Раздел IV. Организация логопедической помощи в СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Организация логопедической помощи в СССР



ГЛАВА 19 СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В нашей стране систематическая разносторонняя помощь лицам с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

До Октября в России существовали только отдельные благо­творительные учреждения, в которых специальное обучение строи­лось на основе выделения и разграничения наиболее резко выра­женных дефектов (глухота, слепота, умственная отсталость). Орга­низованной логопедической помощи людям с дефектами речи не оказывалось, не существовало.

Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патоло­гии на формирование психики и личности в целом.

В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые бы­ла подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, страдающим речевыми расстройствами. Такая помощь ока­зывалась в двух вспомогательных школах под руководством сурдо­педагога Ф. A. Pay. А в 1915 г. создаются логопедические курсы.

Только после Октябрьской революции обучение аномальных де­тей было выделено в общегосударственную задачу.

В 1918 г. по инициативе В. Бонч-Бруевича организуются обяза­тельные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. Через год за подписью В. И. Ленина вышло постановление Совнаркома, в котором были определены функции наркоматов просвещения и здравоохранения в отношении воспитания и охраны здоровья аномальных детей.

1 Всероссийский съезд (1920) по борьбе с детской дефектив­ностью определил принципы построения системы воспитания и обу­чения детей с различными видами аномального развития.

Н. К. Крупская в своем выступлении в 1922 г. на Всероссийском съезде заведующих губоно говорила о важности создания учреж­дений для этих категорий детей.

В 1924 г. проходил II съезд по социально-правовой охране несо­вершеннолетних (СПОН). Л. С. Выготский, выступая на съезде,

предложил новый подход к анализу структуры дефекта, его коррек­ции и компенсации, выделил цели и задачи специального обучения, исходя из единых с массовой школой принципов коммунистического воспитания детей.

Трудно переоценить значение создания в 1929 г. научного центра по разработке проблем дефектологии — экспериментально-дефектологического института (ЭДИ), ныне ордена «Знак Почета» НИИ дефектологии АПН СССР, что способствовало проведению комплексного изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференцированной сети специальных школ и системы воспитания и обучения в них детей.

Институт участвовал в принятии в начале 30-х годов закона об обязательном всеобуче аномальных детей.

Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для развития в стране разветвлен­ной сети специальных дошкольных и школьных учреждений.

Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность не только устанавливать правильный диагноз, определять тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка.

Органами народного образования и здравоохранения была про­ведена организационно-педагогическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного воз­раста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции.

Тесное содружество теории и практики позволило дать научное обоснование обучения и воспитания детей и подростков с речевой патологией, установить потребность в развитии сети специальных учреждений.

Введение в номенклатуру того или иного типа специальных уч­реждений предваряется широким комплексным клинико-нейрофизиологическим и психолого-педагогическим изучением детей, органи­зацией системы экспериментального обучения.

В настоящее время определены структуры различных типов уч­реждений и содержание коррекционного и воспитательного воздей­ствия. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая при необ­ходимости возможность перевода ребенка в учреждение, соответ­ствующее уровню его общего и речевого развития.

С каждым годом увеличивается помощь аномальным детям до­школьного возраста.

После принятия решения коллегии МП СССР «О номенклатуре дошкольных учреждений для детей с нарушениями в физическом и умственном развитии» получила значительное развитие сеть специ­альных дошкольных учреждений.

В соответствии с реформой школы продолжается совершен­ствование системы школьного и дошкольного обучения детей с нарушениями речи.

Взрослые, подростки и дети с нарушениями речи получают комплексную медицинскую, логопедическую помощь в поликлинике, больнице, диспансере, санатории.

Государственная забота о детях с отклонениями в развитии вы­ражается не только в создании дифференцированной сети специ­альных школ, но и в систематическом повышении уровня образо­вания детей с дефектами в развитии. Подавляющее большинство специальных школ являются интернатными, и все содержание детей в них обеспечивается за счет государства.

