Занятие 6. Социально-личностное развитие ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6. Социально-личностное развитие ребенка



1. Основные направления социально-личностного развития детей раннего возраста.

2. Взаимодействие с окружающими, общение со взрослыми и сверстниками как основа развития социальных качеств личности ребенка.

3. Организация работы в ДОУ по формированию социальных навыков детей.

4. Игра как основная форма организации деятельности детей, ее значение в социально-личностном развитии ребенка.

Содержание занятия

Основные направления социально-личностного развития ребенка включают формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

Единственным средством социализации, в котором малыш «присваивает» весь социальный опыт, является общение со взрослыми. На ранних этапах развития ребенка выделяют две формы общения (М.И. Лисина): ситуативно-личностное – от рождения до 6 месяцев; ситуативно-деловое – основной вид общения в раннем возрасте.

В развитии у ребенка положительного отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о его внешнем облике, возможностях, способностях и действиях, поощрять все его успехи. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у него полоролевой идентификации.

Формирование у детей социальных навыков составляет важную часть педагогического процесса, в ходе режимных процедур дети постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого.

Игра является основной формой организации разных видов детской деятельности и, несомненно, имеет большое значение в социально-личностном развитии ребенка. Элементы игры включаются во все виды взаимодействия педагога с детьми, в течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком.

Для развития у детей общения со сверстниками необходимо создавать условия, способствующиеналаживанию положительных взаимоотношений друг с другом: поддержание интереса к сверстникам, стимулирование эмоциональных контактов, сближающие их друг с другом, организация разных видов совместных игр, тактичное разрешение возникающих конфликтов. Важным аспектом является воспитание у малышей уважительного отношения к детям, независимо от расовой и национальной принадлежности, языка, личностного и поведенческого своеобразия.

Контрольные вопросы

1. Каково значение ситуативно-делового общения в социально-личностном развитии ребенка?

2. Что включает содержание работы педагога по формированию у ребенка положительного отношения к себе?

3. Какие педагогические приемы, способствуют развитию у ребенка представления о себе?

4. По каким направлениям осуществляется педагогическая работа по развитию общения детей со сверстниками?

5. Какими способами осуществляется развитие у детей социальных навыков?

6. Какие условия необходимо соблюдать при организации процессуальных игр?

Практические задания

1. Заполните таблицу 14, составив классификацию видов игр детей раннего возраста:

 

Таблица 14– Классификация игр для детей раннего возраста

Игры-забавы Дидактические игры Игры с сюжетными игрушками Игры-драматизации
  ? ? ? ?

2. Ориентируясь на метод комплексного руководства игрой в период ее становления (по Е.В.Зворыгиной), разработайте технологию развития процессуальной игры.

3. Заполните таблицу 15, вставив в левый столбец категории средств общения:

- экспрессивно-мимические средства,

- речевые средства,

- предметно-действенные средства в соответствии с их содержательными характеристиками.

 

Таблица 15– Основные категории средств общения

Ребенка с окружающими

Категории Содержательная характеристика
? Взгляды, улыбки, мимика, жесты, экспрессивные вокализации: -передают отношение ребенка к ситуации общения, -появляются в первые месяцы жизни
? Указательные жесты на предметы, игрушки протягивание их взрослому, вкладывание в руку, демонстрация «рисунка» действия с предметом: -выражают готовность ребенка к взаимодействию - появляются на втором году жизни
? Лепет, вокализация, автономная детская речь, практически полноценная активная речь - расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребенка

 

4. В процессе общения детей со сверстниками выделяют следующие типы поведения во взаимодействии:

- «объектное отношение»;

- «объектное общение»;

- «субъектное взаимодействие».

Соотнесите типы поведения и личностные формы проявления в поведении детей раннего возраста во взаимодействии (таблица 16).

 

Таблица 16– Типы и формы личностно-социального поведения детей

во взаимодействиидруг с другом

Типы поведения Формы личностно-социального поведения
Тип «объектное отношение» Тип «объектное общение»   Тип «субъектное взаимодействие » Сверстник как субъект деятельности; действия специфические, только для контактов со сверстником; подражание; демонстрация вещей и возможностей, «заражение» эмоциональным состоянием друг друга Сверстник — интересный объект; действия носят ориентировочно-исследовательский характер, не содержат попыток вступить в контакт, не рассчитаны на отклик. Сверстник как игрушка; действия направлены на изучение сверстника, его объектных качеств; бесцеремонны, бесчувственны к реакциям сверстника

 

5. На этапе раннего возраста в совместной деятельности взрослый нужен ребенку как:

а) партнер по игре;

б) образец для подражания;

в) эксперт по оценке умений и знаний.

Выделите проявление этих качеств из приведенной ситуации:

«Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сначала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил его на пол и отпускал.

Затем я сделал попытку научить его заводить машинку ключиком. Андрей держал автомобильчик в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было трудно, то заводил я.

Потом Андрей пытался делать это самостоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращался ко мне: «Дедик, сам!» Я заводил пружину, а Андрей ставил автомобиль на пол и пускал его. Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести его.

Лишь через 2—3 месяца он научился заводить автомобиль, производя все операции самостоятельно и лишь поглядывая на взрослого как бы в поисках оценки правильности производимого действия»

(Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1989. – С. 137).

