ситуация, сколько тип поведения человека.
Широкое распространение для уменьшения стресса или предупреждения его получили различные релаксационные методики, в том числе аутогенная тренировка. Психическое напряжение непосредственно связано с напряжением мускулатуры. Чтобы добиться душевного равновесия, необходимо, прежде всего, научиться мышечному расслаблению.
Аутогенная тренировка, как один из методов психопрофилактики и психогигиены, представляет собой вид самотренировки, в основе которого лежит самовнушение. Приемы аутотренинга находят применение у здоровых людей, используют ее с целью совершенствования свойств личности, тренировки гибкости и пластичности поведения в бытовой и производственной обстановке, для ослабления или нейтрализации эмоционального перенапряжения. Расслабив мышцы лица, рук, ног, нервные центры головного мозга, контролирующие их работу, переходят в состояние покоя и тем самым оказывают нормализующее влияние на работу других центров головного мозга, регулирующих деятельность внутренних органов. Они начинают «работать» более экономно и спокойно (понижается артериальное давление, нормализуются пульс и дыхание). В состоянии расслабления и спокойствия человеку легче вызвать наступление сна, уменьшить беспокойство и тревогу, т.е. человек получает «личное оружие» психологической самозащиты.
Люди не в состоянии скроить свои чувства по заказу, включать или выключать их подобно электрическому освещению. Но если они не поддаются непосредственному управлению, это можно сделать косвенным путем.

Если не удается вытеснить негативные чувства, то надо «подменить» их положительными чувствами. Вспомните, что чувство следует за образом. Как только у вас возникают чувства нежелательного характера, вы не должны концентрировать на них внимание, пытаясь изгнать их. Вместо этого немедленно заполняйте ваше воображение приятными образами, представлениями и воспоминаниями. А негативные чувства пусть позаботятся о себе сами. Вы вдруг обнаружите, что у вас возникли новые чувства, соответствующие вашим мысленным образам и воспоминаниям.
Когда вы слышите музыку, которая вам не нравится, вы ведь не пытаетесь заставить проигрыватель изменить мелодию, вы просто меняете пластинку. Итак, просто воскресите в памяти другие образы, и чувства придут сами собой. Постоянно помните об этой возможности, о том, что в ваших силах устроить свою дальнейшую жизнь по-новому.
Следует еще раз подчеркнуть, что, каким бы ни было ваше представление о счастье, оно всегда связано с достижением важной цели, с радостной, полнокровной жизнью. Максуэлл Мольц в своей книге «Я — это Я, или Как стать счастливым» писал: «Вера в свои силы, в свои способности, оптимизм, решительность продлевают молодость, продлевают жизнь, помогают обрести успех и счастье. Пусть вами владеет лишь «ностальгия по будущему».
Умение обрести спокойствие и расслабиться [82]. Как же обрести спокойствие?
Чтобы обрести это умение, придерживайтесь следующих рекомендаций. Наилучший способ подготовиться к завтрашнему дню — хорошо выполнить сегодняшние дела. Если возникла ситуация, рождающая у вас чувство беспокойства, то:
а) спросите себя: «А что произойдет в худшем случае?»;
б) спокойно разберитесь в ситуации и постарайтесь найти способ улучшить этот наихудший вариант. Чтобы не впадать в отчаяние, активизируйте свою деятельность. Не теряйте душевного равновесия из-за пустяков. Примиряйтесь с неизбежными обстоятельствами. Не давайте себе увязнуть в неприятностях, умейте вовремя остановиться. Думайте о светлом, бодритесь, и вы будете чувствовать себя веселым и добрым. Попытка расквитаться с недругами выходит себе дороже. Не следует тратить время на людей, которых не любите.

