Своеобразное употребление глагола в научном стиле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразное употребление глагола в научном стиле



Отвле­ченность научного стиля проявляется и на грамматическом уровне в выборе форм слова, и в построении словосочетаний и предложений. Особенно своеобразно употребляется в научном стиле глагол. В дан­ном стиле типичным является употребление форм настоящего време­ни глагола, и эти формы, характеризуя изучаемое явление, имеют обобщенное вневременное значение. Вневременное значение приобретают, и формы прошедшего времени. Чередование форм настоя­щего и прошедшего времени в других стилях делает речь образной, в научном же стиле чередование форм настоящего и прошедшего вре­мени указывает на закономерность явления, что подчеркивается кон­текстом. В научном стиле чаще употребляются глаголы несовершен­ного вида (около 80% всех глаголов), так как от них образуются фор­мы настоящего времени, которые, как уже сказано выше, имеют вне­временное обобщенное значение. Глаголы совершенного вида упо­требляются значительно реже и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим...; докажем, что...; сделаем выводы; пока­жем на примерах и т.п. В научном стиле часто используются возврат­ные глаголы в страдательном (пассивном) значении. Частота употре­бления в научных текстах пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании механизма, процесса, структуры внимание сосре­доточивается на них самих, а не на производителе действия. В науч­ном стиле изложения часто используется глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени без указа­ния на субъект действия. Большое распространение в научном стиле имеют краткие страдательные причастия, которые по функции близ­ки к возвратным глаголам с пассивным значением. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагатель­ные. Своеобразно проявляется категория лица: значение лица обычно ослабленное, неопределенное, более обобщенное. Объясняется это тем, что в научной речи не принято употреблять местоимение 1-го ли­ца единственного числа я. Его заменяют местоимением мы (его назы­вают «авторское мы»). Принято считать, что употребление местоиме­ния мы создает атмосферу авторской скромности и объективности, например: Мы исследовали и пришли к выводу... (вместо: Я исследовал и пришел к выводу...). Однако следует иметь в виду, что употребление авторского мы может, напротив, создавать атмосферу авторского ве­личия, особенно когда исследование не представляет особого науч­ного интереса. В связи с этим вместо формы 1-го лица единственного и множественного числа местоимений я или мы в научных текстах употребляются неопределённо – личные и безличные предложения. Неопределенно-личное значение передается формами 3-го лица мно­жественного числа, например Характеристику голоса относят к просо­дическим и экстралингвистическим явлениям (из учебника по психоло­гии). Безличное значение выражается безличными глаголами или без­лично-предикативными словами часто с оттенком необходимости, долженствования, например: Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строп речи... (из учебника по психологии).

Жанр научного произведения

Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречается чаще. Стиль изложения может меняться и в пределах одной работы, пе­реходя от объективного, спокойного изложения к эмоционально-взволнованному, отражающему субъективное отношение автора к тому или иному явлению. Немалую роль играет и авторская индивидуальность, своеобразие творческой манеры автора. Яркие примеры эмоцио­нального изложения дают нам книги многих ученых (например, Е. Тарле, М. Нечкиной, Б. Кедрова, А. Ферсмана, А. Крылова, В. Вернадского и др.).

Наиболее частотные языковые средства создания экспрессивно­го, эмоционального тона научной речи — это:

• формы превосходной степени прилагательных;

• эмоционально-экспрессивные существительные, прилагательные и глаголы (слова, содержащие обычно оценку);

• вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы;

• «проблемные» вопросы, привлекающие внимание читателя, на которые автор дает ответ в последующем тексте.

Последний прием используется и в учебной деятельности, например в вузовской лекции, в вузовских учебниках. В научной литературе широко применяются различные виды со­кращений: графические (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (райвоенкомат), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет). В буквенных (условных) сокращениях (их применяют для терминов и слов, кото­рые часто повторяются в тексте) сокращение делается, как правило, по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно упо­требляется без скобок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.004 с.)