Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип официальности научного стиляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Господство содержательного фактора проявляется и в обстановке научно-речевого общения, что, конечно, в первую очередь касается устного общения. Устная научная речь в «чистом» виде реализуется лишь в определенных, специально созданных условиях для оптимального научно-информативного обмена. Здесь действует принцип официальности, но официальности особого рода, которая определяется особенностями идентичного для всех участников объективного отношения к актуальному предмету познания, одинаковой серьезной заинтересованности в познании. Эта официальность проявляется в сознательном устранении тех речевых элементов, которые не способствуют реализации этих требований. Вот почему она в отличие от официальности деловой речи не несет напряженности. Научная речь обладает рядом конкретных признаков. Она принципиально без подтекста, подтекст противоречит ее сущности. А ее модальная императивность ограничивается требованием к объективной логической последовательности в отображении объективных связей. Официальность собственно научного общения носит чисто рациональный характер, и это задается прежде всего содержательной стороной научного произведения. Содержательной стороной обусловлено и господство монолога в организации научной речи. Собственно научный диалог (мы не включаем сюда непринужденную беседу двух ученых в личном общении) по существу представляет серию чередующихся монологов (к тому же эта форма в официальном научном общении сравнительно редка). Научная информация в силу своей объемности и логической последовательности требует обстоятельного изложения. Более того, она требует определенной композиции целого с логической связью частей. Научный монолог обычно приобретает форму произведения с продуманным отбором содержания, четкостью его построения, оптимальностью речевого оформления. При этом внешняя композиция такого произведения обычно совпадает с внутренней логической композицией содержания. Она включает в себя такие части, как обоснование актуальности проблемы в целом, обзор ее научного изучения, конкретизирующая постановка основной проблемы (или проблематика) данного произведения, рассмотрение проблемы (проблематики), заключительный вывод (доказанный тезис).
Категориальные понятия Научная речь оперирует понятиями сложного характера. Понятие — это форма, в которой мыслятся существенные признаки предмета. Достигнутое на предшествующих этапах и зафиксированное в понятиях объективное знание включается в более содержательные и точные понятия нового этапа, а знание, оказавшееся исторически ограниченным, субъективным или ложным, исключается. Таким образом, содержание и объем научного понятия не остаются неизменными. Но в то же время понятия обладают большой устойчивостью в силу констатирующего, объективного характера науки в целом, и внесение каждого изменения в имеющееся установленное в системе данной науки содержание понятия требует специального научного обоснования, доказательства. В терминологии каждой науки можно выделить несколько слоев в зависимости от сферы употребления, от характера содержания понятия, от особенностей отражаемого им объекта. Разумеется, границы между ними не могут быть совершенно четкими, но это не исключает их качественной определенности в целом. Если идти по пути от общего к частному, то к первому слою целесообразно отнести наиболее общие категориальные понятия, одинаково актуальные для всех или для значительного ряда наук. Они отражают наиболее общие объекты (предметы, признаки, связи и т.д.) действительности. Речь идет о таких понятиях, как система, функция, значение, элемент, процесс, множество, часть, время, вещество, величина, условие, тело, движение, организм, свойство, скорость, результат, количество, качество. Они составляют общий понятийный фонд науки в целом. Неслучайно обозначающие их слова оказываются наиболее частотными в научной лексике. Ко второму слою следует отнести понятия, общие для ряда смежных наук, имеющих общие объекты исследования, например абсцисса, белок, вакуум, вектор, генератор, дисперсия, диссоциация, интеграл, матрица, нейрон, ордината, радикал, секреция, термический, электролит и пр. Такие понятия обычно служат связующим звеном между науками одного более или менее широкого профиля (гуманитарные, естественные, технические, физико-математические, биологические, социологические, эстетические и пр.) и их можно определить как профильно-специальные. К третьему слою следует отнести узкоспециальные понятия, характерные большей частью для одной науки (иногда двух-трех близких) и отражающие специфичность аспекта исследования, например в биологии: адиабатический, биогенный, блефаропласт, ботрия, брюхоногий, внеклеточный и т.п.
