Принцип официальности научного стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип официальности научного стиля



Господство содержа­тельного фактора проявляется и в обстановке научно-речевого обще­ния, что, конечно, в первую очередь касается устного общения. Уст­ная научная речь в «чистом» виде реализуется лишь в определенных, специально созданных условиях для оптимального научно-информа­тивного обмена. Здесь действует принцип официальности, но офици­альности особого рода, которая определяется особенностями иден­тичного для всех участников объективного отношения к актуальному предмету познания, одинаковой серьезной заинтересованности в по­знании. Эта официальность проявляется в сознательном устранении тех речевых элементов, которые не способствуют реализации этих требований. Вот почему она в отличие от официальности деловой ре­чи не несет напряженности. Научная речь обладает рядом конкрет­ных признаков.

Она принципиально без подтекста, подтекст противоречит ее сущ­ности. А ее модальная императивность ограничивается требованием к объективной логической последовательности в отображении объек­тивных связей. Официальность собственно научного общения носит чисто рациональный характер, и это задается прежде всего содержа­тельной стороной научного произведения.

Содержательной стороной обусловлено и господство монолога в ор­ганизации научной речи. Собственно научный диалог (мы не включа­ем сюда непринужденную беседу двух ученых в личном общении) по существу представляет серию чередующихся монологов (к тому же эта форма в официальном научном общении сравнительно редка). Науч­ная информация в силу своей объемности и логической последова­тельности требует обстоятельного изложения. Более того, она требует определенной композиции целого с логической связью частей.

Научный монолог обычно приобретает форму произведения с про­думанным отбором содержания, четкостью его построения, оптималь­ностью речевого оформления. При этом внешняя композиция такого произведения обычно совпадает с внутренней логической композицией содержания. Она включает в себя такие части, как обоснование актуальности проблемы в целом, обзор ее научного изучения, кон­кретизирующая постановка основной проблемы (или проблематика) данного произведения, рассмотрение проблемы (проблематики), за­ключительный вывод (доказанный тезис).

Категориальные понятия

Научная речь оперирует понятиями слож­ного характера.

Понятие — это форма, в которой мыслятся существенные при­знаки предмета.

Достигнутое на предшествующих этапах и зафиксированное в по­нятиях объективное знание включается в более содержательные и точные понятия нового этапа, а знание, оказавшееся исторически ограниченным, субъективным или ложным, исключается. Таким об­разом, содержание и объем научного понятия не остаются неизмен­ными. Но в то же время понятия обладают большой устойчивостью в силу констатирующего, объективного характера науки в целом, и внесение каждого изменения в имеющееся установленное в системе данной науки содержание понятия требует специального научного обоснования, доказательства.

В терминологии каждой науки можно выделить несколько слоев в зависимости от сферы употребления, от характера содержания по­нятия, от особенностей отражаемого им объекта. Разумеется, грани­цы между ними не могут быть совершенно четкими, но это не ис­ключает их качественной определенности в целом. Если идти по пути от общего к частному, то к первому слою целесообразно отнести наи­более общие категориальные понятия, одинаково актуальные для всех или для значительного ряда наук. Они отражают наиболее об­щие объекты (предметы, признаки, связи и т.д.) действительности. Речь идет о таких понятиях, как система, функция, значение, эле­мент, процесс, множество, часть, время, вещество, величина, усло­вие, тело, движение, организм, свойство, скорость, результат, коли­чество, качество. Они составляют общий понятийный фонд науки в целом. Неслучайно обозначающие их слова оказываются наиболее частотными в научной лексике. Ко второму слою следует отнести понятия, общие для ряда смежных наук, имеющих общие объекты исследования, например абсцисса, белок, вакуум, вектор, генератор, дисперсия, диссоциация, интеграл, матрица, нейрон, ордината, ради­кал, секреция, термический, электролит и пр. Такие понятия обычно служат связующим звеном между науками одного более или менее широкого профиля (гуманитарные, естественные, технические, фи­зико-математические, биологические, социологические, эстетиче­ские и пр.) и их можно определить как профильно-специальные. К третьему слою следует отнести узкоспециальные понятия, характерные большей частью для одной науки (иногда двух-трех близких) и отра­жающие специфичность аспекта исследования, например в биоло­гии: адиабатический, биогенный, блефаропласт, ботрия, брюхоногий, внеклеточный и т.п.

