Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основоположники педагогики раннего возраста

Поиск

(по материалам И.М.Кононовой)

В нашей стране была создана общепризнанная мировым педагогическим сообществом государственно-общественная система дошкольного образования, начиная с самого раннего возраста. Исследования отечественных ученых, заложивших основы педагогики раннего детства, сохраняют свою значимость и в настоящее время.

Изучением особенностей высшей нервной деятельности ребенка в онтогенезе занимались: Н.М.Щелованов, В.М.Бехтерев, Н.Л.Фигурин, М.П.Денисова, Н.И.Касаткин, М.Ю.Кистяковская, А.М.Фонарев и др. Опираясь на онтогенетические данные развития ребенка, В.М.Бехтерев (1913 г.), дал теоретическое обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни. Н.Л.Фигурин и М.П.Денисова (1926 г.) на основе онтогенетических наблюдений разработали схему генетического развития детей первого года жизни, которая легла в основу известных показателей развития. Они же дали характеристику этапов развития и поведения ребенка в возрасте от рождения до 1 года. Данные наблюдений за сном маленьких детей, полученные Н.Л.Фигуриным и Н.М.Щеловановым, легли в основу режимов дня для детей разных возрастных периодов раннего детства. Режиму дня, вопросам организации сна детей раннего возраста посвящены также работы Н.Т.Тереховой.

Фундаментальное онтогенетическое исследование развития движений детей было проведено М.Ю.Кистяковской. Она обосновала механизмы и пути формирования движений ребенка первого года жизни.

В работе сотрудников лаборатории раннего возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (А.М.Фонарев и др.) раскрыты пути реализации потенциальных познавательных возможностей детей на основе организации и активизации их ориентировочной деятельности.

Выводы и рекомендации названных выше авторов по воспитанию маленьких детей нашли отражение в следующих публикациях:

Бехтерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте //Вестник психологии.—1913.—Т. 10.—№ 3.— С. 1—29.

Щелованов Н.М. Развитие высшей нервной деятельности и воспитание детей раннего возраста //Советская медицина.— 1951. —№ 4.

Щелованов Н.М. Физиологическое обоснование воспитания детей раннего возраста: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции по воспитанию детей в яслях и домах ребенка. — М., 1958. — С. 37—40.

Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. — М., 1951.

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года //Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. — М., 1926. — № 2.

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте до 1 года. — М., 1949.

Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М., 1970.

Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. — М., 1977.

Основные принципы и методы воспитания детей раннего возраста в детских учреждениях разработаны Н.М.Щеловановым и Н.М.Аксариной. Большой вклад в развитие общественного воспитания детей первых трех лет жизни внесли педагоги-практики Е.Г.Бибанова, Е.К.Кричевская, А.А.Файвусиович.

В создании методических пособий по воспитанию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных периодов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М.Ю.Кистяковская, С.М.Кривина, Н.Ф.Ладыгина, Г.М.Лямина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Э.Л.Фрухт и др.

При организации жизни малышей в детском учреждении особое значение имеет знание особенностей и условий организации адаптации детей к яслям. В этом направлении вели исследовательскую и научно-практическую работу Н.М.Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, А.И.Мышкис, Л.Г.Голубева, Г.В.Гриднева, Н.Д.Ватутина и др.

Общие вопросы воспитания освещены в следующих методических пособиях:

Бибанова Е.Г. Педагогика дошкольного возраста. — М.; Л., 1930.

Кричевская Е К.. Лекции по педагогике раннего возраста для сестер-воспитательниц.— М., 1928.— Вып. 1.

Файвусиович А.А. Методы и содержание работы с детьми ясельного возраста. — М., 1929.

Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н.М.Щелованова, Н.М.Аксариной. — М., 1960.

Развитие и воспитание детей раннего возраста /Под ред. Н.М.Аксариной. — Л., 1965.

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.

Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г.М.Ляминой. — М., 1981.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.

Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л.Н.Павловой. — М., 1986.

Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской (СССР), Е.Шмидт-Кольмер (ГДР), А.Атанасовой-Вуковой (НРБ). — М., 1980.

Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М., 1983.

Внимание многих исследователей привлекало изучение разных сторон психического развития детей. Так, особенности речевого развития детей с методическими указаниями освещены в работах отечественных ученых: В.А.Петровой, Е.К.Кавериной, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Г.М.Ляминой, М.М.Кольцовой, И.М.Кононовой, К.Л.Якубовской (Печоры), В.В.Гербовой и др. Назовем некоторые из них:

Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. — М., 1970:

Каверина Е.К. О развитии речи детей первых 2 лет жизни.— М., 1950.

Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. — М., 1963.

Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте.— М., 1965.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1973.

Гербова В.В., Максаков А И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. — М., 1986.

