Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Теоретические основы становления педагогики раннего детства↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Т.М.Горюнова
ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА Учебно-методическое пособие
Нижний Новгород
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Т.М.Горюнова
ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА Учебно-методическое пособие
Нижний Новгород
УДК 343.31 ББК 74.102 Г 714
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент С.Н.Каштанова кандидат психологических наук, доцент Е.Н.Медведева
Горюнова, Т.М. Г 714 Педагогика раннего возраста: учебно-методическое пособие к изучению курса. – Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. – 107 с.
В пособии представлены материалы и задания для самостоятельной работы студентов по профилю подготовки Психология и педагогика дошкольного образования. Рассмотрены основные разделы педагогики раннего возраста с учетом актуальных проблем воспитания детей в современной дошкольной образовательной организации. Включает содержание лекционных и семинарских занятий по темам учебного курса, вопросы для повторения к экзамену и список рекомендуемой литературы. Издание адресовано студентам дневного и заочного форм обучения дошкольного отделений факультета психологи и педагогики.
@С Горюнова Т.М., 2014 @ НГПУ им. К.Минина, 2024 Содержание
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время система общественного воспитания детей раннего возраста осуществляется в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Растущая потребность населения в ясельных группах ставит задачу поиска новых подходов к решению проблемы воспитания детей раннего возраста. В России сложилась уникальная система общественного воспитания детей ясельного возраста, сыгравшая важную роль в социальной помощи материнству и детству, в сохранности генофонда в наиболее сложные, переломные периоды истории нашего государства. Целью освоения дисциплины «Педагогика раннего возраста» является формирование знаний о закономерностях развития детей раннего возраста, готовность студентов к профессиональной деятельности в области педагогики раннего возраста. Задачи дисциплины включают: систематизацию знаний об исторических аспектах развития педагогики раннего возраста и ее состояния на современном этапе; формирование знаний об особенностях физического и психического развития детей раннего возраста; раскрытие технологий личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и основанные на ней методы педагогической работы. Содержание методического пособия составлено на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование (2010 г.). Процесс изучения дисциплины осуществляется с учетом «Требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» и направлен на формирование компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности в дошкольном образовании; способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности; способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников. В результате изучения дисциплины студенты осваивают: знания (основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте; теоретические основы, сущность, структуру, компоненты организации педагогического процесса работы с детьми раннего возраста, а также в период адаптации к детскому саду; основные направления и перспективы развития педагогики раннего возраста); умения (обследовать уровень нервно-психического развития детей раннего возраста; организовать педагогические условия развития детей раннего возраста в образовательном учреждении; моделировать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями педагогики раннего детства); навыки (владение современными технологиями развития детей раннего возраста; применения диагностических методик обследования нервно-психического развития детей; организации педагогического процесса в группах раннего возраста). В пособии представлены семинарские занятия, проходящие в условиях вуза, цель которых углубление, расширение и конкретизация теоретических положений, совершенствование навыков самостоятельной работы с литературой и развитие собственной аргументированной позиции на основе анализа различных подходов и концепций воспитания детей раннего возраста. В процессе освоения дисциплины многие занятия проводятся в активной и интерактивной формах, которые предполагают коллективное обсуждение наиболее значимых и сложных тем курса, без усвоения которых невозможно профессионально овладеть основами педагогики раннего возраста. Студенты учатся анализировать выступления сокурсников, уточнять и дополнять их, выступать в качестве