Имя прилагательное и нормы его употребления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имя прилагательное и нормы его употребления



В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка, определяя, какой частью речи является слово дверь, прежде всего пытается выяснить, «котора дверь?». А затем уже на­чинает рассуждать и приходит к выводу, что та, которая «при­ложена к своему месту», — прилагательное. И напротив — «вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна». Однако в этом абсурд­ном рассуждении есть своя доля здравого смысла. Действи­тельно, довольно часто грамматические особенности того или иного слова находятся в прямой зависимости от того, что оно обозначает, а также от характера обозначаемого. Имя прила­гательное в этом отношении — весьма показательная часть речи.

Все имена прилагательные обозначают непроцессуальный признак предмета, т. е. признак предмета не по действию. Как же можно наделить тот или иной предмет таким отличительным признаком, выделяющим его из ряда подобных? Оказы­вается, таких способов всего три.

Во-первых, предмет можно увидеть, или потрогать, или попробовать на вкус, или понюхать, или же подумать о нем и т. п. — и таким образом установить, какой он. При этом мы используем свои органы чувств и совершаем некоторые мыс­лительные действия: опустили руку в воду — и почувствова­ли: горячая, теплая или холодная; провели рукой по какой-либо поверхности — и ощутили: гладкая или шероховатая; попробовали то или иное блюдо — и установили: сладкое, ки­слое или соленое; посмотрели — и увидели: длинный или ко­роткий, красный или синий; познакомились с кем-либо — и решили: умный, добрый, воспитанный и т. п. Такие признаки, устанавливаемые нами с помощью органов чувств или мысли­тельных действий, всегда называют некоторое качество ха­рактеризуемого предмета. Соответственно, имена прилага­тельные, обозначающие такие признаки, называются качественными.

Во-вторых, предметы не существуют в нашем мире изо­лированно друг от друга, между ними есть определенная связь, они вступают в те или иные отношения между собой. Более того, предмет может быть связан какими-либо отноше­ниями не только с другими предметами, но и с действиями, и признаками. Соответственно, по этим отношениям мы также можем наделить предмет признаком: если фигурка вылеплена из глины, — глиняная фигурка (отношение между предметом фигурка и предметом глина); если машина предназначена для того, чтобы стирать белье, — стиральная машина (отноше­ние между предметом машина и действием стирать); если день, о котором идет речь, был вчера, — вчерашний день (от­ношение между предметом день и признаком вчера) и т. п. Имена прилагательные, обозначающие такие признаки, назы­ваются относительными.

В-третьих, предмет может принадлежать какому-либо ли­цу или являться частью другого предмета. В этом случае мы также можем наделить его признаком, указывающим на такую принадлежность или же определяющим наш предмет как часть другого: бабушкина пенсия, отцов портфель (прилага­тельное указывает на принадлежность); мамина рука, лисий хвост (прилагательное определяет предмет как часть другого) и т. п. Такие прилагательные называются притяжатель­ными.

Примечания

1. Притяжательные прилагательные, определяющие предмет как часть другого предмета, образуются только от одушевленных сущест­вительных: медвежья лапа, кошачий глаз, дядин нос и т. п. Если же характеризуемый предмет является частью другого предмета, назы­ваемого неодушевленным существительным, то в этом случае в качестве определения используется не прилагательное, а существительное в род. п.: ножка стола, страница книги, нос корабля и т. п.

2. Помимо названных трех способов существуют и еще по край­ней мере два, позволяющие наделить предмет непроцессуальным при­знаком. Так, например, указание на порядковое место предмета в ряду однородных — тоже признак: восьмой человек, четвертый стол и т. п. Слова, называющие такой признак (первый, второй, третий...), в вузовских учебниках и академических грамматиках рассматриваются как порядковые прилагательные, но в школьной программе они харак­теризуются как имена числительные. С другой стороны, можно и не называть признак, а лишь указать на него: мой плащ, тот карандаш, каждый человек и т. д. В вузовской традиции такие слова называют местоименными прилагательными, а в школьных учебниках — относят к местоимениям.

Таким образом, по характеру самого устанавливаемого признака принято выделять три разряда прилагательных: ка­чественные, относительные и притяжательные.

