Основные единицы речевого общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные единицы речевого общения



Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культуро­логи и др. Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затруд­няющие общение и повышающие его эффективность и т.п. Ис­следователи выделяют и описывают основные единицы речево­го общения — речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие.

Речевая ситуация — это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет опреде­ленный набор участников: говорящий и слушающий. Таким об­разом, составляющие речевой ситуации — это говорящий, слу­шающий, время и место высказывания.

Составляющие речевой ситуации:

• говорящий;

• слушающий;

• время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, кон­кретизирует значение ряда грамматических категорий, напри­мер, категории времени, местоименных слов типа «я», «ты», «сейчас», «здесь», «там», «вот» и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими события­ми и т.д.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и оп­ределяет формы его выражения. Например, типичные диало­ги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у вра­ча, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с пря­мым смыслом обладает так называемым прагматическим зна­чением, обусловленным речевой ситуацией. Например, фраза «скоро увидимся», сказанная при расставании с близким чело­веком, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «не расстраивайся, все будет хорошо», «не беспокой­ся обо мне», «скоро все узнаешь» и др.

Высказывания, у которых семантическое значение расхо­дится с прагматическим, называются косвенными. Вот приме­ры косвенных высказываний и их возможных толкований:

1. Мне нездоровится.

— Я не хочу с вами разговаривать.

— Вызовите поскорее врача.

—Я не буду выполнять эту работу.

—Оставьте меня в покое.

—2. Я приду завтра.

—Объявление (утверждение).

—Обещание.

—Угроза.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют пе­редавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл кос­венных высказываний становится понятным только в контек­сте речевой ситуации.

Основная единица речевого общения — речевое собы­тие.

Как пишет А. К. Михальская в своем учебном пособии «Ос­новы риторики», речевое событие — это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Например, школьный урок, родительское собрание, заседание, конферен­ция, разговор в булочной, в метро и т.д.

Речевое событие составляют два главных компонента:

1)словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.);

2)условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

 

Первую составляющую речевого события, те есть жи­вую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от франц. «discours» — «речь»). Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь». Дис­курс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимика, жесты).

Компоненты речевого события:

• словесная речь и то, что ее сопровождает;

• речевая ситуация (контекст высказывания).

Вторая составляющая речевого события — это речевая си­туация, включающая его участников, их взаимоотношения, об­стоятельства, в которых происходит общение.

Таким образом, речевое событие можно представить в ви­де формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

Речевое взаимодействие представляет собой очень слож­ное явление: с одной стороны, это говорение, порождение ре­чи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее де­кодирование, понимание содержания, оценка полученной ин­формации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, по­ведением и т.д.).

Лекция № 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.006 с.)