Отделение «Психология и педагогика»,2011. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отделение «Психология и педагогика»,2011.



 

1. Основные направления и задачи деятельности психолога в сфере образования. Профессионально-этические нормы в практической деятельности психолога.

 

2. Цели и методы психодиагностики в практике психолога. Основные этапы и программа психодиагностического исследования.

 

3. Произвольное внимание как высшая психическая функция. Свойства внимания, виды и физиологические механизмы внимания. Закономерности формирования произвольного внимания в онтогенезе. Методы диагностики внимания. Диагностика нарушений внимания. Практическая значимость диагностики внимания в консультировании детей и родителей.

 

4. Общая характеристика памяти. Виды памяти. Основные закономерности запоминания. Механизмы функционирования и развития произвольной памяти. Методы диагностика памяти в практике консультирования школьного психолога. Диагностика нарушений памяти. Практические сферы применения.

 

5. Общая характеристика мышления. Виды мышления, мыслительные операции. Понятие интеллекта, виды интеллекта. Стадии развития интеллекта, по Ж.Пиаже. Диагностика мышления в практике консультирования школьного психолога. Тесты диагностики интеллекта: возможности и ограничения. Практика применения.

 

6. Общая характеристика нарушений мышления. Методы диагностики нарушений мышления. Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников по развитию мышления ребенка.

 

7. Трактовка личности в отечественной психологии. Факторы формирования самосознания, самоотношение в разных возрастных периодах: у дошкольника, у младшего школьника, у подростка, у старшеклассника. Диагностика личности, выявление проблемных зон. Психологическое просвещение родителей и рекомендации по созданию условий для оптимального личностного развития ребенка. Консультирование подростков и старшеклассников по проблемам отношений со сверстниками, родителями, учителями.

 

8. Концепции личности в гуманистической психологии \К.Роджерс, А.Маслоу\. Структура Я-концепции. Понятие конгруэнтности. Понятие самоактуализации. Личностный рост, условия способствующие личностному росту, по К.Роджерсу. Психологическое просвещение родителей и рекомендации по созданию условий для личностного роста ребенка.

 

9. Структура личности в психоанализе. Содержание, принципы функционирования, формирование в онтогенезе уровней ид, эго, супер-эго. Защитные механизмы личности, возможности их наблюдения и анализа. Психоаналитический подход в практике консультирования родителей, подростков, старшеклассников.

 

10. Комплекс неполноценности в концепции А.Адлера. Неблагоприятные ситуации детства как факторы, способствующие формированию комплекса неполноценности. Псевдокомпенсации или манипулятивные стратегии преодоления ощущения неполноценности. Рекомендации подросткам, старшеклассникам по преодолению ощущения неполноценности.

 

11. Психолого-педагогическая характеристика младенческого педиода. Ведущие виды деятельности, психологические новообразования в младенческом периоде \отечественный подход, зарубежные концепции\.. Кризис 1-го года. Консультирование родителей по созданию оптимальных психологических условий для развития психики ребенка в этом возрасте.

 

12. Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Ведущие виды деятельности, психологические новообразования раннего возраста \отечественный подход, зарубежные концепции\.. Кризис 3-х лет. Особенности психологической помощи в этом возрасте ребенку и рекомендации родителям.

 

13. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста. Новообразования в познавательной и личностной сферах \отечественный подход, зарубежные концепции\. Кризис 7-лет. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника.

 

14. Диагностика психолого-педагогической готовности ребёнка к школьному обучению. Уровни и компоненты психологической готовности ребенка к школе. Психолого-педагогическая помощь на этапе подготовки к школе.

 

15. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Новообразования в познавательной и личностной сферах \отечественный подход, зарубежные концепции\. Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника.

 

16. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Кризис эго-идентичности подростка \отечественный подход, зарубежные концепции\. Психолого-педагогическая помощь подростку. Рекомендации родителям, подросткам.

 

17. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста. Задачи развития в юношеском возрасте. Особенности психолого-педагогической помощи лицам юношеского возраста.