оппонента, выполнять учебно-исследовательские задания. Ряд творческих заданий выполняется студентами в рабочих группах, что является ценным с точки зрения формирования важного для будущего педагога-руководителя умения результативно действовать в команде, вырабатывать единую стратегию и тактику, находить оптимальный путь решения педагогических задач. Основные формы и методы работы: изучение теоретической и методической литературы (конспектирование, аннотирование, рецензирование, подготовка сообщений и рефератов), коллективное собеседование, дискуссии, микровыступления, выполнение предложенных учебно-исследовательских заданий, обсуждение проблем в микрогруппах, решение и составление педагогических задач, обсуждение подготовленных рефератов и сообщений, презентация педагогической литературы и т.д. Выполнение самостоятельных заданий отражено в Индивидуальных листах учета рейтинговых баллов. Особое внимание уделяется формированию у студентов умения теоретически и с научных позиций обосновать конкретную педагогическую ситуацию, поэтому предлагаемая система дифференцированных заданий включает вопросы исследовательского, поискового, творческого или практического характера. Комментарии к занятиям помогут студентам рационально организовать самостоятельную работу, основательно подготовиться к активному обсуждению вопросов, убедиться в необходимости овладения соответствующими знаниями для практической деятельности. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Содержание занятия Становление педагогики раннего возраста неразрывно связано с историей развития теории и практики семейного и общественного воспитания детей. Разнообразные личные философские воззрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания (выделяются авторитарный и гуманистический). Эти подходы переплетались и сосуществовали в реальной практике воспитания на протяжении многих веков. В основу теории и практики педагогики раннего возраста легли гуманистические идеи, разработанные в трудах как западноевропейской, так и отечественной педагогики. Исторически первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты. Массовые ясли и детские сады стали организовываться в XX в. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания специальных образовательных программ. Первые образовательные программы воспитания детей раннего возраста в России создавались в 30–50-е годы XX в. В 1960-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Программа воспитания в детском саду», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста (были разработаны задачи, содержание, методы работы с детьми, направленные на физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие). Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики. В 1980–1990-е годы в связи с реформой образования произошел поворот к личностно-ориентированной педагогике, предполагающей вариативность образования. Контрольные вопросы 1. Каковы теоретические и исторические предпосылки становления педагогики раннего возраста? 2. Какие педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения нашли свое отражение в педагогических системах ХIХ века? 3. Каковы позитивные и негативные стороны общественного воспитания детей раннего возраста на этапах становления педагогики раннего детства? 4. Чем характеризуется гуманизация системы общественного воспитания детей раннего возраста? Практические задания 1. Подобрать иллюстративно-художественный материал, отражающий характерные особенности генезиса отношения к развитию детей раннего возраста на разных исторических этапах (по материалам отечественной и зарубежной литературы). 2. Составить историческую хронологию (до начала ХХ века) сравнительной характеристики педагогических взглядов на проблему воспитания детей раннего возраста: – отечественных педагогов (И.И.Бецкой, В.В.Одоевский, К.Д.Ушинский, А.С.Симонович, Е.Н.Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е.И.Тихеева); – зарубежных авторов (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци, Ф.Фребель, М.Монтессори, Р.Штайнер). Заполнить таблицу 1. Таблица 1 – Развитие взглядов на воспитание детей раннего возраста До нач.ХХ века
