Понятие и основные элементы системы права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные элементы системы права.



Система-это определенный порядок в расположении и связи действий

-нечто целое представляющее собой единство

Система права- это некоторое целостное образование состоящее из норм права взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Структура - взаимное расположение частей составляющих единое целое.

 

а) системное образование, т.е. не простая совокупность или
сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкрет­
ными свойствами, связями, внутренней структурой;

б) объективное явление, поскольку предопределена обществен­
ными отношениями, сложившимися в обществе;

в) обусловленное национальными, историческими, культурны­
ми и иными социальными факторами;

г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организа­
цию под воздействием внешней среды.

Система права включает в себя следующие элементы: нормы права; субинституты права; правовые институты; подотрасли пра­ва; отрасли права; крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей — материальное и процессуальное право, частное и публичное право

Отрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений.

Институт – это обособленная группа правовых норм регулирующая определенный вид общественных отношений.

Предмет - область или сфера однородных общественных отношений регулируемые нормами права.

65. Предмет и метод правового регулирования их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.

Отрасли различаются между собой двумя главными критерия­ми: предметом и методом правового регулирования.

Предмет показывает, какие общественные отношения регули­рует данная отрасль права, а метод — какими способами, средства­ми, приемами регламентируются данные общественные отношения.

Предмет правового регулирования составляют однородные об­щественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правово­го воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулиро­вания. Общественные отношения могут стать предметом правового

регулирования, если, во-первых, они отличаются устойчивостью,
повторяемостью;

Метод правового регулирования позволяет определить: право-

"■' вое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; харак­тер санкций.

Существуют два главных метода регулирования общественных отношений — императивный и диспозитивный.

Императивный (властный, авторитарный) метод основан: 1) на подчиненности субъектов общественных отношений; 2) содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, т.е., как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения; 3) содержит карательные санкции. Этот метод характерен для уго­ловного, административного, налогового права.

Диспозитивный (автономный) метод предполагает: 1) равенст­во субъектов; 2) возможность выбора варианта поведения или дей­ствий в пределах нормы права; 3) санкции правовосстановительно-го характера. Этот метод присущ гражданскому, семейному праву.

В качестве дополнительных методов называют поощритель­ный, рекомендательный, альтернативный и др.

Методы правового регулирования тесно взаимосвязаны и не­редко используются в сочетании друг с другом.

В процессе научных дискуссий по поводу системы права назы­вают и другие критерии, например особые правовые принципы, специфику механизма правового регулирования, С.С. Алексеев считает главной особенностью каждой отрасли наличие особого юридического режима, т.е. метода регулирования, который опреде-; ляет способы регулирования — дозволения, запреты и обязывания.

В юридической литературе помимо предмета и метода предлага­ется для выделения отраслей еще один критерий — юридический процесс, который обеспечивает достижение определенного юриди­ческого результата. Действительно, двух критериев не всегда дос­таточно. Как свидетельствует практика, нормы материального^ права требуют для своей реализации соответствующих процессу­альных норм, что придает определенную законченность делению нормативного материала на отдельные отрасли права

66. Материальное и процессуальное право. Публичное и част­ное право. Международное и национальное право.

Публичное право – функцио-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и общественные отношения.

Частное право – индивидуальные права отдельных людей

Материальное право – включает субъективные юридические права и обязанности

Процессуальное право – определяет порядок реализации этих прав и обязанностей и их защита

Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реа­лизации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

, в то же время отличается от него. Главные отличия состоят в следующем.

Процессуальное право:

представляет собой обслуживающую отрасль, организацион­ную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призван­ные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти — законодательной, ис­полнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности;

придает определенным видам деятельности юридическую зна­чимость, поскольку обеспечивается государственным принуждени­ем и в случаях несоблюдения установленной процедуры может по­влечь признание юридического акта недействительным;

направлено на достижение конкретного юридического резуль­тата — защиту субъективного права, создание нормативного пра­вового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депу­татов и т. д.;

регулирует правовые общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.

Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий харак­тер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить за­конность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуще­ствления ими норм материального права.

В настоящее время для членения права на частное и публичное используется критерий, разработанный еще Ульпианом, и одновре­менно указывается, что для публичного права характерны следую­щие черты:

1) императивность норм;

2) ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;

3) иерархические отношения субъектов публичных отношений;

4) одностороннее волеизъявление субъектов;

 

5) широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;

6) санкции преимущественно штрафного (карательного) ха­рактера;

7) большая степень централизованного урегулирования.
Частному праву присущи следующие особенности:

1) равенство субъектов правоотношений;

2) диспозитивное содержание правового регулирования;

3) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

5) самоответственность по своим обязательствам и действиям;

6) правовосстановительные санкции;

7) децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т.д.).

Иногда в качестве особенностей частного права называют широ­кое использование договорной формы регулирования отношений. Однако в последнее время договор достаточно широко использует­ся и в сфере оформления публичных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.009 с.)