Программ для детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программ для детей раннего возраста



Программа «КРОХА» Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
ЦЕЛЬ
   
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ (по основным сферам):
физическое
   
познавательно-речевое
   
социально-личностное
   
художественно-эстетическое
   
ПРИНЦИПЫ
   
СТРУКТУРА
   
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ
   

 

Основная литература

Белая, К.Ю. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей /К.Ю.Белая, Л.М.Волобуева, М.М.Цапенко. − М.: Чистые пруды, 2009. −32 с.

Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов: рек. УМО по спец. пед. образования /Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. − М.: Владос, 2007. − С. 37-54.

Григорьева, Г.Г. Содержание дошкольного образования в условиях его модернизации (региональный аспект) /под ред. Г.Г.Григорьевой //Современное содержание дошкольного образования: материалы конференции. − Н.Новгород: НИРО, Растр-НН, 2010. Часть I. − С. 45- 49.

Макарычева, Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика /Н.В.Макарычева. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

Марусич, М.Б. Обновленные формы взаимодействия МДОУ и семьи по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста /Н.Б.Марусич //Воспитание и развитие детей раннего возраста: материалы науч-практ. конф. /под ред. Г.Г.Григорьевой. − Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2006. – С. 181-183.

Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) /Е.А.Стребелева. – М., 1994. − 112 с.

Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решения в условиях ДОУ и семьи /К.Л.Печора. − М.:«Изд-во Скрипторий», 2006. – 96 с.

Дополнительная литература

Кротова, Т.В. Консультативные пункты для родителей детей, не посещающих ДОУ /Т.В.Кротова //Старший воспитатель. – 2008. − №4. − С. 56.

Купецкова, Е.Ф. Оптимизация деятельности педагогов групп детей раннего возраста /Е.Ф.Купецкова //Научно-практический журнал. – 2003. − №3. с. 21-28.

Современное содержание дошкольного образования: м-лы конференции. Часть I. – Н.Новгород: НИРО, Растр-НН, – 2010. – С. 16-21, 45- 49.

Евдокимова, Е.С. Организация групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста /Е.С.Евдокимова, Л.А.Сургучева //Научно-практический журнал. – 2003. – №3, с. 90-95.

Печора, К.Л. Актуальные проблемы детского возраста и возможности их решения в условиях семьи и дошкольного учреждения /К.Л.Печора //Воспитание и развитие детей раннего возраста: м-лы науч-практ. конф. /под ред. Г.Г.Григорьевой. – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2006. – С. 84-87.

Шумарина, А.П. К вопросу об интеграции общественного и семейного воспитания детей раннего возраста /А.П.Шумарина //Воспитание и развитие детей раннего возраста: м-лы науч-практ. конф. /под ред. Г.Г.Григорьевой. – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2006. – С. 153-152.

Томашева, Г. Группы кратковременного пребывания /Г.Томашева, Е.Пряничникова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №4. – С. 32.

Мещерякова С. О вариативных и альтернативных (негосударственных) формах дошкольного образования /С.Мещерякова, Т.Прокопская, С.Таскина//Дошкольное воспитание. – 2012.- № 4 - С. 39.

(http//www.infornika.ru/text/index.html)

http://www.assolmax.ru/psyholpgy/tests.shtml

http://www. telegraf/ru/misc/psyho/welcome/htm

http://www.iinsd.net/roditel/trening/kids/page main/html

Занятие 3. Особенности нервно-психического развития

Детей раннего возраста

1. Основные характеристики пренатальной (дородовой) педагогики.

2. Особенности психофизического развития детей раннего возраста.

3. Этапы и ведущие линии развития ребенка в период раннего детства (от рождения до 3-х лет).

4. Контроль за развитием ребенка в первые годы жизни. Специфика психолого-педагогической диагностики развития детей раннего возраста.

Содержание занятия

Задолго до рождения малыша, т.е. с начала зачатия, начинается его развитие, именно этот период имеет важное значение для ребенка. Не случайно в конце ХХ столетия возникла наука «Внутриутробная педагогика», которая, опираясь на открытие закономерностей развития плода, сформулировала основные правила поведения и жизнедеятельности беременной женщины.