Первый из этих разрядов отличается от двух других еще и тем, что признак, называемый качественным прилагательным, носит, как правило, субъективный и временный характер: он не является безусловным для всех и не присущ предмету во все время существования последнего. Так, например, после просмотра какого-либо фильма один зритель может опреде­лить его как посредственный, другой скажет, что фильм хо­роший, для третьего он может оказаться замечательным и | т. п. С другой стороны, даже если все признают, что утенок гадкий, то это никоим образом не означает, что таким он оста­нется на всю жизнь и т. д. Напротив, относительные и притя­жательные прилагательные обозначают объективный и посто­янный признак предмета. Если салфетка бумажная, а хвост лисий, то они будут таковыми для всех, и пока названные предметы существуют, каждый из них будет обладать указан­ным признаком.

Это последнее различие имеет весьма серьезные «грамма­тические последствия». Так как качественные прилагательные называют субъективный и непостоянный признак предмета, то у нас возникают и необходимость, и реальная возможность сравнивать однородные характеризуемые предметы по одно­типным признакам {Наташа красивее Оли); или же сопостав­лять по данному признаку какой-либо предмет с самим собой, но в разное время {Виктор стал серьезнее); или же выделять по наибольшей (наименьшей) интенсивности признака один предмет из числа других подобных {Растрелливеличай­ший из архитекторов); или же приписывать данный признак этому предмету в определенный конкретный момент времени {Он сейчас болен). Разумеется, если признак объективен и по­стоянен (в случае с относительными и притяжательными при­лагательными), такой необходимости и не возникает. Именно поэтому только у качественных прилагательных есть особые формы — формы степеней сравнения и краткие формы, кото­рых нет и не может быть ни у относительных, ни у притяжа­тельных прилагательных.

Примечания

1. Так как относительные прилагательные характеризуют предмет через отношение к чему-либо, а притяжательные — по принадлежно­сти кому-либо, то прилагательные этих двух разрядов всегда произ­водные, т. е. образованы от каких-либо других слов. Качественные прилагательные могут быть как производными, так и непроизводными.
Таким образом, производные прилагательные могут относиться к лю­бому разряду, а непроизводные — всегда качественные.

2. Некоторые качественные прилагательные могут обозначать не­постоянный, но объективный признак: седой, лысый, босой, женатый, вдовый, холостой, голый, живой, мертвый, пустой, полый и т. п. Со­ответственно, от этих прилагательных будут образовываться только краткие формы {лыс, женат, гол, пуст и т. д.), а формы степеней срав­нения у них отсутствуют.

Образование и употребление особых форм качественных прилагательных в современном русском языке строго регла­ментировано и подчинено правилам, несоблюдение которых приводит к грубейшим речевым ошибкам.

 

Образование и употребление форм степеней сравнения

Для указания на различия в количестве или интенсивности обозначаемого у разных предметов (или у одного и того же, в разное время) признака используются две степени сравнения качественных прилагательных: 1) сравнительная и превосходная. Они образуются от исходной формы качественных прилагательных, которую обычно называют положительной степенью. Следует, однако, помнить, что такая исходная форма называет сам признак безотносительно к какому: то ни было сопоставлению (ср.: добрый, веселый, смешной, забавный, интересный, заманчивый и т. п.) и собственно «по­ложительной степенью» ее называют условно.

1. Форма сравнительной степени обозначает, что в од­ном из сопоставляемых предметов признак представлен в большей (или меньшей) степени, чем в другом, или в нем же |самом, но в другое время. Характерно, что прилагательное в этой форме не приписывает признак предмету, а лишь указы­вает на его интенсивность. Так, например, когда мы говорим, что Иван выше Петра, это не означает, что Иван — высокий, а когда отмечаем, что Сидоров стал опытнее, не утверждаем, Иго Сидоров — опытный. От качественных прилагательных может быть образована простая и составная формы сравни­тельной степени.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффикса -ее {-ей): сильнее {сильней), добрее {добрей), левее левей), длиннее {длинней) и т. п. Суффикс -ее является обще­употребительным, а его вариант -ей используется в основном разговорной и поэтической речи.

Примечание. Формы более, менее, далее и ранее не имеют варианта с суффиксом -ей.

