ТОП 10:

ГЛАВА 23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ



Охрана здоровья трудящихся относится к важнейшей функции государства социалистического строя. В постановлениях партии, в ее решениях проходит идея о том, что профилактическая направ­ленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Син­тез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подраста­ющего поколения.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы по­ставила перед работниками просвещения задачи коренного улучше­ния воспитания и обучения подрастающего поколения. Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и рече­вом развитии детей.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в реше­нии вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.

Путем специальных воздействий на детей во многих случаях уда­ется предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в со­стоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприя­тий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздей­ствия.

Специалисты детских поликлиник, наряду с постоянным динами­ческим наблюдением, проводят профилактические осмотры детей от 0 до 14 лет не только в поликлинике, но и в детских дошкольных учреждениях и школах. Совместная работа врачей и педагогов в детских педагогических учреждениях позволяет рано выявлять Отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии.

Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отно­шение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи ее в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтоге­неза и выявлению условий жизни (включая внешнюю среду и социальные условия) детей, положительно или отрицательно влия­ющих на речевое развитие. Разрабатываются рекомендации и нор­мативы по психологическим условиям воспитания детей, созданию и применению возможностей и стимулов развития психических способностей ребенка, развитию массовой медико-педагогической пропаганды среди населения.

Меры по охране здоровья населения, благоприятные обществен­ные условия создают в нашей стране все предпосылки для нормаль­ного развития подрастающего поколения.

Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является направление, связанное с предупреждением речевых нарушений и последствий речевой патологии.

Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи: а) предупреждение речевых нарушений — первичная про­филактика; б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика; в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная про­филактика-первичная профилактика. Предупреждение нарушений в рече­вом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психогигиенического предупреждения расстройств психических функций.

Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, регламентируемых соответствующими законами и обеспечиваемых всей службой охраны здоровья матери и ребенка.

В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих ро­дителей с целью исключения возможности наследственной патоло­гии психики и речи ребенка.

С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает особенно ак­туальным психолого-педагогическое просвещение молодых родите­лей.

Формирование характера и личностных особенностей ребенка начинается с самого раннего возраста. Уже ранний период постнатального развития имеет большое значение для последующих эта­пов формирования его психики. Сон, крик, движения и другие фи­зиологические реакции организма новорожденного отражают со­хранность и уровень зрелости центральной нервной системы. По­этому родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необхо­димые профилактические меры в случае их отклонения.

В 60-е годы в научной литературе возникает понятие «фактор риска», под которым подразумеваются различные условия внешней сферы (биологические и социальные) и индивидуальной реактив­ности организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию отклонений от нормы.

К факторам риска речевых нарушений относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом (например, задержка раз­вития тонкой психомоторики, пространственного восприятия и пр.), а также мозговая недостаточность, вызванная действием биологи­ческих и социально-психологических вредностей (патогенных фак­торов) на внутриутробном, пери- и постнатальном периодах жизни ребенка.

Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, се­мейная отягощенность речевыми нарушениями.

В качесте первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.

Работа с детьми, имеющими фактор риска речевых нарушений, строится исходя из сущности нарушений функции центральной нервной системы.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с пер­вых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования дру­гих и в дальнейшем к педагогической запущенности.

Коррекционно-педагогические мероприятия включают в себя: развитие ориентировочно-познавательных реакций, фиксацию взо­ра, его прослеживание, слуховое сосредоточение, стимуляцию дви­гательной активности, развитие рефлексов орального автоматизма, вызывание голосовых реакций и т. д.

Основное внимание обращается на развитие сенсорного воспри­ятия: зрительного, слухового, кинестетического. В процессе целе­направленной работы с ребенком раннего возраста, имеющим риск речевой патологии, происходит компенсация дефектных сен­сорных функций ребенка, что в значительной степени способствует нормализации его речевого развития.

К этой работе должны быть максимально привлечены родители.

Жизнь ребенка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному развитию его движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. К биологическим факторам риска речевых нарушений относит­ся леворукость. Недоучет конституциональной особенности психо­моторики ребенка может привести к появлению патологии речи (в частности, к заиканию). Одной из профилактических рекомен­даций может быть запрещение насильственной переориентации леворуких в праворуких. Можно предупредить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы толь­ко в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т. п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупы­вать или угадывать предмет именно правой рукой и т. д.

К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Родители, страдающие ею, должны консультироваться у логопеда о прави­лах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией. В целях первичной профилактики речевых нарушений у ребенка из семьи, отягощенной речевой пато­логией, необходимо начать логопедические занятия в младшем дошкольном возрасте.

