Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста
Похожие статьи вашей тематики
Фамилия, имя ребенка __________________________
Сфера наблюдения
| Дата, возраст
ребенка
| Режим дня
| •Хорошо засыпает
•Хорошо ест
|
|
|
|
|
| Навыки
самообслуживания
| •Стремится к самостоятельности
|
|
|
|
|
| Преобладающее
настроение
| •Бодрое, жизнерадостное
• Спокойное
• Подавленное, тревожное
|
|
|
|
|
| Отношение к себе
| • Узнает себя на фотографиях, в зеркале.
• С удовольствием разглядывает свои
изображения.
• Демонстрирует взрослому свои умения, достижения.
• Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого)
|
|
|
|
|
| Общение со
взрослыми
| • Проявляет инициативу.
• Откликается на предложения взрослого о совместной деятельности.
• Выполняет просьбы.
• Учитывает оценку взрослого в своей деятельности.
• Легко вступает в контакты с посторонними взрослыми
|
|
|
|
|
| Общение со
сверстниками
| • Проявляет доброжелательность.
• С интересом наблюдает за другими детьми
• Играет рядом со сверстниками.
• Играет вместе со сверстниками.
• Принимается детьми в игру.
• Охотно участвует в групповых занятиях
|
|
|
|
|
| Действия с
предметами
| • Радуется новым игрушкам, играм, занятиям.
• Проявляет любознательность.
• Знает назначение бытовых предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением.
• Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-то делом.
• Проявляет настойчивость в достижении результата, имеет любимые игрушки, игры и занятия
|
|
|
|
|
| Игра с
сюжетными
игрушками
| • Охотно играет с сюжетными игрушками вместе со взрослым.
• Умеет играть самостоятельно.
• Умеет использовать предметы-заместители
|
|
|
|
|
| Речь
| • Понимает речь взрослого.
• Лепечет.
• Говорит
|
|
|
|
|
| Художественно- эстетическая
деятельность
| • Проявляет интерес к книжкам, любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации к книгам.
• Любит рисовать.
• Любит играть с музыкальными игрушками.
• Любит танцевать
|
|
|
|
|
|
Приложение 8
Диагностическая карта ребенка при поступлении в ДОО
Ф. И. ребенка _____________________________
Возраст ребенка к моменту поступления
в детский сад _____________________________
Дата поступления ________________________
Обследуемые характеристики
| Результаты обследования
| 1. Семейный портрет:
• состав семьи;
• образование родителей;
• жилищные условия;
• материальное положение;
• психологический климат
|
| 2. Уровень физического развития
(норма, выше нормы, ниже нормы)
|
| 3. Общее состояние здоровья
(заболевания в днях за год):
• профиль заболеваний
|
| 4. Группа здоровья (I-V)
|
| 5. Уровень развития моторики:
а) степень освоенности основных движений;
б) уровень развития мелкой моторики
и координации движений
(соответствует норме, выше, ниже нормы);
в) качества (соответствие с нормой):
• быстрота;
• выносливость;
• сила;
• ловкость;
• гибкость
|
| 6. Общение:
• со сверстниками;
• со взрослыми (норма или отклонения)
|
| 7. Особенности нервно-психического развития
(соответствие возрастным показателям):
• внимание;
• память;
• мышление;
• речь
|
| 8. Интересы и склонности
|
| 9. Привычки
|
| 10. Культурно-гигиенические навыки
|
|
Приложение 6
Параметры определения готовности поступления ребенка в детский сад
(разработаны доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Печорой К. Л.)
Фамилия, имя ребенка __________________________
№
| Параметры
| Дополнительный вопрос
к матери ребенка
| Баллы
|
|
|
|
| 1. Поведение
| 1.1
| Настроение:
• бодрое,
• уравновешенное,
• раздражительное, неустойчивое
| Какое из перечисленных
настроений преобладает?
|
| 1.2
| Сон (длительность):
• соответствует возрасту;
• не соответствует возрасту
| Какова длительность сна?
|
| 1.2.1
| Засыпание
Длительность:
• быстрое, до 10 минут,
• медленное
| Как засыпает ребенок?
|
| 1.2.2
| Характер:
• спокойный,
• неспокойный
| Каков характер засыпания?
|
| 1.2.3
| • с дополнительными воздействиями;
• без дополнительных воздействий
| Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?
|
| 1.3
| Аппетит:
• хороший,
• избирательный, неустойчивый,
• плохой
| Какой аппетит у ребенка?
|
| 1.4
| Отношение к высаживанию на
горшок:
• положительное,
• отрицательное
| Как ребенок относится к
этой процедуре?
|
|
| 1.5 Навыки опрятности:
• просится на горшок,
• не просится, но бывает сухой,
• не просится, ходит мокрый
| Какими навыками опрятно-
сти владеет ребенок?
|
|
| 1.6 Отрицательные привычки:
• есть (какие?),
• нет
| Есть ли отрицательные привычки (сосет пустышку, палец, раскачивается и т. д.)?
|
| 2. Нервно-психическое развитие (НПР)
| 2.1
| Возраст 1 г. 6 мес.-2 г.