Проблема развития общения детей со взрослыми и сверстниками разносторонне представлена в трудах, выполненных сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии под руководством М.И.Лисиной, А.Г. Рузской (М.Г.Елагина, Л.Н.Галигузова, Д.Б.Годовикова, А.В.Балбочану, Т.М.Землянухина и др.). Результаты исследований представлены в ряде научных сборников. Среди них:

Развитие общения у дошкольников /Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. — М., 1974.

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И.Лисиной. — М., 1985.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

В области физического воспитания детей раннего возраста длительное время работали К.Д.Губерт, М.Г.Рысс, З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек. Их рекомендации по проведению гимнастики и массажа, характеристика гимнастических пособий широко используются при разработке гимнастических упражнений. С.Я.Лайзане создана система занятий по физической культуре для малышей. Вопросы физического воспитания детей второго и третьего года жизни глубоко разрабатывались Л.Г.Голубевой, З.М.Романовской. Методика развития движения детей раннего возраста представлена в сборниках:

Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж для малышей.— М., 1983.

Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Гимнастика для детей раннего возраста. — М., 1965.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей.— М., 1978.

По проблеме становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраст а имеются труды Ф.И.Фрадкиной, Е.И.Радиной, С.Л.Новоселовой, Р.И.Жуковской, Е.В.Зворыгиной, Н.Я.Михайленко и др. Так, Е.И.Радина разработала игры с дидактическими игрушками, указав последовательность усложнения задач в этом виде игр. С.Л.Новоселова указала пути формирования у малышей умения пользоваться несложными предметами-орудиями, что обеспечивает развитие мышления. Ею созданы дидактические игры по развитию орудийных действий детей. Л.Н.Павлова показала возможности использования действий с предметами для развития познавательной активности детей. Ф.И. Фрадкина, С.Л.Новоселова характеризуют этапы развития сюжетно-отобразительной игры в раннем детстве. Е.В.Зворыгиной разработан комплексный метод руководства играми детей. Н.Я.Михайленко раскрыла основные педагогические принципы руководства игрой детей в разные возрастные периоды. В работах Р.И.Жуковской предложена система игр-занятий, обогащающих содержание сюжетно-отобразительной игры.

Работы названных выше авторов нашли отражение в разных сборниках статей по проблемам воспитания детей раннего и дошкольного возраста:

Умственное воспитание детей раннего возраста /Под ред. Е.И.Радиной.— 1968.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С.Л.Новоселовой. — М., 1985.

Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. — М., 1966.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.— М., 1986.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.— М., 1987.

Проблему взаимоотношений в раннем детстве изучали Г.М.Лямина, И.Б.Теплицкая. Ученые показали, что уровень детских взаимоотношений зависит от уровня той деятельности, в которой они возникают. Они определили условия, способствующие воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Лямина Г.М. Воспитание у детей положительных форм общения друг с другом//Вопросы воспитания детей в яс­лях и домах ребенка. — М., 1957.

Лямина Г М. О формировании взаимоотношений в раннем возрасте //Дошкольное воспитание.— 1964.— № 9.

Теплицкая И.Б. О взаимоотношениях детей второго-третьего года //Дошкольное воспитание. — 1964.— № 5.

Теплицкая И.Б. Игра как средство развития взаимоотношений детей второго и третьего года жизни //Дошкольное воспитание. — 1972. — № 5.

Период раннего детства привлекал ученых и с позиции возможности осуществления трудового воспитания. Под руководством А.М.Фонарева в 1984г. выполнена исследовательская работа С.Н.Теплюк на тему «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста». Автором разработана эффективная, соответствующая возрастным возможностям детей третьего года методика трудового воспитания с использованием природного окружения на прогулке. Материал был опубликован в научных статьях. Среди них:

Теплюк С.Н, Фонарев А.М. Предпосылки трудового воспитания (третий год жизни) //Дошкольное воспитание.— 1983. — № 11.

Вопросами дидактики в раннем детстве занимались почти все названные выше авторы, поскольку психическое развитие детей происходит под влиянием непосредственного целенаправленного воздействия, которое взрослый осуществляет с помощью обучения. Однако некоторые ученые (Н.М.Аксарина, В.Н.Аванесова, Э.Л.Фрухт, Н.С.Карпинская, Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина) специально занимаются проблемой обучения в раннем детстве. Их выводы и рекомендации помещены в следующих работах:

Аксарина Н.М. Значение и основные принципы проведения занятий с детьми раннего возраста. — М., 1963.

Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М., 1968.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.— М., 1987.

Карпинская Н.С. Основные дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми второго года //Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. — М., 1985.

Пилюгина Э Г. Занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста. — М.. 1983.

 


Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 5896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.013 с.)