Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Власть и социальные нормы в первобытном обществе.Стр 1 из 20Следующая ⇒
Историю развития человечества можно разделить на две большие исторические эпохи — эпоху догосударственного общества, когда не было ни государства, ни права, и эпоху государственной организации общества, когда появились государство и право, ставшие его неизменным атрибутом, повлиявшим самым серьезным образом на темпы развития человеческого общества, формы и способы взаимоотношений людей внутри общества. Исторически подтверждаемый факт — государство появилось примерно 5 — 6 тыс. лет тому назад (человек как разумное существо появился примерно 40 тыс. лёг назад). Государству как особой, специфической организации общества предшествовал первобытнообщинный строй, который Ф. Энгельс назвал «детством человеческого рода». Первобытнообщинная организация жизни людей — это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была общественная собственность на средства добычи, пропитания и результаты этой добычи (охоты, ловли рыбы, сбора ягод и т. д.). В этом обществе все трудились сообща и сообща делили добытые продукты питания. Тогда все были равны по отношению к орудиям труда и по отношению друг к другу. Люди в тех условиях были вынуждены жить и трудиться коллективно, вместе, так как невозможно было существовать в одиночку — бить зверя, ловить рыбу с примитивными инструментами — палкой, камнем и т. п. К. Маркс отмечал: «Первобытный тип коллективного производства был результатом слабости отдельной личности»44. В первобытном обществе была власть. Однако это особая власть. Это власть авторитета, старейшины, вожака рода, который был первым среди равных. Люди сами избирали его в качестве старейшины за^его опыт, силу, храбрость и т. п. Он вместе со своими соплеменниками ходил на охоту, рыбную ловлю, участвовал в изготовлении орудий труда. В первобытном обществе власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Там было общественное самоуправление. Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть отдельных членов рода. Даже вождь — это представитель рода. Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором решались основные вопросы жизни общины. Решения собрания были обязательными для всех. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, военачальника. Они осуществляли исполнительную власть, т. е. исполняли решения собрания. Важнейшая функция старейшины — организация жизни рода, руководство повседневной, хозяйственной и общественной жизнью рода, решение возникающих споров внутри рода и других текущих дел. Должность старейшины имела общественный характер, он, равно как и другие сородичи, участвовал в общественном производстве. И лишь на этапе разложения родового строя эта должность возвышает старейшину, выделяет его из общих рядов рядом льгот и полномочий. В процессе развития первобытного строя его отдельные роды объединяются во фратрии, а те — в племена и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Тогда возникает такой коллегиальный орган управления первобытного общества, как совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и др. Совет старейшин племен (куда входили старейшины, вожди объединившихся племен) избирал вождя племени и других должностных лиц. Совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц.
Власть в первобытном обществе осуществлялась также жрецами (колдуны, шаманы, священники, знахари). Они выполняли своего рода идеологическую функцию, влияли на психику, сознание первобытных людей, являлись хранителями и блюстителями обычаев общины. Таким образом, в первобытном обществе существовало уважение, власть авторитета, которой пользовались старейшины рода. Но нигде не было особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими (т. е. полиции, суда, администрации). Нет управляющих, нет судей, нет полицейских, нет чиновников. Люди в первобытном строе размещались не по административно-территориальному принципу, не по национально-территориальному принципу, а по родам. Т. е. по степени родства, по кровнородственному пршщилу. Там все были равны. Род не был политической организацией, а общественной. Власть старейшин имела моральный характер. В это время принуждение осуществлялось не в интересах какого-либо класса и не преследовало никаких политических целей. Оно носило моральный характер и осуществлялось всем обществом (родом), например, нарушитель изгонялся из рода и никто не оказывал ему никакой помощи. В тех условиях это означало гибель.