6. Приведите пример конфликтной ситуации между детьми и проанализируйте разные способы ее разрешения.

7. Заполните таблицу 17 (в левом столбце), определив возраст ребенка в соответствии с содержательными характеристиками личностного развития на1-ом году жизни:

2 – 3 месяца;

5 – 6 месяцев;

6-9 – 10 месяцев;

10–12 месяцев.

 

Таблица 17 – Предпосылки развития личности ребенка первого года жизни

Возраст ребенка Содержательная характеристика личностного развития ребенка первого года жизни
?...мес. 1. Начало отделения себя от взрослого, попытки действовать с предметами самостоятельно: радуется при успехе в действиях с предметами, огорчается при неудачах и запретах в действии. Появляется некоторое противопоставление себя взрослым, стремление к самостоятельности, к свободе. Наступает первое проявление «своеволия» («кризис … года жизни»)
?...мес. 2. Появление ситуативно-делового общения: инициативная активность ребенка в предметно-опосредованном общении со взрослым; удовлетворение от успехов в совместных со взрослым действиях; потребность в одобрении взрослого; избирательное отношение ко взрослым: положительный эмоциональный отклик на близких людей и настороженность или избегание общения с чужими людьми.
?...мес. 3. Интерес к активному, взаимодействующему с ребенком взрослому или к старшим детям. Потребность в одобрении своих действий со стороны взрослых, что вызывает у ребенка чувство гордости, собственного достоинства. При неудаче возникает чувство огорчения, стыда. Под влиянием оценки взрослого возникает самооценка, но недифференцированная: взрослый оценивает успехи в действиях, а ребенок относит ее к себе в целом («Я хороший» или «Я плохой»). Наряду с предметной появляются разные виды деятельности и все более отчетливо проявляется самостоятельность в них.
?…..мес. 4. Инициативная активность в виде «комплекса оживления» (улыбка, гуление, двигательная активность). Данная реакция - начало обобщения ребенка с окружающими

 

Основная литература

Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: метод. пособ. /Ю.А.Афонькина. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) /Е.Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2009. – 112 с.

Воспитание детей раннего возраста: метод. пособие к программе «Кроха» /под ред. Г.Г.Григорьевой.: Нижегор. гуманит. центр, 1997. – 69 с.

Воспитание и развитие детей раннего возраста: материалы науч-практ. конф. /под ред. Г.Г.Григорьевой – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2006. – 282 с.

Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов: рек. УМО по спец. пед. образования /Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – 301 с.

Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: метод. пособие /Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.

Камаровская Е.В. Раннее развитие ребенка от рождения до 6 лет. /Е.В.Камаровская.– СПб.: – Питер, 2010. – 224 с.

Ларечина, Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года) /Е.В.Ларечина. – СПб: Речь, 2011. – 127 с.

Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособ. /Л.Н.Павлова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.

Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром /Л.Н.Павлова. –М., 1987.

Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина. – М.: Владос, 2002. – 144 с.

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: Карапуз-Дидактика, 2004. – 208 с.

Программа развития и обучения дошкольника: От 1 до 3 лет: для дошк. возраста /авт.-сост.: А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. – СПб.; М.: Изд. Дом «Нева»; ОЛМА-Пресс, 2002. – 95 с.

Развивающие игры с малышами до трех лет: попул. пособие для родителей и педагогов /сост.: Т.В.Галанова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 238 с. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).

Сорокина, Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра /Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 95 с.

Энциклопедия игр с малышом (от рождения до 3 лет). – СПб.: Питер, 2010. – 173 с.

Дополнительная литература

Афонькина, Ю. Ранний возраст: поддерживаем ребенка игрой /Ю.Афонькина, Е.Омельченко //Дошкольное воспитание. – 2011.- № 8 – С. 76.

Браткова, М. Формирование навыков самообслуживания /М.Браткова //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11 – С. 89.

Гаврилина, А. Игры с детьми раннего возраста /А.Гаврилина, В.Лукина // Дошкольное воспитание. – 2009. – №4. – С. 115.

Коротаева, Е.В. Эмоционально-развивающая среда в ДОУ для детей раннего возраста /Е.В.Коротаева //Методист ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 4.

Кузнецова, Г. Создание эмоционально развивающей среды как условие социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образова­тельном учреждении /Г.Кузнецова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №2. – С. 107.

Лазуренко, С. Как формировать у ребенка раннего возраста культуру поведения /С.Лазуренко //Дошкольное воспитание. – 2011. – №10. – С. 78.

Мишкина, Е. «В гости к нам пришел котенок». Развлечение для детей 2-3 лет /Е.Мышкина //Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 101.

Обухович, 3. «Веселый поезд». Для детей первой младшей группы /З.Обухович //Дошкольное воспитание. – 2012. – №10. – С. 93.

Приходько, О. Стимуляция познавательного и социального развития детей раннего возраста /О.Приходько //Дошкольное воспитание. – 2009. – №3. – С. 66.

Пронина, Л. Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста /Л.Пронина //Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С. 80.

Пронина, Л. Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста /Л.Пронина //Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С. 80.

Семенихина, Н. «Страна чудес». Театрализованная деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста /Н.Семенихина, И.Власова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 86.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.036 с.)