Синтаксические структуры разговорной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксические структуры разговорной речи



Большим свое­образием отличается разговорный синтаксис. Указанные выше усло­вия реализации разговорной речи (неподготовленность высказыва­ния, непринужденность речевого общения, влияние обстановки) Iособенно заметны в ее синтаксическом строе. Синтаксические структуры разговорной речи варьируются в зависимости от содержания I высказывания, ситуации, уровня языкового развития участников речевого акта, они также могут приобретать индивидуальный характер. В целом же представляется возможным говорить о каких-то преобладающих моделях и характерных чертах литературно-разговорного синтаксиса. К ним относятся преимущественное использование формы диалога;

• преобладание простых предложений, из сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные;

• широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;

• употребление слов-предложений (утвердительных, отрицатель­ных, побудительных и др.);

• использование в широком масштабе неполных предложений (в диалоге);

• перерывы в речи, вызванные разными причинами (подыскива­нием нужного слова, волнением говорящего, неожиданным перехо­дом от одной мысли к другой и т.д.);

• использование различных по значению вводных слов и слово­
сочетаний, а также вставных конструкций, разрывающих основное
предложение и вносящих в него дополнительные сведения, замеча­ния, уточнения, пояснения, поправки.

Часто используются присоединительные конструкции, представля­ющие собой дополнительное высказывание, возникшее после того, как основное высказывание было уже сделано.

В разговорном синтаксисе используются особые формы сказуемого (так называемое осложненное глагольное сказуемое). Сюда относятся:

• повторение глагола-сказуемого для обозначения длительности
действия, например: Погнал я лошадь: еду, едувсе выезду нет;

• повторение сказуемого с усилительной частицей так для обо­значения интенсивного действия, полностью осуществленного;

• сочетание инфинитива с личной формой того же глагола (часто ей предшествует отрицание не) для подчеркивания значения глаголь­ного сказуемого;

• сочетание двух однокоренных глаголов и отрицания не между ни­ми для указания на полноту, напряженность, длительность действия;

• сочетание глагола со значением состояния (сидеть, стоять, ле­жать) или движения (идти, ходить) и другого глагола в той же грам­матической форме для указания на действие, осуществляемое субъ­ектом в том или ином состоянии;

• сочетание глагола взять и одинаковой формы другого глагола (между ними стоит союз и, да, да и) для указания на действие как ре­зультат принятого субъектом решения, его личного желания;

• сочетание оборота только и делает, что (только и знает, что) с другим глаголом в той же форме для указания на единственное и ис­ключительное действие;

• сочетание глагола с частицей знай (знай себе) для указания на действие, которое совершается, несмотря на неблагоприятные усло­вия или препятствия.

Имеется ряд особенностей в построении сложных предложений разго­ворной речи. Встречаются сложные предложения, части которых связа­ны лексико-синтаксическими средствами: в первой части имеются оценочные слова молодец, умница, глупец и т.д., а вторая часть служит для обоснования этой оценки, например: Молодец, что заступилась (Л.Н. Толстой.); Дурак Петруха, что за тебя пошел (Л.Н. Толстой).

Итак, стили языка — это не одно и то же, что стили речи, эти по­нятия надо четко различать. Функциональные стили языка получили свое название потому, что выполняют важнейшие коммуникативные функции. Они являются средствами общения, сообщения информа­ции, воздействия на слушателя и читателя. В современном русском литературном языке выделяют научный, публицистический, офици­ально-деловой стили, они выступают преимущественно в письмен­ной речи, а также разговорный — ему свойственна устная форма ре­чи. Некоторые ученые выделяют в качестве функционального худо­жественный стиль речи — язык художественной литературы, но тут может быть высказано несколько точек зрения. Стилистически худо­жественный стиль лишен какой-либо замкнутости, он может опери­ровать различными функциональными стилями и целиком зависит от особенностей авторского стиля речи. В.В. Виноградов писал:

Понятие стиля в применении к языку художественной литературы напол­няется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык национальной художественной литературы не вполне соотносителен с други­ми стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народ­но-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в свое­образных комбинациях и в функционально преобразованном виде.

Разница в стилях базируется прежде всего на лексической напол­ненности, устойчивых фразеологических оборотах, синтаксических особенностях. Успешная коммуникация зависит от того, насколько правильно мы употребляем слова, пользуемся грамматикой, строим предложения. Без четкого понятия стилей невозможна культурная и уместная речь.

Лекция № 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.249.73 (0.005 с.)