Устная разновидность литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устная разновидность литературного языка



Буква и звук — материальные основы языка Язык — достояние общества, он осуществляет общение его членов между собой и позво­ляет сообщать и хранить нужную информацию о любых явлениях ма­териальной и духовной жизни человека. Язык может быть выражен вербально и невербально. Исконно различают звук и букву, язык имеет две материальные основы — букву (письменной речи) и звук (устной речи). Звуки издавна фиксировались на каких-то носителях (перга­мент, восковые дощечки, бумага), постепенно складывался алфавит, человек учился излагать свои мысли на письме, складывались и ме­нялись с течением времени правила построения письменной речи. В устной и письменной речи появлялись свои общие основы и свои различия. Устная речь более свободная, в письменной речи мы при­держиваемся определенных правил, которые нельзя нарушать в связи с риском, что нас могут неправильно понять. В разговоре мы можем передавать наши чувства (страх, удовольствие, обиду и др.) интонаци­онно, а в письме, прибегнув к определенной кодировке — знакам пре­пинания, при правильном употреблении и интонационных правил, и пунктуации мы может рассчитывать на понимание.

Устная речь

Для того чтобы понять, что такое устная речь, рассмо­трим, как она зарождается.

Прежде всего, речевая деятельность — это речь, включающая гово­рение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: од­на из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. Другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включающую говорение. При этом выделяют два понятия:

• речевой акт;

• структуру языка.

Язык изучают как явление социальное. Действительно, язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку его слова понятны другим.

Когда с обозом парни шли босые

В Москву, что их манила испокон,

И юная петровская Россия

Учила иноземный лексикон,

Могли ли хоть представить наши предки

Ту светлую минуту торжества,

Когда начнет весь мир с упорством редким

Российские заучивать слова!

Э. Иодковский

Основой речевой деятельности является мышление. Наши мысли мы можем передавать посредством органа говорения — языка. Из биологии мы знаем, что это подвижный мышечный орган в полости рта, воспри­нимающий вкусовые ощущения, у человека — орган, участвующий так­же в артикуляции: лизать языком, попробовать на язык (т.е. на вкус).

Язык также понимается как исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Более расширенное понятие речевой деятельности, по мнению ученых, включает понятие речевого акта: речевая деятельность — это речевой акт. Речевой акт в свою очередь они воспринимают как дву­сторонний процесс, охватывающий говорение и слуховое восприятие и понимание услышанного, протекающие параллельно. В речевой деятельности ими выделяются публичный стиль и разговорный. Пу­бличный используется в публичной речи (лекциях, докладах и т.д.), а разговорный встречается в непринужденной беседе. Наша обычная речь — набор цитат из известного нам языка, словами и выражения­ми которого мы пользуемся в нашей обыденной речи.

Речь не передает готовую мысль, а участвует в ее формировании. В этом процессе велика роль внутренней речи, которая является необхо­димым этапом перехода к развертыванию внешней речи. Во внутренней речи совершается перевод замысла высказывания, еще словесно не оформленного, содержащего понятный лишь самому объекту смысл, в систему речевых единиц, понятных другим. Замысел высказывания дву­членен. Он содержит указания на предмет высказывания — тему и на то новое, что об этом предмете необходимо сказать — рему. (Т) По ут­рам я гуляю в саду (Р); (Р) Чуден, сказочен лес зимой (Т). Внутренняя, речь характеризуется предикативностью, так как это указание на предмет высказывания — тему — может не иметь словесного оформ­ления, может существовать в виде какого-либо образа предмета, мо­жет недостаточно отчетливо осмысляться человеком. Но и рема во внутренней речи не имеет развернутого, завершенного выражения. Свернутая внутренняя речь сохраняет возможность вновь разверты­ваться и превращаться в синтаксическую организацию внешней речи. Порождение развернутого речевого высказывания должно включать в свой состав создание исходной схемы высказывания, контроль за его организацией и выбор речевых элементов.

