Занятие 7. Художественно-эстетическое развитие в раннем детстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 7. Художественно-эстетическое развитие в раннем детстве



1. Роль взрослого в развитии у детей эстетического отношения к миру у детей раннего возраста.

2. Подготовка детей к художественно-эстетической деятельности в раннем детстве.

3. Приобщение детей раннего возраста к изобразительной деятельности.

4. Приобщение детей к музыкальной культуре.

5. Театрализованная деятельность в раннем возрасте.

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти эстетические впечатления обогащают их эмоциональную сферу, ложатся в основу формирования художественного вкуса, стимулируют творческую активность.

Важнейшая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит взрослым. Педагоги привлекают внимание детей к красоте окружающего мира, в доступной форме:

- знакомят с произведениями литературы и искусства;

- пробуждают и поддерживают интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности при ознакомлении с разнообразными материалами, средствами;

- используют множество игровых приемов для стимуляции детского воображения, вовлекая в разные виды деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций).

С целью поддержания интереса у детей к музыке педагоги в условиях детского сада используют следующие формы:

- предоставляют детям возможность слушать фрагменты классических и народных музыкальных произведений;

- экспериментировать с разнообразными музыкальными игрушками и инструментами;

- побуждают детей отображать музыкальные образы в движениях, пении;

- создают условия для приобщения детей к музыкально-театрализованной деятельности;

- организуют просмотр спектаклей, инсценировок, используя разные виды театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.) и привлекая малышей к посильному участию в разыгрывании сказок, потешек, стишков.

Это интересно знать

Интерес представляют исследования М.Ю.Нильсен, направленные на изучение у детей третьего месяца сроков первоначальных проявлений музыкальности, особенно в области ведущих способностей музыкального слуха и способности к эмоциональному отклику на музыку.

(Нильсен М.Ю. Исследование становления и развития музыкальных проявлений детей от двух до двенадцати месяцев //Эстетическое воспитание в условиях развитого социалистического общества. — М., 1975).

В исследовании участвовали восемь детей третьего месяца жизни. Лежащему на спине ребенку предъявлялось звучание металлофона, на котором воспроизводился звук ре — около его правого уха, затем ре4 выше головы. Ребенок поочередно фиксировал взглядом место источника звука. Данные упражнения проводились каждый день. После пяти, шести дней данных упражнений дети безошибочно переводили взгляд в сторону источника звука.

В процессе исследования М.Ю.Нильсен были получены следующие результаты. Способность к слуховой дифференциации была выработана у всех восьмерых обследовавшихся детей на третьем месяце их жизни. Уже на этом этапе раннего развития можно было установить индивидуальные различия музыкальных проявлений у детей. В среднем дети на третьем месяце жизни различали октаву (ре -ре4), на пятом — септиму (ре3до4), на седьмом — сексту (мидо4), на девятом кварту (фаси). Эта общая картина в значительных пределах варьировалась у разных детей, но в целом была наиболее типичной. Данное исследование блестящее доказательство очень больших возможностей ребенка в области сенсорных способностей, что простейшие компоненты музыкального слуха начинают функционировать буквально с первых месяцев жизни ребенка.

Уже в раннем детстве закладываются основы восприимчивости детей к музыке. Эти факты служат определенным основанием для утверждения необходимости раннего музыкального воспитания, и в первую очередь развития музыкального восприятия, так как дети на первом году еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается художественно-эстетическое развитие детей в раннем возрасте?

2. Какие приемы используют педагоги для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру?

3. Охарактеризуйте развивающую среду, способствующую приобщению детей к разным видам художественно-эстетической деятельности.

4. Назовите приемы, пробуждающие у детей интерес к участию в разных видах художественно-эстетической деятельности.

5. Каким образом педагоги могут стимулировать развитие у детей творческого воображения?