В первобытном обществе не было специального аппарата, особого разряда людей, задачей которых являлась охрана установленного порядка. Любой полицейский современного государства, — писал Ф. Энгельс, — может позавидовать тому, как охотно люди исполняли все правила, указания старейшин. В первобытных обществах регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами. Это ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы и т. д. Первым видом норм были ритуалы — форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество еще не овладело речью. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, порядок выполнения определенных действий в определенной форме. Цель ритуала — внушить определенные чувства, побудить человека совершить определенные действия. Обряды. Если ритуалы позволяли выразить довольно примитивные эмоции (страх, гнев, и др.), то обряды — более тонкие регуляторы45. Через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т. д. У многих народов существовал обряд инициации (посвящения). Он применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. Многим народам были известны свадебные обряды, обряды захоронения. У разных народов они применялись по-разному, но всегда отражали радость или печаль. Мифы считаются одной из важнейших форм социального регулирования. Главное в мифах — их нормативная, предписывающая часть, которая основывалась на опыте человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества. Наряду с обрядами и ритуалами, мифы играли основную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления. Обычай — правило поведения, складывающееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее правилом в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения очень длительное время. В настоящее время принято делить обычаи на положительные и негативные. В первобытном обществе все обычаи считались правильными и необходимыми. Например, обычай кровной мести. Поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся всеми членами обиженного рода в отношении членов рода, к которому принадлежал обидчик. В нормах первобытного строя еще не было разделения на права и обязанности. Они преимущественно исполнялись добровольно. Санкции существовали в виде общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний, нанесения телесного повреждения, смертной казни.
По способу выражения социальные нормы того периода можно разделить на три вида: запрет дозволения и обязывания. Запреты — недопустимость совершать те или иные поступки, например, заключать браки между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний. Запреты инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп. Запрещалось нарушение разделения функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли заниматься лишь специальные люди — колдуны); похищение женщин и детей; применение оружия на стоянках; воровство; систематическая ложь; нарушение супружеской верности и т. п. Дозволения (разрешения), определяя поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т. д. Дозволялось охотиться и собирать пищу на отведенных участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных, распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку, участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины. Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения. Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы, а обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения продуктов природы рофессор А.Б. Вен читал, что правила (нормы) поведения в доклассовом обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А.И. Першица, имеют характер «мононорм», т. е. единых, еще нёрасчлененных специфических норм первобытного общества. Эти «мононормы» отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.
Данную позицию подвергает сомнению профессор Т.В;_Кашанина. Она считает, что идея о «мононормах»— скорее фантазия ученых, нежели реальность. Жизнь людей и в тот далекий период регулировалась различными социальными нормами (обряды, ритуалы, мифы, обычаи), хотя многие из них не получили еще своего целостного развития. «Мононормами» их можно считать, но на другом основании. Все правила раннего человеческого общества были едины для всех его субъектов, поскольку это общество было едино, оно не было дифференцировано, оно не имело социального расслоения. С появлением социальной дифференциации в обществе исчезают и «мононормы». За убийство господина следовало более суровое наказание, чем за убийство раба47. Как видим, единой нормы («мононормы»), одинаковой для всех нет, она исчезла, поскольку общество стало разнородным. Профессор Г.В. Мальцев считает, что «мононормы» — не исчезнувшее явление первобытной культуры, а вполне реальный современный феномен. Для конкретного человека императивы типа «не убий», «не укради», «не лги». Происхождение государства Разложение первобытнообщинного строя и возникновение из его недр государства — процесс объективный, имеющий внутреннюю логику и очевидную закономерность. Вместе с тем условия и механизм возникновения государства в разных регионах мира, у разных народов обладали существенными особенностями. Государство появляется как результат сложнейшего многовариантного процесса, как итог часто уникального, порой причудливого сочетания самых разнообразных факторов. Логика истории человечества в целом привела и должна была привести к рождению государства, но в отдельных регионах мира, у многих народов (как прошлого, так и современности) при наличии, казалось бы, необходимых условий государства не возникло. Видимо, для возникновения государства имеет значение не просто набор существенных факторов, но и необходимый уровень их взаимодействия. Среди основных факторов, повлиявших на возникновение государства, выделяются следующие: 1) производство, 2) демография, 3) формирование этноса и этнической культуры, 4) война, 5) психология, 6) духовная культура, 7) дифференциация и институциализация общества. Производство. Государство, государственная власть непосредственно связаны с материальной основой жизни общества. Процессы формирования государственной власти и развития экономики идут параллельно, соприкасаясь между собой по многим направлениям. Государство возникает в условиях роста производящего хозяйства, специализация которого прошла три основные стадии: отделение "скотоводства и кочевничества от земледелия (первое крупное разделение труда); отделение ремесла от сельского хозяйства (второе крупное разделение труда); появление профессиональных торговцев (третье крупное разделение труда). Каждый этап в развитии экономики привносил что-то новое в процесс формирования государства Производящее хозяйство сыграло важную роль в становлении такого фундаментального элементал;ос^дарства, как территория. Установление границ территории будущего государства 'осуществлялось во многом благодаря переходу населения к оседлому образу жизни, в основе которого лежали пашенное земледелие, скотоводство, рыболовство (создание поселений вокруг водоемов). С появлением скотоводства и кочевого хозяйства (приручение осла, лошади и верблюда, изготовление колесных повозок) решалась проблема транспорта, что делало возможным поддерживать оперативную и достаточно крепкую связь между отдаленными частями территории. Территория племени или союза племен постепенно расширялась благодаря освоению все новых земель, географическим открытиям и дальнейшему расселению людей, в основе чего лежали запросы развивавшегося земледелия и скотоводства, начавшегося позднее обмена продуктами.
