Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.



Отиздательства


 


Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.

X 987 Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с.

ISBN-5-85297-092-1

Цель настоящей книги — привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. С этой позиции рассмотрены содержание психологическо­го здоровья, факторы риска его нарушения. Представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников. Подробно описаны групповые развивающие занятия для трех возрастных групп.

Книга может быть использована родителями, воспитате­лями, психологами дошкольных учреждений.

УДК 373.2.015.3 ББК 74.3я73


Мыживем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чув­ствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способству­ют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенство­ванию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экст­ремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства на­ходить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологи­ческого противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны со­здать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от ко­торого во многом зависит здоровье челов-ека в целом.

Необходимо, чтобы родители, воспитатели и учителя вла­дели элементарным психологическим инструментарием, базо­выми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в об­ласти возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение обучения и воспитания, приме­нение программ сохранения психологического здоровья пока не стало неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.

О.В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликуль-


 


ISBN-5-85297-092-1


Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М., 2004. Издательство «Генезис», 2004.


От издателей


турного образования МГППУ, разработала уникальную про­грамму сохранения и формирования психологического здоро­вья детей.

Книга, которую вы держите в руках, — первая из трех, объединенных названием «Тропинка к своему Я». В них пред­ставлены сценарные разработки программы О.В. Хухлаевой для дошкольников, младших школьников и подростков.

Психолог, который возьмет за основу публикуемые сцена­рии, получит возможность последовательно и планомерно ра­ботать с детьми сначала в детском саду, а затем в школе с момента их поступления и до старших классов.

Воспитатели и учителя пополнят свой педагогический ар­сенал новыми приемами конструктивного общения с детьми и получат возможность более продуктивной организации учеб­ной и воспитательной работы, научатся распознавать психо­логические трудности ребенка, пересматривать собственные привычные представления о причинах детской лени, апатии, агрессии.

Родители получат представление о факторах риска на­рушения психологического здоровья у детей, о возможнос­тях объединения их собственных усилий с работой воспита­телей и школьных педагогов.


А ВЫ БЫЛИ

КОГДА-НИБУДЬ МАЛЕНЬКИМИ?

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Ну, конечно же, были. И конечно, вы помните себя ма­ленького в детском саду или дома с мамой, а может быть, на улице в песочнице. У вас еще были такие интересные формоч­ки. Конечно, вы помните и свою любимую игрушку: мишку, слоника, куклу или что-то еще. Интересно, а что с ней стало теперь? А как-то раз вам подарили что-то удивительно инте­ресное... Вот радости было!

А теперь у вас свои дети. Кто вы — мама, воспитательни­ца или психолог? И у вас один ребенок или целая группа? Но это не важно. Главное, вы помните себя маленькими, и поэто­му вы стремитесь, чтобы ваш ребенок вырос веселым и ак­тивным, самостоятельным и доброжелательным, по­могающим и любознательным, инициативным и уве­ренным в себе, открытым и сопереживающим, то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы дей­ствительно этого хотите, тогда эта книга для вас. Она расска­жет о том, что такое психологическое здоровье и как вырас­тить психологически здорового ребенка. Но главное, она по­может организовать игры, необходимые для психологического здоровья дошкольников. Игры разбиты на три возрастные группы: для младших, средних и старших дошкольников, по­этому легко можно выбрать подходящие для ваших детей. Психолог найдет для себя поурочное планирование занятий, воспитатель может использовать отдельные игры-упражнения. Ну а родителям можно сразу обратиться к части 2. Можно не только проигрывать со своими детьми отдельные упражнения или целые занятия, но и включать их в домашние праздники.

Интересно, а как относятся к психологическим занятиям сами дети и те взрослые, которые «непсихологи»?