Наряду с выделением типов по степени общности — специфичности научного употребления целесообразно также выделение типов по степени объемности, широты понятия. Наиболее широкие понятия данной науки, в которых отражаются наиболее общие и существенные признаки, свойства, связи, отношения ее основных объектов, называются категориями, или категориальными понятиями. Каждая наука имеет систему своих категорий. Так, в формальной логике основными категориями являются: мышление, суждение, умозаключение, определение, силлогизм, индукция, дедукция, анализ, синтез, гипотеза, тождество, различие, утверждение, отрицание, отношение, метод, доказательство, опровержение, истинность и т.д. В каждой науке категории находятся во взаимосвязи. Основными категориями понятий, которые терминируются в медицине, являются: названия органов и частей тела; названия болезней, симптомов, синдромов, функциональных реакций; названия рефлексов, морфологических нарушений; названия методов исследования, лечения; названия лекарственных средств; названия отраслей медицинской науки. В технике, естественно, терминируются иные категории понятий. Категории составляют понятийное ядро, или основание, данной науки, ее категориальный строй. От них идет сеть понятий все более и более узкого объема. В целом они и составляют систему специальной (широкой и узкой) терминологии данной науки. Например, в металловедении одно из категориальных понятий — понятие «коррозия металлов». Это общее понятие объединяет целый класс более частных подчиненных и соподчиненных понятий по следующим основаниям деления. Виды и жанры научного стиля Научный стиль неоднороден по своему составу. Различия между видами научной литературы обусловлены спецификой описываемых объектов. Можно выделить научно-техническую, научно-гуманитарную, научно-естественную литературу с их многочисленными подъязыками: математики, биологии, юриспруденции, экономики и т.д. М.П. Сенкевич выделяет виды научного стиля и по другому основанию: собственно научный (академический) стиль (монография, статья, научный доклад), научно-информативный, или научно-реферативный (вторичные информационные материалы). Выделяется научно-рекламная (промышленная реклама), научно-справочная (справочники, каталоги и др.), учебно-научная (учебники и учебные пособия для вузов, техникумов, школ), научно-популярная (биография ученых, истории открытий и пр.) литература. Учебно-научную и научно-популярную литературу едва ли можно отнести к собственно научному функциональному стилю. В первом из них, призванном обучать, излагаются лишь основы наук, что (за исключением учебников для вузов) в значительной мере меняет характер изложения, которое здесь изобилует иллюстративным материалом, сравнениями, примерами, разъяснениями, повторениями и другими дидактическими, методическими и учебно-познавательными приемами. Выбор языковой формы учебника для вузов определяется тем, что учебник должен быть оценен прежде всего с точки зрения восприятия, усвоения и запоминания студентами предлагаемого в нем материала. Основная задача учебной литературы — донести до читателя учебный предмет, а не науку в целом. Поэтому от научной литературы учебная отличается прежде всего особым отбором и целенаправленностью изложения знаний, наличием материала воспитательного назначения и расчетом на читателя-неспециалиста. Вузовский учебник включает в себя максимальную сумму знаний по данному учебному предмету. Наука представлена в нем в необходимом для овладения научной специальностью или повышения квалификации объеме. Отбор материала, содержание и форма учебной литературы определяются читательским адресатом учебника или учебного пособия: для высшей школы, для средней специальной школы, для начальной и неполной средней общеобразовательной школы, для школ профтехобразования, для других типов школ (подготовки и повышения квалификации и др.).