Наряду с выделением типов по степени общности — специфично­сти научного употребления целесообразно также выделение типов по степени объемности, широты понятия. Наиболее широкие понятия данной науки, в которых отражаются наиболее общие и существенные признаки, свойства, связи, отношения ее основных объектов, называ­ются категориями, или категориальными понятиями. Каждая наука имеет систему своих категорий. Так, в формальной логике основными категориями являются: мышление, суждение, умозаключение, опреде­ление, силлогизм, индукция, дедукция, анализ, синтез, гипотеза, то­ждество, различие, утверждение, отрицание, отношение, метод, дока­зательство, опровержение, истинность и т.д. В каждой науке категории находятся во взаимосвязи. Основными категориями понятий, которые терминируются в медицине, являются: названия органов и частей тела; названия болезней, симптомов, синдромов, функциональных реак­ций; названия рефлексов, морфологических нарушений; названия ме­тодов исследования, лечения; названия лекарственных средств; назва­ния отраслей медицинской науки. В технике, естественно, терминиру­ются иные категории понятий. Категории составляют понятийное яд­ро, или основание, данной науки, ее категориальный строй. От них идет сеть понятий все более и более узкого объема. В целом они и со­ставляют систему специальной (широкой и узкой) терминологии дан­ной науки. Например, в металловедении одно из категориальных по­нятий — понятие «коррозия металлов». Это общее понятие объединяет целый класс более частных подчиненных и соподчиненных понятий по следующим основаниям деления.

Виды и жанры научного стиля

Научный стиль неоднороден по своему составу. Различия между видами научной литературы обусловлены спецификой описываемых объектов. Можно выделить научно-техническую, научно-гуманитар­ную, научно-естественную литературу с их многочисленными подъ­языками: математики, биологии, юриспруденции, экономики и т.д. М.П. Сенкевич выделяет виды научного стиля и по другому основа­нию: собственно научный (академический) стиль (монография, ста­тья, научный доклад), научно-информативный, или научно-рефера­тивный (вторичные информационные материалы). Выделяется науч­но-рекламная (промышленная реклама), научно-справочная (справочники, каталоги и др.), учебно-научная (учебники и учебные посо­бия для вузов, техникумов, школ), научно-популярная (биография ученых, истории открытий и пр.) литература.

Учебно-научную и научно-популярную литера­туру едва ли можно отнести к собственно научному функциональ­ному стилю. В первом из них, призванном обучать, излагаются лишь основы наук, что (за исключением учебников для вузов) в значитель­ной мере меняет характер изложения, которое здесь изобилует иллю­стративным материалом, сравнениями, примерами, разъяснениями, повторениями и другими дидактическими, методическими и учебно-познавательными приемами. Выбор языковой формы учебника для вузов определяется тем, что учебник должен быть оценен прежде все­го с точки зрения восприятия, усвоения и запоминания студентами предлагаемого в нем материала. Основная задача учебной литерату­ры — донести до читателя учебный предмет, а не науку в целом. По­этому от научной литературы учебная отличается прежде всего осо­бым отбором и целенаправленностью изложения знаний, наличием ма­териала воспитательного назначения и расчетом на читателя-неспеци­алиста. Вузовский учебник включает в себя максимальную сумму зна­ний по данному учебному предмету. Наука представлена в нем в не­обходимом для овладения научной специальностью или повышения квалификации объеме. Отбор материала, содержание и форма учеб­ной литературы определяются читательским адресатом учебника или учебного пособия: для высшей школы, для средней специальной школы, для начальной и неполной средней общеобразовательной школы, для школ профтехобразования, для других типов школ (под­готовки и повышения квалификации и др.).

В научно-популярном виде литературы изложение очень близко к общелитературному, поскольку предмет этого вида литературы тематически ограничен историческим материалом. Науч­но-популярная литература, основная задача которой в популярной, до­ступной и понятной неспециалисту форме ознакомить читателя с на­учными знаниями, изобилует такими языково-стилистическими харак­теристиками, которые не представлены в собственно научном стиле. Отличается научно-популярная литература и по отбору материала, системе доказательств, манере изложения и пр.

Основные различия между строго научным изложением и науч­но-популярным определяются различием отношений между автором и читателем. Адекватность восприятия автором и читателем, их «ин­формативная» однородность в речевом акте научного стиля обяза­тельна, а научно-популярное изложение рассчитано на неоднород­ность и неадекватность авторского и читательского восприятия: ав­тор (специалист) знает больше читателя (неспециалиста), к которому адресуется. Организация высказывания в том и другом речевом акте, поэтому различна.