Вместо ввепеншя


Вот что говорит воспитанник дошкольного отделения Ломоносовской школы г. Москвы Коля Назаров: «Мне нра­вится, что с нами играют. Нравится чувства изучать. Весело». А его мама Ольга Петровна соглашается с ним: «На занятиях дети становятся дружнее, меняется общение между ними. А еще мне кажется, что меняется и отношение к родителям. В лучшую сторону, разумеется». Директор Тамара Николаев­на Чечина обращается к своим коллегам — руководителям детских учреждений с предложением «дать зеленый свет» психологическим занятиям: «С каждым годом все больше де­тей с трудностями в развитии: тревожных, агрессивных, зам­кнутых. Моим детям очень помогает психология. Попробуйте, поможет и вашим».


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

TEOPETИЧECKИE ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 


Глава I

Психологическое здоровье

Глава 2

Глава 3

Возрастные особенности

Дошкольников, или

Глава 5

Формы и содержание групповой

Психологической поддержки

Дошкольников

Понятно, что для эффективной психологической поддерж­ки детей необходимо использовать как групповые, так и инди­видуальные формы работы в зависимости от выраженности на­рушений психологического здоровья и, естественно, наличия в дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. В современных социально-экономических условиях индивиду­альная работа с дошкольниками в детском саду практически невозможна: нет специально оборудованных помещений, слиш­ком большое количество детей приходится на одного психоло­га. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья. При этом нужно иметь в виду, что ведущим групповые занятия может быть не обязательно психолог, но и воспитатель, видящий их необходимость, имеющий некоторые психологические знания. Перейдем к определению основных задач групповой психо­логической поддержки. Для этого обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья.

Анализ опубликованных данных и наши исследования по­зволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инстру­ментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие (при дос­таточно полном знании) самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особен­ностей и т.п. Безусловной предпосылкой этого является лич­ностная целостность, а также умение принять и вступить в ди-


алог со своим «темным началом». Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружа­ющих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, уме­ние по возможности взаимодействовать именно с этим «свет­лым началом» и дать право на существование «темному нача­лу» в другом так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способнос­тью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему со­ответствует умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободно­го и открытого проявления чувств без причинения вреда дру­гим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет нали­чие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, име­ет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии.

Подводя итоги разговору о выделенных нами компонентах психологического здоровья — положительном самоотношении и отношении к другим людям, личностной рефлексии, потреб­ности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их вза­имосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь, саморазвитие человека спо­собствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном вза­имодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позво­ляет определить следующие задачи психологической поддерж­ки детей:


 


 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПРОГРАММА

ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ


 


Программа групповых занятий

С детьми 3-4 лет

Зянятие 2. Веселые—грустные

«Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку кук­
лу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предла­
гает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ре­
бенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя
ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» —
«Здравствуй, я Сашенька».

«Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди
ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со
словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем
дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг
друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший
Сашенька...».

«Раз, два, три, зайцызамри». По команде ведущего
дети замирают в позах, которые он показывает: зайцев, пе­
тушков, котят и т.п. (3 — 4 раза). Ведущий может спросить де­
тей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после
этого замереть в позах этих животных.

«У птички болит крылышко — пожалей птичку». Один
из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко.
Старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребя­
там пожалеть птичку. Первым жалеет сам ведущий-котенок,
затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками
гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша — хорошая».

Ж «Тихий час для мышат».

Зянятие 3. Веселые—грустные

«Здравствуй, я лисичка», (см. занятие 2). Упражнение
проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я котик».
Можно дополнить его тем, что после ведущего лисичкой стано­
вится один из ребят и в этой роли здоровается с остальными.

«Лисичка веселая—грустная». Ведущий просит теперь
всех детей превратиться в лисичек, а затем показать веселых


 



Ж «Тихий час для мышат».

Занятие 4. Веселые—грустные

«Здравствуй, я зайчик». Проводится аналогично упраж­
нению «Здравствуй, я лисичка».

«Зайчик веселый—грустный». Дети изображают зайчи­
ка, потом грустного зайчика, веселого зайчика (ведущий слу­
жит образцом).

«Зайчик позвонил по телефону» (для игры нужны две
телефонные трубки). Ведущий-зайчик предлагает кому-то из
детей поговорить с ним по телефону. Зайчик сначала здорова­
ется с ребенком, а потом спрашивает его: «Ты сегодня весе­
лый или грустный? Почему?»

