Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и классификация норм права.

Поиск

1. Нормы права регулируют не любые, а. наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществля­ется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков Я$| норм права. ^Н

2. В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившие­ся, повторяющиеся общественные отношения. Но нормы права мо­гут и программировать развитие общественных отношений, направ­лять их развитие в определенное русло.

3. Норма права представляет собой модель регулируемых обще­ственных отношений, которые желательны с точки зрения государ­ства и общества.

4. Нормы права обладают определенной сущностью, имеют кон­кретную форму и содержание. Сущность, как известно, устанавли­вает, чьим интересам служит право и чью волю оно выражает. В от­дельной норме сущность не имеет ярко выраженного характера, а лишь в совокупности норм, в отдельных правовых институтах или отраслях, а также в праве в целом

Проф. А.В. Мицкевич дает следующее определение нормы права: это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публич­но в формально-определенных предписаниях, как правило, —, в письменной форме и охраняемое органом государства путем кон­троля за его соблюдением и применением предусмотренных зако­ном мер принуждения за правонарушения.

Можно привести и другие определения нормы права. В них подчеркивается, что норма права:

1) носит общий характер, т.е. это правило поведения; норма права отличается нормативностью;

2) содержит общеобязательное правило поведения — оно рас­пространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. распро­страняет свое действие на всех или на большую группу людей (на­пример, военнослужащих, учащихся), а не на конкретное лицо и не на конкретный случай;

4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут условия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индивидуальных актов;

5) облекается в письменную, документальную форму, связана с определенной процедурой применения (уголовный, гражданский процесс);

6) имеет государственно-властный характер. Предписания нор­мы права представляют собой не пожелание или совет, как действо­вать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязатель­ное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным;

7) гарантирована со стороны государства. В случае несоблюде­ния нормы права государство может применить принуждение;

8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а воз­лагая обязанности, одновременно предоставляет конкретные права;

9) системна, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в оп­ределенной организации — системе. При этом норма права специа­лизируется на выполнении определенных функций — регулятив­ной, охранительной, поощрительной и др. В итоге может быть сформулировано следующее краткое оп­ределение: норма праваэто установленное (санкционирован­ное) государством общеобязательное правило поведения, охраняе­мое от нарушений силой государственного аппарата.

Под структурой нормы права понимается совокупность состав­ляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную са­мостоятельность.

Поскольку норма права представляет собой специфический ре­гулятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, ка­кие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных усло­виях, какие санкции устанавливает государство в случае невыпол­нения предписаний нормы права. Соответственно, в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права — гипо­тезу, диспозицию и санкцию.

Структура логической нормы выражается формулой: «если... то... иначе».

Словами «если» обозначается гипотеза; «то» — диспозиция; «иначе» — санкция.

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция представля­ет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции, как уже указывалось, нормы права не существует

Санкция нормы права — указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, ино­го воздействия на правонарушителей, реакция государства на тако­го рода деяния. Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтерна­тивные.

Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависи­мость от одного определенного условия, например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза про­стая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования.

Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависи­мость от двух и более условий. Например, ст. 101 СК РФ устанав­ливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не прини­мают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбу­ждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

Диспозиции нормы права по степени их определенности делят­ся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и

бланкетные.

Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе форму­лируют правила поведения, например ст. 46 Конституции РФ(ч. 1) — «Каждому гарантируется судебная защита его прав и сво­бод», ст. 57 — «Каждый обязан платить законно установленные на­логи и сборы».

Относительно-определенные нормы права, устанавливая пра­вило поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкрет­ном случае в пределах нормы. Например, согласно ст. 503 ГК РФ, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара; сораз­мерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвоз­мездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение его недостатков.

Здесь покупателю предоставляется возможность выбрать один из перечисленных вариантов действий.

Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу по­ведения, содержащемуся в другом акте, например ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, зане­сенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ).

Санкции нормы права по степени юридической определенности деля т на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воз­действия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорит­ся: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора куп­ли-продажи». Здесь предусмотрена одна санкция — отказ покупа­теля от исполнения договора купли-продажи.

Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках — «от — до». Это харак­терно для норм Уголовного кодекса, например, в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта нака­зывается лишением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать меру наказания ниже пяти лет.

Альтернативные санкции содержат указание на несколько воз­можных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так, ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.

В зависимости от способа воздействия на регули­руемые отношения санкции делятся на поощритель­ные, компенсационные, правовосстановительные и карательные.

Поощрительные санкции направлены на стимули­рование активного поведения, на совершение действий, которые являются примерными, образцовыми, обуслов­ливая позитивный и приятный результат: премия, на­града* благодарность и т. п.

Компенсационные санкции — важные, необходи­мые виды правового воздействия, определяющие виды и порядок компенсации потерпевшему от чьих-либо неправомерных действий или событий (возмещение

Ш ущерба от стихийного бедствия, несвоевременной или некачественной поставки продукции).

