Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическая помощь в системе здравоохраненияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава СССР. На основании приказа Минздрава СССР № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами. В приказе Минздрава СССР № 1096 от 19 августа. 1985 г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов: — при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые расстройства речи (афазия, дизартрия, заикание и др.), — 1—5 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий — 8—10 посещений в час; — при индивидуальной работе с лицами, страдающими дисла-лией, — 4 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий— 10—12 посещений в час; — 1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1 ставка — на 20 тыс. детского и подросткового населения. Успешно функционирует Всесоюзный научно-методический центр патологии речи. Его основной задачей являются организационная и методическая помощь органам и учреждениям здравоохранения по организации работы логопедических кабинетов поликлиник, психоневрологических диспансеров, специализированных отделений больниц для лечения больных с патологией речи. Сотрудники центра изучают распространенность патологии речи среди населения; потребность в логопедической помощи; разрабатывают предложения по организации, развитию и улучшению логопедической помощи детскому и взрослому населению; изучают предложения по оборудованию логопедических кабинетов, стационаров; разрабатывают инструктивно-методические материалы и распространяют опыт работы логопедических кабинетов и отделений больниц для лечения больных с нарушением речи. Логопедический кабинет детской поликлиники Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.
Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определено направление его работы: 1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультационных занятиях. 2. Диспансеризация детей, как организованных, так и неорганизованных. 3. Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и народного образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики. 4. Проведение логопедической санитарно-просв.етительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетений, изготовление наглядных дидактических пособий. Специализированные ясли для детей с нарушением речи Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов. Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей. Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы. Прием в специализированные ясли осуществляется: а) для детей с задержкой; речевого развития, в течение всего года по мере освобождения мест; б) для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года. В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне. Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отсталость, связанная с прогредиентным психическим заболеванием), судорожные припадки, грубые нарушения двигательных функций.
Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет (принимаются в возрасте до 3 лет). Группы комплектуются по речевому дефекту (заикание, задержка речевого развития). Выписка из специализированных яслей производится домой, в специальный детский сад или детский сад общего профиля (по показаниям). Специализированный Дом ребенка Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилактика отклонений в речевом- развитии (начиная с доречевого периода—от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах. Логопед принимает активное участие в медико-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, по каждой подгруппе детей и индивидуально. Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения. Детский психоневрологический санаторий — лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа Детский психоневрологический санаторий находится в районном, городском, республиканском и союзном подчинении. Общее руководство осуществляется Министерством здравоохранения СССР, областными и городскими отделами здравоохранения. Дети 4—7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет — в школьный психоневрологический санаторий. Отбор детей в детский психоневрологический санаторий осуществляется в соответствии с «Показаниями и противопоказаниями для лечения детей в местных санаториях и на курортах». Показания для направления детей в психоневрологический санаторий: — неврозы и невротические формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания; — неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии неполной компенсации; — начальное проявление психогенных патологических формирований личности и патологических черт характера без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации; — общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития; заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения, чтения и письма), мутизм. Срок пребывания в санатории — 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев. Комплектование осуществляется по возрастному принципу. Задача санатория — проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется обучение по общеобразовательным предметам соответственно классу. Основные разделы ленебно-оздоровительной работы:
— лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей; — психотерапия; — физиотерапия и лечебная физкультура; — медикаментозная терапия; — логопедические коррекционные занятия; — ритмика; — трудотерапия; — рациональное питание. Работа планируется ответственными за каждый раздел работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется главным врачом. Используются современные лечебные и логопедические методы (рациональная психотерапия, гипнотерапия и пр.). Имеется тесная связь со школами близлежащего района, ведущими в городе, области, республике медицинскими учреждениями. Непосредственное руководство детского психоневрологического санатория осуществляет главный врач (психоневролог или педиатр). Логопедическая помощь взрослому населению За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д. Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа: 1. Стационарного (неврологические отделения при больницах). 2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии). 3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города). Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия. Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.
Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1 — 3 месяца. Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более. Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности. С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы. Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания. Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и с родственниками больного. Оборудование логопедического кабинета Использование современных технических средств и наглядных пособий занимает важное место в работе логопедических учреждений. В специальных дошкольных учреждениях и школах используются модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы. Особое по значимости место занимают пособия для самостоятельной работы детей (раздаточный материал, различные конструкторы, разборные модели). Логопеды могут пользоваться разными дидактическими пособиями для детей, не имеющих отклонений в развитии. В примерный перечень оборудования для проведения логопедических занятий входят аппараты и приборы: секундомер; магнитофон (с кассетами); наушники стереофонические, метроном, экран, диапроектор для слайдов, видеомагнитофон, АИР-1, АИР-2, электрофон, набор пластинок; экран для закрывания лица логопеда; зонды, шпатели; часы. Дидактический материал. Наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп; настольные игры (лото, домино и др.); альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная азбука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы. Набор звучащих игрушек: барабан, ксилофон, дудки, губные гармошки, рояль, бубен. Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи: мебель, одежда, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, овощи и фрукты. Общие требования к оформлению логопедического кабинета Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областньш, городским и районным отделами народного образования по смете того учреждения, где работает логопед.