9. Не будем огорчаться по поводу неблагодарности, будем находить радость, не ожидая благодарности, а отдавая ее. Будьте практичными. Если судьба преподносит лимон, постарайтесь из него сделать лимонад. Считайте свои удачи, а не несчастья. Не думайте о себе, проявите интерес к другим людям. Старайтесь ежедневно делать что-то доброе, приносящее радость другим. Не подражайте другим, будьте самим собой. Помните, что несправедливая критика зачастую является скрытым комплиментом. Она означает, что вы вызвали зависть. Поступайте так, как считаете следует поступать. Ведите учет ошибок, которые вы совершили, будьте самокритичны. Не следует рассчитывать на собственное совершенство во всем. Заведите блокнот для «вдохновенного чтения». Записывайте туда стихи, цитаты, вызывающие у вас чувство бодрости. Не задерживайте слишком долго внимания па недостатках других людей. Прежде чем лечь спать, составьте план работы на завтра. Умейте расслабиться во время работы и отдыха. Отдыхайте до того, как вы утомитесь. Отнеситесь к своей работе с энтузиазмом. Если вас беспокоит бессонница, то: вставайте, работайте или начинайте читать до тех пор, пока не появится сонливость; помните, что никто не умер от бессонницы; расслабьте мышцы тела, включайте сонливость; давайте себе такую физическую нагрузку, после которой не заснуть станет невозможно.
Можно рекомендовать следующие, достаточно простые способы расслабиться. Почувствовав усталость, ложитесь на пол, подстелив одеяло или коврик. Вытянитесь, приняв удобное положение. Делайте это не реже двух раз в день. Закройте глаза и дышиге медленно. Повторяйте про себя: «Солнце светит. Небо голубое, прекрасное. Природа спокойна. Я спокоен и здоров». Если вы не можете лечь на пол, то можете достигнуть эффекта, сидя на жестком стуле. Сидите прямо. Положите руки ладонями вниз на верхнюю часть бедра. Напрягите пальцы ног, затем расслабьте. Далее, напрягите икроножные мышцы и расслабьтесь снова. Медленно

двигайтесь таким образом вверх по телу, напрягая и расслабляя мышцы. Наконец, медленно вращайте голову в одну, а затем в другую сторону. Успокойтесь с помощью медленного ритмичного дыхания. Оно является одним из лучших способов, чтобы успокоить нервы.
Физическое и психическое здоровье в огромной степени зависит от энергетического баланса в нашем организме. При мощной энергетике люди практически не болеют. Поэтому важно научиться регулировать и усиливать свою биоэнергетику.
Следует запомнить: доброта, доверие, дух творчества в коллективе — все это способствует стабильному психологическому состоянию человека. Каждый руководитель должен выработать в себе защитную реакцию на нервные напряжения, должен овладеть аутотренингом. Надо уметь «разряжаться», полноценно отдыхать не только в отпуске, но и каждый день. Главное средство создания положительного эмоционального фона — это слово. Оно оставляет глубокий след в нас самих. Злословя по отношению к другому человеку, мы наносим вред не только тому, о ком говорим, по и своей психике. Умение создавать положительные эмоции должно стать привычкой, чертой характера.
Резюме В новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя: упорство в работе; настойчивость и целеустремленность; воспитание потребности доводить начатое до конца.
I
Важной основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фактор здоровья. Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Необходимо применять рациональные приемы труда: прежде чем приступать к работе, надо все продумать; не начинайте работу без нужных материалов, инструментов; входите в работу постепенно; во время работы не отрывайтесь на ненужные дела; завершив работу, приведите в порядок рабочее место.
Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в атмосфере доброжелательности. Неблагоприятное воздействие на здоровье оказывает состояние стресса. Существуют две основные формы снятия стресса: изменение психотравмирующей ситуации; контролирование (регулирование) своего эмоционального состояния. Труд менеджера требует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрессовых ситуаций. Большое распространение для уменьшения стресса получили различные релаксационные методики и аутогенная тренировка.
Практическое задание
Упражнение выполняется в положении на спине. Ноги слегка раздвинуты, носки врозь. Руки свободно лежат вдоль тела. Медленно повторяйте про себя следующие утверждения: Я совершенно спокоен и расслаблен.
Цель: общее успокоение вегетативной нервной системы. Моя правая рука (для левши — левая рука) — очень тяжелая. Цель: мышечное расслабление. а. Я совершенно спокоен и расслаблен (повторить один раз). По моей правой (левой) руке распространяется тепло.
Цель: снятие напряжения с кровеносных сосудов.
2а. Я совершенно спокоен и расслаблен (повторить один раз). У меня спокойный и ровный пульс.
Цель: успокоение и ритмизация системы кровообращения. За. Я совершенно спокоен и расслаблен (повторить один раз). Я дышу спокойно и ровно.
4а. Я совершенно спокоен и расслаблен (повторить один раз). По моему телу разливается тепло.
Цель: снятие напряжения с желудочно-кишечного тракта.
5а. Я совершенно спокоен и расслаблен (повторить один раз). Мой лоб прохладен.
Цель: снятие напряжения с сосудов головного мозга.
6а. Я совершенно спокоен и расслаблен (повторить один раз). Выход из состояния аутогенной тренировки. Тренировка заканчивается вполне определенным образом.
7а. Сжать руки.
76. Несколько раз энергично согнуть и разогнуть в локтях обе руки. 7в. Открыть глаза.

