Занятие 5. Познавательно-речевое развитие ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Познавательно-речевое развитие ребенка



1. Предметно-орудийная деятельность как ведущая деятельность в развитии ребенка раннего возраста.

2. Педагогические условия формирования орудийных действий и развития познавательной активности детей в группах раннего возраста.

3. Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста.

4. Психолого-педагогические условия и организация игр-занятий по развитию речи детей раннего возраста.

5. Диагностика развития познавательно-речевой активности детей раннего возраста.

Содержание занятия

Предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем возрасте и проходит путь от неспецифических манипулятивных действий с предметами к специфическим манипулятивным действиям, а затем к собственно предметным действиям, основанным на культурных способах использования предметов.

Развитие предметного действия происходит в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым путем включения предмета в образец его правильного использования, усвоения общественной функции предмета и технически приемов его осуществления. Развитие здесь происходит путем превращения совместного действия сначала в действие, разделенное со взрослым, а затем и в самостоятельное.

Ведущая деятельность обеспечивает развитие всех сторон психики ребенка: в ней совершенствуются отдельные психические процессы; дифференцируются другие виды деятельности (процессуальная игра); формируется ситуативно-деловое общение со взрослым; происходят психологические изменения в личности ребенка (развиваются инициативность, самостоятельность, целенаправленность в предметной деятельности).

Для развития у детей предметной деятельности педагоги создают соответствующую развивающую среду. В группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий и обеспечивающие детям свободный выбор для самостоятельной деятельности с предметами в соответствии с интересами и предпочтениями.

Для развития познавательной активности педагоги знакомят с явлениями окружающего мира, организуют детское экспериментирование; вместе с детьми наблюдают за различными явлениями природы, жизнью животных и растений, деятельностью людей; беседуют с ними, читают книги, рассматривают иллюстрации на познавательные темы. В процессе экспериментирования с различными материалами, предметами, незнакомыми объектами ребенок получает новую информацию, устанавливает связи между явлениями ок­ружающего мира.

Педагоги создают условия для развития у детей речи как в повседневной жизни, так и в процессе специальных игр и занятий. Работа педагогов должна быть нацелена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, фор­мирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением. С этой целью педагоги вступают с детьми вэмоциональное и деловое общение в течение дня; организуют разнообразные игры (в том числе игры-потешки, игры-занятия с предметными и сюжетными картинками, игры, направленные на развитие мелкой моторики) читают и рассказывают сказки, стихи, истории; рассматривают и обсуждают иллюстрации к произведениям детской литературы.

Контрольные вопросы

1. Что такое предметная деятельность и орудийные действия?

2. Каковы этапы развития действий с предметами в онтогенезе?

3. Что такое процессуальная игра ребенка и какова роль автодидактической игрушки в развитии предметно-игровой деятельности?

4. Каковы основные направления влияния предметной деятельности на развитие ребенка раннего возраста?

5. Перечислите задачи и основные направления педагогической работы в сфере познавательно-речевого развития ребенка раннего возраста.


Практические задания

1. Дайте определения следующим терминам:

- «предметная деятельность» – это…

- «орудийные действия» – это…

- «специфические манипуляции» – это…

- «исследовательское поведение» – это…

- «детское экспериментирование» – это…

2. Выпишите из Программы образования детей раннего возраста (по выбору) и проанализируйте усложнение задач сенсорного воспитания в процессе развития действий с предметами детей 1-го жизни (по возрастным этапам) и содержания игр-занятий с дидактическим материалом детей 2-го года жизни.

3. Проанализируйте и сделайте выводы об особенностях развития речи детей, по приведенным данным К.Л.Печоры, в таблице 10:

 

Таблица 10 – Ситуации возникновения речевых реакций у ребенка

(второйтретий годы жизни

Ситуация Возраст (г., мес.)
1г. 3 мес. 1г. 6 мес. 1г. 9 мес. 2г. 2г. 6 мес. 3 г.
Момент сильной заинтересованности      
Действия, сопровождаемые словом      
При общении: — со взрослыми;   — с детьми  
   
Проявление познавательных потребностей в различных ситуациях      
Планирование деятельности        

 

4. Дополните схему «Этапы становления личности ребенка раннего возраста» (рисунок 2), вставив в ячейки А, Б, В формы общения соответственно этапам развития ребенка:

I. Потребности ребенка
Тепло   Еда   Гигиенический уход
 
  Потребность в общении   Потребность в получении впечатлений  
II. Формирование чувства надежной привязанности к близким III.Инициативность IV. Ребенок во власти зрительных восприятий. Кризис 1-го года   Адо 6 мес.: ?… общение  
V. Отделение себя от окружающих предметов VI. Контролирование своих действий. Опора на позицию взрослых. 2-й год   Бот 6 мес. до 2 лет: ?… общение
 
VII. Выделение себя как личности. Начало формирования «Я-концепции». Кризис 3-х лет   В с 2 до 7 лет: ?… общение  
 
                   

- Ситуативно-деловое общение

- Внеситуативно-познавательное общение

- Ситуативно-личностное общение

Рисунок 2Этапы становления личности ребенка раннего возраста

5. Раскрыть содержание (формулирование) задач развития речи детей 2-го года жизни, заполнив таблицу 11.