3. Подготовить сообщение о педагогической деятельности одного из отечественных педагогов XX в. (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, Г.М.Лямина, Е.И.Тихеева и др.). Показать, что из его опыта работы вы хотели бы и могли использовать в своей педагогической деятельности? От чего бы вы отказались и почему? 4. Сделать обзор известных вам педагогических сайтов. Какие наиболее актуальные проблемы педагогической науки поднимаются авторами? Какое место занимает проблема воспитания детей раннего возраста? 5. Познакомиться с приведенным ниже фрагментом статьи И.А.Сикорского. Ответить на вопросы: - В чем заключается новаторство автора статьи? - Какая глобальная проблема рассмотрена в статье? - В какой позиции автора заключается его гуманизм? Детей раннего возраста 1. Основные характеристики пренатальной (дородовой) педагогики. 2. Особенности психофизического развития детей раннего возраста. 3. Этапы и ведущие линии развития ребенка в период раннего детства (от рождения до 3-х лет). 4. Контроль за развитием ребенка в первые годы жизни. Специфика психолого-педагогической диагностики развития детей раннего возраста. Содержание занятия Задолго до рождения малыша, т.е. с начала зачатия, начинается его развитие, именно этот период имеет важное значение для ребенка. Не случайно в конце ХХ столетия возникла наука «Внутриутробная педагогика», которая, опираясь на открытие закономерностей развития плода, сформулировала основные правила поведения и жизнедеятельности беременной женщины. Последующее развитие ребенка раннего возраста происходит поэтапно, в процессе которых образуются специфические личностные структуры. Каждый возрастной этап завершается возникновением личностного новообразования, появлением нового способа опосредствованного отношения ребенка к окружающему миру и самому себе. Это определяется совокупностью трех видов отношений – к предметному миру, другим людям и самому себе. Ведущие линии развития – это реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития (т.е. реакции и умения, которые появляются вновь, впервые и не могут развиться самостоятельно, без воздействия взрослого («комплекс оживления», ходьба, речь, игра и др.). Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается формирование новых видов деятельности, изменение формы общения ребенка со взрослым и отношения к себе. К 3 годам возрастает стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого, осознание своего «Я», что выражается в словах «Я сам!». Сложный процесс становления нового отношения к себе обусловливает появление «кризиса трех лет. Симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка. Основным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса трех лет, выступает симптомокомплекс «гордость за достижение», суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Контрольные вопросы 1. 1.Докажите необходимость появления и значения нового направления педагогики – «Пренатальная педагогика». 2. Какова специфика физического развития ребенка раннего возраста? 3. Выделите особенности высшей нервной деятельности детей первых лет жизни. Какие педагогические правила воспитания необходимо соблюдать с учетом этих особенностей? 4. Укажите этапы развития детей и соответствующие каждому этапу ведущие линии развития. 5. Раскройте основные подходы к диагностике детей раннего возраста, показатели и технологии контроля за развитием ребенка. Практические задания 1. Написать эссе-рассуждение «Социальная и психолого-педагогическая готовность (зрелость) молодых родителей к воспитанию будущего малыша». Кратко раскрыть ваше мнение о том, готовы ли современные молодые люди к воспитанию будущего ребенка, на какие проблемы, по-вашему, мнению необходимо обратить внимание. 2.Составить портфолио «Пренатальная (дородовая) педагогика», включающее подбор материала следующего содержания: а) внутриутробное развитие ребенка; б) «правила поведения будущей мамы»; в) «правила поведения будущего папы». 3. Заполнить таблицу 4, обозначив ведущие линии развития соответственно этапам развития детей раннего возраста (в правом столбце). Для выполнения этого задания ориентируйтесь на Программы образования детей раннего возраста и материалы исследований Н.М.Аксариной, Т.В.Пантюхиной, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт «Карты нервно-психического развития детей раннего возраста» (Приложение 3). Таблица 4 – Этапы и ведущие линии развития детей раннего возраста
4. Сравните показатели нервно- психического развития детей раннего возраста в условиях семьи и ДОО (по исследованиям К.Л.Печора, 2012 г.) (рисунок 1). 1-я группа — норма; 2-я — первоначальная задержка на один эпикризный срок; 3-я — задержка на два эпикризных срока; 4-я — задержка на три эпикризных срока; 5-я — задержка на четыре эпикризных срока. В чем, по Вашему мнению, причины наибольшего процента детей с задержками развития в условиях семьи, чем в ДОУ?
В ДОУ В семье Дети, поступающие в ДОУ Рисунок 1 – Сравнительный анализ развития детей в условиях ДОУ и семьи 5. Соотнесите особенности высшей нервной деятельности (ВНД) детей и общие педагогические правила воспитания в яслях и семье (таблица 5).
