Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудные случаи употребления местоимений
К местоимениям относятся слова, которые не называют конкретные предметы, количества, а лишь указывают на них. Значение и функции местоимений, их роль в тексте многообразны. По многим признакам местоимения выделяются среди других знаменательных слов. Особенно часто употребляются в речи личные местоимения. Местоимение я указывает на то, что говорящий сообщает о себе. Оно широко используется в устной речи. В письменной же речи местоимение я имеет ограничения в своем употреблении: оно наиболее уместно в текстах художественной литературы, в таких жанрах публицистики, как очерк, репортаж, полемические заметки, интервью, т. е. там, где Употребление этого местоимения носит, подчеркнуто личностный характер: «Я очень ценю в карикатуре оперативность». Однако в таких жанрах письменной речи, как газетная информация, обзор печати, учебная литература, научные статьи, местоимение я традиционно не употребляется, а вместо него используются безличные обороты: очевидно, что; представляется важным; необходимо подчеркнуть и т. п. Местоимение мы указывает на объединенность говорящегос группой других лиц. Можно выделить несколько закрепившихся за местоимением мы оттенков этого значения: - совместно-ограничительное мы, встречающееся в таких жанрах речи, как урок-объяснение, лекция, выступление теле- или радиокомментатора, а также в авторских комментариях, рассуждениях, отступлениях: «Сегодня мы познакомимся с новинками литературы»; - обобщающе-ограничительное мы указывает на совокупность представителей одной социальной, социально-исторической группы, к которой принадлежит автор: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!» (А. Блок), название одной из газетных полос «Мир и Мы»; - употребление мы по отношению к собеседнику, заменяющее ты или вы: «Ну, как мы себя чувствуем!» В этих случаях возникает особая доверительная интонация, и общение приобретает непринужденный характер. Такое употребление местоимения мы допустимо исключительно в разговорном - местоимение мы может использоваться как синоним к местоимению я, — так называемое «авторское мы»: «Мы намерены исследовать проблему...», «Мы предлагаем внести в рукопись ряд изменений». Нормативным считается использование местоимения мы в значении я в научной речи. В современной художественной литературе и в публицистике такое использование придает повествованию книжный, а иногда и архаичный характер и делает образ рассказчика условным.
Местоимения ты и вы служат для указания на собеседника или собеседников и широко употребляются в диалогической речи. В речи письменной, монологической их употребление становится одним из стилистических средств, которые придают письменному сообщению адресный характер: «Вы хотите иметь машину?», «Вы просили выяснить» (рубрика в газете). Местоимение вы в русском языке может употребляться как синоним местоимения ты. В этом случае выбор местоимения стилистически значим, и зависит от отношений между говорящими: ты — при непринужденных, близких отношениях, вы — при официальных. Местоимения он, она, оно, они указывают на лицо или предмет, о котором идет речь. Они используются как в устной, так и в письменной речи в двух основных функциях — помогают избегать повторения в каждом предложении одних и тех же слов и обеспечивают связность речи, грамматически соединяя последующее предложение с предыдущим: «Молодежная мода — это великолепно. Она не ограничивает никого: носи то, что тебе нравится». В каждом конкретном случае определить, на какой предмет, явление или лицо указывает местоимение, можно только в его связи с предшествующим предложением, а вне этой связи предложения с местоимениями 3-го лица являются недостаточными в смысловом отношении. (Ср.: Ключ оказался на старом месте, так что сейф удалось открыть без особых осложнений. Она перевела дух: вот они, деньги!) С этим свойством связана возможность использования указанных местоимений как экспрессивно-стилистического средства в художественных и публицистических текстах, часто в заголовках газетных материалов: «Он был непредсказуем», «Она ведет в мир добра», «Они о нас». Употребление притяжательных местоимений мой, свой связано прежде всего с отношением к лицу, производящему действие. Возможны вариантные формы: В заключение своего выступления я хотел бы сказать... В заключение моего выступления позвольте сказать... Очень часто неправильный выбор того или иного местоимения приводит к двусмысленности. Ср.: Председателя мы застали в своём рабочем кабинете (в нашем рабочем кабинете или в кабинете председателя?). Местоимение свой указывает на принадлежность чего-либо субъекту действия и употребляется в значении «принадлежащий себе, находящийся у себя в пользовании» (живёт в своем доме, вырастил своих детей). При употреблении местоимения свой выражается общее отношение к собственности или подчеркивается принадлежность чего-либо к себе как сиу какого-то коллектива (Ты знаешь, я свой завод не узнал). Местоимение свой относится непосредственно к производителю действия, поэтому фразу, в которой возникает двусмысленность: «Профессор попросил ассистента прочитать вой реферат», следует трактовать так, что ассистент должен 1рочитать реферат профессора. Чтобы избежать двусмысленности, подобные фразы следует перестраивать: «Профессор опросил, чтобы ассистент прочитал свой реферат». Иными швами, местоимение своп можно использовать лишь тогда, когда лицо или предмет, на принадлежность которому указывает местоимение, является активным производителем действия и в предложении занимает место подлежащего.
Особого внимания заслуживает употребление определительных местоимений каждый, всякий, любой. Они синонимичны только в значении «один из ряда подобных, признаваемых равноценными, и тот, и другой, и третий, безразлично; какой»: «Это может сделать каждый; Это может сделать всякий; Это может сделать любой». В случае, когда «идея безразличности» отсутствует, употребление этих местоимений нужно различать: а) для местоимения всякий основным является значение «разный, самый разнообразный, всевозможный»: Сюда приезжают всякие туристы; б) для местоимения каждый основным оказывается значение «один из всех в данном ряду; любой из себе подобных, взятый отдельно»: Инструкцию нужно дать каждому туристу; в) местоимение любой обозначает «какой угодно на выбор»: Выбирайте любой подарок; Перенести на любой другой день.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.68 (0.439 с.) |