Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конец — речи венец, или особенности финальной части выступления

Поиск

Пафос и накал заключительной части речи может быть на порядок выше остальных. Но чтобы его достичь, нужно знать, какие средства уместно использовать в качестве усилителя речевого эффекта. Именно слова, звучащие в заключительной части — это то, с чем слушатель уйдет из аудитории. Если неудачное вступление можно скорректировать удачной основной частью, то «запоротое» заключение уже ничто не спасет.

Грамотно выстроенное заключение обеспечивает:

• постепенный и мягкий выход оратора из контакта с аудиторией;

• логическое и эмоциональное завершение всего сказанного;

• естественное восприятие аудиторией явного или скрытого призыва проголосовать за партию.

Вот примеры удачных вариантов финала речи, которые может выбрать оратор:

· подвести итог, суммируя и обобщая мыс­ли, высказанные в основной части;

· кратко повторить основные тезисы речи;

· еще раз подчеркнуть жизненную важность для слушателей того решения, которое они примут;

· «заглянуть в будущее», чтобы показать, как могут развиваться идеи, высказанные ора­тором, если итоги выборов позволят их вопло­тить в жизнь;

· основываясь на высказанных суждениях, призвать слушателей поддержать партию на выборах;

· закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи, с помощью слогана, оптимистического прогноза, высказанной уверенности.

 

Неудачный финал речи — это провал всего выступления, поэтому следует запомнить, как нельзя заканчивать речь: Нельзя закончить речь и тут же вернуться к недосказанному: «Ах да, я еще хотел сказать, что...»; Ни в коем случае не рекомендуется извиняться: «Простите, я, наверное, утомил вас слишком долгими разговорами...»; Нежелательно заканчивать выступление шуткой, особенно если обсуждались важные проблемы — в этом случае у аудитории оста­нется ощущение легковесности и несерьезности происходящего; Нельзя оставлять у слушателей ощущение безысходности. Обязательно покажите, где вы­ход из создавшегося положения и обозначьте перспективу; Невозможно оставить речь без заключения вообще.  

Контакт с аудиторией во время речи

Вы сумели привлечь внимание слушателей удачным вхождением в речь с помощью ритори­ческих домашних заготовок? Отлично! Теперь главное — это внимание удержать и не выпасть из общего энергетического поля до конца выступления, что требует максимальной психологической собранности оратора и его умения мгновенно и адекватно реагировать на изменения в коммуникативной ситуации.

С помощью чего устанавливается первоначальный контакт со слушателями? Здесь оратор прибегает к актерским техникам, которые пол­ностью совпадают с риторическими.

• Дождавшись тишины, держит паузу. Затем, в течение нескольких секунд, доброжелательно оглядывает слушателей. И только потом начинает говорить.

• Дает возможность аудитории сосредоточиться, рассмотреть себя, составить о себе первое впечатление. Здесь «играют» невербальные средства: облик, поза, выражение лица, уверенные неторопливые движения, открытый заинтересованный взгляд.

Теперь, когда контакт установлен, важно его не потерять. Для этого есть несколько вербаль­ных и невербальных приемов, поддерживающих внимание аудитории на всем протяжении речи. Вот некоторые из них:

· Оратор излагает материал логически и стройно, заставляя слушателей прослеживать ход высказываний.

· Он использует разнообразные средства наглядности — яркие примеры, запоминающиеся метафоры и сравнения.

· Он поддерживает динамику и артистизм речи с помощью: интонаций, пауз, изменений громкости голоса и темпа речи, логических акцентов и ударений; невербальных средстввзгляда, мимики, жестов, движений тела, перемещений.

· Он использует речевые средства поддержания внимания: обращение к аудитории, повторы, риторические вопросы.

· Он четко акцентирует переход от одной структурной части к другой.

· Его выступление построено в форме воп­росов и ответов самому себе, при этом слушатели вовлечены в мысленный диалог с говорящим.

· Он использует краткие и быстрые отвле­чения и шутки.

· Он лаконичен, но не в ущерб содержанию речи.

Как формируется образ, или способы самоподачи политика

Образ политика представляет собой определенный набор внешних «сигналов», которые он посылает окружающим всем своим обликом, каждым своим движением, жестом и словом.

Они толкуются людьми совершенно опреде­ленно и являются мощнейшим инструментом влияния. Важно не то, какой ты, а каков твой образ. Политический образ формируется за счет словесной и несловесной составляющих речи.

Несловесные средства создают облик политика в целом, обозначают его статус и поэтому являются определяющими для имиджа. Пословица «по одежке встречают, по уму провожают» имеет социологическое подтверждение: более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека. Следовательно, если мужчина, претендующий на место в парламенте, придет к избирателями не в темном костюме с классическим галстуком, а в чем-то более «свободном», он выпадет из образа. Большинство воспримет это либо как неуважение, либо как легкомыслие. Но, в любом случае, это негативно спроецируется и на личностные качества кандидата, и в итоге — на партию, которую он представляет.

Словесные средства, которые выбирает оратор, должны соответствовать способу его «самоподачи» и демонстрировать наиболее выигрышные качества его личности. Здесь главную роль играют тактики:

· отождествления с кем-либо или чем-либо;

· солидаризации с адресатом;

· создания «своего круга»;

· дистанцирования.

Быть «своим парнем» — в этом суть тактики отождествления (1). Человек ненавязчиво демонстрирует вам, что принадлежит к определенной социальной группе или политгруппировке, которой близки ваши проблемы. Ведь обычно мы выбираем не лучших, а себе подобных. Поэтому, если лидер для избирателя «свой», он может рассчитывать на определенную поддержку.