Язык возникает из потребности общения с другими людьми, а также служит средством мышления. Мышление может происходить на основе и при помощи языка. Язык — это средство выражения мы­слей человека. Именно при помощи языка человек оказался в состо­янии перейти от познания единичных предметов и явлений к их обобщенному отображению в форме понятия.

Язык и мышление

Язык

Слово и речь являются важнейшими содержательными и струк­турными компонентами психики. Язык — объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Грамматические категории языка сочетаются с логическими, кото­рые являются общечеловеческими. У всех народов мысль имеет трех­членное строение: субъект, предикат и связка. Выражение логических категорий через соответствующие логические построения специфич­ны для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается инвариантной, а языковые средства меняются.

Язык надо... держать в чистоте, не то, чтобы он был однообразен, а на­против — чтобы не было того однообразного литературного языка, всегда прикрывающего пустоту.

Л.Н. Толстой

Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А.Н. Толстой

Бессмертие народа — в его языке.

Ч. Айтматов

Язык — одно из средств формирования самосознания.

Мышле­ние человека всегда опирается на взаимодействие мыслящего субъекта с заключенным в слове содержанием и строится на основе чув­ственного отражения мира. Образы чувственного познания — это ма­териал, с помощью которого только и может осуществиться отраже­ние на уровне мышления.

Отражение действительности на уровне мышления опосредство­ванно словом. Язык включает слова с их значениями (отношения сло­ва к объекту независимо от того, какой образ отражается в его созна­нии) и синтаксис (набор правил, по которым строится предложение).

Мышление с помощью языка осуществляется мышление, оно может быть вербальным и невербальным.

Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в сло­вах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории, что проявляется в процессах внутренней и внеш­ней речей. Язык организует знания человека о мире.

Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно чув­ственных образов, возникающих в результате восприятия впечатле­ний действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаю­щихся воображением. Законы мышления изучает психология.

Операционные компоненты мышления входят в систему мысли­тельных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обоб­щения, классификации и систематизации.

Даже из краткого анализа функций перечисленных операций видно, что ведущую роль в их осуществлении играет язык, тем более что каждая из операций находится в сложной взаимосвязи с другой.

Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельно­стью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в языке его.

И. И. Срезневский

Что такое язык? Прежде всего это не только способ выражать свои мыс­ли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык... он также как бы пронизывается этим способом выражения.

А.Н. Толстой

Функцией анализа является разделение целого на части, вы­деление отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, выделенных с помощью анализа.

При помощи сравнения устанавливаются сходства и раз­личия отдельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних при­знаков, отделение от других.

Обобщение — средство объединения предметов или явле­ний по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последую­щее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последую­щее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп и классов.

Логика изучает понятия, суждения и умозаключения; язык состоит из единиц: морфем, слов, предложений, что не соответствует логическому делению.

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в един­стве они дают полное и всестороннее знание действительности. Ана­лиз дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на резуль­таты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Всякий анализ начинается с предварительного общего озна­комления с предметом или явлением и затем переходит в более глу­бокое и детальное анализирование. Процессы анализа и синтеза ча­сто возникают в начале практического действия.

В процессе познания возникает необходимость не только проана­лизировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для бо­лее углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну часть, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, I не принимая их во внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то признаки и свойства, а важные, существенные признаки.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мы­слится независимо от других признаков и становится самостоятель­ным объектом мышления. Развитие абстрактного мышления очень важно для понимания языка человеком.

Итак, процесс мышления обусловлен использованием языка, развивается вместе с ним, а результаты мышления закрепляются в языке. Однако язык возник с необходимостью передачи информации и общения, поэтому его роль неоценима.

Функции общения

Информация передается посредством общения. Языку свойст­венна коммуникация, т.е. функция передачи информации, функция об­щения и познавательная функция, обеспечение возможности человече­ского познания и закрепление результатов, предшествующих этапам познания деятельности.

Познавательная функция связана с сознанием, язык выступает как средство выражения сознания, что неразрывно связано с процессом познавательной деятельности человека. Обе функции связаны между собой. На базе коммуникационной и познавательной функции развиваются другие функции. В познавательную функцию входит эмотивная функция — выражение эмоций, чувств, переживаний, на­строений. На базе коммуникативной функции существует — регуля­тивная функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения. Эстетическая функция связана со способностью языка воз­действовать не только содержанием, но и самой формой, отбором и сочетанием слов с учетом их значения и звучания.

