Глобальные проблемы и функции современного государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобальные проблемы и функции современного государства.



Функция сотрудничества с другими государствами в различ­ных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появи­лась в постконфронтационный период отношений между государст­вами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и челове­чества в целом, не могут быть решены на национальном или регио­нальном уровне и требуют международного реагирования.

К числу глобальных относятся, например, голод и нищета в развивающихся странах, разгул насилия и преступности, пробле­ма ресурсов, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые пе­рерастают территориальные пределы одного государства. Объеди­нение международных усилий здесь происходит в двух главных на­правлениях: 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; 2) рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее опо­вещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного про­изводства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязне­нием радиоактивными отходами, угрозы так называемого парнико­вого эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.

 

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд пла- еты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергети- ческих ресурсов как общечеловеческого достояния привела к меж­дународно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

обмена научной информацией, проведения совместных исследо­ваний, разработки научных прогнозов относительно неблагоприят­ных изменений глобального климата и природных ресурсов;

распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;

применения рыночных механизмов для предотвращения ущер­ба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.); согласования национальной политики государств в экологиче­ской сфере;

механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологи­ческой обстановке.

Особую значимость представляет проблема укрепления ста­бильности в СНГ — зоне жизненно важных, стратегических инте­ресов России.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимо­зависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотруд­ничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих инте- ресов, противоречивую сложность современного мира.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государст­венным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государ­ственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистическо­го начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государ­ства, что определяется тем, что оно является источником устойчи­вого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средст­вами управления; формирует правовой климат в обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.007 с.)