«Зайчик отправился в лес». Ведущий говорит детям,
что зайчик пошел погулять по лесу и встретил там разных жи­
вотных: веселых и грустных. Предлагает детям показать ли­
цом и голосом, каких животных встретил зайчик (лягушат ве­
селых и грустных, волчат веселых и грустных, воронят весе­
лых и грустных). Зайчик всех грустных пожалел и сказал им
добрые слова (ведущий зайчиком гладит всех детей по очере­
ди), и все животные и птицы развеселились. Дети показыва­
ют, как они развеселились.

Ж «Тихий час для мышат».


Занятие 5. Веселые—грустные

«Здравствуй. Я — мальчик Петя». Проводится анало­
гично упражнению «Здравствуй, я лисичка», (см. занятие 3)

«Петя грустный—веселый». Дети не только изображают
веселого и грустного Петю в ситуациях, которые задает веду­
щий, но и по возможности сами называют эти ситуации.

«Петю наказали». Дети изображают Петю, которого на­
казали, и придумывают, за что его могла наказать.

«Петя в зоопарке». Для игры нужны два стульчика, ко­
торые ставятся друг на друга так, чтобы было похоже на клет­
ку. Дети по очереди заходят в клетку и превращаются в раз^
личных животных. Ведущий может им предложить показать,
как они веселятся, когда их покормили, как они грустят, ког­
да хотят есть, и т.п.

Ж «Тихий час для мышат».

Занятие 6.. СТРАШНЫЙ—ВЕСЕЛЫЙ

«Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребя­
там о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хо­
чет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.

«Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одно­
го ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина
и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик
нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пласти-
линчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные
ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

«Страшный—веселый стульчик». В центр группы ста­
вятся два стульчика. Ребенок в роли какого-нибудь животно­
го поочередно садится то на один стульчик, то на другой,
изображая то страшное, то веселое животное.



Ж «Тихий час для мышат».

Занятие 7. Радуется—боится

«Хорошие ушки—красивые глазки». Ведущий предла­
гает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, кра­
сивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со слова­
ми «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

«Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного
ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашива­
ет у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим
его погладить.

«Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в
кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда
она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается,
когда и кого она боится. После этого они превращаются в ра­
достных и испуганных детей — Таню и Гошу. В конце упраж­
нения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и ког­
да радуются.

«Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям
помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрю­
кать, полаять и т.п.

Ж «Тихий час для мышат».


Ж «Тихий час для мышат».

Занятие 9. Радость, страх, злость

• «Угадай чувство». Ведущий показывает детям картинки с изображением злости, страха, радости. Дети угадывают чув­ство и пытаются сами изобразить его.


 


I


 



Часть 2. Прогрйммй групповым звнятип с аошкольникпти


ГлаВа 6. Лрогрйммя грыппооын зпнятий с пстьми 3-4 лет



 


«Как выглядят чувства» (см. занятие 8).

«Кто в домике живет?» Дети «забираются» в домики, то
есть каждый над своей головой смыкает руки уголком в виде
крыши. Ведущий стучится в каждый домик со словами: «Кто-
кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя, потом отве­
чает на вопросы ведущего: «Что ты любишь больше всего?»;
«В чем ты самый-самый?» и т.п.

«Походи как...». Дети встают и ходят по кругу как зай­
чики радостные, испуганные, злые, затем как медведи злые,
испуганные, радостные.

Ж «Тихий час для мышат».

Ж «Тихий час для мышат».


 

Ж «Тихий час для мышат».



Ж «Тихий час для мышат».


ТЕМА 3. Полезные чувства:

Радость, любовь, забота

Занятие 13. Забота

• «Превратились — кошечки — радость». Ведущий назы­
вает животное и чувство, ребятам необходимо показать это
чувство из роли названного животного.

«Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько де­
тей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в ка­
кую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки.
А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предло­
жить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.

«Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам от­
правиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, вело­
сипеде, пешком. Все вместе дети показывают и озвучивают са­
молет, поезд и т.п.

«Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому
нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стуль­
чик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.

«Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети пока­
зывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бо­
чок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завя­
жу, открою я дверку, выйду из дома и пойду... Куда я пой­
ду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий
продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю,
потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на руч­
ки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».

Ж «Тихий час для мышат».


 



ЗЯНЯТИЕ 14. РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ

Ж «Пальцы-мышки». Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей колен­ке, по коленке соседа.

«Повторяй за мной». Детям предлагается, повторяя за
ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки,
пальчики.

«Кто как радуется». Ведущий просит детей без слов по­
казать, как радуются лисички, волки, медведи, мышки, дети,
взрослые.

«У кого больше любимок». Ведущий говорит о том, что
у каждого человека есть много, «любимок» — людей, которых
они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше
людей, которых любит каждый ребенок. Делается вывод, что
любить так много людей — это большая радость.

«Покажу, как я люблю». Ведущий говорит, что можно
показать человеку, что ты его любишь, погладив его. Далее
один из ребят превращается в маму, другой — в ее сыночка,
и они «показывают», как они любят друг друга. Следующие
пары — «мама» и «дочка», «бабушка» и «внук» и т.п. В кон­
це упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех по­
казать, «как он умеет любить».

Ж «Тихий час для мышат».


Ж «Тихий час для мышат».


 


 


6 Тропинка




Ж «Тихий час для мышат».


 

«Самолет летит, самолет отдыхает». Дети поднимают
руки как крылья самолета, напрягают их (потому что нужны
очень сильные крылья, чтобы самолет летел). Затем опускают
их вниз расслабленными — самолет прилетел, крылья устали
и хотят отдохнуть.

«Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу». Так же как

на предыдущем занятии, дети выбирают среди своих пальчи­ков Дашу и Сашу, показывают, как пальчик-Саша испугал пальчик-Дашу, неожиданно прыгнув на нее. Пальчик-Даша сначала сильно испугалась и задрожала, а потом поняла, что это Саша, и обняла его.

«Танец мира». Дети становятся в круг и берутся друг за
друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сна­
чала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг
не разорвался.

Ж «Тихий час для мышат».


 


Занятие 19. Помирились все

«Пусть встанет тот, на кого я смотрю». Ведущий обво­
дит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд.
Этому ребенку нужно поймать взгляд и быстро встать.

«Моем стекла». Ориентируясь на ведущего, дети изоб­
ражают, как они моют окна, самого себя, колено соседа.

«Покажи голосом». Детям нужно показать голосом ко­
тят грустных, веселых, злых, обиженных, испуганных (затем
мышат, щенят и поросят).

«Ну-ка, игрушки, поменяйтесь местами». Ведущий бро­
сает двум участникам по игрушке. Им нужно быстро поме­
няться местами.

«Дай мне игрушку». Детям нужно произнести эту фра­
зу испуганно, со злостью, обиженно, радостно.


Ж «Тихий час для мышат».

Ж «Тихий час для мышат».



Часть 2. Программа групповын звнятнп с дошкольниками


ГлаВа 6. Прогркммй групповым занятий с петьмц 3-4 лет



 


 

Ж «Тихий час для мышат».

Занятие 24. Радуюсь вместе с природой

ж «Что чувствует природа?» Дети подходят к окну и об­суждают, что сегодня чувствует природа.

«Походить как...» Ведущий предлагает детям взяться за
руки и походить как веселый дождик, грустный дождик, гру­
стные снежинки, веселые снежинки и т.п.

• «Не дам!» Ведущий просит детей сказать: «Дай мне иг­
рушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. За-


тем ответить: «НЕ дам!», — голосами тех же персонажей. По­том произнести просьбу как волны, ветер, котенок. В конце концов ребенок разрешает взять игрушку.