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности во­просы психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональ­ной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депри­вации (И. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984). Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ре­бенка.

Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчи­вости, импульсивности, нарушения поведения, которые, в свою оче­редь, могут осложниться речевыми расстройствами.

После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с мало­знакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное ре­чевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие

данные:

— характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холод ность);

— неприятие со стороны матери (отца);

— неполная семья;

— конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структу­ре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);

— воспитание в двух домах;

— резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;

- неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

По мере роста и развития ребенка круг нсихотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстника­ми и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, пережива­ние ситуации испуга (внезапное появление устрашающего живот­ного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка), рожде­ние другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего и пр.

Учет и значение закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактичес­кую коррекционно-педагогическую работу.

Для организации рациональных методов педагогического воз­действия имеет значение знание возрастных особенностей становле­ния речевой функции.

Для своевременного развития речи мать и другие лица, окру­жающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях постнатального развития ребенка его общение с матерью осуще­ствляется не безмолвно, они ведут «диалог». Этот «диалог» вызы­вает у младенца реакции в виде оживления общих движе­ний, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое зна­чение для развития ребенка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (си­дение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.), и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей мото­рики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.

У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мими­ке и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке (К. Д. Ушинский, 1948—1952; Е. И. Тихеева, 1981, и др.). Усвоение двух языко­вых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в неко­торых случаях появляются многочисленные итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, ко­торые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

К 3 годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части ре­чи, распространенные предложения, его общение со взрослыми и детьми становится речевым. В этот период бурно развивается инициативное обращение ко взрослым (вопросы: Как? Где? и т.д.). Таким образом, речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира. К 3 годам жизни ребенка его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности.

При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

К 6 годам жизни у ребенка бывают сформированы лишь основ­ные параметры речедвигательных механизмов: сокращения мышц речевого аппарата в процессе речи недостаточно автоматизированы, речедвигательные стереотипы легко нарушаются при усложнении речевой задачи, координаторные взаимоотношения между отделами речедвигательного аппарата (в частности, между артикуляторным и дыхательным) неустойчивы.

Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее офор­мление речи в этом возрасте нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в звучании шипящих, звука р, наблюдаются переста­новки звуков и т. п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4—5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, спонтанно под влиянием речи окружающих и правильных ее образцов.

В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправиль­ное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка (сюсю­кают), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корри­гирующее обучение у логопеда.

В процессе становления речи дети проходят через так называ­емые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произне­сении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и неправильное звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического рече­вого аппарата и обычно исчезают к 4—5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологи­ческая обстановка в семье или его речевое воспитание будет не­правильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совер­шаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Не­обходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Раз­говаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.

Формирование речевой функции должно осуществляться парал­лельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного раз­вития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра. В самостоятельном пользовании детей должны быть разно­образные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр. Включение дидактических игр способ­ствует сенсорному развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослых игрой детей должны быть тщательно про­думаны и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на разви­тие речи детей.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обуче­ния в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т. е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки ведет к развитию как внимания к звуковой стороне речи, так и слуховой памяти.

Одной из задач воспитания дошкольника является формирова­ние навыков произвольной организации деятельности с опорой на программирующую речь взрослого и речь самого ребенка. Обучение в школе требует от него большой организованности психических процессов.

Важное значение в реформе школы придается семейному воспи­танию. В Программе КПСС указывается на повышение ответствен­ности родителей за воспитание детей.

В настоящее время имеются достаточно определенные научные данные о влиянии типа воспитания в семье на формирование черт характера, речь и психику ребенка в целом.

Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармо­ничного психического развития ребенка.

Возраст до 1 года — это период, когда общение является глав­ным видом деятельности ребенка и недостаточность эмоциональных контактов с ним может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере и речевом поведении. Уже на этом возрастном этапе устанавливаются первые межперсональные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Это важный этап, с которого начинаются социализация, становление личности ребенка, форми­рование положительных и отрицательных чувств, представление о людях, мире.

Воспитание ребенка в дружной семье как равного ее члена с соблюдением всех психолого-педагогических требований, с ран­ней познавательной, общественной, трудовой ориентацией способ­ствует формированию характера с положительными социальными установками при всем многообразии индивидуальных особенностей, сформированных интересов и объема приобретенных знаний.

Понимание возрастных особенностей высшей нервной деятель­ности ребенка, знание ее физиологических изменений в критические периоды развития организма детей и подростков позволяет роди­телям сознательно обеспечивать рациональный психогигиенический режим.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно психических нарушений, приводящих к речевым расстройст­вам у детей, возлагается на дошкольные учреждения. В процессе воспитательно-образовательной работы в них последовательно осу­ществляются задачи, определенные программой, в области физичес­кого, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника.