В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4, не считав большого стола для логопеда, а количество стульев — не менее 8—10. В логопедическом кабинете должна быть навесная доска, половина которой разлинована, кроме этого на ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого оборудования занятий. Необходимы в оборудовании логопедического кабинета является настенное зеркало размером 70Х X ЮО см для групповой работы по постановке звуков со шторой и маленькие зеркала 9—12 см для индивидуальной работы (не менее 10). Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку. Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает: 1. Специальные пособия для развития фонематической диф-ференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце. 2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом). 3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов. Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам. 4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов. 5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов. 6. Наборы букв разного шрифта; наборы цифр; наборы элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования. 7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы. 8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом. 9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами. 10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок. Документация логопеда В детском саду для детей с нарушениями речи логопедом ведется следующая документация: Речевая карта. При поступлении в детский сад речь ребенка подробно обследуется логопедом. Данные обследования заносятся в индивидуальную речевую карту. В ней фиксируется уровень речевого развития ребенка, особенности его внимания, памяти, интеллектуального развития. Отмечаются лексические ошибки, аграмматизм, трудности в усвоении слов сложного слогового состава, особенности звукопроизношения и т. д. В каждой графе должно быть не менее 3—4 примеров детской речи. В конце речевой карты записывается логопедическое заключение. План логопедического занятия. На каждое фронтальное занятие логопед пишет подробный план, где указаны тема и цель занятия, а также примерное его содержание. В конце плана фиксируется индивидуальная работа с детьми (указывается, какие дети берутся на занятие и какая работа (постановка, закрепление, дифференциация звуков) будет с ними проводиться); коротко отмечается учет проведенной работы (усвоен ли материал, у кого были трудности и т. д.). Индивидуальные тетради детей. На каждого ребенка оформляется тетрадь для логопедических занятий. На первой странице указываются дефекты в речевом развитии ребенка. Регулярно фиксируется основное содержание работы: упражнения для активизации артикуляционного аппарата, вызывания и постановки звуков, закрепления правильного звукопроизношения, развития внимания и памяти, фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза. Логопед записывает материал для расширения лексического запаса, формирования грамматически правильной речи, а также развития связной речи. В вечернее время эти записи может использовать воспитатель при индивидуальной логопедической работе; тетрадь передается родителям в воскресные дни, чтобы дома повторить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в его речевом развитии. Логопед записывает задания в тетради не реже 2—3 раз в неделю. Тетрадь для вечерних логопедических занятий воспитателя Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с детьми. Сюда включается: отработка отдельных артикуляционных упражнений, заучивание специально подобранных логопедом слов, предложений, коротких рассказов, стихотворений на закрепление поставленных звуков, выполнение заданий на развитие внимания, памяти, фонематического слуха; тренировочные упражнения на выработку навыков чтения; работа с разрезной азбукой, таблицами для чтения и т. д. Все виды заданий должны быть знакомы детям, а методика их проведения хорошо объяснена воспитателю. Итоги проведенной работы воспитатель коротко фиксирует в графе учета. Отчет логопеда. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе. В нем содержатся следующие данные: 1. Дата комплектования группы (поступление ребенка в группу). 2. Количество детей, приступивших к логопедическим занятиям (их распределение по логопедическим заключениям). 3. Количество выпущенных детей с дифференцированной оценкой их речи (хорошая речь, со значительным улучшением, без улучшения, с ухудшением). 4. Рекомендации к дальнейшему пребыванию ребенка (общеобразовательная школа, логопункт, стационар, детский сад и т. д.). 5. Количество детей, оставленных на повторный курс (указать причину). 6. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года. В текстовом отчете указывается, какие были проведены мероприятия по логопропаганде, выявлению детей с речевой патологией и т. д. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи ведется следующая документация: Речевая карта оформляется на каждого ученика школы. В ней фиксируются результаты обследования ребенка на начало учебного года, и на протяжении учебного года делаются краткие записи о том, над какими дефектами речевого развития учитель работал с учеником в течение года, отмечается результативность логопедических занятий. План индивидуальной работы на четверть (в начальных классах). В четвертном плане индивидуальной работы учитель определяет состав учащихся, с которыми будет работать, дает краткую характеристику их речевых нарушений, определяет, над какими дефектами речи предполагается работать, примерную продолжительность занятий (индивидуальная или групповая). По мере проведения занятий в четвертном плане отмечаются результаты его выполнения. Примерная схема работы на четверть: 1. Фамилии учащихся, зачисленных на занятия в течение четверти. 