Глеба 4. Фякторы рискя и типология нярншЕнии псинологичЕского зооровья оетсп 55 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глеба 4. Фякторы рискя и типология нярншЕнии псинологичЕского зооровья оетсп 55




 

недеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возра­стные периоды — раннем и подростковом возрастах — агрес­сивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления само­стоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие аг­рессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснения агрессив­ности или формирования реактивных образований, к примеру, подчеркнутой миролюбивости. Агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, принято называть норма­тивной.

Ненормативная агрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к частому проявлению агрессивного пове­дения, формируется по разным причинам. В зависимости от причин несколько различны формы ее проявления.

Защитной назовем агрессивность, основной причиной кото­рой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функ­ция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, кото­рый представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, кото­рый они, как правило, отрицают.

Итак, мы рассмотрели детей с выраженной линией актив­ности, которые используют агрессивное поведение как защит­ный механизм от чувства опасности, страха окружающего мира. Если же у детей преобладают пассивные формы реаги­рования на окружающую действительность, то в качестве за­щиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи. Маскировочная функция детских страхов подробно описана. Иррациональ-ный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как таковой, но скорее объективацию скрытой тревоги. Действительно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех животных, которые его | окружают, а льва, тигра, которых видел только в зоопарке, да и то за решеткой. Более того, становится понятным, поче-


му снятие страха одного объекта, например, волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов у самих родителей. Приводятся данные, свидетельствующие о закреплении детских страхов родительскими. Одно из иссле­дований показало, что коэффициент корреляции между выра­женными детскими страхами и страхами матери составляет 0,667. Было выявлено явное соответствие между частотой страхов у детей из одной и той же семьи. Но более всего под­вержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоциональ­ного костыля матери», то есть помогает компенсировать ей те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому сим-биотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних иозрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоя­тельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном вари­анте у него проявляется деструктивная агрессивность, в пассивном — социальные страхи: не соответствовать обще­принятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия яв­ляются для ребенка не просто нормальной, но особо важной формой активности — предпосылкой его последующей успеш-noii социализации. Агрессивные действия ребенка — это сооб­щение о своих потребностях, заявление о себе, установление споено места в мире. Однако сложность состоит в том, что пер-|ые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не до-


 

Масть I. Теоретические основы психологической рябош с детьми

пускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодоб­рением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае невыраженная эмо­ция, как пишет В. Окленд ер (1997), остается внутри ребенка, как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его Я может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все-таки находят косвенные способы проявления агрессии, с тем чтобы все-таки заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрес­сивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функ­ция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желани­ях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо. Это позволяет на­звать такую агрессивность деструктивной.

Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассив­ном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети с пассивным стилем поведе­ния в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувства. Но с отрицанием чувства гнева ими от­рицается часть самого себя. Дети становятся робкими, осто­рожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова по­ощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения (вызвано оно своими же­ланиями или желаниями окружающих). В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские трудности в социальных страхах: не соответствовать установ­ленным нормам, требованиям значимых взрослых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.004 с.)