Формирование другого важнейшего элемента государства — публичной власти, представленной в виде государственного аппарата, стало возможным вследствие существенного роста производительных сил и возникновения избыточного (произведенного для себя) и прибавочного (произведенного одним субъектом, а присвоенного другим) продукта. Государственный аппарат (профессиональные управленцы, армия, суды и т. п.), специально производством материальных благ не занимающийся, может возникнуть и функционировать только за счет материального содержания, получаемого от общества. Увеличивающееся в объемах производящее хозяйство, в свою очередь, требовало более эффективного и мощного, чем община, огзга-низатора. Государство в данном случае возникало как аппарат, "способный с помощью организационных и идеологических средств мобилизовать население на выполнение назревших экономических задач (например, ирригационное земледелие в Древнем Египте). Важную роль в формировании государственного аппарата сыграло возникновение ремесла, поскольку оно способствовало возникновению городов с их более яркой властной организацией. Армия, являясь силовым фундаментом любого полноценного государства, вырастала из необходимости расширения территории (прежде всего хозяйственного назначения) и охраны ее границ. Развитие металлургии, ремесла способствовало совершенствованию оружия, вело к повышению наступательной и оборонительной мощи племени, следствием чего стало возвышение и укрепление позиций военно-политической знати — основы будущего государства. Известное значение имели обмен продуктами, появление купцов, что служило каналом передачи политического опыта, влиявшего на интенсификацию процесса формирования государства. Демография. Очевидно, что государство не может возникнуть в малочисленных коллективах. Оно появляется там и тогда, где и когда количество населения переходит некую критическую отметку. Видимо, у различных народов данный критический порог не был одним и тем же. К концу неолита человеком была заселена практически вся суша Земли. Детская смертность продолжала оставаться еще довольно высокой, но не превышала 50%. Средняя продолжительность жизни уже достигала 50 лет, что способствовало более эффективному накоплению и использованию социального (в том числе политического) опыта. Общая численность населения Земли составляла примерно 4 млн человек. В эпоху разложения первобытной общины и перехода к образованию государств прирост населения достигал 1 % в год, что уже к середине 2-го тысячелетия до н. э. дало огромную для тех времен численность населения — 100 млн. > Накопление столь значительного объема человеческой массы привело к резкому усложнению социальных процессов, с которыми архаическая организация первобытной общины не справлялась. Необходима была мощь и эффективность государственной власти с тем, чтобы заставить огромные массы населения подчиняться единому порядку, диктуемому, прежде всего, требованиями ведения хозяйства и войны. В противном случае инстинктивно присущий человеческой массе анархизм мог привести к самоуничтожению общества в результате нарастания внутренних конфликтов. Формирование этноса и этнической культуры. Этнические общности (или народы) проходят в своем развитии, как правило, три этапа: племя, народность, нация. Если племя — это простейшая форма этнической общности, существующая на стадии позднепервобытной общины и характеризующаяся прежде всего кровнородственной связью между ее членами, то народность возникает в эпоху разложения первобытной общины и представляет собой преимущественно культурно-историческую общность людей. Поскольку народность возникает, как правило, на основе союза племен и перемешивания родов, члены народности тесно связаны между собой уже не на базе кровного родства, а благодаря общим ценностям (язык, хозяйство, духовная культура), единству территориального местоположения, антропологическим особенностям (цвет кожи, форма частей тела). Из племен и народностей на основе формирования капитализма и образования внутреннего рынка складывается нация. Процесс происхождения государства в основном шел одновременно с формированием этноса и этнической культуры. Государство не возникает в искусственной, рафинированной среде абстрактных людей. В государстве всегда проявляются этнические стереотипы, ценностные установки и психология народа, его создавшего. Государство, формируясь в недрах этнической культуры и являясь органической ее частью, всегда выражает ее специфические черты. Возникновение государства возможно только на стадии относительной зрелости этнической культуры. Язык, сознание, религия, культы, формы хозяйства и власти должны достичь определенной ступени развития, на которой все эти факторы станут способны поддерживать такой сложный и многофункциональный механизм, как государство. Война. История человечества — это история войн, с трагическим постоянством сменяющих периоды мирного развития. Причины, вызывавшие войны в глубокой древности (как, впрочем, и в современную эпоху), не отличались разнообразием: необходимость территориального расширения, желание захватить чужое