Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лещи ID. Гиеддарство в политической системе обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ствующими в данном государстве. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. А именно: ■ за церковью признается право собственности на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и др.; ■ церковь получает от государства различные субсидии, материальную помощь, имеет налоговые льготы; ■ государственная церковь наделяется рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения; ■ церковь имеет право участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах, например, места в парламенте; ■ церковь имеет право осуществлять контроль в сфере образования,воспитания, кино, телевидения. В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее полного слияния государства и церкви не происходит. Клерикальное государство является своего рода промежуточным вариантом между светским и теократическим государствами. Оно с церковью не соединяется, не сливается, однако церковь через законодательно установленные права и институты активно влияет на государственную политику222. Клерикальным государством в настоящее время является, например, Великобритания, где королева одновременно является главой англиканской церкви. 43. Средства массовой информации в политической системе общества. Государство и средства массовой информации- В качестве элемента политической системы общества средства массовой информации (СМИ) имеют довольно длительную историю. Еще Наполеон, устанавливая режим личной власти, вводил серьезные ограничения на выход газет и журналов вплоть до их полного закрытия. В XIX и особенно в XX в. государство детально регламентирует деятельность СМИ, понимая их важную политическую роль. СМИ имеют, как минимум, две основные функции: информационную и идеологическую. Первоначальное назначение СМИ — предоставлять обществу сведения различного характера, удовлетворяя естественную потребность людей в познании окружающего мира. Вместе с тем подача информации, как правило, предполагает ее отбор и интерпретацию, что всегда говорит о каких-то ценностных предпочтениях органа СМИ. Вольно или невольно СМИ, давая информацию населению, формируют его сознание в том или ином направлении. Вот эта способность СМИ влиять на формирование общественного мнения и делает их заметным субъектом политической жизни. СМИ представляют собой своеобразную идеологическую смычку между обществом и государством. С одной стороны, государство посредством СМИ разъясняет свою политику, внедряет в сознание масс ценностные стереотипы, позволяющие более эффективно и целенаправленно осуществлять социальное управление. С другой стороны, общество посредством СМИ передает свои претензии к власти, формулирует свои интересы. В отличие от многих других элементов политической системы СМИ редко бывают самостоятельными в финансовом, а соответственно в ценностном и идеологическом отношении. Как правило, за СМИ стоит либо государство, либо партия, либо профсоюз, либо церковь, либо крупный бизнес. В этом смысле полная независимость СМИ есть известная условность, некое пропагандистское клише, призванное поддерживать в обществе одну из демократических иллюзий. Кроме того, на деятельность СМИ серьезные ограничения накладывает государство (например, в условиях войны, других чрезвычайных ситуаций), а также господствующие в обществе нормы культуры (мораль, религия, традиции, обычаи) 44. Основные тенденции в развитии политических систем современности. 45. Понятие и признаки правового государства. Перспективы построения правового государства в России. Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему. В идее правового государства можно выделить два главных элемента: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти. В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государст- не в отношении человека надо создавать условия для его юридической.свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено»1. Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь Ёюрмой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы Ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, иалоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., Которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя ■созяином. Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в' Цюрмуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и ■ногообразных субъективных прав личности. Права человека как главков звено правового режима стимулирования для индивида есть источрик постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных Тфавовых системах, правовом регулировании. Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, шбо существовать и эффективно действовать они могут только в одной |«связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и [внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном миежду человеком и государством должно быть именно право, а отно-[шения между ними — истинно правовыми. Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как анти-[под произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека. Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством — утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством. Итак, правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. ', Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство — это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство. Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей. Господство, или верховенство, права предполагает: во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона; во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц; в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются Глава 31. Правовое государство основополагающие устои конституционного строя страны, важней- 423 шие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т.