 

18. Общая характеристика проективных методов диагностики; их преимущества и недостатки. Выявления личностных проблем проективными методами диагностики. Проективные критерии тревожности, агрессивности, проблем в значимых отношениях в вербальных и невербальных проективных методиках.

 

19. Общая характеристика методов социальной психологии. Их применение в работе школьного психолога.

 

20. Понятие общения в социальной психологии. Социально-психологическая структура общения. Функции общения. Проблемы общения в разных возрастных периодах. Рекомендации родителям, подросткам, старшеклассникам по построению оптимального общения.

 

21. Психологические характеристики малых групп. Классификация малых групп. Стадии групповой динамики. Рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений в группе.

 

22. Конфликт: функции, структура, динамика. Характеристика стилей поведения в конфликте. Технологии разрешения конфликтов в практике школьного психолога.

 

23. Социализация как социально-психологическое явление. Этапы и институты социализации. Факторы, определяющие социализацию. Психологическое сопровождение социализации школьника.

 

24. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание. Типы родительско-детских отношений. Психологическая помощь в оптимизации этих отношений. Рекомендации родителям.

 

25. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассника. Классификации профессий. Теории профессионального самоопределения. «Треугольник профориентации». Уровни анализа принятия решения о выборе профессии старшеклассником.

 

26. Психологическое консультирование как вид отношений, как концепции воздействия. Цели и задачи психологического консультирования. Принципы построения контакта с клиентом в русле гуманистического подхода. Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психологического консультирования.

 

27. Психологический тренинг; его цели, виды, ограничения. Принципы построения тренингового пространства. Требования к личности тренера. Психогимнастика в тренинге.

 

28. Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения. Социально-психологический тренинг как метод развития коммуникативной компетености в работе со школьниками.

 

29. Гуманистическая концепция в практике психологического консультирования. Конгруэнтность, эмпатия, безусловное принятие психологом клиента как условия личностного роста.

 

30. Личностные профессионально значимые качества практического психолога. Пути их формирования. Структура профессиональной компетентности психолога.

 

31.Общая характеристика девиантного поведения, факторы его формирования. Методы диагностики. Психолого-педагогические задачи и методы коррекции девиантного поведения.

 

32. Основные теории коррекционной психологии и педагогики. Их использование в работе школьного психолога с младшими школьниками. Рекомендации родителям детей с отклонениями в психическом развитии.

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ К ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ».

ДОШКОЛЬНИКИ

1. Молодые родители жалуются на непослушание своего 3-х-летнего ребенка. Он слишком активный, подвижный, упрямый, настаивает на своем. Любые запреты вызывают у него протест, просьбы и уговоры не действуют. Не хочет подчиняться семейным правилам: отказывается обедать совместно со всеми, убирать игрушки; рвет книжки, пытается ударить родителей. Супруги просят дать совет как заставить ребенка слушаться.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации родителям.

 

2. Одинокая мама испытывает сомнения в правильности воспитания своей 5-ти-летней дочери. Девочка посещает школу бальных танцев, учится рисованию, изучает английский язык и курсы подготовки к школе. Причем занимается везде с удовольствием. У мамы нет возможности водить ребенка на занятия, поэтому ее сопровождает бабушка, которая жалуется на слишком сильную загруженность девочки серьезными занятиями. Мама просит дать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, в частности, по соответствию нагрузки возрасту ребенка.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации маме.

 

3. Ребенок старшего дошкольного возраста болезненный, не посещает детский сад, почти не гуляет во дворе со сверстниками, любит находиться дома и играть один. Родители испытывают затруднение в подготовке ребенка к школе и просят объяснить им, как лучше подготовить его к школьному обучению.

- Проанализировать проблемную ситуацию дошкольника. Дать рекомендации родителям.

