ТОП 10:

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи



Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специ­ального школьного учреждения, предназначенный для детей, стра­дающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного кон­тингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефекто­логии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются отдельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Москва). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-интернат с особым режимом для детей с тяжелыми наруше­ниями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.

С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-ин­тернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время в СССР имеется более ста школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются и специфические задачи:

а) преодоление различных видов нарушений устной и письмен­ной речи;

б) устранение связанных с ними особенностей психического раз­вития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

в) профессионально-трудовая подготовка. Школа состоит из двух отделений.

В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недораз­витие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в общеобра­зовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.

Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Срок обучения в I отделении для детей с общим недоразвитием речи — 12 лет (подготовительный и I—XI классы), во II отделении для детей с тяжелой формой заикания — 9 лет (I—IX классы).

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о непол­ном среднем образовании.

Обучение в специальной школе осуществляется на основании Типовых учебных планов (для I и II отделения) и Типовой программы (с подготовительного по V класс); обучение в VI—XI классах на основании распределения программного материала среднего зве­на общеобразовательной школы.

В учебных планах предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две зада­чи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодо­ления дефектов развития и формирования личности, как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом раз­витии к жизни и труду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка, в связи с чем выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обу­чение грамоте, фонетика, грамматика и правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуаль­ных форм работы.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15—20 минут). Для детей с нарушением моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике.

Второе отделение специальной школы предназначается для уча­щихся с тяжелой формой заикания. Они получают знания в объеме неполной средней школы с 10-летним сроком обучения, дополни­тельный по сравнению с массовой школой год отводится на специ­альную речевую работу в младших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания используются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопеди­ческие пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, направленные на преодоление особенностей пси­хического развития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта уча­щиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профес­сионально-технических училищах.

Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нарушений у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспитатель прово­дит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащихся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребен­ка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в процессе

учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое раз­витие детей.

Адекватная общеобразовательная и трудовая подготовка позво­ляет лицам с дефектами речи стать полноценными членами обще­ства, участвующими как в трудовой, так и в других видах деятель­ности.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.003 с.)