Устная речь
| Письменная речь
|
Устная речь - звучащая речь. Исторически устная форма речи первична
| Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система
|
Цель устной речи - быстрота передачи и восприятия определенного содержания.
| Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.
|
Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени- одно из главных свойств устной речи.
| Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор.
|
Устная форма
| Письменная форма
|
адресуется непосредственно собеседнику и рассчитана на слуховое восприятие.
| Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
|
используется разговорно-бытовая, просторечная, иногда диалектная лексика и фразеология.
| широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая.
|
синтаксис характеризуется частым употреблением простых и неполных предложений; порядок слов не всегда обычный. Из сложных предложений употребляются чаще сложносочиненные, чем сложноподчиненные; причастные и деепричастные обороты в устной речи используются редко.
| Для синтаксиса письменной речи характерны сложные и осложненные предложения. В ней большое значение имеют порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей.
|
Чаще всего устная речь является диалогической.
| Основное свойство письменной речи- способность к длительному хранению информации.
|
Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа)
| сложная система графики и орфографии,посредством которой передается то или иное содержание.
|
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка
| точность и правильностьписьменной формы речи.
|
Использование внеязыковых средств (мимика, жесты, интонация, паузы)
| |