имущество, стремление подчинить население, которое можно будет эксплуатировать. С некоторыми оговорками к числу причин войн можно отнести также повышенную воинственность, характерную для того или иного народа. В силу названных факторов война была неизбежностью: первобытные племена либо вели войны, либо жили в ожидании грядущей войны. Если даже какое-либо племя и отличалось миролюбием, то возможная угроза со стороны соседей все равно заставляла его готовиться к войне. Война, пронизывая все сферы жизни древних народов, активно влияла на них, в том числе на формирование властных отношений. Во время войны физические, эмоциональные и интеллектуальные силы племен достигали крайнего напряжения, требовалась максимальная концентрация материальных, организационных и людских ресурсов. В этой ситуации как никогда нужна была отлаженная система властной иерархии, неукоснительное исполнение приказов племенных вождей. Война и подготовка к ней способствовали интенсивному формированию военно-политического ядра, специального аппарата, который мог в любое время мобилизовать племя и дать отпор врагу. Государственная власть, таким образом, становилась тем необходимым средством, которое позволяло племени выжить и победить в условиях войны. Так, например, раннефеодальные государства Западной и Восточной Европы складывались в основном в результате военных конфликтов1. Психология. Человек по своей природе — существо общественное, на протяжении всей своей жизни он связан многочисленными отношениями с другими людьми и их объединениями. Одним из фундаментальных свойств человека, на чем строится социальная организация, является его психическая способность властвовать и подчиняться. Человек рождается, живет и умирает, всегда находясь внутри каких-либо иерархически организованных социальных коллективов (семья, род, церковь и т. п.). Социальные институты, с одной стороны, служат средством внедрения в сознание человека стереотипа властеотношений, с другой — сами являются результатом непрекращающегося воспроизводства из глубин человеческой психики системы власти и подчинения. Мораль, религия, обычаи, устанавливая различные запреты и ограничения, проникнуты идеей власти и подчинения. С позиций классического психоанализа (3. Фрейд, А. Адлер), власть представляет собой древнейший человеческий инстинкт, глубоко заложенный в подсознании личности и определяющий ее поведение. А с точки зрения представителей русской психологической школы права (Н. М. Коркунов и Л. И. Петра-жицкий), веления государственной власти держатся не на могуществе ее органов, а на признании их обязательными со стороны подвластных. Государство возникает не только в силу психических компонентов власти, однако без них государственную власть представить невозможно. Происхождение государства — это институциализация отношений на базе эмоционального единства власти и подвластных. Духовная культура. Как отмечалось выше, государство, являясь элементом культуры, может возникнуть только на достаточно высокой ступени ее развития. Важную роль в формировании государства играет духовная культура, в недрах которой происходила выработка системы ценностей и социальных норм — необходимой основы государственной власти. Перерастание потестарных отношений' в государственно-властные шло параллельно с процессом отделения умственного труда от физического. Сначала сфера умственного труда сводится к ор-ганизаторско-управленческой, жреческой и полководческой деятельности, затем она расширяется и дифференцируется: появляются профессиональные мастера изобразительного и прикладного искусства, сказители, певцы, музыканты, танцоры, знатоки обычаев и родословий, знахари. Профессионализация управленцев, жрецов и военных объективно способствовала формированию специфической социальной группы со своими интересами, что делало общество все более структурированным, удаляя друг от друга власть и подвластных. Правящие слои нанимали представителей искусств и магии за вознаграждение, чтобы, используя их навыки и способности, идеологически обосновывать свое право на власть. Рационализация мышления и накопление знаний. Общее движение сознания различных этнических общностей от мифологии к рациональному познанию вело к накоплению достоверных знаний об окружающем мире и самих себе. Организация государственной власти требовала сознательного осмысления существующих социальных отношений, закономерности их развития и функционирования. Родоплеменная знать для того, чтобы удержать власть и сделать ее наследуемой, была вынуждена целенаправленно изучать искусство управления и организацию хозяйства. Появление зачатков наук (астрономии, математики, биологии, медицины, составление сельскохозяйственных календарей) оказало существенное влияние на рост производительных сил — материальной базы государства. Благодаря рационально- му, научному познанию развивались география и картография, что стимулировало ведение завоевательных войн и освоение новых территорий для формирующегося государства. Становление письменности. Важную роль в переходе человечества от первобытной общины к государству сыграло появление