Контрольные вопросы Что подразумевается под эмоционально-волевыми ресурсами работоспособности? Дайте рекомендации по активизации волевых качеств. Охарактеризуйте систему самоорганизации личного здоровья. Охарактеризуйте типы отношений руководителя к выполнению обязанностей. Каковы рациональные приемы труда руководителя? Как влияет атмосфера доброжелательности на человека? Какие вы знаете способы расслабления и обретения спокойствия?

 

Гигиена умственного труда

 

⇐ Предыдущая16171819202122232425Следующая ⇒

 

Выделяют три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности называют «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов – это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5–2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5–2 ч, а при третьем виде умственной деятельности – через 40–50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5–10–минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18–22°, а относительная влажность–50–70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25–27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно–гигиенические исследования установили, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15–0,45 %, т. е. увеличивается в 5–15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.

Все это говорит о необходимости проветривать аудитории.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40–50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75–80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию.

На столе желательно иметь пюпитр–подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

Правильное питание

Основу рационального питания составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются структурной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность. Белки в организме человека образуются из пищевых белков, которые в результате переваривания расщепляются до аминокислот, всасываются в кровь и используются клетками. Аминокислоты делятся на заменимые (они синтезируются в организме) и незаменимые, которые поступают с продуктами питания. Из незаменимых аминокислот особо важными признаны метионин, лицин и тряптофан. Они содержатся преимущественно в продуктах животного происхождения. Особенно необходим для умственной деятельности метионин. Наибольшее содержание его в твороге, яйцах, сыре, мясе.

Средняя потребность организма в белках составляет 1–1,3 г на килограмм массы тела. Для студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом, из–за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион студента следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры – наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент – жирные кислоты являются незаменимой составной частью пищи.

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения.

Углеводы поступают с пищей в виде моносахаридов (фруктозы, галактозы), дисахаридов (сахарозы, лактозы) и полисахаридов (крахмала, клетчатки, гликогена, пектина), превращаясь в результате биохимических ре–акций в глюкозу. Излишнее употребление углеводов, особенно сахара, чрезвычайно вредно. Поэтому рекомендуется в качестве источников углеводов больше использовать продукты, содержащие полисахариды (каши, картофель), фрукты и ягоды.

Средняя суточная потребность человека студенческого возраста в углеводах составляет 4–5 г на килограмм массы. При регулярных занятиях физическими упражнениями организму требуется больше углеводов – до 600 г. Углеводы в виде сахарного песка, меда, варенья рекомендуется вводить 35%, а остальное количество желательно восполнять за счет хлеба, картофеля, круп, яблок и т. д.

Энергетическая ценность пищи, или ее калорийность, зависит от количества присутствующих в ней белков, жиров и углеводов. По установленным нормам калорийность для юношей–студентов составляет 3000 ккал в день, для девушек – 2600 ккал. При занятиях спортом и физической культурой калорийность пищи должна повышаться приблизительно на 700––1000 ккал, в зависимости от интенсивности нагрузок.

Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3–4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Еще недавно была популярна рекомендация завтракать достаточно плотно. Однако в результате длительных наблюдений был сделан вывод, что прилив крови к органам пищеварения после сытной еды уменьшает кровоснабжение мозга, скелетных мышц. А это ведет к ухудшению продуктивности умственной деятельности. Поэтому наиболее правильно во время завтрака употреблять 15–20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать желательно как минимум за 1,5–2 ч до сна, чтобы пища переварилась. По возможности следует организовать второй завтрак или полдник, в виде горячего чая с бутербродами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.200.128 (0.058 с.)