Разновидности и жанры научного стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности и жанры научного стиля



Разновидности научного стиля речи (подстили) Жанры, виды текстов
Собственно научный Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Научно-технический (производственно-технический) Научно-технический отчет, техническое описание, проектная документация
Научно-информативный Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание, отзыв
Научно-справочный Словарь, справочник, каталог
Учебно-научный Учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация
Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис – утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации – примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом, в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Компрессия текста
и основные виды компрессии текста

Компрессия текста – особый вид работы над письменным текстом, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания (см. изложение). К основным способам сжатия текста следует отнести:

1) исключение подробностей, деталей, которое представляет собой исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений.

2) обобщение конкретных, единичных явлений; замена однородных членов обобщающим наименованием

Компрессия текста – сложная речемыслительная деятельность, нацеленная на краткое изложение в устной или письменной форме прочитанного или прослушанного текста. В процессе сокращения происходит глубокое проникновение в смысл текста, отбор наиболее существенных фактов и идей, а затем их краткое изложение в перифразированном виде. В результате компрессии получается вторичный текст. Обучение компрессии текста предоставляет преподавателю возможности взаимосвязанного развития рецептивных и продуктивных навыков и умений.

В зависимости от коммуникативной задачи выделяют следующие виды компрессии:

– резюме;

– конспект;

– аннотация;

– реферат;

– рецензия;

– тезисы.

Резюме – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного. Используется преимущественно в сфере учебно-речевой деятельности и с методической точки зрения является базисным по отношению к другим видам компрессии текста. В резюме излагается главная идея текста-оригинала и его основное содержание при сохранении структуры и стиля исходного текста. Резюме составляет 1/3 от общего объема текста оригинала и не содержит элементов интерпретации и критической оценки.

Конспект – краткая, в форме заметок запись содержания прочитанного текста с целью зафиксировать в определенной системе и последовательности то, что должно храниться в памяти для дальнейшего использования.

Аннотация – краткое, максимально компрессированное связное изложение основного содержания текста-первоисточника. Это предельно сжатая характеристика материала, имеющая справочный характер.

Реферат – композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации. Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы), описание основного содержания, выводы реферата. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Цель реферирования – создать текст о тексте. Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и т.д.).

Рецензия – отзыв о прочитанном, увиденном. Рецензия предполагает не только краткое изложение содержания, но и его критическую оценку. Главную роль здесь играет не объективная, а субъективная (оценочная) информация, предназначенная для воздействия на читателя. Оценка может быть как рациональной (интеллектуальной), так и эмоциональной.

Тезисы – вид письменного сообщения, кратко формулирующий основные положения сообщения, доклада, лекции.

Формирование умений компрессии текста осуществляется за счет системы упражнений. Студентам предлагается:

– выписать из текста определенные грамматические формы и синтаксические конструкции;

– сократить отдельные предложения за счет указанных членов;

– разделить текст на смысловые части;

– составить план будущего текста;

– найти информативное ядро каждого абзаца;

– найти в тексте ключевые слова;

– объединить главные мысли каждого абзаца в связный текст с помощью указанных средств связи;

– расположить предложения в логической последовательности;

– расположить параграфы в логической последовательности;

– найти в тексте главную и второстепенную информацию;

– сократить текст за счет второстепенной информации;

– выразить главную мысль текста в одном предложении;

– определить, к какой области знаний относится текст;

– определить выходные данные текста и аудиторию, на которую он рассчитан;

– оценить текст с точки зрения значимости содержащейся в нем информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.007 с.)