письменности. Письменность способствовала более интенсивному накоплению социального (в том числе протополитиче-ского) опыта, его передаче последующим поколениям и более эффективному использованию. Нельзя переоценить значение письменности как средства сообщения между территориями. Центральная власть, подтверждая с помощью письменных документов полномочия своих представителей на местах, расширяла территорию государства и укрепляла его единство. Появление письменности стало важным средством фиксации генеалогии правящих групп. Благодаря письменным свидетельствам и документам находившиеся у власти люди доказывали другим претендентам и населению свое право на верховное правление. Письменность закрепляла нормы первобытного общества, фиксировала обычаи, традиции и ритуалы в качестве легитимной основы формирующихся институтов государственной власти. Переход нормативной системы общества от вербальной к письменной предполагал, как правило, повышение статуса социальных норм, предохранял их от произвольного толкования, что должно было привести к более интенсивной институциали-зации и укреплению государственной власти. Искусство. Как феномен культуры и форма общественного сознания искусство оказало многоаспектное воздействие на формирование государства. Поскольку потестарная и зарождающаяся государственная власть воспринималась в основном образно и эмоционально, постольку формы проявления власти с ее культовостью и ритуальностью были тесно связаны с искусством. Искусство, с одной стороны, отражало и аккумулировало в себе стереотипы власти, с другой — каждодневно воспроизводило и культивировало их в общественном сознании. Искусство все больше становилось средством адаптации массового поведения к требованиям власти: посредством искусства власть пыталась донести до подвластного населения цели и задачи государства, идеи легитимности правящей династии, формы и методы осуществления власти, обязанности подвластных. Правящие слои поощряли создание произведений искусства, восхваляющих государственную власть, воспитывающих воинов, укрепляющих мораль и религию. Так, героический эпос (древневавилонские сказания о Гильгамеше, древнеиндийские «Рамаяна» и «Махабхарата», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея»), отражая переломные эпохи в жизни древних народов, культивировал патриотизм и необходимость самоотверженной борьбы за свою родину1. Воздвигаемые правящим классом памятники монументальной архитектуры (храмы, усыпальницы, надгробные статуи) были направлены на формирование почтительного отношения к власти. Религия и мифология. На стадии разложения первобытнообщинных отношений и возникновения государства общественное сознание находилось во власти религии и мифологии, которые представляли собой монолитную идеологическую среду. Религия и мифология определяли основные ценности, которые лежали в основе иерархической структуры общества, социальной дифференциации и организации государственной власти. Религия, разделяя бытие на абсолютное (загробное) и относительное (реальная повседневная жизнь), поднимая бога (или богов) на недосягаемую для человека высоту, тем самым формировала стойкий стереотип властеотношений. Отношение человека к богу как источнику жизни и творцу всего сущего, как абсолютному повелителю, сознательно и подсознательно проецировалось на человеческие отношения. С позиции религиозного и мифологического сознания социальная иерархия есть неотъемлемая часть созданного творцом иерархического мироустройства; отношения господства и подчинения даны человеку богом. Отсюда вытекал тезис о божественном характере института власти и ее носителей. Усложнение культов и профессионализация религии приводили в отдельных регионах мира (например, в Древнем Египте) к появлению жречества, вокруг которого и начинали концентрироваться институты государственной власти. Жрецы не только отправляли религиозные культы, но также были носителями государственной власти. Представления о загробном мире ориентировали человека на лояльное отношение к власти. Считалось, что воины, жре- цы — в целом люди, стоящие у власти, служащие ей, отдающие за нее жизнь, после смерти оказываются в раю. Кроме того, был распространен культ предков, который предполагал наличие контакта с духами умерших. Чтобы подчеркнуть свое право повелевать, правящая элита претендовала на монополию эзотерическим знанием, в основе которого лежала их якобы исключительная способность общаться с духами предков, слышать их голос. Дифференциация и институциализация общества. Государства возникали в результате структурных изменений в первобытном обществе. Становление государственной власти с необходимостью предполагало усложнение социальных отношений, появление новых и модернизацию традиционных институтов. Частная собственность. Институт собственности прошел в своем развитии три основные стадии: коллективную, личную, частную. В период первобытной общины господствовала коллективная (в основном на землю и пищу) и личная (орудия труда, бытовая утварь, одежда, украшения) собственность. К концу существования позднепервобытной общины появляется частная