К настоящему времени имеются научно обоснованные психо­лого-педагогические рекомендации по режиму дошкольников и к воспитательным воздействиям.

Однако в ряде случаев имеются индивидуальные реакции детей, свидетельствующие о нарушении адаптации ребенка к новым условиям жизни. Так, первоначальный период пребывания ребенка в яслях иногда сопровождается задержкой и даже регрессом дос­тигнутого ранее развития. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что, несом­ненно, задерживает формирование речи. Этот период может продол­жаться у младших детей до 4 месяцев, у более старших до 2 месяцев.

Наиболее трудно протекает адаптация к детскому учреждению, если ребенок поступает в не.го в возрасте от 9 месяцев до полутора лет. Наименее болезненно она происходит в возрасте до 6—7 месяцев и после полутора лет.

Поэтому в раннем возрасте существенным психогигиеничес­ким аспектом профилактики нервно-психических нарушений речи, в частности, является направление ребенка в детское учреждение в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям жизни.

Другим путем адаптации ребенка является предварительное приближение домашнего режима к условиям детского учреждения. Необходимо приучать его к пребыванию вне дома без близких лиц. Нахождение вне семьи, адаптация его к этим условиям развивает познавательные механизмы, его интерес к новым предметам и лю­дям, что делает ребенка не только спокойным, но и активным.

И дома, и в детском саду режим должен быть построен с соб­людением гигиенических правил, из которых одним из важных явля­ется развитие у детей двигательной активности.

В соответствии с «Программой воспитания детей в детском саду» занятия с детьми проводятся с раннего возраста. Воспитательно-образовательная работа, осуществляемая на занятиях, имеет боль­шое значение для умственного развития детей и подготовки их к школе. Важно, чтобы по содержанию, методике проведения и по длительности эти занятия соответствовали возрастным возможнос­тям детей. А. В. Запорожец (1973) писал, что при совершенствовании вос­питательных программ необходимо учитывать не только то, что ре­бенок такого возраста может сделать, понять, усвоить при макси­мальном напряжении, но и то, каких нервно-психических и физи­ческих затрат ему это стоит. Известно, что перегрузка, всякое переутомление в этом возрасте представляют особую опасность для состояния здоровья и дальнейшего развития детского организ­ма.

Для нервно-психического здоровья детей в детском саду ог­ромное значение имеет поведение воспитателей. Приветливое выра­жение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны ха­рактеризовать общую поведенческую установку воспитателя.

Переход к обучению в школе детей с 6-летнего возраста предъявляет новые требования к организму ребенка. Психофизи­ологические исследования детей 6 лет показывают, что этот возраст представляет собой особый переломный период. Именно в это время формируется умение выполнять определенные правила поведения, устанавливать личностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия с действиями других лю­дей, уметь слушать и выполнять указания взрослых (В. С. Мухина, 1975). Эти психологические особенности связаны с новой, по сравне­нию с младшим возрастом, ступенью в созревании основных физио­логических систем, что является важнейшим условием для перестроек адаптационного характера (как физиологических, так и пси­хологических).

В реформе школы определены новые, повышенные требования к подготовке детей к школе. В настоящее время особое значение приобретает проблема обучения грамоте и родному языку: форми­рование практических речевых навыков (сформированность лексико-грамматической стороны речи), развитие осознания языковой действительности, элементов языка, смысловой стороны слова.

Ребенку, поступающему в I класс, необходим запас знаний об окружающих предметах, их свойствах, явлениях живой и нежи­вой природы, о моральных нормах поведения. Важен при этом не столько объем знаний, сколько их качество: четкость и обобщен ность представлений. Эти представления помогают ребенку перейти к усвоению знаний научного характера. Существенной стороной психической готовности к школе является достаточный уровень эмоционально-волевого развития ребенка.

Школе принадлежит большая роль в охране нервно-психическо­го здоровья детей.

Важнейшей задачей школьной психогигиены остается профилак­тика переутомления и психического травмирования детей, создание в школе условий, охраняющих нервную систему учащихся от чрезмерного напряжения. В связи с этим большая ответствен­ность за состояние речевого развития детей и подростков ложится не только на логопеда, но и на учителя, воспитателя и классного руководителя.

В нашей стране разработаны и приняты единые гигиенические медико-педагогические рекомендации для дошкольников и учащих­ся профессионально-технических училищ. Они касаются объема учебной нагрузки, ее распределения, введения оптимального ре­жима обучения и т. д.