Практические задания

1. Заполните таблицу 18, соотнесите приведенные в правом столбце задачи музыкального воспитания детей второго года жизни с соответствующими видами музыкальной деятельности ( в левом столбце ):

- слушание;

- пение и подпевание;

- образные упражнения;

- музыкально-ритмические движения

Таблица 18– Виды и задачи музыкального воспитания детей второго года

Виды Задачи музыкального воспитания
? Развитие умения чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет)
? Стимулирование самостоятельной активности детей (звуко подражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок)
? Совершенствование движений под музыку, формирование умения выполнять их самостоятельно
? Содействие возникновению чувства радости от восприятия музыкального произведения, желания дослушать его до конца. Помощь:- в различении тембрового звучания музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта); - в показе инструмента (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию. Развитие у детей музыкальной памяти

 

2. Развитие художественного образа в раннем детстве имеет свою специфику. Система занятий, разработанная И.А.Лыковой, на начальных этапах ознакомления с художественным материалом предлагает привлечение детей к различным видам деятельности с этим материалом:

- ассоциации;

- манипулирование (спонтанное экспериментирование);

- переход к изображению.

Соотнесите содержательные характеристики детской деятельности с ее видами в таблице 19.

 

Таблица 19 – Виды деятельности детей с художественным материалом и их содержательная характеристика

Характеристика деятельности детей с художественным материалом Виды деятельности
Ребёнок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия»: - бумага лёгкая, плоская, она мнётся, рвётся, скручивается, её можно смять в комок и бросить, в воде она намокает; - глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как «комочек» (объемна), но её тоже можно изменить: оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий ?....
В какой-то момент при манипулировании с художественными материалами у ребёнка возникают ассоциации: «Похоже на змею», «Ой, как будто телефон!», «Посмотрите, у меня лодка получилась», «Как плюшка» и т. д. Взрослый «наталкивает» ребёнка на эту идею - поиск связи образов с картинами из окружающего мира («Что это у тебя получилось?» или «На что это похоже?») и тем самым ускоряет переход с доизобразительной ступени на изобразительную ?....
Отпечатки (следы) на снегу и песке дают ребёнку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определённую информацию. Дети изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Отпечатки разных предметов – пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек – вызывают желание угадывать и загадывать загадки для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем ещё можно оставить такой «след»?» ?....

3. Подберите предлагаемый репертуар (последний столбец в таблице 20) к организации различных видов театрализованной деятельности детей 3- го года жизни (используйте содержание одной из образовательных программ художественно-эстетического воспитания детей раннего возраста)


Таблица 20 – Виды театрализованной деятельности детей 3- го года жизни

Виды театра лизованной деятельности Задачи воспитания Средства воплощения Предлагаемый репертуар
От 1 г- до 2 лет (1 квартал)
Театрализованные игры Знакомить детей с приемами кук-ловождения пальчикового театра Игрушки пальчикового театра (вязаные)   «Коза — хлопота» «Баю-баюшки-баю», «Пальчик-мальчик» (русск. нар. потеки)
Мини-игры-спектакли Заинтересовать в просмотре пока­за взрослыми небольших сценок, спектаклей с использованием малых фольклорных форм, авторских рассказов и стихотворных текстов Комплекты к спектаклям пальчикового театра, куклы атрибуты, необходимые для проведения развлечений «Игрушки» (А. Барто) «Цыпленок и утенок» (В. Сутеев) «В гости к кукле Кате» (по замыслу педагога)
Самостоятельная театрально-игровая деятельность Создавать условия для проведения самостоятельной театрально-игровой деятельности: внесение в групповую комнату игрушек пальчикового театра, вовлечение детей в этот вид деятельности, закрепление полученных знаний на занятиях Игрушки пальчикового театра. Мягкая игрушка Репертуар по выбору воспитателя
с 2 до 3 лет (III квартал)
Театрально-игровое творчество Знакомить детей с театром народной игрушки, с приемами кукловождения. Побуждать детей проявлять самостоятельность, выдумку в действиях с игрушкой. Использовать народные сказки на диалогической основе. Проводить праздники и развлечения при активном участии детей Куклы театра народной игрушки. Потешки, песенки. Фонограмма. Театр народной игрушки. Костюмы, шапочки, театральные куклы, атрибуты, декорации ?....
Самостоятельная театрально-игровая де­ятельность Внести в групповую комнату комплекты к спектаклям театра народной игрушки, фланелеграф Куклы театра народной игрушки. Картинки для фланелеграфа ?....
         

 

4. Проведите сравнительный анализ программ художественно-эстетического воспитания детей раннего возраста, заполнить таблицу 21 по предложенной схеме.
Таблица 21 – Сравнительный анализ программ художественно-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.008 с.)