Приемы борьбы с волнением во время выступления.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы борьбы с волнением во время выступления.



Причины для волнения.1. Боязнь незнакомой аудитории – несколько раз произнесите вслух фразу: Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем собирались. Найдите знакомые или симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они поддержат вас.2. Ощущение плохой или недостаточной подготовки – имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что знаете.3. Творческая взволнованность – придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.Технические приемы борьбы с волнением:– повысьте эмоциональность речи;– повысьте громкость;– усильте энергичность;– дышите ртом и носом одновременно;– шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;– возьмитесь за стул, трибуну, край стола;– зажмите в кулак монету;– возьмите мел, указку;– пишите что-л. на доске, даже если это не очень нужно (тему, разделы плана, термины, цитаты);– не извиняйтесь за мелкие оговорки – слушатели не заметят, если сами на них не укажите; меньше извиняйтесь – усиливает волнение.

18 Вопрос. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.Вот наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте этим рекомендациям. Не бойтесь слушателей. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Скажите слушателям не все. Оставьте себе разные знания — мысль о них укрепит вашу уверенность. Не готовьтесь в день выступления. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел - это рассеет ваше внимание. Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.Как только вам дадут задание подготовить публичное выступление, постарайтесь обрадоваться этому факту, похлопать в ладоши, покричать ура. Не объясняйте левому полушарию, ответственному за логику, почему это так. Кроме этого, вы должны понять и принять, что вы говорились, читали литературу, составляли текс, и знаете, скорее всего, гораздо больше тех, кто сидит в зале. Так-же хорошо помогают аффирмации - позитивные утверждения, которые направлены на преодоление этой трудности. Например, Я- хорошей оратор, Я люблю выступать, Публика ждет моего выступления. Их надо повторять несколько раз и повторять это периодически и волнение уменьшиться. Довольно просто, но проверено коучам – работает. Кроме того, есть методы снятия напряжения перед самим выступлением, например, физические упражнения, на различные группы мышц, математические вычисления, приемы медитации релаксации.
Если ,Вы, боитесь выступать, найдите заинтересованное лицо, или знакомых и рассказывайте им. Перед самим выступлением, не ждите, когда вас вызовут, прочитайте еще раз текст, сделайте несколько физических упражнений, на разные группы мышц, это расходует лишнюю энергию, выработанную из адреналина, и ,Вы, будете меньше бояться.

19 Вопрос.Коммуникационно-логическое оформление речи.Коммуникативные качества речи. Понятие о коммуникативных качествах речи. Система основных коммуникативных качеств речи.Культура речи - это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения,словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.Наука о культуре речи обобщает положения и выводы нормативной грамматики и стилистики с целью живого оперативного воздействия на языковую практику.Среди различных подходов к оценке речи (и ее эффективности в частности) наиболее продуктивным представляется подход с позиций анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть с позиций коммуникативной целесообразности.Именно такой подход может осуществляться при оценке речи с позиций коммуникативных качеств речи (термин Б.Н. Головина, введенный им в 1976 г. в работе «Основы культуры речи»). По определению ученого, «коммуникативные качества речи -- это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи» Б.Н. Головин по-новому рассмотрел каждое из известных ранее достоинств речи и систематизировал их, проследив зависимость речи от неречевых структур по каждому из аспектов.В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом. Когда мы говорим о сочинении, мы должны помнить, что сочинение - это особая форма речи, письменной. А раз это форма речи, то она тоже должна следовать параметрам хорошей речи. Чтобы письменная и устная речь была воспринята читающим или слушающим именно так, как мы этого хотим, она должна соответствовать условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть должна быть коммуникативно целесообразной.Коммуникативная ситуация и ее составляющие тесно связаны с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи - параметры, которые охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания. Выделяются следующие коммуникативные качества речи:Правильность.Разнообразие (богатство).Чистота.Точность.Логичность.Выразительность.Уместность.Доступность (понятность).Действенность.Правильность, чистота и богатство (разнообразие) речи относятся к структурным коммуникативным качествам. Точность, логичность, выразительность, уместность, доступность, действенность - к функциональным коммуникативным качествам.К качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту, ясность и понятность).