Основные функции языка свойственны и речи, но они приобре­тают свои специфические особенности и реализуются именно в ней.

Виды устной речи

Речь, как известно, бывает устная и письменная. Кроме того, вы­деляются такие виды речи, как речь звучащая, речь внутренняя и раз­говорная речь.

Разговорная речь — речь некодифицированная. Говорящий свобо­ден в изобретении новообразований. Он может подчас применить и нелитературные слова, а также и ненормативную лексику из-за своей экспрессивности. Человек может также перестроить фразу, но это не означает полной свободы. Разговорная речь имеет свои нормы, кото­рых каждый говорящий должен придерживаться. Нормы основаны на особенностях, широко распространенных в речи культурного носите­ля русского языка, и не вызывают осуждения в условиях разговора. Нормы языка постоянно меняются вместе с языком, но, несмотря на это, нарушение нормы разговорной речи и использование жаргонов, просторечий и диалектов недопустимо. Для русского языка характер­на определенная норма, сложившаяся на основе московского диа­лекта в силу социальных, политических причин. В литературном язы­ке произношение, выбор слов и употребление грамматических форм подчиняются определенным правилам, или нормам. Например, в ли­тературном языке нельзя употреблять такие формы, как вы хочете, мое фамилие, они побегли, а надо говорить вы хотите, моя фамилия, они по­бежали; нельзя пользоваться вместо слова хорошо областным словом баско, вместо соседшабер; не следует произносить его, скучно, а надо произносить е[в]о, ску[ш]но. Литературный язык — это язык нормиро­ванный. В языкознании нормой называют правила употребления слов и словосочетаний, грамматических форм, правила произношения и правописания, действующие в данный период развития литературно­го языка. Норма утверждается и поддерживается речевой практикой культурных людей, в частности писателей, черпающих сокровища речи из языка народа.

Где слово русское, там звучны переходы, Там мощь и тонкость, там простор и пыл. Там свет горит немеркнущей свободы, Которой Пушкин песни посвятил...

Ян Субрабколн {пер. Б. Пастернака)

Для разговорной речи характерны:

 

• избыточность синтаксического построения;

• перераспределение границ предложения;

• эллиптические предложения;

• смещенные конструкции, в которых конец предложения дается в ином синтаксическом строе, чем начало;

• обособленные друг от друга элементы одного и того же выска­зывания.

 

Жаргон — это разновидность речи, используемая преимуще­ственно в устном общении отдельной, относительно устойчивой со­циальной или профессиональной группы. От общенародного языка жаргон отличается специфической лексикой, фразеологией и особым использованием словообразовательных средств. Жаргонная лексика пополняется за счет заимствования из других языков (баксы (от англ. bak) — доллары США), часть создается путем переоформления и перео­смыслением общеупотребительных слов (рвануть — пойти, тачка — ма­шина, поставить башмак — поставить железную болванку под колеса). Жаргоны в основном используют узкопрофессиональные термины (карбюратор — мотор и т.д.).

Жаргон — это речь социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеобразовательного языка особым составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в определенной среде. В нем много искусственных слов, иногда условных слов и выраже­ний. Жаргоны бывают классовыми, производственными, молодежными, жаргоны группировок людей по занятиям и увлечениям. К производ­ственным относятся жаргоны программистов: мамка — материнская плата; красная сборка — оборудование, произведенное в России.

Молодежные жаргоны делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика связана с процессом учебы, с воинской службой: зачетка — зачетная книжка; античка — учебник по антич­ной литературе; жаргоны солдат: литеха — лейтенант; жаргоны школьников: училка — учительница, преподаватель; биологичка — учитель биологии.

Новые слова появляются чаще всего в молодежной среде, именно подростков привлекает в жаргонизмах необычное звучание и эмоци­онально-экспрессивная окраска слов.

