Правотворчество: понятие, принципы, стадии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, принципы, стадии.



правотворчество — установление, изменение, от­мена правовых норм, регулирующих общественные отношения1. Правотворческая деятельность государства может осуществ­ляться в различных формах в зависимости от типа правовой системы общества, традиций, уровня культурного развития страны, степени развитости демократизма и др. Так, для стран англосаксонской правовой системы характерно судебное правотворчество, резуль­татом которого являются судебные прецеденты (хотя в той же Великобритании имеют место и законодательная деятельность парламента, принимающего статуты, и правотворчество цен­тральных органов исполнительной власти).

В литературе называют разное число стадий — от трех до шес­ти — девяти. Так, в учебнике «Теория государства и права» (авто­ры В.В. Лазарев и СВ. Липень. М., 1998) выделены три основные стадии: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие.

В.М. Сырых называет шесть стадий:

1) принятие решения о внесении изменений в действующую сис­тему норм права;

2) подготовка проекта нормативного правового акта;

3) рассмотрение его правотворческим органом;

4) обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;

5) принятие акта;

6) опубликование акта.

Ю.А. Тихомиров насчитывает девять стадий:

1) выявление потребности в правовой регламентации общест­венных отношений;

2) определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида нормативного правового акта;

3) принятие решения о его подготовке;

4) разработка концепции акта;

5) подготовка проекта акта;

6) предварительное рассмотрение проекта акта;

7) общественное обсуждение проекта;

8) официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением не­обходимых процедур;

9) принятие акта, его подписание, опубликование, вступление в силу.

Таким образом, большинство стадий правотворчества составля­ет так называемый предпроектный этап, а собственно принятию правотворческого решения отведены всего две-три стадии

Законодательный процесс понимается учеными неоднозначно Широкое понимание включает в себя помимо подготовки, обсужд ния, принятия и опубликования законов и вступление их в действи и всю предварительную деятельность по подготовке проекта закона Сторонники узкого понимания не считают выявление потребност принятия закона и подготовку законопроекта стадиями законод-тельного процесса^. Поскольку эта работа все же непременно долж" проводиться, рассмотрим эти виды деятельности в одном ряду с тем которые и составляют собственно законодательный процесс.

Принятие решения о подготовке законопроекта

Сделать это может Государственная Дума, Президент, Прави­тельство, составляя план подготовки законопроектов. Каждый правотворческий орган готовит свой план проектных работ. Возможно со­вместное составление целевой комплексной программы. При этом учитываются предложения заинтересованных органов и субъектов Федерации, депутатов, научных учреждений, а также мнения граждан и их объединений, высказанные в печати или письмах.

Идея о принятии того или иного закона возникает по-разному. Иногда она рождается в общественной дискуссии. Но сегодня это яв­ляется редкостью. Политические партии, стремясь донести свои идеи до масс, могут оформить их в виде предложения принять какой-либо закон. Во многих случаях законопроекты будируются экономически влиятельными группами или их лоббистами (страховщиками, банки­рами, риелторами и т.п.). Иногда идея рождается спонтанно.

Сбор необходимой информации

Она служит базой всей законотворческой работы. Сейчас редко законопроект пишется с «чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточ­ной), доступной и удобной для пользования. Ю.А. Тихомиров указы­вает следующие виды информации1:

♦ о фактическом состоянии регулируемой сферы общественных отношений, о тенденциях и перспективах их развития (информация правовая, социологическая и т.д.);

♦ о состоянии законодательства в данной области;

♦ о зарубежном опыте правового регулирования данной сферы;

♦ научная информация;

♦ расчетная информация (экономическая, финансовая, демогра­фическая, техническая и др.);

♦ прогнозная информация (о возможных последствиях действия закона);

♦ социальная информация (общественное мнение).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.004 с.)