Последующее развитие ребенка раннего возраста происходит поэтапно, в процессе которых образуются специфические личностные структуры.

Каждый возрастной этап завершается возникновением личностного новообразования, появлением нового способа опосредствованного отношения ребенка к окружающему миру и самому себе. Это определяется совокупностью трех видов отношений – к предметному миру, другим людям и самому себе.

Ведущие линии развития – это реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития (т.е. реакции и умения, которые появляются вновь, впервые и не могут развиться самостоятельно, без воздействия взрослого («комплекс оживления», ходьба, речь, игра и др.).

Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается формирование новых видов деятельности, изменение формы общения ребенка со взрослым и отношения к себе. К 3 годам возрастает стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого, осознание своего «Я», что выражается в словах «Я сам!».

Сложный процесс становления нового отношения к себе обусловливает появление «кризиса трех лет. Симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка.

Основным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса трех лет, выступает симптомокомплекс «гордость за достижение», суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Контрольные вопросы

1. 1.Докажите необходимость появления и значения нового направления педагогики – «Пренатальная педагогика».

2. Какова специфика физического развития ребенка раннего возраста?

3. Выделите особенности высшей нервной деятельности детей первых лет жизни. Какие педагогические правила воспитания необходимо соблюдать с учетом этих особенностей?

4. Укажите этапы развития детей и соответствующие каждому этапу ведущие линии развития.

5. Раскройте основные подходы к диагностике детей раннего возраста, показатели и технологии контроля за развитием ребенка.

Практические задания

1. Написать эссе-рассуждение «Социальная и психолого-педагогическая готовность (зрелость) молодых родителей к воспитанию будущего малыша». Кратко раскрыть ваше мнение о том, готовы ли современные молодые люди к воспитанию будущего ребенка, на какие проблемы, по-вашему, мнению необходимо обратить внимание.

2.Составить портфолио «Пренатальная (дородовая) педагогика», включающее подбор материала следующего содержания:

а) внутриутробное развитие ребенка;

б) «правила поведения будущей мамы»;

в) «правила поведения будущего папы».

3. Заполнить таблицу 4, обозначив ведущие линии развития соответственно этапам развития детей раннего возраста (в правом столбце).

Для выполнения этого задания ориентируйтесь на Программы образования детей раннего возраста и материалы исследований Н.М.Аксариной, Т.В.Пантюхиной, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт «Карты нервно-психического развития детей раннего возраста» (Приложение 3).


Таблица 4 – Этапы и ведущие линии развития детей раннего возраста

Этапы развития детей раннего возраста Ведущие линии развития
Первый год жизни от рождения до 2,5-3 мес. от 2,5 до 5-6 мес.   от 5-6 до 9-10 мес.   от 9-10 до 12 мес. Например: В первые три месяца жизни ведущими, определяющими развитие ребенка являются: зрительные, слуховые, эмоциональные реакции
 
 
 
Второй год жизни от 1 года до 1г. 6 мес. от 1г. 6 мес. до 2 лет  
 
Третий год жизни  

 

4. Сравните показатели нервно- психического развития детей раннего возраста в условиях семьи и ДОО (по исследованиям К.Л.Печора, 2012 г.) (рисунок 1).

1-я группа — норма;

2-я — первоначальная задержка на один эпикризный срок;

3-я — задержка на два эпикризных срока;

4-я — задержка на три эпикризных срока;

5-я — задержка на четыре эпикризных срока.

В чем, по Вашему мнению, причины наибольшего процента детей с задержками развития в условиях семьи, чем в ДОУ?


 

В ДОУ В семье Дети, поступающие в ДОУ

Рисунок 1 – Сравнительный анализ развития детей в условиях ДОУ и семьи

5. Соотнесите особенности высшей нервной деятельности (ВНД) детей и общие педагогические правила воспитания в яслях и семье (таблица 5).

 

Таблица 5 – Особенности высшей нервной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.014 с.)