Точность речи связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности - соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Если говорящий заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателя нужную реакцию на сообщение - интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), то это является свидетельством выразительности его речи.

Процесс словесного оформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение - это не просто передача информации (знания, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией, предполагающей обратную связь.

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим.

Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

20 Вопрос. Композиция речи в античном мире и в наши дни.Время и причины формирования риторики – Античная риторика родилась а Древней Греции из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков. Причем красноречие взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую художественность, привнесло в искусство силу логики и убедительность.Основные достижения европейской риторики в Новое время

Риторика превращается не просто в научную дисциплину, ее вводят как учебный курс в высшие учебные заведения, уделяя тем самым ей особое место в воспитании индивида. В частности, один из отцов церкви Аврелий Августин(354—430) до своего обращения в христианство среди прочего преподавал риторику. После принятия христианства он обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества.Эти его рассуждения содержатся, в частности, в трактате «О христианском учении». Во многом его заслугой можно считать то, что риторика не была отвергнута христианами и продолжала разрабатываться в христианскую эпоху.

Античное учение о трех стилях пытался пересмотреть Пьер Рамю(1515—1572). Он утверждал, что о любом предмете можно писать каждым из трех стилей (данное положение отвергалось античной традицией). П. Рамю использовал термин «риторика» для трех компонентов коммуникации (дикция, память и действие), цель которой – убеждение. Его последователи определяли риторику как arsornandi, т. е. искусство украшенной речи. Впоследствии риторика стала сводиться к изучению литературной формы и выражения. П. Рамю, будучи сам логиком, считал тем не менее, что фигуры речи являются только орнаментом и их нельзя охарактеризовать как модели рассуждения. Распространение его точки зрения привело к окончательному на тот период отмежеванию риторики от логики и философии. На Западе эпохой упадка риторики стала эпоха Просвещения. Ранее почитаемая дисциплина приобрела репутацию догматической, не имеющей практического значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в заблуждение. Интерес к риторике был утрачен. Лишь в первой половине XX в. под влиянием радикальных экономических и политических преобразований в жизни общества были выдвинуты новые требования к речевой практике.

Вопрос. Зачины

 

Зачин может помочь нам эмоционально разогреть слушателей, привлечь внимание, удивить, запомниться, в конце концов, разбудить слушателей после предыдущего оратора…

Пример «анти-зачина» зачастую демонстрируют преподаватели в самом начале учебного года. Помните, входит лектор, и слышишь:

«Меня зовут Василий Пупкин, я у вас буду вести «Электротехнику». Это самый важный предмет, потому-то и потому-то…»

Следующая лекция, другой преподаватель, но очень скоро первые дни начала учебного года превращаются в унылую пародию на «День Сурка».

Хочу поделиться с вами необычным зачином - началом лекции по психологии перед незнакомыми студентами.

Отлично понимаю, что относиться к такому началу можно по-разному. Со своей стороны возьмусь только процитировать афоризм Оскара Уайльда:

«Хуже того, что о вас говорят, может быть только одно - когда о вас не говорят!»

Итак, фильм «Метод Крекера» с Робби Колтрейном в главной роли.

В этом фрагменте и необычный зачин, и привлечение внимания, начальная пауза, разрыв шаблона, резкий подъем эмоциональности, крутое метасообщение, риторические вопросы, паравербалика… Великолепная демонстрация ораторских навыков в полтораминутном видеофрагменте…

Функция зачина – привлечь внимание слушателей.В этом выпуске рассылки продолжаем говорить о самом начале выступления.

В качестве разогрева можно использовать так называемый зачин. Это то, с чего вы начинаете, первые фразы, которые вы произносите. Они служат для привлечения внимания и установления контакта с аудиторий.

Цели зачинов:

  • Привлечь внимание.
  • Наладить контакт со слушателями.
  • Эмоционально подготовить аудиторию.
  • ….

Всего можно выделить около 20 видов зачинов.

В прошлом выпуске рассылки я описал 8 различных вариантов зачинов. А в этом — продолжаю эту тему.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.012 с.)