Основные характеристики научного стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики научного стиля



Научные тексты предполагают фиксацию нового зна­ния в точной, логической, однозначно выраженной форме. Научным текстам свойственны обобщенность и абстрактность, а также в боль­шинстве случаев отсутствие значимости личности исследователя.

Научному стилю присуще отвлеченное и подчеркнуто логическое изложение, т.е. типично смысловая сложность и однозначность, от­сутствие образности. Отвлеченность речи выражается в частом упо­треблении слов среднего рода, а также представленностью слов муж­ского и женского рода с абстрактным значением.

Подчеркнутость логичности речи реализуется использованием повторяющихся существительных, использованием вводных слов, ото­бражающих отношение между частями речи высказывания, и ис­пользованием наречий в связующей функции.

 

Скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость также присущи научному стилю.

Следствием отвлеченной обобщенности научного текста является то, что каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета, поэтому даже конкретная лексика служит для выражения общих понятий. Кроме того, обобщенный характер речи подчеркивается специалистами лексическими единицами (в целом, в общем, обычно, регулярно) и грамматическими конструкциями.

Потребление образных средств не запрещено и в первую очередь зависит от области научного познания.

Отвлеченность и обобщенность речи выражаются морфологиче­скими единицами.

Так, у глаголов наблюдается ослабление значения времени. В свя­зи с этим появляются:

настоящее вневременное: углерод составляет важнейшую часть растения;

прошедшее вневременное: проверенное количество опытов приняло значение...;

будущее вневременное: используя формулу..., получили значение...
Кроме того, ослабевает значение лица и числа: можно вывести за­кономерность или можем вывести закономерность...

Жанры научной речи бывают двух видов: письменные и устные. К письменным относятся: монография и учебник, раздел монографии или учебника, статья, реферат, рецензия, аннотация, инструкция. Между письменной и устной речью различия бывают стилевые и структурные. Между письменной и устной речью литературного язы­ка наблюдается только стилевое и функциональное различие, но письменная речь характеризуется большей строгостью, более тща­тельным отбором слов и отшлифованностью построения. Всего этого мы не наблюдаем в устной речи, так как для нее характерно исполь­зование междометий, риторических вопросов, афоризмов и т.д. Этим и отличается письменная речь от устной. К устной речи относятся: курс лекций, лекция, доклад, устное рефератное сообщение, дискус­сионное выступление, консультация.

 

Специалисты выделяют пять подстилей научной речи:

 

1) собственно научный стиль (монография, доклад, статья);

2)научно-информативный стиль (доклад, реферат, аннотация, статья, патент);

3)научно-справочный стиль (справочник, словарь, инструкция, энциклопедия, каталог);

4)учебно-научный стиль (учебник, методические пособия, до­клад, реферат, лекции, курсовая работа);

5)научно-популярный стиль (статьи, доклад, лекция).

 

Взаимосвязь науки и языка

Научную теорию и концепцию нельзя представить вне зависимо­сти от языка. В связи с этим можно сказать, что наука как способ по­знания мира обусловлена языком. Процесс и результаты познания для обретения научной ценности и общественной значимости долж­ны быть изложены определенным образом. Научный дискурс вы­являет специфику научного мышления, этапы движения мысли, спо­собы достижения обобщений и выводов. Паскаль говорил: «Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают». Одна и та же идея может стать научной, научно-популярной, дидактической, ме­тодической или художественной в зависимости от того, как она изло­жена. Проблема способа, стиля научного изложения — это и пробле­ма самого мышления, ищущего адекватную форму словесного выра­жения мысли. Выдержать при этом качество стиля — это значит, вы­держать и качество самой мысли. Язык устанавливает пределы позна­ния и одновременно дает возможности для его расширения. Творче­ская Деятельность современного ученого стала более объемной в ус­ловиях стремительно формирующейся междисциплинарной методо­логии. Междисциплинарность, стимулируя рождение нового знания, расширила терминосистему, интерпретационные возможности ис­следователя, все это не могло не сказаться и на языке науки. Образ науки изменчив, и смена культурной и научной парадигмы, свидете­лями и участниками которой мы являемся, изменяет и ценностные критерии научного изложения. Научный текст получил возможность осуществиться как событие мысли и событие стиля.

Книжная ученость — украшение, а не фундамент. Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов.

Ньютон

Злоупотребление научным языком превращает в науку то, что должно быть наукой фактов.

Мари Жан Кондорсе

Науку часто смешивают со знанием. Это глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием.

Василий Ключевский

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что да­ет возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются, но характеру изложения от текстов по фи­лологии, философии или истории.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержа­нием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать при­чинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерно­сти исторического развития и т.д. Научный стиль характеризуется ло­гической последовательностью изложения, упорядоченной системой свя­зей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания.

О языке ученых нередко говорят, что он отличается «сухостью», лишен элементов эмоциональности и образности. Такое мнение но­сит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессив­ные и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, до­полнительным приемом, на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.007 с.)