Власть и ее виды. Государственная власть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть и ее виды. Государственная власть.



Виды власти

Власть имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, обществен­ных объединений, родительская, церковная и т. д. Существуют различные классификации власти. Так, с точки

зрения социального уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации); в) в отношениях между индивидами.

Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политиче­ской власти обычно относят власть одного класса (социальной груп­пы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. Некоторые ученые отождествляют по­литическую и государственную власть. Например, проф. М.И. Бай-тин считает синонимами термины «политическая» и «государствен­ная» власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле — власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие же уче­ные, например проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Н.М. Кейзеров, раз­личают эти категории и употребляют понятие «политическая власть» в более широком смысле, чем власть только государственная, по­скольку политическую власть осуществляют все звенья политиче­ской системы, а не только одно ее звено — государство.

В зависимости от способа организации власти ее можно подраз­делять на демократическую и недемократическую.

Известный социолог М. Вебер (1864—1920) различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, тради­ции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, пра­вила, которые четко регламентируют властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счет особого по­ложения руководителя, чувствующего себя призванным осущест­вить определенные цели, а его сторонники или последователи убе­ждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед.

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и тене­вую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы.

Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (закон­ном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная — это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население

доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легаль- 73 ность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность — ее нравственную оценку.

3. I Государственная власть

Государственная власть — разновидность социальной власти, ЩЩ поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государствен­ная власть имеет свои особенности. Эта власть:

во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

во-вторых, публична. Под публичностью в широком смысле по­нимается общественный характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в общест­ве. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профес­сиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;

в-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государст­венной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стра­не нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государст­ва. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к государственно­му суверенитету. Что касается независимости государственной вла­сти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударст­венные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;

в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю тер­риторию страны и все ее население;

в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Госу­дарственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для са­мой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемы­ми им нормами права.

Некоторые ученые проводят сравнение характерных черт госу­дарственной власти и власти при первобытном строе и выделяют следующие их особенности (проф. М.И. Байтин). 1. При родовом строе власть носила общественный характер,

выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных клас­сов, социальных групп, слоев населения, которые занимают гос­подствующее положение в обществе и в силу этого обладают и госу­дарственной властью.

2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой дея­тельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-ли­бо привилегий. Иначе обстоит дело в государственно организован­ном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой дея­тельностью.

3. При первобытнообщинном строе, где в целом не существова­ло внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение. Государственная власть ши­роко использует санкции, различные виды государственного при­нуждения, для чего создает специальный карательный аппарат.

4. Для содержания государственного аппарата и всей государст­венной власти требуются специальные средства, которые взимают­ся с населения, — налоги. Родовому строю они не были известны.

5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кров­ного родства, государственная же власть управляет по территори­альному принципу.

Кроме того, появились понятия «подданство» или «гражданство».

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, по­требностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государствен­ная власть должна проявлять определенное искусство управления, т.е. осуществлять политику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.007 с.)