Таблица 5 – Особенности высшей нервной деятельности В период раннего детства 1. Задачи физического развития детей раннего возраста. 2. Характерные особенности физического развития ребенка раннего возраста. 3. Виды двигательной активности детей раннего возраста и условия их развития. 4. Режим дня – основа воспитательной работы в группах раннего возраста. 5. Подходы к формированию у детей навыков безопасного поведения. Содержание занятия Особенностью периода раннего детства является интенсивное физическое развитие ребенка, формирование функциональных систем детского организма: увеличивается рост и вес ребенка; меняются пропорции его внутренних органов; совершенствуется работа дыхательной системы, органов пищеварения; укрепляется иммунная система; развиваются скелет и мускулатура. Деятельность центральной нервной системы к концу раннего возраста становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция. На протяжении всего периода раннего детства происходит совершенствование основных движений ребенка: лучше координирует свою двигательную активность, овладевает разнообразными действиями с предметами, бытовыми навыками. Грамотная организация режима является залогом укрепления здоровья и физического развития детей. По определению Н.М. Щелованова, режим дня в первые годы жизни — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, деятельности. В зависимости от возрастных и индивидуальных различий детей устанавливается гибкий график сна и бодрствования. В соответствии с медицинскими требованиями питание ребенка осуществляется с учетом индивидуальной диеты. При организации прогулки необходимо чередовать интенсивность двигательной активности ребенка: предоставлять малышам возможность свободно поиграть, побегать, но в то же время, чтобы они не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные занятия. Ранний возраст является первым этапом формирования представлений о ценностях здорового образа жизни, приучения к соответствующим нормам поведения, соблюдения правил личной гигиены: мыть руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, туалетом. С целью формирования у детей навыков безопасного поведения необходимо создавать соответствующие условия: создание безопасной среды, предостерегающей детей от поступков, угрожающих жизни и здоровью; обучение правилам безопасного поведения. Контрольные вопросы 1. В чем проявляются характерные особенности физического развития ребенка раннего возраста? 2. Как организуется рациональный режим дня детей раннего возраста? 3. Какие педагогические приемы нужно использовать для формирования у детей навыков личной гигиены? 4. По каким направлениям осуществляется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей? 5. В чем заключается работа педагога по формированию у детей навыков безопасного поведения? Практические задания 1.Заполните таблицу 6, указав: а) основные виды двигательной активности детей раннего возраста (левый столбец); б) усложнение двигательной активности по возрастным этапам на основе анализа образовательной программы (правые столбцы): Таблица 6 – Усложнение двигательной активности детей (по возрастным этапам)
2. Режим дня для детей раннего возраста строится с учетом принципов: 1) Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности. 2) Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна. 3) Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями. 4) Обеспечение рационального чередования сна, кормления и бодрствований (данный принцип учитывается при составлении режимов дня детей 1-го года жизни). С этих позиций проанализируйте режимы дня в ясельных группах. Для примера возьмите вторую группу раннего возраста: От 1 года до 1 года 6 месяцев Питание: 7.30—8.20; 12.00—12.30; 16.30—17.00; 19.30—20.00. Бодрствование: 6.30—9.30; 12.00—15.00; 16.30—20.30. Сон (дневной) 9.30—12.00; 15.00—16.30. От 1 года 6 месяцев до 2 лет Питание: 7.30—8.20; 11.20—12.00; 15.00—15.30; 19.30—20.00. Бодрствование: 6.30—12.00; 15.00—20.30. Дневной сон: 12.00—15.00. 3. Составьте примерные режимы дня для детей разных возрастных периодов, пользуясь схемой распределения сна, кормления и бодрствования в течение суток (см. таблицу 7).
Таблица 7 – Изменение продолжительности бодрствования, сна и числа Содержание занятия Предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем возрасте и проходит путь от неспецифических манипулятивных действий с предметами к специфическим манипулятивным действиям, а затем к собственно предметным действиям, основанным на культурных способах использования предметов. Развитие предметного действия происходит в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым путем включения предмета в образец его правильного использования, усвоения общественной функции предмета и технически приемов его осуществления. Развитие здесь происходит путем превращения совместного действия сначала в действие, разделенное со взрослым, а затем и в самостоятельное. Ведущая деятельность обеспечивает развитие всех сторон психики ребенка: в ней совершенствуются отдельные психические процессы; дифференцируются другие виды деятельности (процессуальная игра); формируется ситуативно-деловое общение со взрослым; происходят психологические изменения в личности ребенка (развиваются инициативность, самостоятельность, целенаправленность в предметной деятельности). Для развития у детей предметной деятельности педагоги создают соответствующую развивающую среду. В группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий и обеспечивающие детям свободный выбор для самостоятельной деятельности с предметами в соответствии с интересами и предпочтениями. Для развития познавательной активности педагоги