Небольшая группа прилагательных, у которых основа за­канчивается на согласный - к, - г, - х, - д. или - т {громкий, тугой, сухой, молодой, богатый и т. п.), образуют простую форму \ сравнительной степени при помощи суффикса - е {звонче, дороже, ближе, богаче и т. д.), единичные прилагательные — при помощи суффикса - ше {раньше, дольше, старше, тоньше и некоторые др.), а прилагательные хороший, плохой и ма­ленький образуют такую форму от других основ — лучше, хуже, меньше.

Примечания

1. При использовании суффикса в основе прилагательного на­блюдаются следующие чередования: к/ч: легкийлегче; г/ж: строгийстроже; х/ш: тихийтише; т/ч: богатыйбогаче; д/ж: моло­доймоложе; зк/ж: узкийуже; ст./щ: простойпроще; ск/щ: плоскийплоще.

2. От некоторых прилагательных могут быть образованы при по­мощи разных суффиксов вариативные формы сравнительной степени: бойчебойчее, позжепозднее и некоторые др. Однако такие вари­анты обычно различаются либо 1) по значению, например: старшестарее, горчегорше, большеболее и т. п., либо 2) стилистически: красивее (общеупотребительное) — краше (поэтическое) и т. д.

3. От форм сравнительной степени могут быть образованы при помощи приставки по- особые формы со значением умеренной, смяг­ченной степени проявления признака: потише, помоложе, подольше, поскромнее, пониже и т. п.

Однако не все качественные прилагательные образуют простую сравнительную степень. Так, например, не имеют та­кой формы: 1) прилагательные, обозначающие объективный, но непостоянный признак (см. выше), который не может про­являться в большей или меньшей степени: хромой, пустой, лысый, глухой и т. п.; 2) многие прилагательные, обозначаю­щие цвет или называющие масти животных: бежевый, кофей­ный, кремовый, палевый, янтарный, салатный; гнедой, воро­ной, пегий, каурый и т. п.; 3) прилагательные, основа которых заканчивается суффиксом -ск-, -ое- или -ев-: добрососедский, комический, товарищеский, дружеский; деловой, передовой, рядовой; боевой, лицевой и т. д.; 4) прилагательные, в значе­нии которых уже присутствует указание на высокую степень проявления признака: громадный, злющий, большущий, здоро­венный, высоченный и т. п.; а также 5) большое количество прилагательных, перешедших в разряд качественных из отно­сительных, притяжательных или из причастий: рваный, дра­ный, лисий (характер), волчий (аппетит), понимающий, ду­мающий и многие другие.

Примечания

1. Из числа прилагательных, называющих цвет, форму сравнительной степени образуют лишь те, которые имеют переносное или символическое значение: белый (чистый, «добрый», «день» и т. п.) — г; черный (грязный, «злой», «ночь» и т. д.) — чернее; зеленый (незрелый, «молодой» и т. п.) — зеленее; синий (воздушный, «свободный» и т. п.) — синее; красный (красивый, яркий и т. д.) — краснее и вторые другие.

2. От некоторых групп качественных прилагательных формы сравнительной степени образуются непоследовательно. Так, например, 1) прилагательные с суффиксом -am- (-ят-): крылатый, полоса-iu, зубатый — не образуют сравнительной степени, но: лохматый — лох матее, волосатыйволосатее, мохнатыймохнатее; 2) прилагательные с суффиксом -л-: обрюзглый, блеклый, хриплый, чахлый — образуют сравнительной степени, но: кислыйкислее, умелый — лее и многие др.; 3) прилагательные с суффиксом -к-: липкий, ноский, тряский — не образуют сравнительной степени, но: звонкийзвончe, громкийгромче и многие др.; 4) отдельные прилагательные, например: злостный, куцый, праздный, склочный. хворый и некоторые допускают образование сравнительной степени, но встречается крайне редко.

Составная сравнительная степень образуется сочетанием вспомогательных слов более или менее и положительной сте­гни прилагательного: более жесткий, менее интересный, более громкий, менее дешевый и т. п. При этом может использоваться как полная, так и краткая форма положительной степени (ср.: менее крут, более резок и т. п.). В то же время слова более и менее могут относиться и к группе прилагательных: менее опытный и способный; более значительный и веский и т. п.

Примечание. Со словами более и менее ни в коем случае не могут сочетаться формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения, т. е. такие сочетания, как более скромней, менее выше, более длиннейший, менее красивейший и т. п., в современном русском языке недопустимы.