«Танец радости». Дети становятся в круг, берутся за
руки. Затем все вместе скачут, как радостные воробушки в
солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радост­
ные котята, а потом прыгают, как радостные ребята на сол­
нечной прогулке.

Ж «Тихий час для мышат».

Занятие 25. Итоговое

Ж «Любимая игра»1. Дети вспоминают игры, наиболее по­нравившиеся им на занятиях психологией, и играют в них.

«Ладошка-шарик». Вместе с ведущим дети превращают
свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солныш­
ко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы рас­
слаблены), флажок (пальцы напряжены, сжаты вместе).

«Рассмотри, кто перед тобой». В большом листе бумаги
щипковым движением делается дырочка диаметром 1 см. Дети
по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее ос­
тальных и называют имена тех детей, которых они увидели.

«Мишка ночью и днем». Дети по просьбе ведущего
изображают мишку сначала ночью (спящего), затем днем (иг­
рающего). Затем грустного и счастливого мишку, злого и доб­
рого, маленького и большого.

«Потерялась девочка». Дети сидят в кругу, ведущий
«делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потеря­
лась девочка...» — и далее описывает внешность и одежду од­
ного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть:
«Это я себя нашла, в детский садик к вам пришла!»

1 Это упражнение завершает каждую программу занятий.


Нос, умойся

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу Оба глаза!

Мойтесь уши, Мойся шейка! Шейка, мойся Хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!!!

Ручеек радости».


ГАВ — собаки,

Овцы — БЕ,

Козы — ME,

А киты - ни БЕ ни ME?

Почему киты молчат, Ничего не говорят, Хоть имеют киты Преогромные рты?

Потому, что киты В рот набрали воды!

«Ручеек радости».


 


Ж «Мысленная картинка».

«Девочки и мальчики умеют». Ведущий берет два мяча
разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям.
Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют
мальчики, поймавшие второй мяч — то, что умеют девочки.

«Я люблю». В центр круга ставятся два стульчика.
Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и закан­
чивает предложение «Если я девочка, я люблю...», затем на
второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик,
я люблю...».

«Ямама». Дети по очереди загадывают и изобража­
ют одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку,
брата), остальные стараются отгадать.

Ж «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И. Мазнина.

Почему киты молчат

Почему, почему Говорят коровы — МУ, Кошки - МЯУ,


Занятие 4. Какие мальчики –какие девочки

Ж «Мысленная картинка

«Какие девочки — какие мальчики». Ведущий бросает де­
тям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая,
хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный
и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он
должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

«Что любят мальчики, что любят девочки». Ведущий
бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и
любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что назва­
но любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч веду­
щему, если мальчиков — откатить.

«Кто кого обидел». Выбирается пара детей. Ведущий
дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел
девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой
девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого
чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на
обиду девочки и мальчики.

«Мама делает, папа делает». Дети задумывают какие-
либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ре-


 


Грозная хозяйка

«Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» Почувствовал пес и полез в конуру.

«Подальше, мой милый, держись от собак!»

— Сказал себе кот и махнул на чердак.

«Коты — это скверно, пора уходить!» — Подумала мышь и сквозь щелочку — фить!

— Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! —
Вскричала хозяйка и влезла на стул.

Ж «Ручеек радости».


чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни не­приятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (ко­манды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).

«Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребенок
понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пыта­
ясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улы­
баться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий
обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» остава­
лись расслабленными, не сжимались в кулаки.

«Танцы для пальцев». Дети представляют, что их паль­
цы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют впри­
сядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг
елочки и т.п.


 


ТЕМА 2. Яхозяин своих чувств

Занятие 5. Кто такой хозяин своих» чувств?

Ж «Мысленная картинка».

«Собачка хочет ласки». Дети по очереди «превращают­
ся» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили.
Ребенок-«собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и
просит ласки. Остальные гладят его.

«Хозяин чувств». Ведущий рассказывает детям о том,
что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают
за животными, и собаки слушаются их. У других — такие не­
послушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так
же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином
своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого —


Театр Дети с помощью ведущего инсценируют стихо­творение С.Я. Маршака.

