Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы борьбы с волнением во время выступления.

Поиск

Причины для волнения.1. Боязнь незнакомой аудитории – несколько раз произнесите вслух фразу: Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем собирались. Найдите знакомые или симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они поддержат вас.2. Ощущение плохой или недостаточной подготовки – имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что знаете.3. Творческая взволнованность – придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо. Технические приемы борьбы с волнением: – повысьте эмоциональность речи;– повысьте громкость;– усильте энергичность;– дышите ртом и носом одновременно;– шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;– возьмитесь за стул, трибуну, край стола;– зажмите в кулак монету;– возьмите мел, указку;– пишите что-л. на доске, даже если это не очень нужно (тему, разделы плана, термины, цитаты);– не извиняйтесь за мелкие оговорки – слушатели не заметят, если сами на них не укажите; меньше извиняйтесь – усиливает волнение.

18 Вопрос. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.Вот наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте этим рекомендациям. Не бойтесь слушателей. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Скажите слушателям не все. Оставьте себе разные знания — мысль о них укрепит вашу уверенность. Не готовьтесь в день выступления. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел - это рассеет ваше внимание. Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.Как только вам дадут задание подготовить публичное выступление, постарайтесь обрадоваться этому факту, похлопать в ладоши, покричать ура. Не объясняйте левому полушарию, ответственному за логику, почему это так. Кроме этого, вы должны понять и принять, что вы говорились, читали литературу, составляли текс, и знаете, скорее всего, гораздо больше тех, кто сидит в зале. Так-же хорошо помогают аффирмации - позитивные утверждения, которые направлены на преодоление этой трудности. Например, Я- хорошей оратор, Я люблю выступать, Публика ждет моего выступления. Их надо повторять несколько раз и повторять это периодически и волнение уменьшиться. Довольно просто, но проверено коучам – работает. Кроме того, есть методы снятия напряжения перед самим выступлением, например, физические упражнения, на различные группы мышц, математические вычисления, приемы медитации релаксации.
Если,Вы, боитесь выступать, найдите заинтересованное лицо, или знакомых и рассказывайте им. Перед самим выступлением, не ждите, когда вас вызовут, прочитайте еще раз текст, сделайте несколько физических упражнений, на разные группы мышц, это расходует лишнюю энергию, выработанную из адреналина, и,Вы, будете меньше бояться.

19 Вопрос.Коммуникационно-логическое оформление речи.Коммуникативные качества речи. Понятие о коммуникативных качествах речи. Система основных коммуникативных качеств речи.Культура речи - это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения,словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.Наука о культуре речи обобщает положения и выводы нормативной грамматики и стилистики с целью живого оперативного воздействия на языковую практику.Среди различных подходов к оценке речи (и ее эффективности в частности) наиболее продуктивным представляется подход с позиций анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть с позиций коммуникативной целесообразности.Именно такой подход может осуществляться при оценке речи с позиций коммуникативных качеств речи (термин Б.Н. Головина, введенный им в 1976 г. в работе «Основы культуры речи»). По определению ученого, «коммуникативные качества речи -- это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи» Б.Н. Головин по-новому рассмотрел каждое из известных ранее достоинств речи и систематизировал их, проследив зависимость речи от неречевых структур по каждому из аспектов.В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом. Когда мы говорим о сочинении, мы должны помнить, что сочинение - это особая форма речи, письменной. А раз это форма речи, то она тоже должна следовать параметрам хорошей речи. Чтобы письменная и устная речь была воспринята читающим или слушающим именно так, как мы этого хотим, она должна соответствовать условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть должна быть коммуникативно целесообразной.Коммуникативная ситуация и ее составляющие тесно связаны с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи - параметры, которые охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания. Выделяются следующие коммуникативные качества речи:Правильность.Разнообразие (богатство).Чистота.Точность.Логичность.Выразительность.Уместность.Доступность (понятность).Действенность.Правильность, чистота и богатство (разнообразие) речи относятся к структурным коммуникативным качествам. Точность, логичность, выразительность, уместность, доступность, действенность - к функциональным коммуникативным качествам.К качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту, ясность и понятность).