В нашей стране широко развита дифференцированная логопеди­ческая помощь взрослому и детскому населению. Она осуществля­ется по линии народного образования и здравоохранения.

Логопедическая помощь в системе народного образования

1. Дошкольные учреждения детей с нарушениями речи

для

2. Дошкольные учреждения для де­тей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата

3. Дошкольные учреждения для де­тей с нарушениями интеллекта

4. Дошкольные учреждения для де­тей с нарушениями зрения

Школы для детей с тя­желыми нарушениями речи

Школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Вспомогательные школы

Школы для детей с нарушениями зрения

Логопедичес­кие пункты при общеобразова­тельных школах

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи

Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции.

В значительном ряде случаев специальное дошкольное обуче­ние и воспитание корригируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Вла­сова, 1972).

При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации дефекта.

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи в СССР начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы, организованные при массовых детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.

Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием фонетической стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нарушениями (заикающихся детей, для детей с общим недоразвитием речи). На основании приказа МП СССР от 21 ноя­бря 1972 г. № 125 утверждена номенклатура специальных дошколь­ных учреждений для аномальных детей системы просвещения.

Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соот­ветствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народ­ного образования, в ведении которых находятся указанные до­школьные учреждения.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обу­чение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошколь­ные учреждения общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефек­та, но и подготовку к овладению грамотой.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи пре­дусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

своевременным обследованием детей;

рациональным составлением расписания занятий;

планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

наличием планов фронтальных занятий;

оснащением их необходимым оборудованием и наглядными посо­биями;

совместной работой логопеда с воспитателем группы и родите­лями.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, познава­тельной и эмоционально-волевой сферах во всех возрастных груп­пах лиц с нарушениями речи зависят от своевременного и адекват­ного применения комплекса медицинских и педагогических воздей­ствий.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличаю­щийся от обычного. Так, в нем предусмотрено проведение логопе­дом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наря­ду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррек­ции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ре­бенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической стороны речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с ло­гопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемле­мой частью всего педагогического процесса и в условиях детского сада осуществляется в следующих формах:

Родительские собрания. Первое собрание родителей проводится в конце августа или начале сентября. Родителей знакомят со струк­турой учреждения, задачами и содержанием работы, правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание прово­дит заведующий детским садом с родителями детей всех специаль­ных групп.

Второе собрание проводит каждый логопед в своей группе в октябре. Цель данного собрания — познакомить родителей с ре­зультатами обследования детей. При этом логопед дает подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка в отдельности. Важно в доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необхо­димость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Лого­пед рассказывает о плане работы на первый период обучения, задачах и содержании работы.

Третье родительское собрание проводится в январе: подводятся итоги работы за полугодие, раскрываются пути дальнейшего кор­рекционного обучения. Характеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, положительная динамика у детей, а также труд­ности, встречающиеся в процессе занятий.

Последнее, заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит роди­телей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массо­вой или речевой школе либо, в случае необходимости, повторном пребывании в специальной группе. Решение комиссии подробно обосновывается.

По субботам или средам (во второй половине дня) еженедельно проводятся родительские пятиминутки. Приглашаются отдельные родители с детьми. Логопед знакомит родителей с основными прие­мами закрепления звуков, рассказывает и показывает, какие уп­ражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять домашнее задание.

Посещение открытых логопедических занятий родителями про­водится в течение всего учебного года (не реже 1 раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приема­ми обучения, подбором материала, а также требованиями к детям во время занятий.

Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют в тече­ние всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающие­ся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой ано­малии, популярная литература. Материал по формированию звуко-произношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляют. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультаций специалистов.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи явля­ются перспективным звеном в общей системе воспитания и обучения

аномальных детей, обеспечивающим предупреждение дальнейшего развития дефекта.

Логопедическая помощь в условиях специальных дошкольных учреждений оказывается детям, имеющим недостатки речи при дру­гих нозологических формах (олигофрения, нарушения зрения, опор­но-двигательного аппарата).

