Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в Праве и способы их разрешения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пробел в праве — это отсутствие (полное или частичное) правовой нормы, необходимой для урегулирования конкретной жизненной ситуации, требующей правового разрешения. Реально это выглядит так, что при рассмотрении конкретного жизненного вопроса органом власти, управления, судом и т. д. обнаружится отсутствие необходимого закона, который регулировал бы данный вопрос и на основе которого можно было бы его решить. Подобная ситуация, разумеется, нежелательна, но она реальна, объективно возможна. Ее устранение — задача законодателя. Но, к сожалению, далеко не всегда она решается своевременно и успешно. Возникает необходимость принятия решения в отсутствие необходимого закона. В таких случаях прибегают или к аналогии права, или к аналогии закона. Аналогия закона — это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе нормы, не предназначенной непосредственно для данного, а рассчитанной для другого, сходного с данным, случая. Аналогия права — это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе принципов права, духа законодательства, поскольку отсутствует не только непосредственная, а даже сходная норма. Как уже было сказано, к аналогии прибегают только при определенных обстоятельствах, т. е. для решения дела по аналогии требуются определенные условия. Первое из них — это наличие правового (юридического) момента (зерна) в рассматриваемом случае, выявление необходимости принятия по нему правового решения. В данном случае следует убедиться, что рассматриваемый факт (вопрос, случай) требует правового регулирования (разрешения), он влечет правовые последствия, поэтому должен быть решен путем принятия правоприменительного акта. Второе условие для аналогии — отсутствие нормы, непосредственно регулирующей данный вопрос. Только это обстоятельство (отсутствие необходимой нормы) дает право рассматривать дело по аналогии. Данное условие является по существу требованием для правоприменителя, который обязан руководствоваться в первую очередь законом, а не уходить от него, не искать путей отхода (обхода) закона под предлогом его нецелесообразности неутодности и т. п. Это требование направлено против правового произвола, против вседозволенности чиновников. Отличие данного условия правоприменения от стадии отыскания (выбора) нужной правовой нормы состоит в том, что в рассматриваемом случае нужно убедиться в отсутствии необходимой нормы, тогда как отыскание, напротив, — это поиск нужной правовой нормы. Третье условие применения аналогии закона — нахождение наиболее сходной правовой нормы, т. е. такой, которая бы имела существенные сходные признаки с требуемой нормой, регулировала бы достаточно сходные отношения с теми, которые возникли в данной ситуации. Здесь требуется от правоприменителя хорошее, глубокое знание действующего законодательства, что как раз и помогает найти аналогичную норму, т. е. предусматривающую обстоятельства, сходные с рассматриваемым вопросом. Аналогия права возможна и применяется при несколько иных обстоятельствах, а именно тогда, когда нет не только требуемой, но даже аналогичной (сходной) нормы, т. е. когда нельзя применить аналогичный закон. В таких случаях, разрешая обстоятельства, требующие правового решения, прибегают к использованию принципов основополагающих идей права: справедливости, гуманизма, демократизма, приоритета прав и свобод человека и др. Необходимость в применении аналогии права возникает реже, чем в применении аналогии закона, но тем не менее эта возможность имеет важное значение для правового регулирования. Пробелы имеют место: ■ в позитивном праве — это когда нет ни необходимого закона, ни подзаконного акта, аи обычая, ни прецедента; ■ в законодательстве — когда нет необходимого закона; ■ в законе — когда закон есть, но в нем упущены многие вопросы, требовавшие законодательного урегулирования; в нормативно-правовом регулировании — когда отсутствуют нормы законов и нормы подзаконных акто Отечественное законодательство закрепляет официально институт аналогии. Так, п. 1 ст. 6 ГК РФ предписывает: «В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». В юридической литературе под юридическими коллизиями понимается расхождение или несогласованность между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления субъектами правоприменения своих полномочий ( Н.А. Власенко определяет коллизию «как отношение между нормами, выступающее в форме различия или противоречия при регулировании одного фактического отношения Причины появления коллизий бывают объективные и субъективные. Объективные не зависят от воли законодателя, они возникают по самым различным причинам объективного характера (смена конституционного строя, перестройка экономики, действие законов во времени и пространстве, серьезные изменения в политической системе, изменения в государственном устройстве и т. п.). Причина коллизий многих правовых норм, например, заключается в том, что не все отношения можно перестроить немедленно, мгновенно. Наряду с новыми могут существовать старые, которые регулируются соответственно различным образом. В этом не трудно убедиться на примере развития российского законодательства после распада СССР. Многие родственные, схожие отношения регулировались законами СССР, РСФСР и РФ одновременно. Коллизии бывают: ■ между действующими нормами права; ■ между законами и подзаконными актами; ■ между конституцией и законами; ■ между нормами международного и внутригосударственного права; ■ между нормативными актами федеральных органов власти и нормативными актами, принятыми субъектами федерации; ■ между нормативными актами и правоприменительными актами; ■ между актами, изданными должностными лицами различного правового статуса (вышестоящими и нижестоящими руководителями); ■ между нормативными актами и актами толкования. Для процесса правоприменения важны способы устранения коллизий. Способы устранения (разрешения, преодоления) коллизий — это