Точность речи связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности - соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Если говорящий заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателя нужную реакцию на сообщение - интеллектуальную (сделать понятным), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), то это является свидетельством выразительности его речи.

Процесс словесного оформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение - это не просто передача информации (знания, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией, предполагающей обратную связь.

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим.

Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

20 Вопрос. Композиция речи в античном мире и в наши дни. Время и причины формирования риторики – Античная риторика родилась а Древней Греции из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков. Причем красноречие взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую художественность, привнесло в искусство силу логики и убедительность. Основные достижения европейской риторики в Новое время

Риторика превращается не просто в научную дисциплину, ее вводят как учебный курс в высшие учебные заведения, уделяя тем самым ей особое место в воспитании индивида. В частности, один из отцов церкви Аврелий Августин (354—430) до своего обращения в христианство среди прочего преподавал риторику. После принятия христианства он обосновывал важность красноречия для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества.Эти его рассуждения содержатся, в частности, в трактате «О христианском учении». Во многом его заслугой можно считать то, что риторика не была отвергнута христианами и продолжала разрабатываться в христианскую эпоху.

Античное учение о трех стилях пытался пересмотреть Пьер Рамю (1515—1572). Он утверждал, что о любом предмете можно писать каждым из трех стилей (данное положение отвергалось античной традицией). П. Рамю использовал термин «риторика» для трех компонентов коммуникации (дикция, память и действие), цель которой – убеждение. Его последователи определяли риторику как arsornandi, т. е. искусство украшенной речи. Впоследствии риторика стала сводиться к изучению литературной формы и выражения. П. Рамю, будучи сам логиком, считал тем не менее, что фигуры речи являются только орнаментом и их нельзя охарактеризовать как модели рассуждения. Распространение его точки зрения привело к окончательному на тот период отмежеванию риторики от логики и философии. На Западе эпохой упадка риторики стала эпоха Просвещения. Ранее почитаемая дисциплина приобрела репутацию догматической, не имеющей практического значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в заблуждение. Интерес к риторике был утрачен. Лишь в первой половине XX в. под влиянием радикальных экономических и политических преобразований в жизни общества были выдвинуты новые требования к речевой практике.

Вопрос. Зачины

 

Зачин может помочь нам эмоционально разогреть слушателей, привлечь внимание, удивить, запомниться, в конце концов, разбудить слушателей после предыдущего оратора…

Пример «анти-зачина» зачастую демонстрируют преподаватели в самом начале учебного года. Помните, входит лектор, и слышишь:

«Меня зовут Василий Пупкин, я у вас буду вести «Электротехнику». Это самый важный предмет, потому-то и потому-то…»

Следующая лекция, другой преподаватель, но очень скоро первые дни начала учебного года превращаются в унылую пародию на «День Сурка».

Хочу поделиться с вами необычным зачином - началом лекции по психологии перед незнакомыми студентами.

Отлично понимаю, что относиться к такому началу можно по-разному. Со своей стороны возьмусь только процитировать афоризм Оскара Уайльда:

«Хуже того, что о вас говорят, может быть только одно - когда о вас не говорят!»

Итак, фильм «Метод Крекера» с Робби Колтрейном в главной роли.

В этом фрагменте и необычный зачин, и привлечение внимания, начальная пауза, разрыв шаблона, резкий подъем эмоциональности, крутое метасообщение, риторические вопросы, паравербалика… Великолепная демонстрация ораторских навыков в полтораминутном видеофрагменте…

Функция зачина – привлечь внимание слушателей.В этом выпуске рассылки продолжаем говорить о самом начале выступления.

В качестве разогрева можно использовать так называемый зачин. Это то, с чего вы начинаете, первые фразы, которые вы произносите. Они служат для привлечения внимания и установления контакта с аудиторий.

Цели зачинов:

  • Привлечь внимание.
  • Наладить контакт со слушателями.
  • Эмоционально подготовить аудиторию.
  • ….

Всего можно выделить около 20 видов зачинов.

В прошлом выпуске рассылки я описал 8 различных вариантов зачинов. А в этом — продолжаю эту тему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.008 с.)