Логопедическая помощь в системе здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическая помощь в системе здравоохранения



Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава СССР. На основании приказа Минздрава СССР № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопеди­ческой помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети ло­гопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами.

В приказе Минздрава СССР № 1096 от 19 августа. 1985 г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов:

— при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые расстройства речи (афазия, дизартрия, заикание и др.), — 1—5 посе­щения в час, при проведении групповых логопедических занятий — 8—10 посещений в час;

— при индивидуальной работе с лицами, страдающими дисла-лией, — 4 посещения в час, при проведении групповых логопедиче­ских занятий— 10—12 посещений в час;

— 1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1 став­ка — на 20 тыс. детского и подросткового населения.

Успешно функционирует Всесоюзный научно-методический центр патологии речи. Его основной задачей являются организационная и методическая помощь органам и учреждениям здравоохранения по организации работы логопедических кабинетов поликлиник, психоневрологических диспансеров, специализированных отделений больниц для лечения больных с патологией речи.

Сотрудники центра изучают распространенность патологии речи среди населения; потребность в логопедической помощи; разраба­тывают предложения по организации, развитию и улучшению лого­педической помощи детскому и взрослому населению; изучают пред­ложения по оборудованию логопедических кабинетов, стационаров; разрабатывают инструктивно-методические материалы и рас­пространяют опыт работы логопедических кабинетов и отделе­ний больниц для лечения больных с нарушением речи.

Логопедический кабинет детской поликлиники

Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохра­нения является логопедический кабинет детской поликлиники.

Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором опреде­лено направление его работы:

1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи про­водится на систематических и консультационных занятиях.

2. Диспансеризация детей, как организованных, так и неоргани­зованных.

3. Участие в комплектовании логопедических учреждений систе­мы здравоохранения и народного образования. Оформление на каж­дого ребенка логопедической характеристики.

4. Проведение логопедической санитарно-просв.етительной рабо­ты: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетений, изготовление наглядных дидактических пособий.

Специализированные ясли для детей с нарушением речи

Специализированные ясли для детей с нарушением речи явля­ются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направ­ленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.

Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за пра­вильной организацией обслуживания в них детей.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специ­альной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории разви­тия болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

а) для детей с задержкой; речевого развития, в течение всего года по мере освобождения мест;

б) для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Противопоказаниями к приему являются: выраженная умствен­ная отсталость (олигофрения, умственная отсталость, связанная с прогредиентным психическим заболеванием), судорожные припад­ки, грубые нарушения двигательных функций.

Работа специализированных яслей строится по типу учрежде­ний с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет (принимаются в возрасте до 3 лет).

Группы комплектуются по речевому дефекту (заикание, задерж­ка речевого развития).

Выписка из специализированных яслей производится домой, в специальный детский сад или детский сад общего профиля (по по­казаниям).

Специализированный Дом ребенка

Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилак­тика отклонений в речевом- развитии (начиная с доречевого пери­ода—от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед принимает активное участие в медико-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, со­ставляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное разви­тие речи или ее исправление, по каждой подгруппе детей и индиви­дуально.

Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (на­чиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей ран­него возраста), оценивает эффективность обучения.

Детский психоневрологический санаторий — лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа

Детский психоневрологический санаторий находится в районном, городском, республиканском и союзном подчинении. Общее руко­водство осуществляется Министерством здравоохранения СССР, областными и городскими отделами здравоохранения.

Дети 4—7 лет принимаются в дошкольный психоневрологиче­ский санаторий; дети от 7 до 13 лет — в школьный психоневрологи­ческий санаторий.

Отбор детей в детский психоневрологический санаторий осуще­ствляется в соответствии с «Показаниями и противопоказаниями для лечения детей в местных санаториях и на курортах».

Показания для направления детей в психоневрологический сана­торий:

— неврозы и невротические формы реактивных состояний; ас­тенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболе­вания;

— неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии неполной компенсации;

— начальное проявление психогенных патологических формиро­ваний личности и патологических черт характера без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации;

— общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими на­рушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития; заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения, чтения и письма), мутизм.

Срок пребывания в санатории — 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев.

Комплектование осуществляется по возрастному принципу.