собственность, которая стала одной из причин разложения первобытнообщинного строя. Рост производительности труда имел своим следствием, во-первых, появление прибавочного продукта и, во-вторых, производство продукта специально для обмена. И в первом, и во втором случаях продукт отчуждался от его непосредственного производителя, что открывало возможность накопления продукта в одних руках. Объектами частной собственности сначала были излишки продовольствия, скота и ремесленных изделий, позднее — земля (как правило, новые земли). Первоначально частная собственность накапливается в семье, которая благодаря значительным материальным ресурсам начинает чувствовать свою материальную независимость от рода и стремится к хозяйственной автономии. Результатом такого процесса стало разрушение родовой общины и возникновение соседской общины — довольно аморфного образования, состоящего из семей с выделенным земельным наделом на правах частной собственности. Соседская община была связана уже не кровными узами, а территориальной близостью. Постепенно частная собственность сосредоточивается уже не только в семье, но и в руках отдельных лиц. Очевидно, что накопление материальных ресурсов приводило к росту политического и военного авторитета собственника, создавало условия для концентрации власти в его руках. Семья. Появлению государства предшествовал переворот в положении полов: община от равенства полов и матриархата эволюционировала к патриархату. Переход к занятию землепашеством, скотоводством и ремеслом потребовал применения мужской силы, что постепенно привело к изменению общественного статуса женщины. Главенствующую роль начинает играть мужчина: он возглавлял род и семью, владел собственностью, родство велось по мужской линии (за некоторыми исключениями). Рост производительности труда и индивидуализация производства породили нового субъекта хозяйственной жизни — семью. Сначала имела место большая (патриархальная) семья, состоящая из женатых и неженатых родственников трех-четырех поколений. Затем в результате внутренних конфликтов из большой семьи выделяются малые, близкие к современным, семьи. Частная собственность малой семьи носит более выраженный характер. Развивается институт наследования, который способствовал концентрации материальных ресурсов, а следовательно, и власти у одного собственника. Классы. Развитие семьи, имущественное расслоение, завоевательные войны привели на стадии разложения первобытной общины к появлению крупных социальных групп, резко различавшихся по своим интересам и статусу, месту и роли в системе производства. Выделяются родоплеменная знать, слой священнослужителей, военная аристократия, свободные общинники, занятые физическим трудом, рабы. Возникновение такой более или менее четкой социальной дифференциации фактически означало образование властной организации, где явственно различаются власть и подвластные. Образование в обществе классов и сословий разрушало традиционные связи, что потребовало появления взамен родоплеменного родства другого института, сплачивающего общество, — государственной власти. Объективно выделяясь из общества, государственная власть предстает как результат социальной дифференциации, инструмент, с помощью которого привилегированные классы начинают целенаправленно укреплять и совершенствовать сложившуюся систему порядка. Господствующие классы формируют различные органы принуждения, суды, делят территорию на административные единицы с целью взимания налогов и эф- фективного управления1. Процесс организационного становления институтов вел к тому, что статус человека все больше зависел не от родоплеменной, а от социальной принадлежности. Пути и исторические формы образования государств. Как уже отмечалось, процесс происхождения государств отличался значительным разнообразием по месту, времени и другим условиям. В абстрактном, логическом плане современная историческая наука выделяет следующие основные пути становления государств: военный, аристократический, плутократический, посредством мужских тайных союзов. Ведение войн создавало военную аристократию — профессиональных военных, которые во время военных действий присваивали себе основные богатства. Режим военной аристократии рождал некоторые демократические институты: собрание воинов, совет старейшин-воинов. Но со временем военная демократия все больше основывалась на силе принуждения и, в конечном счете, власть военного руководителя становилась сакральной и наследуемой. Аристократический путь имел место в обществах с развитой экономикой и солидной материальной базой. Государственная власть конституировалась родоплеменной аристократией. Она подчиняла себе производство и распределение материальных благ, накапливала богатства, содержала войско. В условиях режима плутократии государственную власть создавали богатые. Они накапливали в своих руках материальные ресурсы, что давало им возможность завоевать авторитет, подкупить общинников и организовать своих сторонников. Считается, что плутократический путь образования государств — наиболее ранний.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.039 с.) |