ГлаВа 8. Прогряммя занятий с йЕтьми 5-6 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГлаВа 8. Прогряммя занятий с йЕтьми 5-6 лет





 


вслух Яшок. Он, как был в ночной рубашке и колпаке, сел и сделал домашнюю работу по букве А. И когда уви­дел, как красиво вышли у него буквы, от радости зажму­рился. Буква А радостно сияла и улыбалась Яшоку. «Я больше никогда о тебе не забуду и всегда буду о тебе по­мнить. Ты только не убегай, маленькая моя, будь всегда со мной», — сказал Яшок. Он тоже радостно заулыбался и стал собираться на занятия. Сегодня его ждал, как всегда, непохожий на другие, удивительный день в Доме Учености. Ж«Всем-всем до свиданья».

Занятие 25. итоговое

ж «Любимая игра». Ведущий предлагает вспомнить те игры, которые детям больше всего понравились, а затем все играют в некоторые из них.

«Чудо-дерево». Ведущий просит детей закрыть глаза и представить, что они находятся в волшебной стране, долго бродят по ней и наконец встречаются с Чудо-деревом. У него можно попросить все, что угодно, но взамен ему следует по­дарить что-нибудь очень ценное для себя, ведь Чудо-дереву нужно пополнять свои запасы. Далее дети открывают глаза и рассказывают, что ценное они могли бы отдать и что хотелось бы попросить.

«Ваню в школу провожать — надо нам поколдовать». Один ребенок садится на корточки в центр круга. Остальные обращают к нему свои ладошки и проговаривают: «(Имя ре­бенка) в школу провожать — надо нам поколдовать». Далее каждый из них сообщает, что наколдовывает этому ребенку: хорошо учиться, справляться с трудностями, добрую учитель­ницу, веселого соседа по парте и т.п. Такое колдовство повто­ряется с каждым участником.

«Рисование себя в школе». Дети выполняют рисунки на эту тему, а затем рассказывают о них группе.


Итак, закончились наши трехлетние занятия с детьми, ко­торые вот-вот переступят порог школы. Жаль с ними расста­ваться, но в душе постоянно звучит вопрос: «А что дали им психологические занятия? Как изменились дети?» Чтобы най­ти ответ, давайте пойдем в соседний детский сад — туда, где пока еще нет психолога. И сразу станет видно, насколько наши дети лучше понимают себя: свои чувства, желания, от­ношения. Им интереснее свой внутренний мир: перебивая, они рассказывают о нем друг другу. Они убеждены, что мно­гое знают и умеют, а в будущем будут знать и уметь еще боль­ше. Они заражают своим творчеством и фантазиями, а их от­крытость, теплота и доверие друг к другу заставляют и нас, взрослых, по-другому смотреть на мир, и видеть в каждом встречном на улице его внутренний свет, и замечать в обыч­ных, казалось бы, буднях яркий праздник.

Заканчивая работу над книгой, хочется поблагодарить всех тех, без кого ее написание было бы невозможным. Это студен­ты-психологи МОСУ, МПГУ и МГППУ, сказки которых включены в некоторые занятия. Но главное — это дети, кото­рые сначала побаивались нас и порой не слушались, но потом так радовались каждой встрече, что хотелось придумывать для них что-то новое еще и еще.



Приложение Рассказывают дети

«Чего боялся зайчик» (упражнение из Программы для детей 3 — 4 лет, 6-е занятие).

Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зай­чик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, бра­тик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика пло­хо — он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.) Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лиса, волка и медведя».

— И что же с ним случилось? — спрашивает ведущий, и

дети отвечают.

Леша: С ним случилось, что волк и медведь его поймали на ловушку. И он не смог вернуться домой. А потом к нему прибежал хороший лис и освободил его.

Федор: Зайчик испугался лиса с волком, и они его забра­ли в клетку. Прибежал хороший волк и его спас.

Ведущий: А кто такой хороший волк?

Федор: Это волк, который добрый, это волшебник добрый превратился в волка.

Настя: Зайчик прибежал к волку а он его взял и в клетку посадил, а в клетке была лисица и этого зайчика выглянула. Она его выгнала.

Антон: Зайчик боялся волка, лиса и медведя. Они его в ловушку посадили. Он не может вылезти. Пришел хозяин и его спас.

Полина: Медведь сделал ловушку, и попал зайчик туда. И зайчик гулял и увидел ловушку и не пошел туда. А медведь пришел — зайца нету там.

Никита: И зайчик попался в ловушку медведицу потому, что медведь ловко делал ловушку и зайчик эту ловушку сло­мал и убежал. Но лис обхитрил его, он дал ему сыра, и сыр был отравленный, и отравился зайчик.


