Как создать безупречный текст выступления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как создать безупречный текст выступления



С точки зрения требований структуры речи безупречный текст выступления состоит из тезиса, аргументов, иллюстраций к ним, вывода.


Тезис— это логический стержень всей речи. На него, как в игрушке-пирамидке, последовательно нанизываются нужные кольца аргументов и иллюстраций, а поверх всего этого насаживается наконечник-вывод. Таким образом, конструкция имеет правильную форму и не разваливается.

Чтобы не допустить пустопорожнего «спора о словах» и/или неправильного понимания смысла речи, ключевые формулировки тезиса обязательно обосновываются. Для этого и необходимы аргументы. Но не любые, а только:

Ø достаточные для доказательства;

Ø истинные;

Ø непротиворечивые;

Ø четкие;

Ø объединенные в систему.

 

 

Исход выборов решают нерешительные. Исследования показывают, что основная масса голосующих избирателей уже является сторонниками определенных партий и кандидатов. Но те, кто колеблется до самого кон­ца, могут повлиять на результаты выборов самым неожиданным образом. Поэтому особый акцент в пропаганде должен быть сделан на:
• подбор доводов для нейтральных избира­телей;
• усиление позиции партии для сторонни­ков.

 

С точки зрения восприятия слушателя аргументы делятся на сильные — те, которые трудно опровергнуть; слабые — те, против которых легко найти возражение. Разумеется, автор речи должен стремиться привлекать только сильные аргументы. Либо психологически усиливать те, что есть.

И, наконец, направленность делит аргументы на:

Ø собственно аргументы оратора;

Ø контраргументы, возникающие у оппонента в качестве возражения оратору.

Говорящий, зная или чувствуя аудиторию, может предвидеть ее возможные контраргументы. Но будет еще лучше, если он заранее исключит их с помощью фраз типа: «Здесь мне могли бы возразить, что ... но это не совсем так, потому что ...».

К каким бы аргументам и иллюс­трациям ни прибегнул автор пропагандистской речи, главное не забывать: ее содержание всегда должно быть конкретно и соотносимо с жизненными интересами адресата.

Последнее звено в доказательственной цепоч­ке — вывод. Это не просто заключение речи, а яркий и обязательный усилитель ее тезиса.

«Итак, мы доказали, что ...»

«Вы все теперь убедились в том, что ...»

«И теперь нельзя усомниться в том, что ...».

Все компоненты «пирамидки» должны быть прочно склеены. В качестве «клея» используются логические связки между всеми содержательными блоками. Они подчеркивают строгую логичность доказательс­тва и усиливают убедительность речи.

Кто ясно мыслит, ясно излагает

Логика расположения аргументов на тезисном стержне тоже очень важна, поскольку напрямую связана с восприятием всей речи.

Есть несколько способов композиции аргументов:

Ø нисходящий и восходящий — когда аргу­менты располагаются по силе: от «ударных» к вспомогательным или от слабых к более веским;

Ø индуктивный и дедуктивный — доводы выстраиваются либо от анализа конкретных фактов к выводу, либо наоборот, от общего рас­суждения к частному;

Ø односторонний и двусторонний — излагаются аргументы одной направленности (доказывающие или опровергающие), либо аудитория сопоставляет обе позиции и выбирает с автором одну из них. При этом оппонент может быть реальным или вымышленным (прием «чучело оппонента»). Двусторонняя аргументация активизирует внимание, позволяет глубже проана­лизировать ситуацию и подтолкнуть адресата к самостоятельным выводам. Этот прием предпоч­тителен в интеллектуальной аудитории, готовой принять чужую точку зрения.

 
 
1) доверяет ли аудитория оратору вообще;  


2) разделяет ли она его конкретную позицию в частности.  
Невозможно правильно расположить разные по силе аргументы, не зная:

 

 

При наличии первого и отсутствии второго на­чинать нужно с наиболее сильных аргументов. Но если автору нужно «завоевывать» аудиторию, то выбирается восходящий способ композиции ар­гументов, и они рассматриваются от самого сла­бого к самому сильному. Чаще всего аудитория бывает неоднородна, и определить ее отношение к оратору и его позиции невозможно. Тут эффективен «комбинированный» способ расположения аргументов, когда самые сильные ставятся по «краям» речи: второй по силе — в начале, самый сильный — в конце, а остальные выстраиваются так, чтобы «спрятать» слабые в середине.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.015 с.)