Задача санатория — проведение лечебно-оздоровительных и ло­гопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется обучение по общеобразовательным пред­метам соответственно классу.

Основные разделы ленебно-оздоровительной работы:

— лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с уче­том возраста и состояния детей;

— психотерапия;

— физиотерапия и лечебная физкультура;

— медикаментозная терапия;

— логопедические коррекционные занятия;

— ритмика;

— трудотерапия;

— рациональное питание.

Работа планируется ответственными за каждый раздел работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется главным вра­чом.

Используются современные лечебные и логопедические методы (рациональная психотерапия, гипнотерапия и пр.).

Имеется тесная связь со школами близлежащего района, веду­щими в городе, области, республике медицинскими учреждениями.

Непосредственное руководство детского психоневрологического санатория осуществляет главный врач (психоневролог или педи­атр).

Логопедическая помощь взрослому населению

За последние годы в системе здравоохранения проводится ин­тенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внима­ние уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенес­ших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1. Стационарного (неврологические отделения при больницах).

2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии).

3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных по­ликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 че­ловек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При нали­чии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение вра­ча-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и ин­дивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Откры­тие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы соци­альной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.

Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1 — 3 месяца.

Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повтор­ные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более.

Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.

С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зави­сят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в пер­вые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы.

Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания.

Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и с родственниками больного.

Оборудование логопедического кабинета

Использование современных технических средств и наглядных пособий занимает важное место в работе логопедических учрежде­ний.

В специальных дошкольных учреждениях и школах используются модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

Особое по значимости место занимают пособия для самостоятель­ной работы детей (раздаточный материал, различные конструкторы, разборные модели).

Логопеды могут пользоваться разными дидактическими посо­биями для детей, не имеющих отклонений в развитии.

В примерный перечень оборудования для проведения логопеди­ческих занятий входят аппараты и приборы: секундомер; магни­тофон (с кассетами); наушники стереофонические, метроном, экран, диапроектор для слайдов, видеомагнитофон, АИР-1, АИР-2, элек­трофон, набор пластинок; экран для закрывания лица логопеда; зонды, шпатели; часы.

Дидактический материал. Наборы игрушек (образные, игры-за­бавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп; настольные игры (лото, домино и др.); альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная аз­бука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы.

Набор звучащих игрушек: барабан, ксилофон, дудки, губные гармошки, рояль, бубен. Комплекты игрушек для фронтальной ра­боты по развитию речи: мебель, одежда, посуда, транспорт, домаш­ние и дикие животные, овощи и фрукты.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета

Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические за­нятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, разме­щение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Финансирование логопе­дических кабинетов осуществляется областньш, городским и район­ным отделами народного образования по смете того учреждения, где работает логопед.

В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для посо­бий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4, не считав большого стола для логопеда, а количество стульев — не менее 8—10.

В логопедическом кабинете должна быть навесная доска, поло­вина которой разлинована, кроме этого на ней должны быть при­способления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого оборудования занятий. Необходимы в оборудовании лого­педического кабинета является настенное зеркало размером 70Х X ЮО см для групповой работы по постановке звуков со шторой и маленькие зеркала 9—12 см для индивидуальной работы (не ме­нее 10).

Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической диф-ференцировки (набор парных предметных картинок, соответствую­щих словам с начальными звуками, близкими и далекими по зву­чанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предло­жений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлеж­ности и по степени (характеру их связи с фразеологическим кон­текстом).

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предло­гов.

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответст­вующим коробкам или папкам.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; наборы цифр; наборы элемен­тов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для кон­струирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных карти­нок с недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географи­ческие карты, наборы пластинок.

Документация логопеда

В детском саду для детей с нарушениями речи логопедом ве­дется следующая документация:

Речевая карта. При поступлении в детский сад речь ребенка подробно обследуется логопедом. Данные обследования заносятся в индивидуальную речевую карту. В ней фиксируется уровень речево­го развития ребенка, особенности его внимания, памяти, интеллек­туального развития. Отмечаются лексические ошибки, аграмматизм, трудности в усвоении слов сложного слогового состава, особен­ности звукопроизношения и т. д. В каждой графе должно быть не менее 3—4 примеров детской речи.