е. непосредственно реализовывались без каких-либо последующих актов. Утверждение правовых начал в жизни общества означает устранение его огосударствления. Последнее, как правило, влечет отчуждение общества от государства и стремление решать все дела общества посредством политического аппарата. В некоторых учебниках говорится о приоритетности права, а не о его господстве, например в учебнике «Теория государства и права» под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997). Однако представляется, что именно господство права, его правление, верховенство (это соответствует англоязычной концепции соотношения права и государства) лучше всего раскрывают роль правовых форм и начал в жизни общества: все должно быть подчинено праву, оно главный ориентир и критерий свободного, правового общества. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать отгосударства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека. Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др. Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов. Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры. Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др. Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности. Проблема правового государства в современной России. Конституция РФ (ст. 1) провозглашает, что Россия является правовым государством. Однако это положение пока далеко не полностью соответствует действительности. Народ вовсе не играет 1 Гессен В. М. О правовом государстве. СПб., 1906. С. 11. 2 Там же. С. 11-12, 26-28, 60, 62. Глава 31. Правовое и социальное государство 491 решающей роли в государстве. И не только потому, что в подавляющем большинстве он в нынешних условиях думает о выживании, а не об активном участии в политико-государственной деятельности, но еще и потому, что СМИ делают все, чтобы запутать его так называемыми выборными технологиями. В результате избранными в представительные органы государственной власти часто оказываются не подлинные представители народа, а лица, угодные тем, кто реально является решающей силой в государстве. Едва ли можно считать, что Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации обладает реальным верховенством в системе ветвей государственной власти. В условиях разгула преступности, в том числе и организованной, массового воровства, коррупции, взяточничества, наркомании и проституции, почти ежедневных разборок и убийств, беспомощности или по крайней мере слабой деятельности правоохранительных органов не может быть твердого и стабильного правопорядка, основанного на реализации требований законности, а следовательно, не может быть правового государства. Перечень негативных фактов нынешнего состояния российской государственности может быть продолжен и в отношении соблюдения принципа разделения властей, состояния национальных отношений, отношений собственности, безопасности страны и многих других сфер жизни общества. И тем не менее мы убеждены, что все эти печальные обстоятельства современной российской действительности носят временный характер, в какой-то мере объяснимы переходным периодом (правда, несколько затянувшимся). 46. Понятие, признаки социального государства. Понятие «социальное государство» — новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 г. На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества. Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в ст. 28 (абз. 1) Конституции ФРГ 1949 г. в отношении субъектов федерации — земель. Существенные элементы самого понятия перечислены в ст. 20 этой Конституции. В Конституции указывается, что ФРГ является социальным правовым государством. Таким образом, понятия «правовое и социальное государства» здесь тесно связаны и предполагают друг друга. Поэтому немецкие государствоведы чаще всего называют свое государство социально-правовым. Это предполагает, что действия государственной власти в социальной сфере ограничены правом, а деятельности государственных структур в социальной области придается правовая форма. Немецкие государствоведы указывают также, что социальные права граждан — право на труд, на пропорциональное вознаграждение, право на жилище и др. отличаются от классических прав тем, что требуют государственного вмешательства, поскольку связаны с реализацией социальных программ государства, и постоянной деятельности государственных органов. Общественные ожидания в области социального обеспечения связаны в первую очередь с государством, оно является планирующим, управляющим, производящим и распределяющим, т.е. активно функционирующим в социальной сфере. Принцип социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов, Японии. На Западе идея социального государства связана с идеей «государства всеобщего благоденствия», которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Д. Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни. Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие «социальное государство» было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г. лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других западных государств послевоенной Европы. Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных социальных последствий. Более того, социальная сфера в период формирования и развития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т.е. каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспособности и т. д. Немецкий историк Г. Риттер классифицировал социальное государство на три типа: первый тип — так называемое позитивное государство, в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь государство контролирует социальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля; второй тип — собственно социальное государство, которое проводит политику обеспечения занятости населения и гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех; третий тип — государство благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т.е. социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве должны Я уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике. Надо отметить, что указанные типы социального государства нигде в мире не были реализованы, а лишь отражают тенденции в изменении государственной социальной политики. Вместе с тем Г. Риттер отмечал, что социальное государство носит двойственный характер: с одной стороны, оно ликвидирует бедность, способствует росту реальной свободы человека, а с другой — таит в себе опасность управления обществом сверху, тотального контроля со стороны государства за экономикой, ограничение свободы предпринимательства. Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников; 2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности; 3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики; 4) разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации; 5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности; 6) развитое социальное законодательство; 7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи. Помимо названных свойств социального государства выделяют его функции: поддержки социально не защищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов и др.); охраны труда и здоровья людей; поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.; поощрения благотворительной деятельности (посредством разнообразных льгот); финансовой и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьбы с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям); участия в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ; обеспечения компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов. В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» юридически неопределенны и нуждаются в конкретизации. Очевидно, что под достойной жизнью надо понимать в первую очередь материальную обеспеченность на уровне стандартов современного общества. При этом такая обеспеченность не может быть ниже прожиточного минимума для данного региона или страны в целом. Что касается свободного развития человека, то оно предполагает, во-первых, равный доступ к ценностям культуры; во-вторых, гарантированность личной безопасности человека; в-третьих, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности. Данные характеристики не являются бесспорными, они могут быть дополнены. В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 7) приводится перечень социальных гарантий: гарантированный минимум заработной платы и минимальной пенсии; охрана здоровья и труда граждан; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; государственная поддержка людей с пониженной трудоспособностью — инвалидов, пенсионеров; развитие социальных учреждений (пансионатов, домов для престарелых, детских домов, приютов и т. д.). Этот перечень является открытым, т.е. кроме перечисленных гарантий государство по мере своего развития — экономического, культурного, социального — может устанавливать и другие. Конституционное положение о том, что Россия — социальное государство, является программным, так как оно определяет цели государства, еще не достигшего уровня социального. Это объясняется недостаточностью материальных возможностей государства, отсутствием среднего класса собственников, развитого гражданского общества, сниженным представлением о справедливости и равенстве и др.
47. Государство и личность. С давней поры, когда организация общества приобрела государственную форму, человеку в его практической жизнедеятельности неминуемо приходится иметь дело с государством. Известны два крайних подхода при определении взаимоотношений государства и личности: этатистский и индивидуалистический. В соответствии с этатистским подходом государство — высшая ценность. Термин «этатизм» обозначает приоритет в государстве общего, публичного над частными, индивидуальными интересами. Как правило, этатизм сопровождается отождествлением государства с носителями власти, бюрократическим аппаратом, выдающим себя за выразителя интересов всего общества. Этатизм, основанный на господстве органов власти, пренебрегает свободой личности, так как она ограничивает произвол государственного аппарата, представляет для него угрозу. Законченным воплощением этатистского подхода является тоталитаризм, который упраздняет границы между государственным, общественным и личным. Отсюда и его название: тотальный — значит целостный, всеобъемлющий. Тоталитарное государство стремится к безраздельному контролю за общественной и личной жизнью. Противоположный подход к решению проблемы «личность — государство» — индивидуалистический. При этом подходе государство рассматривается как совокупность граждан, оно подчинено интересам личности, ориентируется в большей мере на частные интересы отдельных граждан, нежели на общие, публичные интересы, провозглашается приоритет личных интересов над общественными. История дает множество различных примеров этатизма и, пожалуй, ни одного индивидуалистического подхода в практике государств. Он выражен лишь в теории или в качестве лозунга в политической борьбе. Любая попытка его осуществления привела бы к распаду государства. Ни этатистский, ни индивидуалистический подходы не способны обеспечить гармонию в отношениях между личностью и государством. Необходимо сочетание индивидуальных и государственных интересов. Оно воплощается в выработанных человечеством на протяжении тысячелетий универсальных ценностях и принципах. В истории человечества был пройден трудный путь — от ранних форм коллективизма, исключавших автономию личности, через индивидуализм к сочетанию личных и общественных интересов. Считается, что индивидуализм как типичное (общественное) явление возник в эпоху Возрождения. В следующую эпоху — буржуазных революций (XVII—XVIII вв.) индивидуализм приобретает цивилизованную форму и воплощается в учении о правах человека. Провозглашалось, что человек обладает определенными неотчуждаемыми правами. Эти права объявлялись также естественными, т. е. не зависящими от воли государства. Государству как бы вменялось в обязанность гарантировать естественные права. В то же время выдвигалась глубоко продуманная и справедливая мысль, что права человека не безграничны, они уважаются и гарантируются лишь в той мере, в какой они не посягают на права и законные интересы других лиц и общества. Именно тогда были заложены основы современного учения о правах человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.014 с.) |