2. Краткая характеристика речевых нарушений. 3. Коррекционная работа (указать дефект, над которым идет работа). 4. Сроки коррекционной работы. 5. Организационная форма занятий. 6. Результаты. 7. Примечание. План работы с каждым учеником Учитель отмечает этапы коррекционной работы с ребенком по исправлению того или иного речевого нарушения и примерные сроки, в которые будут пройдены эти этапы. В плане работы на четверть должны быть указаны фамилии тех учащихся, с которыми логопед занимается каждый день. Все занятия проводятся строго по расписанию в соответствии с учебным планом данного класса. Расписание индивидуальных занятий составляется заместителем директора по учебной работе и вносится в общее расписание. Как правило, индивидуальные логопедические занятия проводятся после классных занятий. Учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он индивидуально или на каждую группу (при групповых занятиях) предусматривает виды работ, учебный и дидактический материал, который будет использован на занятии. В классном журнале отводятся специальные страницы для фиксации и учета индивидуальных логопедических занятий. На первой странице журнала дается список учащихся класса и отмечаются даты проведения занятий. На второй странице журнала в графе «Что пройдено на уроке» ставится дата и отмечается тема занятий. Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определяют основные направления, которые целесообразно реализовать в повседневной В средних и старших классах рекомендуется составлять календарный план на год, итоги индивидуальной работы отмечаются по мере продвижения ребенка в речевом развитии. практической деятельности с учетом конкретных условий работы и особенностей контингента школы. Логопед, работающий в системе здравоохранения, ведет следующую документацию: — Журнал или карта первичного приема больных, где указывается фамилия, имя, отчество больного, возраст, кем направлен, дата обращения в поликлинику или поступления в стационар, диагноз, количество проведенных занятий, описание речевого статуса больного, методы восстановительного обучения, результативность восстановительного обучения, дата выписки. — Карточки, содержащие те же графы (расставляются по алфавиту для удобства использования). — Журнал ежедневного приема больных. — Дневник, в котором отражено краткое содержание каждого занятия с больным. — Журнал посещения больных на дому, хранящийся в отделении «Помощи на дому» (для поликлинических больных). — Годовые отчеты. Логопеды должны активно участвовать в работе научно-практических конференций, выступать с докладами, демонстрацией больных и т. п. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные типы специальных учреждений для детей с нарушениями речи (в системе народного образования и здравоохранения). 2. Раскройте основные направления в работе логопеда с родителями. 3. Выделите задачи коррекционного обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями. 4. Расскажите об оказании логопедической помощи взрослому населению. 5. Раскройте требования к оформлению логопедического кабинета. 6. Перечислите документацию логопеда в разных типах учреждений. 7. При посещении специального учреждения выясните конкретные организационные условия работы. 8. Познакомьтесь подробнее с оснащенностью логопедического кабинета и документацией логопеда (в школе, детском саду, пункте и т.д.). Литература 1. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1982. 2. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М., 1983. 3. Справочник по дошкольному воспитанию. — М., 1980.' ГЛАВА 20. ОТБОР ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Успешному развитию сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи способствуют новейшие исследования в области логопедической науки, охватывающие различные вопросы теории и практики. Сюда относятся: — совершенствование диагностики речевых нарушений и дифференцированная диагностика, позволяющая проводить отграничение детей с речевыми нарушениями от других аномалий, иногда внешне сходных, но имеющих разную природу возникновения и требующих разных методов коррекции; — определение оптимальных возрастных сроков выявления детей с различными нарушениями речи и своевременная организация дифференцированного обучения; — исследование взаимосвязи между нарушениями устной (в дошкольном возрасте) и письменной (в школе.) речи; — теоретическое обоснование предупредительной направленности работы в дошкольных учреждениях; — изучение особенностей развития детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте; — разработка содержания и методов обучения дошкольников с учетом различных речевых нарушений; — разработка организационных вопросов и соответствующей документации. В учреждениях для детей с нарушениями речи последовательно осуществляется обучение и воспитание по специальным программам, предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи и вторичных проявлений, вызванных первичным (речевым) нарушением. Коррекционным обучением в большинстве случаев достигается реабилитация детей в условиях специальных дошкольных и школьных учреждений. Когда дети с тяжелыми нарушениями речи посещают массовый детский сад, общеобразовательную школу, то дефект речи может препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить их общее развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических особенностей, что в дальнейшем создает трудности в социальной и трудовой адаптации. Своевременное выявление детей с нарушениями речи и направление их на медико-педагогическую комиссию осуществляется логопедами детских поликлиник, педиатрами, психиатрами и невропатологами, логопедами детских садов, школьных логопедических пунктов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.186 (0.019 с.) |