 

4. Обратилась к психологу молодая мама по поводу «трудного» характера своей дочки, которой 2,5 года. Пример \один из\ конфликтной ситуации: дочка бросает \не роняет\ чашку на пол на кухне. Ей так захотелось\каприз\. При этом присутствует папа. Он говорит жене: «Убери! Что тебе трудно?»

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

5. Молодая мама обратилась к психологу по поводу «трудного» характера своего 4-х-летнего сына. Пример конфликтной ситуации: мальчик увидел в киоске новую машинку и начал настойчиво просить, чтобы ему ее купили. Машинка стоила недешево. Дома у него много машинок. Мама объяснила ему, что сейчас купить не может. Но он всю дорогу домой шел и упрямо твердил \маме\: «Машинку! Машинку! Машинку…»

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

6. К психологу обратилась мама 5-ти летней девочки, удочеренной за год до этого, с запросом – как ей реагировать на вопросы девочки, относящиеся к событиям раннего детства: «как они ходили в лес вместе с тетей, когда она была маленькая». Родная мать девочки была лишена родительских прав, и ребенок был помещен в возрасте 3-х лет в Дом ребенка. Отрывочные воспоминания о прежней жизни сопровождаются у девочки печалью. Приемная мама переживает, что для девочки очень значимо связать свою нынешнюю ситуацию с сохранившимися смутными воспоминаниями о прошлом.

- Заключение и рекомендации психолога клиентке-маме по предъявленной проблемной ситуации.

 

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

7. Учительница начальных классов обеспокоена тем, что у мальчика второклассника не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми. С ним не хотят сидеть за одной партой, не общаются на переменах, обзывают его, смеются над его внешним видом (ребенок ходит в школу недостаточно опрятным). Мальчик обижается, кидается драться, кусается, иногда плачет.

- Проанализировать проблемную\конфликтную ситуацию ученика. Дать рекомендации.

 

8. Школьный психолог в ходе планового обследования (наблюдение, анкетирование и др.) выявил нарушение взаимоотношений ученика 3-го класса с учителем. Ребенок нестандартный, одаренный, на уроках скучает, развлекается, комментируя действия учителя. Учитель раздражается, ставит двойки в журнал за поведение, снижает оценки за ответ. Опишите адекватные действия психолога. Дать рекомендации.

 

9. В четвертый класс пришла новая ученица с яркой, привлекательной внешностью. Девочки класса не приняли ее, спрятали портфель, закрыли в классе, толкнули в лужу и т.д. Родители обратились за помощью к школьному психологу, т.к. девочка отказывается ходить в школу.

- Проанализировать проблемную\конфликтную ситуацию ученицы. Дать рекомендации.

 

 

10. Мама третьеклассника жалуется на неуспеваемость ребенка по основным предметам. По словам мамы мальчик отставал в развитии от сверстников, поздно начал говорить, особые трудности испытывал со счетом. Мама затрудняется оказать помощь ребенку, просит дать рекомендации.

- Проанализировать проблемную ситуацию ученика. Дать рекомендации.

 

11. Учительница жалуется, что не может сформировать школьные навыки у первоклассника. Он не усидчив, ходит по классу во время урока, не слушает заданий и не выполняет их ни дома, ни в классе. С нетерпением ждет перемены, с удовольствием играет с одноклассниками в подвижные игры и машинки.

- Проанализировать проблемную ситуацию. Дать рекомендации.

 

12.Проблемная ситуация \обратилась мама\: девочка 9 лет, 2-й класс прогимназии \престижная школа, проходили вступительные испытания\. Учится отлично,- что является показателем высокого уровня умственных способностей, познавательной мотивации и сформированной произвольности. Их учительница перешла в другую школу. Проблема в том, что девочка в течение нескольких недель не хочет идти в школу \ октябрь-ноябрь месяц\. Девочка долго не может уснуть \мама сидит с ней до 2-3-х часов ночи\, после чего она утром либо не идет на занятия, либо идет в плохом состоянии. Снятся тревожные сны.

- Проанализировать проблемную ситуацию ученицы 2-го класса. Дать рекомендации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.034 с.)