 

 

РйССКЯЗЫВЯЮТ flETU

Настя: Сидел волк, закопал ловушку, а зайца посадил в клетку и бросил в яму и закопал его там.

«Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму»

(из Программы для детей 4 — 5 лет, 9-е занятие).

Детям читают сказку о зайчике, который обиделся на маму, и просят придумать продолжение.

Рассказывает Вика Ж. шести лет:

«Жил-был этот зайчик дальше. Потом он еще раз убежал от мамы. Встретилось на его пути море огромное — переплыл море.

Шел дальше, видит — океан. Что же делать? Свалил он дерево, сел на него и переплыл океан. Знал теперь он, что его мама не достанет. Затем переплыл третий, четвертый, пятый шестой и так десять океанов.

Бежал он через лесочки — через тридцать лесочков пробе­жал. Пришел в деревню. Видит — развилка дорог. А как до­мой-то идти, он забыл.

Пошел налево, заблудился и оказался в большом городе. Там он и остался. (Здесь ребенок переключается на другого героямедвежонка.) Время шло, медвежонок незаметно рос. Прошло пятьдесят лет, пока медвежонок искал дорогу домой. Он уже стал папой.

И вот он уже заскучал по маме. Пошел он домой и... опять ошибка. Медвежонок повернул не в ту сторону. А там в лесу жил голодный волк. Волк погнался за медвежонком. Медвежонок побежал от него. Бежал через леса, через моря и... случайно прибежал домой.

Но медвежонок не знал, куда он попал. Была зима, поэто­му дом занесло снегом, а мама спала в нем. Медвежонок улег­ся спать в сугробе.

Весной снег растаял. Медвежонок проснулся — видит, он на крыше дома. «Как мне оттуда слезть?» Подумал, поднату­жился и слез.


 


 


п«



Приложение


РйССКЯЗЫВЯЮТ DETU



 


В это время мама еще спала. Медвежонок решил устроить сюрприз. Он тихонько подкрался к ней и поцеловал. Спросо­нья мама громко закричала, потому что испугалась. Потом увидела медвежонка, крепко-крепко обняла его и поцеловала. И они жили хорошо».

«Кто-то очень страшный» (упражнение из Программы для детей 4 — 5 лет, 11-е занятие).

Ведущий просит детей закрыть глаза, представить кого-то очень страшного, затем рассказать про него сказку.

Рассказывает Вера пяти лет:

«Один раз жил-был паук очень злой. У него было трое де­тей — три очень злых паучонка. Ну конечно, жена-паучиха. Жилось у них очень хорошо. Один раз прилетела к ним муха. Они сначала ее поймали, конечно же, и хотели из нее выпить кровь, но муха улетела. Потом так же прилетели вторая и тре­тья. А четвертая была самая глупенькая. Она прилетела и не смогла улететь. Из нее так и выпили кровь.

Один раз они сделали паутину. Очень хорошую, потому что они переезжали в другой дом. Они переехали, а как раз туда прилетело много мух, и их также съели. Паукам было очень хорошо. Ну конечно, они выпили только кровь из них. Но так им было очень хорошо. Они подумали, что приехали на очень хорошую дачу для них, что очень много мух, что можно выпить много крови, и это так правильно и оказалось. Каждый день прилетало к ним много мух, и они из них пили

кровь.

Один раз их заметила одна собака. Собака стала лаять на них, лаять, лаять, а на собаку села одна муха и сказала, чтоб она лучше не лаяла, они собаку тоже могут укусить и выпить у ней крови. Собака очень испугалась и убежала к хозяину как можно побыстрее, и они ушли опять домой.

Потом прилетела одна муха большая и сказала паукам: «А зачем вы пьете кровь из мух?» А они ей точно сказали:


«Потому, что нам больше питаться нечем, трава нам не нуж­на» (а вообще-то в то время как раз была зима и у них не было травы). И что же им есть — они пили, конечно же, кровь из мух.

Они ходили гулять в один парк, там они отдыхали. Там была одна паутина, и иногда там было солнце, иногда — те­нек; иногда они загорали, а иногда в тенечке лежали. Как по­года будет. А иногда и под дождем лежали. От снега укрыва­лись. Ну, от снега им легко укрыться — просто зайти в свой домик. В общем, жили они, жили и наконец дожили до одно­го случая.

Прилетела к ним одна такая большущая муха — ростом чуть побольше собаки. И сказала им (а это была мама тех мух, что раньше прилетали, значит, папа еще больше). И с ней прилетел папа — он был ростом с человека. И мухи ска­зали: «Зачем вы едите наших детей? Зачем вы из них пьете кровь? Потом они же не прилетают домой, а это тоже плохо».