• Понимание речи
• Движения
• Игра
• Навыки
| Показатели НПР выявляются методом диагностики,
которую проводят старший
воспитатель или психолог
|
|
|
|
|
| Продолжение приложения
|
|
|
|
| 2.2
| Возраст 2 г.-3 г.
• Активная речь
• Сенсорное развитие
• Движения
• Игра
• Навыки
• Конструирование
• Изодеятельность
| Соответствует возрасту – 3 балла.
Ниже на один эпикризный срок – 2 балла.
Ниже на 2-3 эпикризных срока – 1 балл.
Оценивается каждая линия развития, затем высчитывается средний балл
|
| 3. Личность
| 3.1
| Проявление познавательных
потребностей
|
|
| 3.1.1
| В повседневной жизни:
• Проявляет,
• недостаточно проявляет,
• не проявляет
| 1) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?
2) Интересуется действиями взрослых?
3) Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив?
|
| 3.1.2
| При обучении:
• проявляется интерес, активность;
• недостаточно проявляет,
• не проявляет
| Проявляет ребенок интерес
к занятиям?
|
| 3.2
| Инициативность
|
|
| 3.2.1
| Инициативность в игре:
проявляет инициативность по всем указанным параметрам.
1) Умеет сам найти для себя дело:
• да,
• нет.
2) Есть фаза подготовки игры
• самостоятельно,
• с помощью взрослого.
3) Есть элементы воображения:
• да,
• нет.
4) Умеет решать проблемы в игре (1,6мес)
• да,
• нет
| Алгоритм обработки данных
см. пункт 2.2
|
| 3.2.2
| Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:
• вступает в контакт по своей инициативе,
• сам не вступает в контакт
|
|
| 3.2.3
| Инициативность во взаимоотношениях с детьми:
• вступает в контакт по своей инициативе,
• сам не вступает в контакт
|
|
|
|
|
|
| Окончание приложения
|
|
|
|
| 3.3
| Результативность:
• всегда доводит начатое дело
до конца,
• не всегда,
• не доводит
| Доводит ли начатое дело до
конца?
|
| 3.4
| Самостоятельность в игре:
• умеет играть самостоятельно
в отсутствии взрослого;
• не всегда,
• не играет сам
|
|
| 3.5
| Социальные связи со взрослыми
|
|
| 3.5.1
| Социальные связи со взрослыми:
• легко идет на контакт,
• избирательно,
• трудно
| Каковы контакты со взрослыми?
|
| 3.5.2
| Контакты с детьми:
• вступает легко,
• избирательно,
• трудно
| Каковы контакты с детьми?
|
| 3.5.3
| Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:
• есть,
• недостаточно,
• нет
|
|
| 3.5.4
| Уверенность в себе:
• есть,
• не всегда,
• нет
|
|
| 3.5.5
| Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:
• да,
• не всегда,
• нет
| Адекватно ли воспринимает ребенок оценку своей деятельности со стороны взрослого?
|
| 3.5.6
| Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.)?
Как перенес?
• да,
– перенес легко (3 балла),
– перенес тяжело (1 балл),
• нет (не оценивается)
|
|
| 3.5.7
| Аффективная (чрезмерная) привязанность к кому-либо из взрослых (не оценивается)
| К кому именно?
|
|
Средний балл – 2,7
Вывод: готов к поступлению в детский сад
|
Примечание
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение оцениваются в баллах.
Если графа предусматривает 3 показателя, то оценка такая:
норма – 3 балла,
с отклонениями – 2 балла,
плохо – 1 балл.
Если графа предусматривает 2 показателя, то:
первый показатель – 3 балла,
второй – 1 балл.
Чтобы определить прогноз адаптации, готовность ребенка к поступлению в детский сад по среднему числу баллов, нужно прежде всего вывести средние показатели по всем
трем блокам:
1 блок – поведение,
2 блок – уровень нервно-психического развития,
3 блок – личность.
Для того чтобы вывести средний показатель по каждому блоку, надо:
общее количество баллов в каждом блоке (1, 2, 3) разделить на количество вопросов в каждом блоке.
Получив данные по каждому из блоков, мы сможем увидеть:
- какой из них самый слабый,
- где ребенок больше всего отстает.
Там, где показатели выходят на единицу, даются назначения и рекомендации
как для родителей,
так и для воспитателей.
Затем сумму трех средних показателей блоков надо разделить на три (так как у нас всего три блока), получаем средний показатель готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Таким образом, прогноз адаптации определяется по среднему числу баллов:
3-2,6 баллов – готов к поступлению в д/с;
2,5-2 баллов – условно готов;
1,9-1,6 балла – не готов.
Учебное издание
Горюнова Татьяна Максимовна
ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Учебно-методическое посибие
Редактор Е.М.Кузьмина
Технический редактор Л.М. Бывшева
Подписано в печать 21.02.2014 Формат 64/84х16 Усл.печ.л.5,4 Тираж 500 экз. Заказ 43
Издательство НГПУ, 603004 Н.Новгород, ул. Челюскинцев, 9
Отпечатанов РИЦ «Полиграф» НГПУ им. К.Минина
603004 Нижний.Новгород, ул. Челюскинцев, 9
|