 

Можно назвать три основные причины появления жаргонов:

 

• желание скрыть секреты своего ремесла и торговли;

• желание быть непонятыми при общении людей друг с другом в присутствии посторонних;

• стремление к речевой выразительности.

Как уже было сказано выше, к ненормированной лексике отно­сятся и просторечия. Просторечия употребляются в русском языкознании в двух взаимосвязанных значениях:

1)один из социальных компонентов языка, имеющий диалогиче­ский характер и используемый городским населением, не владею­щим литературным языком, для повседневного общения в бытовых условиях;

2)элементы, не входящие в систему литературного языка, но ис­пользуемые в его составе чаще всего в художественных, а иногда и в публицистических текстах с целью усиления экспрессии, как юмори­стический прием.

Просторечия характеризуются как специфическая городская речь, необходимая для общения носителей разных диалектов. Элементы просторечий обычно воспринимаются как грубые, низкие.

Функция просторечий — быть средством обиходно-бытового об­щения. Просторечия чаще всего пополняются за счет слов и оборотов литературного языка, усваиваемых в искаженном и неправильном ви­де, а также за счет диалектов и жаргонизмов. Очень много жаргонных слов проникают в просторечия.

Диалекты также относятся к устной речи, но не отвечают нормам литературного языка. Территориальные диалекты отчетливо противопоставлены литературному языку по территориальной огра­ниченности своего распространения, однофункциональности и от­сутствием письменной формы. Диалекты передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Придать им письменную форму невозмож­но, так как для специалистов важно само звучание, именно звучание определяет диалект. Изучению диалектов посвящено множество ра­бот, ученые ездят по селам и ищут остатки диалектов, записывают на магнитную пленку речь и выражения последних носителей диалек­тов, чтобы сохранить историю языка.

Диалект — разновидность данного языка, употребляемая в каче­стве средства общения лицами, связанными тесной территориаль­ной, социальной или профессиональной общностью. Диалекты де­лятся на территориальные и социальные. Территориальные — всегда представляют собой часть целого данного языка или одного из его диалектов, так как диалект всегда противопоставлен другому диалек­ту или другим диалектам, объединенным с ними целым рядом общих языковых черт. Они обладают различиями в звуковом строе, слово­образовании, лексике. В диалектах порой используются слова, отлич­ные от общепринятых. Например, в сибирских областях вместо слова забор или изгородь используется слово заплот. Вместо слов сарай (для скота) или хлев говорят стайка. На Дону или Кубани говорят: скучаю за тобой. При выделении диалекта необходимо учитывать не только языковой ландшафт, но и материальный элемент. В северно-русских говорах в безударном положении фонемы о, а после твердых соглас­ных различаются: дроватрава, ногойнагой {голый).

Такое произношение называют оканьем. Другая группа среднерус­ских говоров и все говоры, относимые к южно-русскому наречию, ха­рактеризуются неразличением а, о в безударном положении, т.е. они совпадают: драва, вады. Такое произношение называется аканьем.

Диалектов на территории России было обнаружено довольно мно­го. Ученые, исследовавшие диалекты, пришли к выводу, что диалекты сохранили в себе историю развития языка. Поэтому их продолжают изучать, записывать, чтобы сохранить историю языка, изучить ее как можно полнее. Ведь известно, что сам литературный русский язык складывался на основе московского диалекта.

Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то и пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света... Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко, все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам — самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты с ног до головы!

Н.В. Гоголь

Существуют разговорные нормы, присущие только разговорной речи: неполные ответы, нормативно-коллективные замкнутые обо­значения предметов, учреждений, районов, городов и т.д.

Разговорная речь характеризуется меньшей четкостью произноше­ния, ритмизированностью (многие слова теряют ударение). Разговор­ная речь отличается от всех других литературных языков своей избира­тельностью в лексике. Многие люди не используют синонимы, омони­мы, антонимы за экономией времени, а использование в разговорной речи причастий и деепричастий не является нормой русского языка. Очень большая свобода в употреблении местоимений, которые ис­пользуются без опоры и контекста: Вон он идет! Такой ужас!