приемы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состояние упорядоченности, непротиворечивости, четкости, ясности. Практикой выработаны следующие основные способы устранения коллизий: ■ принятие нового акта; ■ толкование (разъяснение смысла) правового акта; ■ отмена старого акта; ■ внесение изменений, уточнений в действующий акт; ■ принятие согласованного решения созданной согласительной комиссией; ■ судебное решение, вынесенное по результатам судебного разбирательства; ■ приостановление действия правового акта. Иногда, в числе способов устранения коллизий называют систематизацию нормативных актов. На первый взгляд, она действительно разрешает коллизии, но следует иметь в виду, что результатом систематизации является принятие нового правового акта, отмена старого, внесение изменений в действующий и т. п. Т. е. коллизии устраняет не сама систематизация, а ее результаты, последствия. Систематизация скорее способствует устранению существующих коллизий в праве, если быть более точным. 82.Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения, способы разрешения . В переводе термин «конфликт» (лат. conflictus) означает столкновение, серьезное разногласие, спор. Возникающие в общественной жизни конфликты нежелательны, однако, к сожалению, неизбежны. Поэтому любое цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы минимизировать количество конфликтных ситуаций, а также к поиску оптимальных способов их предупреждения и разрешения. Существующие противоречия в обществе и природе, борьба между отдельными индивидами и их социальными общностями были предметом размышления представителей философской мысли на протяжении многих тысячелетий. Общая концепция конфликта стала оформляться в рамках социологии в XX веке. В настоящее время в социологии права выделилась юридическая конфликтология – самостоятельное научное направление, в рамках которого изучается не только природа, сущность, динамика развития правовых (юридических) конфликтов, но и правовые механизмы их предупреждения и разрешения. Находясь в стадии становления, юридическая конфликтология является комплексным направлением научного исследования и имеет весьма тесное соприкосновение с такими науками, как теория права, психология, политология. Что же представляют собой юридические конфликты? Прежде всего это разновидность конфликтов социальных, многие из которых протекают в сфере правовой регламентации и могут быть разрешены только юридическими средствами. Зачастую юридический конфликт отождествляется с разногласиями, спорами между субъектами права, связанными с нарушением, применением или толкованием правовых норм. Субъектами юридического конфликта являются участники правоотношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Объектами (то есть тем, по поводу чего возникает юридический конфликт) выступают различные материальные и нематериальные блага и интересы, находящиеся в сфере правового регулирования. Изложенное позволяет определить юридический конфликт как противоречие между субъектами правоотношений по поводу различных благ и интересов материального и нематериального характера. Юридические конфликты классифицируются по различным основаниям: - с точки зрения причин возникновения их можно разделить на объективные (вызванные внешними обстоятельствами) и субъективные (зависят главным образом от особенностей характера и поведения их участников); - в зависимости от сферы проявления можно выделить конфликты внутригосударственные и международные, межнациональные, экономические, политические и др.; - по отраслям права выделяют гражданско-правовые, семейные, уголовно-правовые и др. (в основе такого деления лежит дифференциация норм права по отраслям). Указанная классификация юридических конфликтов, безусловно, не является исчерпывающей и может быть продолжена по иным основаниям. Немаловажным аспектом любого юридического конфликта является поиск оптимальных путей его разрешения. Анализ литературы, посвященной рассматриваемой проблематике, позволяет сформулировать основные приемы преодоления юридических конфликтов. К ним относятся: а) предупреждение юридических конфликтов. Не ставится под сомнение тезис о том, что лучше предупредить болезнь, чем бороться с ее последствиями. Поэтому своевременное выявление и устранение причин является наиболее эффективной формой предупреждения юридических конфликтов; б) непосредственное разрешение юридических конфликтов. Правы М. И. Абдулаев и С. А. Комаров, считающие, что для успешного разрешения юридического конфликта необходимо, во-первых, выяснить причины конфликтной ситуации и мотивы поведения конфликтующих сторон; во-вторых, прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон; в-третьих, прогнозировать ход и последствия конфликта. Конфликт в правовой сфере может быть разрешен следующими способами: - во-первых, самими участниками (это наиболее простой и в то же время эффективный способ, предполагающий устранение противоречий между интересами сторон); - во-вторых, с помощью привлечения третьей стороны (применяется в том случае, когда на практике субъекты не могут самостоятельно преодолеть разногласия). Содержанием последнего способа может быть использование таких процедур, как судопроизводство (конституционное, гражданское, административное, уголовное); обращение в компетентные государственно-властные органы (прокуратура, органы внутренних дел, административные комиссии и т. д.), чье решение для конфликтующих сторон будет иметь обязательный характер; привлечение посредника (им могут быть как государство и его органы, так и различные негосударственные структуры и отдельные индивиды, выступающие в личном качестве). Таким образом, юридические конфликты представляют собой негативное явление, которое существует в любом обществе и государстве. Их предупреждение, выявление, быстрое и эффективное разрешение являются не только показателем цивилизованности общества, но и являются показателем качества работы государства, его органов и должностных лиц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.01 с.) |