Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как создать безупречный текст выступленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
С точки зрения требований структуры речи безупречный текст выступления состоит из тезиса, аргументов, иллюстраций к ним, вывода.
Тезис — это логический стержень всей речи. На него, как в игрушке-пирамидке, последовательно нанизываются нужные кольца аргументов и иллюстраций, а поверх всего этого насаживается наконечник-вывод. Таким образом, конструкция имеет правильную форму и не разваливается. Чтобы не допустить пустопорожнего «спора о словах» и/или неправильного понимания смысла речи, ключевые формулировки тезиса обязательно обосновываются. Для этого и необходимы аргументы. Но не любые, а только: Ø достаточные для доказательства; Ø истинные; Ø непротиворечивые; Ø четкие; Ø объединенные в систему.
С точки зрения восприятия слушателя аргументы делятся на сильные — те, которые трудно опровергнуть; слабые — те, против которых легко найти возражение. Разумеется, автор речи должен стремиться привлекать только сильные аргументы. Либо психологически усиливать те, что есть. И, наконец, направленность делит аргументы на: Ø собственно аргументы оратора; Ø контраргументы, возникающие у оппонента в качестве возражения оратору. Говорящий, зная или чувствуя аудиторию, может предвидеть ее возможные контраргументы. Но будет еще лучше, если он заранее исключит их с помощью фраз типа: «Здесь мне могли бы возразить, что... но это не совсем так, потому что...». К каким бы аргументам и иллюстрациям ни прибегнул автор пропагандистской речи, главное не забывать: ее содержание всегда должно быть конкретно и соотносимо с жизненными интересами адресата. Последнее звено в доказательственной цепочке — вывод. Это не просто заключение речи, а яркий и обязательный усилитель ее тезиса. «Итак, мы доказали, что...» «Вы все теперь убедились в том, что...» «И теперь нельзя усомниться в том, что...». Все компоненты «пирамидки» должны быть прочно склеены. В качестве «клея» используются логические связки между всеми содержательными блоками. Они подчеркивают строгую логичность доказательства и усиливают убедительность речи. Кто ясно мыслит, ясно излагает Логика расположения аргументов на тезисном стержне тоже очень важна, поскольку напрямую связана с восприятием всей речи. Есть несколько способов композиции аргументов: Ø нисходящий и восходящий — когда аргументы располагаются по силе: от «ударных» к вспомогательным или от слабых к более веским; Ø индуктивный и дедуктивный — доводы выстраиваются либо от анализа конкретных фактов к выводу, либо наоборот, от общего рассуждения к частному; Ø односторонний и двусторонний — излагаются аргументы одной направленности (доказывающие или опровергающие), либо аудитория сопоставляет обе позиции и выбирает с автором одну из них. При этом оппонент может быть реальным или вымышленным (прием «чучело оппонента»). Двусторонняя аргументация активизирует внимание, позволяет глубже проанализировать ситуацию и подтолкнуть адресата к самостоятельным выводам. Этот прием предпочтителен в интеллектуальной аудитории, готовой принять чужую точку зрения.
При наличии первого и отсутствии второго начинать нужно с наиболее сильных аргументов. Но если автору нужно «завоевывать» аудиторию, то выбирается восходящий способ композиции аргументов, и они рассматриваются от самого слабого к самому сильному. Чаще всего аудитория бывает неоднородна, и определить ее отношение к оратору и его позиции невозможно. Тут эффективен «комбинированный» способ расположения аргументов, когда самые сильные ставятся по «краям» речи: второй по силе — в начале, самый сильный — в конце, а остальные выстраиваются так, чтобы «спрятать» слабые в середине.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.103 (0.007 с.) |