Жанровое разнообразие научной литературы велико. Это моно­графии, статьи, научные отчеты, описания рекламируемого промыш­ленного объекта, описания изобретений, рефераты, аннотации, тех­нические инструкции и т.д. Кроме того, научный стиль используется и в устной форме. Это доклады, сообщения, выступления, вопросы, реплики в дискуссии, лекции преподавателей и пр. Статьи в свою очередь в зависимости от целевого и читательского назначения, структуры и формы изложения можно разделить на теоретические, научно-технические, научно-методические, историко-научные, дис­куссионные, статьи типа передовой, статьи обзорного типа, типа на­учных докладов, кратких сообщений, писем в редакцию и т.д.

Научное изложение

Компоненты научного стиля

Постепени стандартизации научный стиль уступает место лишь официально-деловому. Например, стан­дартными являются обороты: речь идет о проблеме; следует заме­тить, что...; данные приводят к следующим выводам...; выводы носят предварительный характер; из сказанного ранее вытекает...; перейдем к рассмотрению... и т.д. Научная информация может передаваться с помощью так называемого «искусственного» языка — графического. В этой роли выступают:

• графики, чертежи, рисунки;

• математические, физические символы;

• названия химических элементов, математических знаков.
Характерная особенность научного стиля — широкое применение

разного рода ссылок, сносок, примечаний, что обусловлено такой чертой научного стиля, как его точность. Научному стилю свойственны сле­дующие функциональные признаки: обобщенно-отвлеченный характер, объективность, логичность, безличность, точность изложения. Наиболее ярко выражены эти признаки в собственно научном стиле. Рассмотрим особенности данной разновидности научного стиля, среди них хотелось бы особо отметить компоненты собственно научного стиля.

Важным компонентом лексики являются термины, т.е. слова (или словосочетания), которые служат обозначением логически сформу­лированных понятий, они несут логическую информацию большого объема. В разных языках около 90% лексики представлено научными и техническими терминами. Большую роль играют интернационализмы. В научных текстах они составляют почти половину всех полнозначных слов. К ним можно отнести: аналог, атрибутивный, ретро­спективно, препарировать, пролонгировать и др.

Другой важный компонент собственно научного стиля — общена­учная лексика, например: число, система, функция, точка, управление, процесс, множество, величина и др. Эти слова многократно повторя­ются в научном тексте.

Отличие собственно научного стиля состоит в том, что в тексте обычно реализуется только одно значение многозначного слова. Так, глагол вызывать, имеющий в общенародном языке семь значений, употребляется только в одном значении: «возбудить, породить».

В стилистическом плане лексика однородна — это ней­тральные и книжные (но не высокие) слова.

В плане морфологии в научном тексте преобладают имена существительные (употребляются в четыре раза чаще, чем глаголы). Высока доля абстрактных слов: время, явление, свойство, изменение, распределение, состояние. Вещественные и отвлеченные существи­тельные нередко употребляются в форме множественного числа: сма­зочные масла, большие глубины, низкие температуры.

Научный стиль имеет свою фразеологию, куда относятся состав­ные термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка зрения, точка кипения, звонкие согласные), различного рода клише (состоит из..., за­ключается в..., представляет собой..., применяется для...).

Господствует логический, книжный синтаксис. Типич­ны осложненные и сложные конструкции. Часто используются пред­ложения с однородными членами и обобщающим словом: средства­ми связи частей текста служат вводные слова (наконец, следовательно и т.д.).

Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляет­ся на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологиче­ское значение, например таковы технические термины муфта, ста­кан, трубка и др.

Характерная черта научного стиля — его высокая терминированность. При этом доля терминов в сравнении с общеупотребительной лексикой не одинакова в разных жанрах научной речи. Необходимым условием научной речи является правильное, логическое определе­ние понятий, вводимых терминами. Неправильно употребленный или понятый термин может дезинформировать читателя. В сугубо на­учном (академическом, собственно научном) стиле термины не все­гда поясняются. В научных произведениях для широкой аудитории термины обычно разъясняются. Может даваться прямое объяснение термина; термины могут быть объяснены через синонимы или через объяснение происхождения термина, т.е. через этимологические справ­ки. Определение термина может даваться «попутно», т.е. в скобках, в сносках. В учебной литературе, в частности в учебниках, термины ча­ще всего получают прямое объяснение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.018 с.)