Таблица 11 – Содержание задач развития речи детей второго года жизни

Задачи развития речи Содержание задач
1.Звуковая культура речи  
2.Развитие словаря  
3.Формирование грамматического строя речи  
4.Развитие связной речи  
5. Ознакомление с художественной литературой  

 

6. Разработайте методические рекомендации по созданию условий для детского экспериментирования, стимулирующих самостоятельную исследовательскую активность малышей. Заполните таблицу 12, предложив разнообразные варианты игр в работе с детьми:

 

Таблица 12 – Игры, стимулирующие детское экспериментирование

Специальные «загадочные» предметы Экспериментирова ние с зеркалом, магнитом, фонариком и др. Игры с водой, красками, песком, бумагой Игры с изобразительным материалом
-музыкальные шкатулки -?.. -?..   -пускать солнечных зайчиков -?.. -?..   - мыльные пузыри -?.. -?..   -«рисование» пальчиком, ладошкой -?.. -?..  

 

7. В настоящее время очень популярны авторские технологии раннего развития. Составьте портфолио авторских методик раннего развития, проанализировав их достоинства и недостатки по схеме (таблица 13).


Таблица 13 – Анализ современных авторских технологий раннего

Развития детей

Название методики Автор Достоинства Недостатки
Обучение чтению с 2-х лет Н.А. Зайцев Методика позволяет при помощи таблиц и кубиков обучать детей чтению в раннем возрасте. Основной особенностью этой методики является то, что ребенок учится читать по складам Противоречие школьной системе обучения чтению: ребенку гораздо сложнее будет освоить обязательные фонетический и словообразовательный разборы в системе буква-слог-слово
-?..   Гленн Доман -?..   -?..  
-?..   Мария Монтессори -?.. ?..
-?.. Никитины -?.. ?..
-?.. Сесиль Лупан -?.. ?..
  и др.    

Основная литература

Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов /Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – С. 89-101, 207-217.

Ларечина, Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года) /Е.В.Ларечина. – СПб: Речь, 2011. – 127 с.

Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей /Л.А.Метиева. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.

Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: метод. пособие /Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. –152 с.

Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления /Л.Н.Павлова. – М., 2000. – 152 с.

Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром /Л.Н.Павлова. – М., 1987. – 147 с.

Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. – М.: Владос, 2002. – С. 89-124

Хохрякова, Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Ю.М.Хохрякова. – Екатеринбург, 2010. – 23 с.

Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: учеб. пособие для студентов /В.Штрасмайер. – М.: Академия, 2002. – 239 с.

Дополнительная литература

Александрова, Л. Характерно-типологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска /Л.Александрова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №12 – С. 97.

Артамонова, М.А. Цыплята на полянке (занятие для детей 2–3 лет) /М.А.Артамонова //Методист ДОУ. – 2011. – № 7. – С. 91.

Афонькина, Ю. Ранний возраст: поддерживаем ребенка игрой /Ю.Афонькина, Е.Омельченко //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8 – С. 76.

Браткова, М. Формирование навыков самообслуживания /М.Браткова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №11 – С. 89.

Браткова, М. Пути формирования предметных действий /М.Браткова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №1 – С. 83.

Валентинова, Н. Учитесь говорить с детьми /Н.Валентинова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №12. – С. 4.

Веннецкая, О. Система планирования воспитательно-образовательной работу в группах раннего возраста /О.Веннецкая, Г.Кузнецова //Дошкольное воспитание. – 2011. – №5. – С. 68.

Ермолаева, Т. Игры и задания, развивающие практические и орудийные действия /Т.Ермолаева, С. Мещерякова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С. 110.

Капитонова, Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре /Н.Капитонова, С.Сулагаева //Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. – С. 72.

Левушкина, С. Игры и упражнения в сенсорном развитии /С.Левушкина //Дошкольное воспитание. – 2012. – №11. – С. 95.

Смирнова, Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность /Е.Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №2. – С. 65.

Чумакова, И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) /И.Чумакова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. – С. 67.

Чумакова, И. Развитие речи ребенка на первом году жизни /И. Чумакова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №8 – С. 52.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.019 с.)