«Ну, в крайнем случае нам нечем питаться», — ответили они так же, как и маленьким детям. Но из них они тоже вы­пили кровь.

Один раз прилетела самая большая муха — ростом вот с этот детский сад. Даже вот на столько побольше. Прилетела... и из нее выпили кровь.

Скоро уже будет конец этой сказки... и вдруг прилетели опять те же самые мухи, а пауков уже на месте не было. По­тому что они исчезли. Все».

Затем ведущий просит детей придумать веселое продол­жение этой истории.

Рассказывает Фатима пяти с половиной лет: «И пауки вернулись домой и увидели мух. Но мухи такие умные были. Потому что они другие были. Они умные были, и когда пауки их хотели съесть — они не смогли. Ну так они хотели — но не смогли. И они так и жили, что они никогда не могли есть мух».



ПриЛОЖЕНЦЕ


РйССКЙЗЫВЙЮТ H5TU



 


Рассказывает Янис пяти лет:

«Так мухи прилетали к ним пять дней и семь ночей, а пау­ки все прыгали и прыгали и не могли поймать, и они... К ним пришел такой здоровый медведь, что пауки на небо полетели, как он топнул. И быстрей своими ногами стали как птицы ма­хать. А потом они узнали, что пауки не летают, и они упали в грязевую воду. Потом они были такие грязные, как поросята. Потом они обрезались и стали совсем глупыми, как свинки. И они хотели поймать мух и не поймали, только с ними потом еще был случай.

Пришел к ним медведь. Потом он своими ногами растоп­тал паутину, сломал ее, несколько таких "заплетих" осталось, он на пауков бросил их как сетку, и они попались. Потом он ушел вместе с этой сеткой. Отнес их к себе в пещеру, поло­жил эту сетку на чердак в пещере. Потом он ушел на охоту за другими пауками, а назад он пришел — пауков и нет. Смот­рит, смотрит по всем углам, а на него и упала бочка с маслом. Они ему ловушку придумали такую, что еле ее он сломал.

Потом он отправился на охоту и провалился в яму и там сдохнул, стал скелетом.

Потом все мухи так прилетали долго, что пауки еле могли плавать по небу».

Рассказывает Алеша пяти с половиной лет: «Пауки так шли-шли и вдруг видят, что там глупенькие мухи. Думают они — почему же это они такие, как поросята, изгвазданные. Тьфу! Так они и решили их съесть. А вдруг к ним такой пришел здоровенный медведь, что даже он выше неба был, и где ракеты даже выше был. Он так сильно топнул ногой, что эти пауки... аж убежали в другую страну. Так они оттуда не возвращались. А мухи жили себе спокойно без них».

«Сказка по кругу» {из Программы для детей 4 — 5 лет, 12-е занятие).

Детям предлагается придумывать сказку по кругу. Каж­дый должен добавить в нее по 1—2 предложения.


Рассказывают дети:

«Медвежонок шел по лесу и увидел ребят: еще медвежон­ка, лисенка и волчонка, они играли. Медвежонок подошел к ним, и они его приняли в игру, в прятки.

Но потом они его захотели съесть, потому что он им не понравился. Он неправильно играл, громко кричал. Медвежо­нок услышал про это и убежал домой.

Дома он все рассказал маме. Вместе они пошли обратно и нашли их. Мама хотела их съесть, но ребята объяснили, поче­му они не приняли медвежонка. Медвежонок понял, что ему надо было спокойно играть и никому не мешать. Тогда он подружился с ребятами.

Затем Медвежонок с мамой пошли гулять в лес. Вдруг они заблудились. Темно. За деревом они увидели страшную тень. Это была тень мышки, но им показалось, что это большой зверь.

Они бросились бежать и заблудились еще больше. Сели и заплакали: «Мы не знаем, куда идти!» Но тут из леса вышел Мыш. Это был тот самый Мыш, чьей тени они испугались. И они увидели, что это не страшный зверь, а мышка. Мыш был умный, он знал все-все дороги в лесу. Он повел их домой и вы­вел из леса.

По пути они поели вкусной малинки. Пришли домой и сладко-сладко заснули».

«Не думай, что мы тебя не любим» {упражнение из Программы для детей 4 — 5 лет, 17-е занятие).

Ведущий рассказывает детям о том, что в одном лесу жил зайчик, которому казалось, что его никто дома не любит. За­тем ведущий предлагает детям придумать и рассказать сказку про этого зайчика.

Рассказывает Алеша пяти с половиной лет: «На свете жил зайчик. У него была небольшая норка, была у него очень хорошая семья, звали его Максим. Маму и папу звали Маша и Лева. Жили они были, и вдруг один раз...


