Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоанализ качества выступления

Поиск


Чтобы осмыслить положительные и отрицательные стороны своего выступления, устранить недостатки, промахи, недоработки, дать оценку своему выступлению, необходим критический самоанализ его качества.

Оценку выступления можно дать по схеме, представляющей собой систему вопросов, отражающих совокупность требований, предъявляемых к выступлению. Схема оценки может быть более или меиее детализированной, но во всех вариантах в ней должны учитываться главные особенности выступления, определяющие ее эффективность (см. приложение 8).
В качестве примера можно привести следующую схему самоанализа и оценки выступления. Каков состав аудитории? Каково количество слушателей, а также каков их возрастной, профессиональный, образовательный состав? Как было организовано оповещение, каковы формы приглашения слушателей, подготовленность помещения? Заинтересовало ли выступление аудиторию? В какой мере содержанием выступления была исчерпана названная тема? Как было построено выступление, его последовательность и логичность? Какие вопросы следовало бы опустить или сократить, а какие, наоборот, развернуть шире исходя из характера аудитории? Была ли связь излагавшегося материала с жизненной практикой слушателей? Удачно ли сочетались в выступлении рассуждения и живые примеры, фактический материал и выводы из него? Какое место занимали ссылки на авторитетные мнения, цитаты, цифры? Ясны ли слушателям общие выводы? Какова степень убедительности всего хода изложения? Как достигался эмоциональный контакт, связь с аудиторией? Какова степень использования наглядных пособий и технических средств? Внешний вид выступающего? Поведение оратора, манера себя держать? Какова общая оценка качества своего выступления?
Самоанализ качества выступления будет значительно эффективнее, если па все эти вопросы будут даны ответы в письменном виде. Это позволит более глубоко увидеть как слабые, гак и сильные стороны выступления, а также избежать ошибок в будущем.

Резюме Подготовка к выступлению—это предварительная работа над выступлением. Она включает: продумывание и выбор темы, сбор необходимого материала, написание текста, репетицию выступления. Чтобы научиться легкому и красивому владению речью, следует обратиться к ее технике. Строение речевого аппарата, особенности голоса человека, речевое дыхание, артикуляция звуков, дикция, логическая пауза и логическое ударение, интонация, особенности выступления в больших и малых аудиториях, использование микрофона — таковы основные понятия, изучаемые в плане техники речи. К числу важнейших речевых умений, над приобретением и совершенствованием которых следует постоянно работать, могут быть отнесены: умение организовать речь; умение вести монолог; умение правильно строить фразы; умение индивидуализировать речь; умение выбрать стилистические средства; умение варьировать композиционные приемы.

Важное место среди многообразных свойств и качеств личности принадлежит культуре мышления выступающего. Этические нормы должны соответствовать всей деятельности выступающего с момента подготовки до самокритичного анализа состоявшейся встречи с людьми. Особое внимание заслуживает методика использования фактов как средства аргументации. Чтобы осмыслить положительные и отрицательные стороны своего выступления, необходимо чаще практиковать выступления.
Практическое задание Сформулируйте письменно:
а) основные этапы подготовки к публичному выступлению;
б) схему критического самоанализа выступления;
в) рекомендации по ответам на вопросы в процессе выступления.
Составьте рекомендации по подготовке публичного выступления перед «неподготовленной» аудиторией. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Знаменитые ораторы Древнего Рима и Древней Греции», «Развитие традиций риторики в России», «Выдающиеся ораторы XIV — XX вв.»
Контрольные вопросы Кого можно назвать оратором? Перечислите основные навыки и умения оратора. Охарактеризуйте основные этапы подготовки ораторской речи. Укажите достоинства и недостатки разных видов подготовки выступления. Как нужно составлять план выступления? Охарактеризуйте основные элементы композиции: вступление, главная часть, заключение. О каких методах изложения материала и приемах привлечения внимания вы узнали в этой главе9 Какие недостатки в построении речи снижают ее эффективность? Как следует отвечать на вопросы аудитории?

Подготовка и проведение деловой беседы

Деловая беседа - это форма вербального делового общения в об­ласти менеджмента и предпринимательства. Она представляет из себя целенаправленную, с заранее планируемым результатом коммуника­цию, которая направлена на достижение определенных задач, служит решению производственных проблем, связана с необходимостью раз­работки альтернативных вариантов на основании полученной инфор­мации, позволяет выработать управленческое решение и реализовать его. В качестве примера деловых бесед могут служить: прием руково­дителем сотрудников по личным вопросам, собеседования при приемена работу и увольнении, разбор различного рода конфликтных ситуа­ций и деловые переговоры при заключении хозяйственных договоров.

Преимущества деловой беседы как формы взаимной коммуникации заключается в ее многофункциональности

Функции деловой беседы

Название Характеристики
1. аналитическая Дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом выработанных замыслов, целей, особенностей партнеров и в интересах взаимоприемлемого, понятного и убедительного мнения, точки зрения.
2. дифференцированная Разнообразные подходы к учету и оценке объективных и субъективных факторов в решении проблемы по разным критериям управления
3. интергративная Сознание общности участников беседы как основного фактора в формировании успешной коммуникации за счет коллегиального обсуждения
4. коммуникативная Быстрота реагирования на высказывания собеседника, способствующая достижению поставленных целей с помощью пояснений, поправок, повторов и т.д.
5. образовательная Повышение компетенции руководителя за счет возражений, критических оценок, предложений и мнений партнера по беседе
6. процессуальная Ощущение собственной значимости в решении обсуждаемых проблем на основе заранее составленного алгоритма деловой беседы
7. практическая Получение в результате беседы конкретных результатов (договор, соглашение, анкета, протокол и др.)

