Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики научного стиля
Научные тексты предполагают фиксацию нового знания в точной, логической, однозначно выраженной форме. Научным текстам свойственны обобщенность и абстрактность, а также в большинстве случаев отсутствие значимости личности исследователя. Научному стилю присуще отвлеченное и подчеркнуто логическое изложение, т.е. типично смысловая сложность и однозначность, отсутствие образности. Отвлеченность речи выражается в частом употреблении слов среднего рода, а также представленностью слов мужского и женского рода с абстрактным значением. Подчеркнутость логичности речи реализуется использованием повторяющихся существительных, использованием вводных слов, отображающих отношение между частями речи высказывания, и использованием наречий в связующей функции.
Скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость также присущи научному стилю. Следствием отвлеченной обобщенности научного текста является то, что каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета, поэтому даже конкретная лексика служит для выражения общих понятий. Кроме того, обобщенный характер речи подчеркивается специалистами лексическими единицами (в целом, в общем, обычно, регулярно) и грамматическими конструкциями. Потребление образных средств не запрещено и в первую очередь зависит от области научного познания. Отвлеченность и обобщенность речи выражаются морфологическими единицами. Так, у глаголов наблюдается ослабление значения времени. В связи с этим появляются: • настоящее вневременное: углерод составляет важнейшую часть растения; • прошедшее вневременное: проверенное количество опытов приняло значение...; • будущее вневременное: используя формулу..., получили значение... Жанры научной речи бывают двух видов: письменные и устные. К письменным относятся: монография и учебник, раздел монографии или учебника, статья, реферат, рецензия, аннотация, инструкция. Между письменной и устной речью различия бывают стилевые и структурные. Между письменной и устной речью литературного языка наблюдается только стилевое и функциональное различие, но письменная речь характеризуется большей строгостью, более тщательным отбором слов и отшлифованностью построения. Всего этого мы не наблюдаем в устной речи, так как для нее характерно использование междометий, риторических вопросов, афоризмов и т.д. Этим и отличается письменная речь от устной. К устной речи относятся: курс лекций, лекция, доклад, устное рефератное сообщение, дискуссионное выступление, консультация.
Специалисты выделяют пять подстилей научной речи:
1) собственно научный стиль (монография, доклад, статья); 2)научно-информативный стиль (доклад, реферат, аннотация, статья, патент); 3)научно-справочный стиль (справочник, словарь, инструкция, энциклопедия, каталог); 4)учебно-научный стиль (учебник, методические пособия, доклад, реферат, лекции, курсовая работа); 5)научно-популярный стиль (статьи, доклад, лекция).
Взаимосвязь науки и языка Научную теорию и концепцию нельзя представить вне зависимости от языка. В связи с этим можно сказать, что наука как способ познания мира обусловлена языком. Процесс и результаты познания для обретения научной ценности и общественной значимости должны быть изложены определенным образом. Научный дискурс выявляет специфику научного мышления, этапы движения мысли, способы достижения обобщений и выводов. Паскаль говорил: «Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают». Одна и та же идея может стать научной, научно-популярной, дидактической, методической или художественной в зависимости от того, как она изложена. Проблема способа, стиля научного изложения — это и проблема самого мышления, ищущего адекватную форму словесного выражения мысли. Выдержать при этом качество стиля — это значит, выдержать и качество самой мысли. Язык устанавливает пределы познания и одновременно дает возможности для его расширения. Творческая Деятельность современного ученого стала более объемной в условиях стремительно формирующейся междисциплинарной методологии. Междисциплинарность, стимулируя рождение нового знания, расширила терминосистему, интерпретационные возможности исследователя, все это не могло не сказаться и на языке науки. Образ науки изменчив, и смена культурной и научной парадигмы, свидетелями и участниками которой мы являемся, изменяет и ценностные критерии научного изложения. Научный текст получил возможность осуществиться как событие мысли и событие стиля.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент. Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов. Ньютон Злоупотребление научным языком превращает в науку то, что должно быть наукой фактов. Мари Жан Кондорсе Науку часто смешивают со знанием. Это глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием. Василий Ключевский Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются, но характеру изложения от текстов по филологии, философии или истории. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания. О языке ученых нередко говорят, что он отличается «сухостью», лишен элементов эмоциональности и образности. Такое мнение носит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным приемом, на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.007 с.) |