 

В каких случаях избиратель считает кандидата «своим»? Ø Если готов голосовать за него как за личность;
Ø Если чувствует, что ему близка его политическая позиция;
Ø Если верит в эффективность его действий;
Ø Если не принимает его конкурентов, выбирая «меньшее из зол».

Отождествлять себя в глазах избирателей можно с партией, государством либо определенной социальной группой. Например, образ Владимира Путина отождествлен с государством и с такими его атрибутами, как порядок, стабильность, законность, справедливость, устойчивость.

В речи тактика отождествления воплощается в употреблении местоимения «мы» в значении «партия», «правительство», «государство». Например: «Затем мы перейдем к планомерному выводу военных подразделений с территории Чечни». «Это началось не по нашей вине — ведь не мы проявили эту инициативу».

Тактика солидаризации с адресатом (2) близка тактике отождествления и выражается в формуле «я с вами, я понимаю и разделяю вашу проблему». Временами эти тактики трудно раз­граничить, поскольку обе они создают впечатле­ние общности взглядов, интересов, устремлений и «психологического созвучия» говорящего и аудитории. С этой целью политики используют сближающие языковые приемы:

· обозначают близость через личное обращение к человеку по имени либо имени-отчеству;

· соглашаются с оценками избирателя: «Я абсолютно с вами согласен», «Действительно, вы правы»;

· соглашаются с той оценкой, которую предположительно разделяет избиратель: «Мы с вами совпадаем».

Применяя речевую тактику создания «своего круга» (3), политик причисляет себя и избирателей к общей социальной группе, которой по силе сообща изменить ситуацию к лучшему: «Мы с вами прекрасно это понимаем, потому что хотим одного и того же».

Весьма эффективными оказываются тактики оппозиционирования (4), противопоставляющие политика какой-либо другой позиции или ценностям другого социального слоя. Здесь работает формула «свои — чужие». Эти тактики отражают степень отдаленности от тех или иных политических сил и платформ и в зависимости от этого делятся на тактику агрессивного противостояния и неагрессивную тактику дистанцирования. Смысл дистанцирования состоит в отдалении от оппонента, адресата и даже от объекта высказывания. Это можно обозначить паролем «я не рядом, я не такой». Подобную тактику избрал Сергей Миронов в одном из своих выступлений: «Почему у нас такое название«Партия жизни»?.. Все партии, которые существуют и в России, и... за рубежомэто партии XIX-XX века. Они основаны на каких—то классовых принципах... Это все идеологемы ушедшие... Сейчас возникают так называемые партии новой волны во всем мире. Так вот «Партия жизни»это партия новой волны... Мы должны уйти от этих классовых оценок, мы даже показываем, что все эти партии лежат на плоскости, а «Партия жизни»вертикально вверх! Как цветок из-под асфальта».

В выступлениях публичных политиков одна и та же тактика может иметь разное речевое воплощение. Это зависит от ситуации общения, особенностей адресата, а также от психологичес­ких характеристик и культурного уровня самого политика.

Суть выступлений кандидата перед избирателями - взаимное признание общности целей, намерений и ценностей. Именно эта общность позволяет политику сказать всей своей речью: я и наша партия знаем ваши проблемы и знаем, что нужно сделать, чтобы их решить.

Как отвечать на вопросы аудитории

После выступления перед избирателями оратор ни в коем случае не должен «отпускать» аудиторию. Если речь была выстроена грамотно и держала людей в напряженном интересе, у слушателей неизбежно должны возникнуть вопросы. Отсутствие вопросов, как правило, означает, что оратор не справился со своей задачей. И в таком случае уместно подстраховаться и стимулировать диалог с помощью сидящих в зале людей из команды, у которых заготовлено несколько «острых» вопросов к автору речи. Собственно, у автора имеются на них яркие, эффектные ответы. Но чаще всего, если люди добровольно при­шли на встречу, и аудитория подобрана без помощи административного ресурса, вопросы возникнут сами собой. Как на них правильно отвечать? Прежде всего:

· вежливо и доброжелательно, всячески демонстрируя уважение и желание как можно точнее понять суть вопроса;

· быть конкретным;

· быть лаконичным;

· переформулировать вопрос, если он задан некорректно или неточно;

· проследить в ответе выгодную тенденцию в случае, если вопрос задан «мелко»;

· быть сдержанным, если вопрос касается конкурентов. Дать понять, что вы говорите не все, что знаете.

Правильная подготовка к выступлению перед избирателями позволяет использовать самые выигрышные стороны предвыборной программы партии и личных достоинств ее представителя, а в результате — добиться симпатии аудитории и убедить ее в преимуществах данной партии перед другими.

8 ЗАПОВЕДЕЙ КАНДИДАТУ (Ж.Сегела)

1. Голосуют за человека, а не за партию.

2. Голосуют за идею, а не идеологию.

3. Голосуют за будущее, а не за прошлое.

4. Голосуют за образ социальный, а не политический.

5. Голосуют за человека-легенду, а не посредственность.

6. Голосуют за судьбу, а не за обыденность.

7. Голосуют за победителя, а не за неудачника.

8. Голосуют за ценности подлинные, а не мнимые.


ПАМЯТКА КАНДИДАТУ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ

v Научитесь управлять первым впечатлением о себе.

v Держите постоянный визуальный контакт с аудиторией.

v Следите за темпом речи. Не суетитесь!

v Движения, жесты, мимика должны демонстрировать открытость.

v Правильно структурируйте информацию.

v Используйте четкие и ясные формулировки.

v Делайте паузы в значимых местах.

v Повторяйте ключевые слова.

v Не заигрывайте с публикой!

v Лучше меньше, да лучше. Используйте сильные аргументы.

v Не позволяйте отнимать у вас инициативу. Умейте постоять за себя!

v Лучшее лекарство от страха – хорошая подготовка!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.008 с.)