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Ж «Ручеек радости».


 


 



Вова-растеряшка

Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил? Может, ежик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел ее надеть?


Стал рубашку примерять — И засунул под кровать. Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка!

Ж «Ручеек радости».

Занятие 7. Я учусь не обзывать других

Ж «Мысленная картинка» на тему «Волшебство».

«Кто больше знает обзывалок». Ведущий предлагает
вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спра­
шивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзыва­
ют друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употреб­
ляются как ответные реакции «Ты —...» — <<А ты —...».

«Обзывалки, стоп!» Проводится аналогично «Стоп, ку­
лак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последне­
му нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

«Оживи картинку». Ведущий предлагает детям внима­
тельно рассмотреть фотографию или картинку с интересным
для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из
остальных детей. Для некоторых элементов картинки, напри­
мер, для дома он может использовать несколько человек.

«Акулы—-рыбки». Дети делятся на две группы: акул и
рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы стано­
вятся по одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят
съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки очень бо­
ятся. Затем дети меняются ролями.

Ж «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихо­творение В. Семерина.

Страшный зверь

Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь!


7 Тропинка


 



Часть 2. Прогрйммй групповых звнятио с дошкольниками


ГлаВа 7. Прогряммя занятий с йЕтьми 4-5 лет



 


У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки — Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится... Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!!

Храбрый мальчик крикнул:

— Брысь!!!

Радости».

Занятие 8. Я учусь не обижаться

Ж «Мысленная картинка» на тему «Обида».

«Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хо­
зяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чув­
ство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади,
берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе.
Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь
его от столкновения с предметами.

«Какими чувствами нужно уметь управлять?» Ведущий
обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую оче­
редь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые не­
послушные чувства — злость, страх, обида, и нужно уметь
ими управлять.

«Обида, стоп». Ведущий спрашивает ребят, как можно
по-разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают
сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают спо­
собы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

«Волк-волчишко, пусти переночевать». В угол комнаты
ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль вол-


ка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к вол­ку со словами: «Волк-волчишко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро под­няться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.

Ж «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихо­творение Э. Мошковской

Лежебока

Горько живет Лежебока — Кровать Лежебоке высока.

Полы от кровати далеко. Слезать Лежебоке — морока!

Вот и лежит Лежебока. Спит Лежебока без срока.

Уже отлежал оба бока... Спит и вздыхает глубоко:

— Кабы еще два бока!.. чеек радости».

Занятие 9. Можно ли обижаться ни маму?

W «Мысленная картинка» на тему «Обида».

«Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хо­
зяин своих чувств». Далее выбирается пара: хозяин и его чув­
ство. Хозяину завязывают глаза. А «чувство» мимикой и по­
зой изображает то или иное состояние. Хозяин ощупывает его
и пытается узнать «свое чувство». Узнав, обнимает со слова­
ми: «Я люблю тебя, мой страх, злость, радость» и т.п.

«Обида, стоп!» Ведущий спрашивает детей, как может
ребенок обидеть свою маму. Далее ведущий принимает роль


 



Вася хозяйничает

(в оригинале имя — Лемеле)

Мама уходит, спешит в магазин: «Васенька, ты остаешься один».

Мама сказала: «Ты мне услужив-Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь, мой сынок, Поймай петуха и запри на замок».

Сестренка, тарелки, петух и дрова... У Васи, однако ж, одна голова!

Схватил он сестренку и запер в сарай. Сказал он сестренке: «Ты здесь поиграй!» Дрова он усердно помыл кипятком, Четыре тарелки разбил молотком..

Но долго пришлось с петухом воевать — Ему не хотелось ложиться в кровать.

Ручеек радости».

Занятие 10. TЫ ОБИДУ НЕ ДЕРЖИ,

ПОСКОРЕЕ РАССКАЖИ

Ж «Мысленная картинка» на тему «Мальчик (девочка) обиделся».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.209 с.)