 


 


 



РйССНЯЗЫОВЮТ QETU



 


у них еще сыночек маленький был, братик. И он таким ма­леньким был, что они только с ним занимались.

Этот зайчик решил уйти из дома, потому что они его не любят, казалось ему. А его там в это время поджидал волк. Волк этот был страшным, хотел съесть его, но не получилось. Он прыгнул на зайца, а зайчик отскочил, а волк-то и упал в ветки прям, глаза переколил. Ушел он, обиделся, потом он и... вдруг... еще на него хотел медведь, а потом зайчик его не побоялся и ушел. Он ему просто сказал: «Не надо обижать детей!» Тот послушался и ушел.

А мама с папой в это время спали. Проснулись они на сле­дующий день, а сынка-то и нет. Искали они его, искали, и вдруг они услышали, что он кричит оттого, что его схватил зубастик. Он такой... зубы такие! Его братик спас, а сами они его так... ногой и бросили зубастика в болото.

И мама за ним пришла и сказала ему: «Больше от меня не уходи и не думай, что мы тебя не любим». И жили стали по­живать и добра наживать».


решала ему это делать. Когда папа увидел, что карандаш ушел, то пошел его искать. Но карандаш был настолько хит­рый, что знал, что его будут искать, и пошел в лес. Папа ис­кал его, искал и не нашел. Когда мама закончила готовить супчик, она увидела, что папы и карандаша нет. Про папу она не испугалась, так как знала, что когда карандаш что-то де­лал, папа уходит его искать. В лесу тем временем папа все искал, а сынок уходил все дальше и дальше. Когда же папа его нашел, он сказал: "Ну что, сынок, не ходи в лес, если ты и сделаешь пакость, но в лес ты не должен ходить — мы очень за тебя боимся". Когда они вернулись домой, мама с папой очень его попросили, чтобы он так не делал.

Мама сказала: "Я тебя очень люблю!" Карандашу стало приятно, и он решил больше так не делать».


 


 


Сказки, придуманные детьми

Рассказывает Вика Ж. шести лет:

«Дело было в деревне. У людей жил маленький котеночек. Но до того непослушный. Когда люди уходили и его оставля­ли, то он то тарелочку разобьет, то еще чего-нибудь. И вот когда люди ушли, он опять неудачно разбил, очень неудачно и попал себе на одну лапку. Когда люди пришли (они очень любили животных), они сказали: "Что же ты так разбил та­релку?" Они перевязали ему лапку и наложили гипс. Когда гипс сняли, все хорошо срослось. Но котенок знал, что боль­ше не будет бить тарелки, только тогда, когда ему разрешат».

Рассказывает Лиза М. шести лет:

«Жила-была семья карандашей. Как-то раз мама готовила супчик, а папа и сынок занимались своими делами. Карандаш был очень хитрый и решил выйти на улицу, хотя мама не раз-


 


Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.; Минск, 1997.

Андерсон Дж. Думай, пытайся, развивайся. М., 1996.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатерин­бург, 1999.

Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж, 1995.

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996.

Шремс К. Полное руководство по детской психотерапии. М., 2002.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М., 2001.

Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение за­икания в игровых ситуациях. М., 1993. £ Джинот X. Дж. Групповая психотерапия с детьми. М., 2001.

Джебс К. Способность быть счастливым — это и состояние и черта характера // Дошкольное воспитание. 1995. № 7. С. 97 — 99.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Ев­ропе. М., 1997.

Кляйн М. Зависть и благодарность Исследование бессознательных источников. СПб., 1997.

Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. СПб., 2000.

Лоуэн А. Биоэнергетика. СПб., 1998.

-Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

лЛэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. Москва; Воронеж, 2001.

Мать, дитя, клиницист / Под ред. G. Fava Vizziello, D.N. Stern. M., 1994.

"^Мухина B.C. Детская психология. М., 1999. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.,

2000.

Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психоте­рапии. М., 1997.


Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. М., 1993.

Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1992.

Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.

Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.

Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов /
» Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2003.

Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков психологическая природа и возрастная динамика. Москва —Воронеж, 2000.

Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М., 2000.

Рудестам X. Групповая психотерапия. М., 1990.

Семья в психологической консультации / Под ред А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989.

Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб., 1995.

Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Ека­теринбург, 1998.

Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.

Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. М., 2000.

Франкл В. Психотерапия на практике. СПб., 1999.

Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999. Т. 1.

Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М., 2003.

Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. М., 2001.

Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988.

Шпитц Р.А., Коблинер В. Годфри. Первый год жизни. Психоана­литическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М., 2000.


 

ОГЛЙВЛЕНЦЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ

От издательства..................................................................................................... 3

А вы были когда-нибудь маленьким? Вместо введения............................ 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.064 с.)