В научно-популярном виде литературы изложение очень близко к общелитературному, поскольку предмет этого вида литературы тематически ограничен историческим материалом. Научно-популярная литература, основная задача которой в популярной, доступной и понятной неспециалисту форме ознакомить читателя с научными знаниями, изобилует такими языково-стилистическими характеристиками, которые не представлены в собственно научном стиле. Отличается научно-популярная литература и по отбору материала, системе доказательств, манере изложения и пр. Основные различия между строго научным изложением и научно-популярным определяются различием отношений между автором и читателем. Адекватность восприятия автором и читателем, их «информативная» однородность в речевом акте научного стиля обязательна, а научно-популярное изложение рассчитано на неоднородность и неадекватность авторского и читательского восприятия: автор (специалист) знает больше читателя (неспециалиста), к которому адресуется. Организация высказывания в том и другом речевом акте, поэтому различна. Жанровое разнообразие научной литературы велико. Это монографии, статьи, научные отчеты, описания рекламируемого промышленного объекта, описания изобретений, рефераты, аннотации, технические инструкции и т.д. Кроме того, научный стиль используется и в устной форме. Это доклады, сообщения, выступления, вопросы, реплики в дискуссии, лекции преподавателей и пр. Статьи в свою очередь в зависимости от целевого и читательского назначения, структуры и формы изложения можно разделить на теоретические, научно-технические, научно-методические, историко-научные, дискуссионные, статьи типа передовой, статьи обзорного типа, типа научных докладов, кратких сообщений, писем в редакцию и т.д.
Научное изложение Компоненты научного стиля Постепени стандартизации научный стиль уступает место лишь официально-деловому. Например, стандартными являются обороты: речь идет о проблеме; следует заметить, что...; данные приводят к следующим выводам...; выводы носят предварительный характер; из сказанного ранее вытекает...; перейдем к рассмотрению... и т.д. Научная информация может передаваться с помощью так называемого «искусственного» языка — графического. В этой роли выступают: • графики, чертежи, рисунки; • математические, физические символы; • названия химических элементов, математических знаков. разного рода ссылок, сносок, примечаний, что обусловлено такой чертой научного стиля, как его точность. Научному стилю свойственны следующие функциональные признаки: обобщенно-отвлеченный характер, объективность, логичность, безличность, точность изложения. Наиболее ярко выражены эти признаки в собственно научном стиле. Рассмотрим особенности данной разновидности научного стиля, среди них хотелось бы особо отметить компоненты собственно научного стиля. Важным компонентом лексики являются термины, т.е. слова (или словосочетания), которые служат обозначением логически сформулированных понятий, они несут логическую информацию большого объема. В разных языках около 90% лексики представлено научными и техническими терминами. Большую роль играют интернационализмы. В научных текстах они составляют почти половину всех полнозначных слов. К ним можно отнести: аналог, атрибутивный, ретроспективно, препарировать, пролонгировать и др. Другой важный компонент собственно научного стиля — общенаучная лексика, например: число, система, функция, точка, управление, процесс, множество, величина и др. Эти слова многократно повторяются в научном тексте. Отличие собственно научного стиля состоит в том, что в тексте обычно реализуется только одно значение многозначного слова. Так, глагол вызывать, имеющий в общенародном языке семь значений, употребляется только в одном значении: «возбудить, породить». В стилистическом плане лексика однородна — это нейтральные и книжные (но не высокие) слова. В плане морфологии в научном тексте преобладают имена существительные (употребляются в четыре раза чаще, чем глаголы). Высока доля абстрактных слов: время, явление, свойство, изменение, распределение, состояние. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, большие глубины, низкие температуры. Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся составные термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка зрения, точка кипения, звонкие согласные), различного рода клише (состоит из..., заключается в..., представляет собой..., применяется для...).
Господствует логический, книжный синтаксис. Типичны осложненные и сложные конструкции. Часто используются предложения с однородными членами и обобщающим словом: средствами связи частей текста служат вводные слова (наконец, следовательно и т.д.). Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, например таковы технические термины муфта, стакан, трубка и др. Характерная черта научного стиля — его высокая терминированность. При этом доля терминов в сравнении с общеупотребительной лексикой не одинакова в разных жанрах научной речи. Необходимым условием научной речи является правильное, логическое определение понятий, вводимых терминами. Неправильно употребленный или понятый термин может дезинформировать читателя. В сугубо научном (академическом, собственно научном) стиле термины не всегда поясняются. В научных произведениях для широкой аудитории термины обычно разъясняются. Может даваться прямое объяснение термина; термины могут быть объяснены через синонимы или через объяснение происхождения термина, т.е. через этимологические справки. Определение термина может даваться «попутно», т.е. в скобках, в сносках. В учебной литературе, в частности в учебниках, термины чаще всего получают прямое объяснение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.49 (0.013 с.) |