Необходимо помнить, что устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформле­ния: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интона­ционной выразительности, т. е. всего того, что способствует укрепле­нию речедвигателыюй стереотипии как базального компонента экспрессивной речи. Отсутствие «жесткой» автоматизации речедвигательных механизмов у детей школьного возраста является благоприятным фактором для компенсации отклонений от нормы и выработки культуры произносительной стороны речи, а также для овладения иностранным языком.

Классным руководителям следует особое внимание обращать на тех учащихся, речь которых делает их «трудными» в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками и старшими, а также на детей с повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к самообвинениям, застенчивостью, замкнутостью, склонностью к бурному реагированию на стрессовые факторы и на детей из неблагополучных семей.

Взрослые члены семьи, воспитатели и педагоги должны пони­мать значение авторитета педагога для младшего школьника, а также группы сверстников для подростка и самооценки в раннем юношеском возрасте. Незнание или игнорирование этих сведений неизбежно ведут к стрессам и нарушениям психического здоровья детей, что может сказаться на речевом поведении.

Вторичная профилактика. Известно, что нарушения речи отра­жаются на психическом развитии ребенка, формировании его лич­ности и поведения (вторичные расстройства).

Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Послед­нее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред рече­вому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговари­вать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985).

Степенью и характером речевой недостаточности и психических наслоений определяются и возможности ребенка учиться и активно участвовать в общественной жизни школы. Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нару­шениями, задерживается нередко динамика урока, нарушается дис­циплина (в классе возникают смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препят­ствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Отставая в учении, школьники, у которых имеются речевые рас­стройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в катего­рию нарушителей дисциплины.

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть макси­мально сконцентрировано на своевременном предупреждении воз­можных вторичных, более отдаленных последствий речевой патоло­гии. Особенно внимательно следует проанализировать с этих позиций состояние звуковой стороны речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полностью ском­пенсированных дефектах звукопроизношения может привести к не­достаткам в овладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, ро­дителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое пове­дение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих рече­вого общения, и т. д., логопеду необходимо существенно усилить психотерапевтический акцент в своей работе. Всякий раз этот ак­цент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуального психологического реагирования.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребен­ка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологи­ей речи и вторичной профилактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей груп­пы позволяет определить возможность преодоления дефекта в це­лом, установить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отношении обучения по программе общеобразовательной школы.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничива­ют возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений. Целью трудового воспитания учащихся школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями является формирование у подрастающего поколения прочного убеждения в том, что труд представляет собой основную сферу реализации личности. Школа должна подготовить учащихся к общественно полезной деятельности и участию в про­изводительном труде.

Организация профилактической логопедической работы

Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактических мероприятий среди детей с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими на­рушениями речи. Это необходимо для предупреждения развития и ранней диагностики речевых нарушений.

В нашей стране в диспансеризации детей принимают участие и врачи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр начиная с пери­ода ноиорожденности и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий.

На первом году жизни, помимо профилактических осмотров педиатра, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулис­том, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет — стомато­логом, в 3—5 лет — теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализи­рованное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Систематический контроль за психофизическим развитием ребен­ка, проводимый педиатрической службой, позволяет районному логопеду получать сведения о том, сколько детей имеют фактор риска речевых нарушений, в скольких случаях выявлена патология речи. Логопедическая профилактическая работа с такими детьми проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках.

В процессе подготовки дошкольников к школе проводятся про­филактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью вы­явления отклонений в речевом развитии.

Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит фундаментом для реализации профилактической помощи населению.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте систему профилактики нервно-психических нарушений у детей как основу предупреждения развития речевой патологии.

2. Дайте характеристику форм профилактической логопедической работы.

3. Раскройте направления, форму и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний.

4. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых нарушений.

Литература

1. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики//Психо­гигиена детей и подростков. — М., 1985. —С. 56—66.

2. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте/Пер. с чеш. — Прага, 1984.

3. Мастюкова Е. М., Ипполитов а М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

4. Спи ров а Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1976.

5. Т и х е е в а Е. И. Развитие речи у детей. — М., 1981.

6. Я с т р е б о в а А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразо­вательной школы. — М., 1984.

СЛОВАРЬ

Автоматизированные речевые ряды — речевые действия, реализуе­мые без непосредственного участия сознания.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

Аграмматизм — нарушение понимания (импрес.) и употребления (экспрес.) грамматических средств языка.

Аграфия (дисграфия) — невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение процесса письма (дисграфия).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.019 с.)