Если сравнить письменную речь и устную речь по адресованное™ к слушателю, то увидим, что устная речь чаще всего адресована кон­кретному лицу: собеседнику, себе, аудитории. Письменная речь зача­стую не имеет конкретной адресованности, исключая эпистолярный жанр. Автор не может точно знать, кто прочтет его творение. В устной беседе слушающий может задать вопрос, если ему что-либо неясно, в письменной — автор не может наверняка знать, поймет ли его чита­тель. Основная функция порядка слов в разговорной речи психологич­на, слова располагаются в соответствии с формулировкой мысли: Это очень интересный край!

Использование разговорного общения не позволяет создать чет­кую организацию устной беседы. Во время общения у говорящего возникают новые мысли, и разговор уже направляется по другому ру­слу. Можно задумать одну тему, но разговаривать совсем о другом. Существенную роль в формировании речи играет пол, это связано с особенностью строения головного мозга. Женщин характеризует бо­лее живая и эмоциональная речь, она имеет ассоциативный характер, например телефонный разговор двух подруг:

Да, я согласна, ей очень шло это платье.

Да, а помнишь тот голубенький костюмчик, который был на-
Женьке на свадьбе.

Как тем летом, а знаешь, ведь Вероника тоже замуж выходит!

Да ты что!

Одна тема плавно заменяет другую, причем обе подруги превос­ходно понимают, о чем идет речь.

Мужские телефонные разговоры более содержательны и зачастую намного короче. Итак, устная речь содержит множество «добавок» к литературному нормативному языку, и это обеспечивает понимание одного человека другим.

Однако речевое общение не ограничивается обиходным, быто­вым. Существуют и другие виды речевого общения, организация ко­торого требует соблюдения ряда как языковых, так и этических норм, в частности речевого этикета.

Речевой этикет

Вся речевая деятельность регламентируется определенными пра­вилами. Для установления и поддержания контакта между людьми следует соблюдать так называемый речевой этикет. Прежде чем про­извести обмен информацией с одним лицом или группой лиц, необ­ходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определен­ным правилам. Обратиться к незнакомому человеку на ты, перейти к невербальным средствам общения с незнакомой дамой, нарушить субординацию по отношению к начальству и т.д. — недопустимо во избежание непонимания и конфликтов.

Правила речевого этикета — это определенная система устойчи­вых выражений, применяемых для ситуаций общения (обраще­ния, приветствия, благодарности, поздравления, пожелания, со­чувствия, соболезнования, одобрения, комплимента, приглаше­ния, предложения, просьбы, совета и др.).

В речевом этикете передается социальная информация о говоря­щем и его адресате, о том, знакомы ли они, в каких отношениях состоят и т.д. С помощью средств речевого этикета можно создать доброжела­тельную обстановку для общения и выбрать нужный тон для беседы: официально-деловой или непринужденный. Исполнение знаков эти­кета воспринимается адресатом как «социальное поглаживание».

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; Повторять их не смею на каждом шагу, — Как знамена в чехле, их в душе берегу.

В. Шефнер

Человеку необходимо внимание и выражение каких-то теплых чувств по отношению к его личности. Животные, например, выража­ют свои эмоции невербально: вылизыванием, поглаживанием, поку­сыванием. У человека есть возможность продемонстрировать свои чув­ства путем словесного выражения — «Как дела?», «Как здоровье?», в поздравительных открытках — «Поздравляю, желаю счастья...» и т.д. Но никакой информации, кроме взаимно благожелательного настроя, тут нет. Взаимная вежливость — необходимый компонент речевого об­щения, вежливый человек ведет себя с людьми учтиво, галантно, есте­ственно. Грубость, невежливость часто встречают нас на улице или в среде, далекой от норм русского языка. Вежливость зависит от вос­питания человека, его моральных установок. Очень важно правиль­ное использование языка, тогда слова перестанут мешаться, будут ор­ганизованы в единое целое и смогут четко передавать мысль. В даль­нейшем, говоря о речевой практике, мы более подробно остановимся на этом вопросе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.047 с.)