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права (восстановление на службе незаконно уволенного, взыскание долга, возврат похищенного и т. п.). Подобные санкции при­меняются тогда, когда можно реально восстановить нарушенное право.

Карательные санкции — наиболее суровый вид санкций, которые устанавливаются для предупрежде­ния нежелательных, вредных и опасных действий, а также для наказания правонарушителя, поскольку вос­становить нарушенное право практически невозмож­но. К этим санкциям в первую очередь относятся уго­ловно-правовые и административно-правовые меры

по их функциональной роли в механизме пра­вового регулирования, выделяются две группы норм — нормы-пра­вила поведения и исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые установления

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделя­ются по отраслям (уголовно-правовые, административные, граж­данско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные. Мате­риальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих Процессуальные нормы играют важную роль в сферах как пра­вотворчества, так и правоприменения, поскольку ориентируют на то, как следует осуществлять материальные предписания.

По форме предписания, или по методу правового регулирова­ния, нормы права подразделяются на императивные, диспозитив-ные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо от­ступления или иной трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного права, а также исходные, учреди­тельные, или отправные, предписания. Они строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта пове­дения, поскольку предписывается только один вариант действий.

Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант по­ведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по сво­ему усмотрению, но в законных пределах. Иначе говоря, субъектам предоставляется довольно широкая автономия (свобода) догово­риться друг с другом о своих правах и обязанностях, и если они не смогут достичь соглашения, тогда должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Диспозитивные нормы харак­терны для гражданского, семейного, трудового, предприниматель­ского, международного права и др.

Поощрительные нормы — предписания о предоставлении госу­дарством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Эти нормы представляют собой самостоятельную группу норм, поскольку их назначение — воздействовать на поведение людей

По средствам, используемым для регулирования обществен­ных отношений, нормы права принято классифицировать на обя­зывающие, запрещающие и управомочивающие

По выполняемым функциям нормы права делятся на регуля­тивные и охранительные. Регулятивные нормы содержат предпи­сания, устанавливающие права и обязанности участников правоот­ношений. Это большинство норм права. Охранительные нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, пре­дусматривают меры наказания или иного юридического воздейст­вия на правонарушителя.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести установления,

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные

По субъекту правотворчества нормы права можно делить на нормы законов и нормы подзаконных актов

 

Гипотезы по количеству условий

Простое Сложное

Альтернативные

Множественные (1усл.+1усл.+1усл.)

Комбинированные

условия – юрид. факты (к одному условию добавляются другие, а потом появляется альтернатива)

 

По характеру содержания

Общее Конкретное

 

По степени их определенности:

 

Абсолютно-определенные (начало в 9:00)

Относительно-определенные (от и до)

Альтернативные

 

Диспозиции – двусторонний порядок поведения

Представительно-обязывающие

Управомачивающие

Обязывающие по юридическому содержанию

Запрещающие

 

Санкция

 

По количеству мер воздействия

Простые Сложные

 

По степени определенности

Абсолютно-определенные

Относительно-определенные

Альтернативные

Кумулятивные (санкция+дополнительная санкция)

 

По видам юридической ответственности

Условно-правовые

Адм.-правовые

Гражд.-правовые

Дисциплинарные

Материальные

 

По способу воздействия на рег. Отношения

Карательные (штрафные)

Правовосстановительные

Компенсационные

60. Способы изложения норм права в статьях нормативно-пра­вовых актов.

Прямой – все три элемента

Ссылочный – одна норма опред. акта ссылается на другую норму данного же акта

Отсылочный – отсылают к другому законодательному акту либо к законодательству в целом

Бланкетный – (это разновидность отсылочного) отсылка к специальным правилам для того, чтобы посмотреть, нарушены ли какие-то правила; нужно заполнить бланк, протокол и т.д.

61. Понятие формы (источника) права.

Форма права показывает, как организовано право, как выра­жено вовне его содержание. Под формой права понимается офици­альное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений.

Термин «источник права» имеет несколько смысловых значе­ний — основание права; его исходное начало, письменный доку­мент, причина, факторы, действия; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, его корни, те факторы, ко­торые предопределяют содержание права и форму его выражения.

Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь.

Источник права в идеальном смысле предполагает те философ­ские идеи, которые легли в основу данной правовой системы.

Источник права в формальном, или юридическом, смысле оз­начает различные способы внешнего выражения норм права. Фор­мальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

В последующее время выделяется источник права в политиче­ском смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, имен­но интеллектуально-волевая деятельность носителей государствен­ной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками.

В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозна­чает юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических

источников — это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Миц­кевич). Или другое, но близкое определение: это официально-доку­ментальные и иные формы или способы выражения и закрепления, норм права, придания им общеобязательного юридического значе­ния (проф. В.И. Червонюк).

Различным государствам известны следующие виды источни­ков права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая док­трина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между госу­дарствами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.01 с.)