Целесообразно соблюдать алгоритм (этапы) организации деловой беседы

Предварительное ознакомление с проблемой и собеседником по документам

Начало беседы, изучение собеседника, желание расположить к себе

Обмен информацией, изложение проблемы

Документальное оформление деловой беседы (протокол, соглашение, договор)

Уточнение факторов, событий и доводов собеседника

Аргументация альтернативных вариантов решения, доводы «за» и «против»

Разработка приемлемого варианта решения проблемы

Согласование вариантов решения и выслушивание доводов собеседника

Принятие решения и доведение до собеседника

Контроль исполнения решения в ходе деловой беседы

Деловую беседу часто приходится вести с людьми, различающими­ся по возрасту, должностному положению в организации, психологи­ческому типу и другим характеристикам.

Залогом успешного проведения беседы является компетентность, тактичность, доброжелательность, стремление оперативно и эффек­тивно решить проблему обеих сторон.

В начале беседы нужно оценить психологическое состояние собе­седника и с учетом его выбрать тон беседы. На этом этапе надо дать возможность собеседнику высказаться. Следует учитывать, что разные люди ведут себя в беседе неодинаково: некоторые идут на прием уже в состоянии стресса; другие могут оказаться слишком разговорчивыми, стараются придать простой мысли при изложении вопроса запутанную форму, искажают факты в выгодном для себя свете; третьи из-за не­умения изложить вопрос и неуверенности в себе разговаривают бес­тактно, проявляют излишние эмоции либо отчаянно жестикулируют; четвертые идут напролом, рассчитывая на уступчивость или недоста­точную компетентность руководителя.

При работе руководителя с подчиненными нередко возникают конфликтные ситуации, которые целесообразно разрешать. Любому руководителю приходится в своей практике сталкиваться с ситуация­

Тон деловой беседы со стороны руководителя должен быть ней­тральным. Нельзя начинать беседу с отказа или констатации невоз­можности решить проблему. Обычно это вызывает обратную реакцию и ведет к возникновению конфликтной ситуации. Даже если ответ по сути отрицательный, руководитель обязан подвести собеседника к этому выводу тактично, убедительно и аргументировано показать невозможность принятия положительного решения. Собеседник дол­жен быть уверен, что руководитель сделал все возможное, но в данном случае вопрос не может быть положительно решен. Если решение все же возможно на другом уровне, нужно подсказать собеседнику, куда надо обращаться и что для этого сделать.

Смотреть собеседнику нужно прямо в глаза, стараться не переби­вать, не заниматься посторонними делами, не отвлекаться на телефон­ные звонки. Однако если собеседник излишне взволнован, телефонная пауза поможет ему успокоиться и собраться с мыслями. Не следует резко критиковать мнение собеседника, поскольку оно может быть близко к истине. для замечаний по существу дела нужно выбрать необидную форму и подходящий момент. Если собеседник проявляет самомнение, склонность к спорам, высказывает в резкой форме несправедливые упреки, необходимо набраться терпения, не перебивать его, заражая агрессией. Важно помнить, что спор увеличи­вает трудности в понимании. Хотя противостоять нападкам, почти не защищаясь, достаточно трудно. Следует проявить выдержку и усту­пить, часто это себя оправдывает. В подходящий момент можно дать понять собеседнику, что он ведет себя несправедливо и некорректно.

Нежелательно в беседе употреблять слишком сухие формулировки, а тем более высокомерные фразы, пользоваться слухами, домыслами, конфиденциальными данными. Аргументация должна быть не только правильной по существу, но и по возможности точной. Не нужно де­лать вид, что вы знаете больше, чем можете сказать. Простота, деловитость общения - залог успеха.

При изложении собеседником своего вопроса необходимо быть предельно внимательным, чтобы потом не приходилось уточнять все уже сказанное. Можно лишь вставлять по ходу обсуждения (изложе­ния) поощрительные замечания типа: «понимаю», «это интересно» «хорошая идея» и т.п. При желании уточнить что-то в удобный момент нужно задать вопрос или повторить последние слова собеседника; чтобы подчеркнуть внимание и интерес к разговору. Эти приемы по­вышают результативность беседы.

Если трудно завершить беседу, даже когда все вопросы рассмотре­ны, и принять какие-либо решения, руководителю позволительно с выражением искреннего сожаления указать собеседнику на свою заня­тость и необходимость заняться другими вопросами (прием, перегово­ры, подпись документов, обход подразделений и т.п.).

Успех в работе с людьми дляпредпринимателя и менеджера во многом определяется владением чувством такта, вежливостью, добро­порядочностью, чувством собственного достоинства. Это важнейшие этические требования в повседневных деловых контактах с партнера­ми, клиентами, подчиненными.

Следует анализировать результаты каждой беседы. В случае недо­вольства результатом делового разговора можно про верить себя с по­мощью теста-самоконтроля «Эффективность деловой беседы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.229 (0.012 с.)