Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 5. Познавательно-речевое развитие ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Предметно-орудийная деятельность как ведущая деятельность в развитии ребенка раннего возраста. 2. Педагогические условия формирования орудийных действий и развития познавательной активности детей в группах раннего возраста. 3. Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста. 4. Психолого-педагогические условия и организация игр-занятий по развитию речи детей раннего возраста. 5. Диагностика развития познавательно-речевой активности детей раннего возраста. Содержание занятия Предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем возрасте и проходит путь от неспецифических манипулятивных действий с предметами к специфическим манипулятивным действиям, а затем к собственно предметным действиям, основанным на культурных способах использования предметов. Развитие предметного действия происходит в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым путем включения предмета в образец его правильного использования, усвоения общественной функции предмета и технически приемов его осуществления. Развитие здесь происходит путем превращения совместного действия сначала в действие, разделенное со взрослым, а затем и в самостоятельное. Ведущая деятельность обеспечивает развитие всех сторон психики ребенка: в ней совершенствуются отдельные психические процессы; дифференцируются другие виды деятельности (процессуальная игра); формируется ситуативно-деловое общение со взрослым; происходят психологические изменения в личности ребенка (развиваются инициативность, самостоятельность, целенаправленность в предметной деятельности). Для развития у детей предметной деятельности педагоги создают соответствующую развивающую среду. В группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий и обеспечивающие детям свободный выбор для самостоятельной деятельности с предметами в соответствии с интересами и предпочтениями. Для развития познавательной активности педагоги знакомят с явлениями окружающего мира, организуют детское экспериментирование; вместе с детьми наблюдают за различными явлениями природы, жизнью животных и растений, деятельностью людей; беседуют с ними, читают книги, рассматривают иллюстрации на познавательные темы. В процессе экспериментирования с различными материалами, предметами, незнакомыми объектами ребенок получает новую информацию, устанавливает связи между явлениями окружающего мира. Педагоги создают условия для развития у детей речи как в повседневной жизни, так и в процессе специальных игр и занятий. Работа педагогов должна быть нацелена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением. С этой целью педагоги вступают с детьми вэмоциональное и деловое общение в течение дня; организуют разнообразные игры (в том числе игры-потешки, игры-занятия с предметными и сюжетными картинками, игры, направленные на развитие мелкой моторики) читают и рассказывают сказки, стихи, истории; рассматривают и обсуждают иллюстрации к произведениям детской литературы. Контрольные вопросы 1. Что такое предметная деятельность и орудийные действия? 2. Каковы этапы развития действий с предметами в онтогенезе? 3. Что такое процессуальная игра ребенка и какова роль автодидактической игрушки в развитии предметно-игровой деятельности? 4. Каковы основные направления влияния предметной деятельности на развитие ребенка раннего возраста? 5. Перечислите задачи и основные направления педагогической работы в сфере познавательно-речевого развития ребенка раннего возраста. Практические задания 1. Дайте определения следующим терминам: - «предметная деятельность» – это… - «орудийные действия» – это… - «специфические манипуляции» – это… - «исследовательское поведение» – это… - «детское экспериментирование» – это… 2. Выпишите из Программы образования детей раннего возраста (по выбору) и проанализируйте усложнение задач сенсорного воспитания в процессе развития действий с предметами детей 1-го жизни (по возрастным этапам) и содержания игр-занятий с дидактическим материалом детей 2-го года жизни. 3. Проанализируйте и сделайте выводы об особенностях развития речи детей, по приведенным данным К.Л.Печоры, в таблице 10:
Таблица 10 – Ситуации возникновения речевых реакций у ребенка (второй – третий годы жизни
4. Дополните схему «Этапы становления личности ребенка раннего возраста» (рисунок 2), вставив в ячейки А, Б, В формы общения соответственно этапам развития ребенка:
- Ситуативно-деловое общение - Внеситуативно-познавательное общение - Ситуативно-личностное общение Рисунок 2 – Этапы становления личности ребенка раннего возраста 5. Раскрыть содержание (формулирование) задач развития речи детей 2-го года жизни, заполнив таблицу 11. Таблица 11 – Содержание задач развития речи детей второго года жизни
6. Разработайте методические рекомендации по созданию условий для детского экспериментирования, стимулирующих самостоятельную исследовательскую активность малышей. Заполните таблицу 12, предложив разнообразные варианты игр в работе с детьми:
Таблица 12 – Игры, стимулирующие детское экспериментирование
7. В настоящее время очень популярны авторские технологии раннего развития. Составьте портфолио авторских методик раннего развития, проанализировав их достоинства и недостатки по схеме (таблица 13). Таблица 13 – Анализ современных авторских технологий раннего Развития детей
Основная литература Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов /Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – С. 89-101, 207-217. Ларечина, Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года) /Е.В.Ларечина. – СПб: Речь, 2011. – 127 с. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей /Л.А.Метиева. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие: метод. пособие /Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. –152 с. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления /Л.Н.Павлова. – М., 2000. – 152 с. Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром /Л.Н.Павлова. – М., 1987. – 147 с. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. – М.: Владос, 2002. – С. 89-124 Хохрякова, Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /Ю.М.Хохрякова. – Екатеринбург, 2010. – 23 с. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: учеб. пособие для студентов /В.Штрасмайер. – М.: Академия, 2002. – 239 с. Дополнительная литература Александрова, Л. Характерно-типологические особенности речевого развития детей раннего возраста группы социального риска /Л.Александрова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №12 – С. 97. Артамонова, М.А. Цыплята на полянке (занятие для детей 2–3 лет) /М.А.Артамонова //Методист ДОУ. – 2011. – № 7. – С. 91. Афонькина, Ю. Ранний возраст: поддерживаем ребенка игрой /Ю.Афонькина, Е.Омельченко //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8 – С. 76. Браткова, М. Формирование навыков самообслуживания /М.Браткова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №11 – С. 89. Браткова, М. Пути формирования предметных действий /М.Браткова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №1 – С. 83. Валентинова, Н. Учитесь говорить с детьми /Н.Валентинова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №12. – С. 4. Веннецкая, О. Система планирования воспитательно-образовательной работу в группах раннего возраста /О.Веннецкая, Г.Кузнецова //Дошкольное воспитание. – 2011. – №5. – С. 68. Ермолаева, Т. Игры и задания, развивающие практические и орудийные действия /Т.Ермолаева, С. Мещерякова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С. 110. Капитонова, Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре /Н.Капитонова, С.Сулагаева //Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. – С. 72. Левушкина, С. Игры и упражнения в сенсорном развитии /С.Левушкина //Дошкольное воспитание. – 2012. – №11. – С. 95. Смирнова, Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность /Е.Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2009. – №2. – С. 65. Чумакова, И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) /И.Чумакова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. – С. 67. Чумакова, И. Развитие речи ребенка на первом году жизни /И. Чумакова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №8 – С. 52.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.01 с.) |