Согласно положению «О типовых штатах дошкольных учрежде­ний специального назначения для детей с дефектами умственного и физического развития и об оплате труда учителей-дефектологов и учителей-логопедов» (из приказа министра просвещения СССР от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводится должность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.

Детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Группы детского дошкольного учреждения для детей с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата комплектуются с учетом воз­раста следующим образом: ясельная группа — дети в возрасте от 2—3 лет; младшая группа — дети в возрасте от 3—4 лет; средняя группа — 4—5 лет; старшая группа — 5—6 лет; подготовительная к школе группа — 6—7 лет. Наполняемость группы — 10—12 че­ловек.

Прием детей проводится ежегодно с 1 августа по 1 сентября. Дети, достигшие 7-летнего возраста, по решению медико-педагоги­ческой комиссии переводятся в соответствующие типы школ.

Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, по обучению правильной речи, пра­вильному произношению. Он работает в тесном контакте с врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фрон­тальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, ведет соответ­ствующую документацию.

Детские дошкольные учреждения для умственно отсталых детей

Основным типом дошкольных учреждений для умственно отста­лых детей является детский сад (детский дом). Группы комплекту­ются с учетом возраста: младшая группа — дети в возрасте от 3—4 до 4—5 лет; средняя группа — от 4—5 до 5—6 лет; старшая группа — 5—6 лет; подготовительная к школе группа 6—7 лет. На­полняемость групп независимо от степени нарушения интеллекта— 10—12 человек.

Значительное количество умственно отсталых дошкольников имеет выраженные речевые -расстройства, поэтому в общей системе коррекционного обучения предусматривается систематическая лого­педическая работа. Она проводится на фронтальных занятиях по

развитию речи в соответствии с расписанием 2 раза в неделю в каждой возрастной группе (на 1—3-м годах обучения группа де­лится на подгруппы, на 4-м году фронтальные занятия проводят­ся со всеми детьми). Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком организуются не менее 3 раз в неделю.

В содержание коррекционного обучения включается постановка и автоматизация звуков родного языка, работа над плавностью речи, дыханием, ударением, над уточнением и расширением слова­ря, практическим употреблением грамматических конструкций, фор­мированием связной речи. Ежедневная работа по развитию речи ведется всем коллективом специального дошкольного учреждения.

Дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями зрения

В данные учреждения принимаются дети с нарушениями зре­ния в возрасте от 2 до 7 лет (в ясли-сады — от 2 лет, в детские сады — от 3 лет), имеющие выраженное понижение зрения и нуждающие­ся в интенсивном лечении.

Наполняемость дошкольных групп для слепых детей — 10 чело­век, для слабовидящих, включая амблиопию и косоглазие, — 12—15 человек.

Необходимость систематической логопедической работы с дан­ной категорией детей обусловлена наличием выраженных наруше­ний устной речи. Первоначальное знакомство с детьми начинается с.подробного обследования и оценки речевых и неречевых процессов (состояние связной речи, оценка степени сформированности грам­матического строя, словаря, фонетики, восприятия; здесь же прово­дится исследование общей и речевой моторики и т. д.). Коррекционная работа планируется с учетом результатов обследования.

Система дифференцированного обучения предусматривает раз­ные уровни (их 4) речевого развития детей. Так, в группах с первым уровнем речевого развития основное внимание уделяется формиро­ванию звукопроизношения. В группах для детей со вторым-треть­им речевым уровнем логопедическая работа предусматривает лик­видацию пробелов в формировании фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя языка. С детьми ведутся логопеди­ческие занятия по формированию связной речи, коррекции недораз­вития всех компонентов речевой системы.

По форме логопедические занятия могут быть индивидуальными и подгрупповыми. Коррекция речевого развития слепых и слабови­дящих детей осуществляется совместными усилиями всех специа­листов, работающих в данном дошкольном учреждении.

При широко развитой системе детских садов для детей с нару­шениями зрения становится возможным более эффективно решать вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и школь­ного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.032 с.)