Между формами простой и составной сравнительной сте­гни можно обнаружить стилистическое различие. Так, если простая форма употребляется во всех стилях речи, то состав­ная более характерна для книжной. С другой стороны, в тех случаях, когда мы используем сравнительную степень для сопоставления двух (или более) предметов, сам сравниваемый предмет (предметы) может быть обозначен формой род. п. существительного, если используется простая форма сравни­тельной степени: Сергей опытнее Павла, Марина серьезнее Татьяны и т. п., а также с помощью особого сравнительного оборота с союзом чем (реже — нежели), если используется составная форма сравнительной степени: Сергей более опы­тен, чем (нежели) Павел, Марина более серьезна, чем (не­жели) Татьяна и т. д. Наконец, при использовании сравни­тельной степени также следует помнить о том, что в пределах однородного ряда (т. е. тогда, когда эти формы являются од­нородными членами предложения) могут употребляться или только простые, или только составные формы; совместное их использование в этом случае недопустимо: Антон был добрее, отзывчивее и тактичнее Вадима или: Антон был более доб­рый, более отзывчивый и тактичный, чем Вадим и т. п.

2. Форма превосходной степени может обозначать или безотносительно высокую степень проявления признака (ин­тереснейший собеседник, жесточайшая война, предобрейший человек и т. п.), или указывать на то, что в данном предмете признак представлен в большей или меньшей степени, чем во всех остальных подобных (главнейшая из задач, самый боль­шой каньон, наименьшая погрешность, наименее вероятный случай и т. п.). Так же, как и у сравнительной, у превосходной степени может быть простая и составная формы.

Простая форма превосходной степени образуется при по­мощи суффикса -ейш-, а если основа прилагательного закан­чивается на -к, -г или -х, то при помощи суффикса -айш-: крупнейший, старейший, чистейший; строжайший, величай­ший, тишайший и т. п. Прилагательные хороший, плохой и маленький образуют такую форму от других основ: лучший, худший и меньший.

Примечания

1. При использовании суффикса -айш- в основе прилагательного наблюдаются следующие чередования: к/ч: высокийвысочайший; г1ж: строгийстрожайший; х/ш: тихийтишайший; а также ж!ж: низкийнижайший; близкийближайший.

2. От форм простой превосходной степени могут быть образова­ны при помощи приставки наи - особые формы со значением высшей степени качества: наитончайший, наисложнейший, наимудрейший и, а при помощи приставки пре особые формы со значением безотносительно высокой степени проявления признака: предобрейший, пречистейший, премилейший и т. п. Такие формы используются преимущественно в книжной речи.

3. При образовании форм простой превосходной степени дейст-»уют те же ограничения, что и при образовании простой сравнитель­ной степени (см. выше).

Составная превосходная степень образуется сочетанием вспомогательных слов наиболее, наименее или самый и по­ложительной степени прилагательного. При этом со словами наиболее и наименее преимущественно, а со словом самый (абсолютно всегда используется только полная форма положи­тельной степени: наиболее привлекательный, наименее опас­ный, самый смешной и т. п. Данная форма превосходной сте­пени (особенно при использовании слова самый) может быть образована практически от любого качественного прилага-1 тельного: самый молодой, самый частый, самый тряский, самый дружеский, самый боевой и т. п.

Примечания

1. Со словами наиболее, наименее и самый ни в коем случае не следует употреблять формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения, т. е. такие сочетания, как наиболее тише, наименее откровеннейший, самый опаснейший и т. п., в современном русском языке недопустимы. Однако слово самый в единичных случа­ях может сочетаться с формой простой превосходной степени, напри­мер: самый кратчайший путь, самым теснейшим образом и немного-численные др.

2. Так как форма превосходной степени качественных прилагательных обозначает безотносительно высокую или предельную степень проявления качества, то, соответственно, эта форма не может сочетаться с наречиями степени, такими, как: абсолютно, весьма, крайне, необыкновенно, очень, слишком, совсем, чересчур, чрезвычайно, чрезмерно и т. п.

Между формами простой и составной превосходной сте­пени обнаруживаются, как и в случае со сравнительной степенью (см. выше), стилистические различия. Однако здесь они несколько иные. Так, простая форма превосходной степени
употребляется преимущественно в книжной речи, а состав­ная — во всех стилях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.029 с.)