знакомят с явлениями окружающего мира, организуют детское экспериментирование; вместе с детьми наблюдают за различными явлениями природы, жизнью животных и растений, деятельностью людей; беседуют с ними, читают книги, рассматривают иллюстрации на познавательные темы. В процессе экспериментирования с различными материалами, предметами, незнакомыми объектами ребенок получает новую информацию, устанавливает связи между явлениями окружающего мира. Педагоги создают условия для развития у детей речи как в повседневной жизни, так и в процессе специальных игр и занятий. Работа педагогов должна быть нацелена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением. С этой целью педагоги вступают с детьми вэмоциональное и деловое общение в течение дня; организуют разнообразные игры (в том числе игры-потешки, игры-занятия с предметными и сюжетными картинками, игры, направленные на развитие мелкой моторики) читают и рассказывают сказки, стихи, истории; рассматривают и обсуждают иллюстрации к произведениям детской литературы. Контрольные вопросы 1. Что такое предметная деятельность и орудийные действия? 2. Каковы этапы развития действий с предметами в онтогенезе? 3. Что такое процессуальная игра ребенка и какова роль автодидактической игрушки в развитии предметно-игровой деятельности? 4. Каковы основные направления влияния предметной деятельности на развитие ребенка раннего возраста? 5. Перечислите задачи и основные направления педагогической работы в сфере познавательно-речевого развития ребенка раннего возраста. Практические задания 1. Дайте определения следующим терминам: - «предметная деятельность» – это… - «орудийные действия» – это… - «специфические манипуляции» – это… - «исследовательское поведение» – это… - «детское экспериментирование» – это… 2. Выпишите из Программы образования детей раннего возраста (по выбору) и проанализируйте усложнение задач сенсорного воспитания в процессе развития действий с предметами детей 1-го жизни (по возрастным этапам) и содержания игр-занятий с дидактическим материалом детей 2-го года жизни. 3. Проанализируйте и сделайте выводы об особенностях развития речи детей, по приведенным данным К.Л.Печоры, в таблице 10:
Таблица 10 – Ситуации возникновения речевых реакций у ребенка (второй – третий годы жизни
4. Дополните схему «Этапы становления личности ребенка раннего возраста» (рисунок 2), вставив в ячейки А, Б, В формы общения соответственно этапам развития ребенка:
- Ситуативно-деловое общение - Внеситуативно-познавательное общение - Ситуативно-личностное общение Рисунок 2 – Этапы становления личности ребенка раннего возраста 5. Раскрыть содержание (формулирование) задач развития речи детей 2-го года жизни, заполнив таблицу 11. Таблица 11 – Содержание задач развития речи детей второго года жизни
6. Разработайте методические рекомендации по созданию условий для детского экспериментирования, стимулирующих самостоятельную исследовательскую активность малышей. Заполните таблицу 12, предложив разнообразные варианты игр в работе с детьми:
Таблица 12 – Игры, стимулирующие детское экспериментирование
7. В настоящее время очень популярны авторские технологии раннего развития. Составьте портфолио авторских методик раннего развития, проанализировав их достоинства и недостатки по схеме (таблица 13). Таблица 13 – Анализ современных авторских технологий раннего Развития детей
Основная литература Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов /Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – С. 89-101, 207-217. Ларечина, Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года) /Е.В.Ларечина. – СПб: Речь, 2011. – 127 с. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей /Л.А.Метиева. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: метод. пособие /Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. –152 с. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления /Л.Н.Павлова. – М., 2000. – 152 с. Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром /Л.Н.Павлова. – М., 1987. – 147 с. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. – М.: Владос, 2002. – С. 89-124 Хохрякова, Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Ю.М.Хохрякова. – Екатеринбург, 2010. – 23 с. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: учеб. пособие для студентов /В.Штрасмайер. – М.: Академия, 2002. – 239 с. Дополнительная литература Александрова, Л. Характерно-типологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска /Л.Александрова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №12 – С. 97. Артамонова, М.А. Цыплята на полянке (занятие для детей 2–3 лет) /М.А.Артамонова //Методист ДОУ. – 2011. – № 7. – С. 91. Афонькина, Ю. Ранний возраст: поддерживаем ребенка игрой /Ю.Афонькина, Е.Омельченко //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8 – С. 76. Браткова, М. Формирование навыков самообслуживания /М.Браткова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №11 – С. 89. Браткова, М. Пути формирования предметных действий /М.Браткова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №1 – С. 83. Валентинова, Н. Учитесь говорить с детьми /Н.Валентинова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №12. – С. 4. Веннецкая, О. Система планирования воспитательно-образовательной работу в группах раннего возраста /О.Веннецкая, Г.Кузнецова //Дошкольное воспитание. – 2011. – №5. – С. 68. Ермолаева, Т. Игры и задания, развивающие практические и орудийные действия /Т.Ермолаева, С. Мещерякова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С. 110. Капитонова, Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в и
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.013 с.) |