В конце речевой карты записывается логопедическое заключе­ние.

План логопедического занятия. На каждое фронтальное занятие логопед пишет подробный план, где указаны тема и цель занятия, а также примерное его содержание. В конце плана фиксируется индивидуальная работа с детьми (указывается, какие дети берутся на занятие и какая работа (постановка, закрепление, дифферен­циация звуков) будет с ними проводиться); коротко отмечается учет проведенной работы (усвоен ли материал, у кого были труд­ности и т. д.).

Индивидуальные тетради детей. На каждого ребенка оформля­ется тетрадь для логопедических занятий. На первой странице ука­зываются дефекты в речевом развитии ребенка. Регулярно фикси­руется основное содержание работы: упражнения для активизации артикуляционного аппарата, вызывания и постановки звуков, за­крепления правильного звукопроизношения, развития внимания и памяти, фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза. Логопед записывает материал для расширения лексического запаса, формирования грамматически правильной речи, а также развития связной речи.

В вечернее время эти записи может использовать воспитатель при индивидуальной логопедической работе; тетрадь передается родителям в воскресные дни, чтобы дома повторить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в его речевом развитии.

Логопед записывает задания в тетради не реже 2—3 раз в не­делю.

Тетрадь для вечерних логопедических занятий воспитателя

Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопе­дической работы с детьми. Сюда включается: отработка отдельных артикуляционных упражнений, заучивание специально подобранных логопедом слов, предложений, коротких рассказов, стихотворений на закрепление поставленных звуков, выполнение заданий на разви­тие внимания, памяти, фонематического слуха; тренировочные уп­ражнения на выработку навыков чтения; работа с разрезной азбу­кой, таблицами для чтения и т. д. Все виды заданий должны быть знакомы детям, а методика их проведения хорошо объяснена вос­питателю. Итоги проведенной работы воспитатель коротко фиксиру­ет в графе учета.

Отчет логопеда. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе. В нем содержатся следующие данные:

1. Дата комплектования группы (поступление ребенка в груп­пу).

2. Количество детей, приступивших к логопедическим занятиям (их распределение по логопедическим заключениям).

3. Количество выпущенных детей с дифференцированной оцен­кой их речи (хорошая речь, со значительным улучшением, без улуч­шения, с ухудшением).

4. Рекомендации к дальнейшему пребыванию ребенка (общеоб­разовательная школа, логопункт, стационар, детский сад и т. д.).

5. Количество детей, оставленных на повторный курс (указать причину).

6. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года.

В текстовом отчете указывается, какие были проведены меро­приятия по логопропаганде, выявлению детей с речевой патологией и т. д.

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи ведется следующая документация:

Речевая карта оформляется на каждого ученика школы. В ней фиксируются результаты обследования ребенка на начало учебного года, и на протяжении учебного года делаются краткие записи о том, над какими дефектами речевого развития учитель работал с учеником в течение года, отмечается результативность логопедиче­ских занятий.

План индивидуальной работы на четверть (в начальных клас­сах).

В четвертном плане индивидуальной работы учитель определяет состав учащихся, с которыми будет работать, дает краткую харак­теристику их речевых нарушений, определяет, над какими дефекта­ми речи предполагается работать, примерную продолжительность занятий (индивидуальная или групповая). По мере проведения занятий в четвертном плане отмечаются результаты его выполне­ния.

Примерная схема работы на четверть:

1. Фамилии учащихся, зачисленных на занятия в течение чет­верти.

2. Краткая характеристика речевых нарушений.

3. Коррекционная работа (указать дефект, над которым идет ра­бота).

4. Сроки коррекционной работы.

5. Организационная форма занятий.

6. Результаты.

7. Примечание.

План работы с каждым учеником

Учитель отмечает этапы коррекционной работы с ребенком по исправлению того или иного речевого нарушения и примерные сроки, в которые будут пройдены эти этапы.

В плане работы на четверть должны быть указаны фамилии тех учащихся, с которыми логопед занимается каждый день.

Все занятия проводятся строго по расписанию в соответствии с учебным планом данного класса. Расписание индивидуальных занятий составляется заместителем директора по учебной работе и вносится в общее расписание. Как правило, индивидуальные лого­педические занятия проводятся после классных занятий.

Учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежеднев­ные планы, в которых он индивидуально или на каждую группу (при групповых занятиях) предусматривает виды работ, учебный и дидактический материал, который будет использован на занятии.

В классном журнале отводятся специальные страницы для фик­сации и учета индивидуальных логопедических занятий. На первой странице журнала дается список учащихся класса и отмечаются даты проведения занятий. На второй странице журнала в графе «Что пройдено на уроке» ставится дата и отмечается тема занятий.

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определяют основные на­правления, которые целесообразно реализовать в повседневной

В средних и старших классах рекомендуется составлять календарный план на год, итоги индивидуальной работы отмечаются по мере продвижения ребенка в речевом развитии.

практической деятельности с учетом конкретных условий работы и особенностей контингента школы.

Логопед, работающий в системе здравоохранения, ведет сле­дующую документацию:

— Журнал или карта первичного приема больных, где указы­вается фамилия, имя, отчество больного, возраст, кем направлен, дата обращения в поликлинику или поступления в стационар, диаг­ноз, количество проведенных занятий, описание речевого статуса больного, методы восстановительного обучения, результативность восстановительного обучения, дата выписки.

— Карточки, содержащие те же графы (расставляются по ал­фавиту для удобства использования).

— Журнал ежедневного приема больных.

— Дневник, в котором отражено краткое содержание каждого занятия с больным.

— Журнал посещения больных на дому, хранящийся в отделе­нии «Помощи на дому» (для поликлинических больных).

— Годовые отчеты.

Логопеды должны активно участвовать в работе научно-практи­ческих конференций, выступать с докладами, демонстрацией боль­ных и т. п.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные типы специальных учреждений для детей с нару­шениями речи (в системе народного образования и здравоохранения).

2. Раскройте основные направления в работе логопеда с родителями.

3. Выделите задачи коррекционного обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями.

4. Расскажите об оказании логопедической помощи взрослому населению.

5. Раскройте требования к оформлению логопедического кабинета.

6. Перечислите документацию логопеда в разных типах учреждений.

7. При посещении специального учреждения выясните конкретные организаци­онные условия работы.

8. Познакомьтесь подробнее с оснащенностью логопедического кабинета и доку­ментацией логопеда (в школе, детском саду, пункте и т.д.).

Литература

1. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1982.

2. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М., 1983.

3. Справочник по дошкольному воспитанию. — М., 1980.'

ГЛАВА 20. ОТБОР ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Успешному развитию сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи способствуют новейшие исследования в облас­ти логопедической науки, охватывающие различные вопросы теории и практики.

Сюда относятся:

— совершенствование диагностики речевых нарушений и диффе­ренцированная диагностика, позволяющая проводить отграничение детей с речевыми нарушениями от других аномалий, иногда внешне сходных, но имеющих разную природу возникновения и требующих разных методов коррекции;

— определение оптимальных возрастных сроков выявления де­тей с различными нарушениями речи и своевременная организа­ция дифференцированного обучения;

— исследование взаимосвязи между нарушениями устной (в до­школьном возрасте) и письменной (в школе.) речи;

— теоретическое обоснование предупредительной направленнос­ти работы в дошкольных учреждениях;

— изучение особенностей развития детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте;

— разработка содержания и методов обучения дошкольников с учетом различных речевых нарушений;

— разработка организационных вопросов и соответствующей документации.

В учреждениях для детей с нарушениями речи последовательно осуществляется обучение и воспитание по специальным програм­мам, предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи и вторичных проявлений, вызванных первичным (речевым) нарушением. Коррекционным обу­чением в большинстве случаев достигается реабилитация детей в условиях специальных дошкольных и школьных учреждений.

Когда дети с тяжелыми нарушениями речи посещают массовый детский сад, общеобразовательную школу, то дефект речи может препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить их общее развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических особенностей, что в дальней­шем создает трудности в социальной и трудовой адаптации.

Своевременное выявление детей с нарушениями речи и направ­ление их на медико-педагогическую комиссию осуществляется ло­гопедами детских поликлиник, педиатрами, психиатрами и невропа­тологами, логопедами детских садов, школьных логопедических пунктов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.084 с.)