Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование концентрации средств массовой информацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правительства демократических стран обеспокоены концентрацией собственности на газетном рынке, что, по их мнению, опасно для общества, потому что сосредоточение средств массовой информации в руках некоторых лиц или групп ограничивает плюрализм мнений и подрывает конституционные основы свободы слова. Именно поэтому правительства осуществляют как правовое регулирование собственности на средства массовой информации, так и специальные программы содействия печатным изданиям. В течение последних 40 лет в центре внимания мирового и европейского сообщества находятся проблемы концентрации средств массовой информации - опасного экономического явления, которое имеет такие негативные последствия как ограничение свободы слова, плюрализма мнений и т.п. Концентрация средств массовой информации наблюдается во всем мире. Как экономическое явление концентрация средств массовой информации имеет объективную причину - изменения материально-технической базы средств массовой информации, характерные для массовых коммуникаций всех развитых стран (прежде всего, создание и внедрение новых способов телекоммуникаций), что, в свою очередь, объективно приводит к централизации капиталов, вращающихся в сфере массовых коммуникаций, к выходу конкуренции в средствах массовой информации на качественно новый уровень, к формированию мощных информационно-финансовых групп с собственными корпоративными интересами.
Концентрация средств массовой информации происходит в различных формах. Имеет место так называемое перекрестное владение (между телевизионным и радиовещанием, между телерадиовещанием и периодическими печатными изданиями), вертикальная интеграция в сфере средств массовой информации (т.е. вложения капитала в организации, связанные с основным бизнесом), а также проникновение иностранного капитала.
В разных странах процессы концентрации средств массовой информации происходят по-разному, а также по-разному ведется борьба с этими процессами. Так, в США основными средствами государственного противостояния монополиям и концентрации средств массовой информации являются антитрастовые законы, которые неоднократно использовались американскими судами.
Как отмечается в ряде документов Европейского Союза, потенциальным недостатком действующих в Европе моделей правового регулирования плюрализма средств массовой информации является их склонность концентрировать внимание исключительно на традиционных средствах массовой информации. Да, есть несколько случаев возникновения узловых проблем в области новых коммуникационных технологий и услуг, таких как контроль над системами доступак цифровому телевидению. Кроме того есть опасность того, что технологическая конвергенция между отраслями вещания, телекоммуникаций и компьютерных технологий может способствовать созданию господствующего положения на рынке и развития концентрации средств массовой информации.
Государства - участники Европейского Союза должны принять законодательство, направленное на предотвращение и противодействие концентрации, которая может угрожать плюрализму средств массовой информации на национальном, региональном или местном уровнях. В своем законодательстве или процедурах регистрации, лицензирования или похожих процедурах государствам следует предусмотреть возможность определения максимальных уровней государственного контроля для того, чтобы ограничить влияние, которое коммерческая компания или группа может оказывать в одном или нескольких секторах средств массовой информации. Такие уровни, например, могут принимать форму максимальной доли аудитории, или основываться на доходе / обороте коммерческих компаний в сфере средств массовой информации. Также предусматривается ограничение доли капитала в коммерческих компаниях средств массовой информации. При установлении уровней воздействия государства должны учитывать объем рынка средств массовой информации и уровень имеющихся на нем ресурсов. Компании, достигшие разрешенного уровня влияния на рынке, не должны получать на нем дополнительных лицензий. Кроме указанных мероприятий, национальные органы, отвечающие за выдачу лицензий, в частности вещателям, при осуществлении своих функций должны обращать особое внимание на содействие плюрализму средств массовой информации.
Государства - участники Европейского Союза рассматривают возможность создания специальных органов в сфере средств массовой информации, наделенных правом противодействовать слияниям компаний и другим операциям по концентрации, что грозит плюрализму средств массовой информации, или правом наделения такими правами уже действующих органов регулирования языкового сектора. В случае, если государства не считают это целесообразным, органы власти, которые занимаются общими вопросами конкуренции, должны обращать особое внимание на плюрализм средств массовой информации при проверке слияния компаний или других операций по концентрации в секторе средств массовой информации. Государства-участники должны принять особые меры в тех случаях, когда вертикальная интеграция - то есть осуществляемый отдельной компанией или группой компаний контроль за ключевыми секторами производства, вещания, распространения и смежных видов деятельности - может стать угрозой для плюрализма.
Следует отметить, что кроме общих наработок, в отдельных европейских странах осуществляется достаточно детальное регулирование этой проблемы особыми законодательными актами о средствах массовой информации. Так, например, правительство Австрии субсидирует все ежедневные газеты для того, чтобы помочь им выжить на рынке прессы, и тем самым поддерживает существование широкого спектра мнений. Кроме того, действует специальная программа поддержки нескольких небольших газет, которые играют особенно важную роль в формировании различных политических мнений. Шведское правительство финансирует так называемые газеты "второго ряда" (которые занимают второе место по тиражам). Кроме того, в североевропейских государствах оказывается финансовая поддержка партийным изданиям, религиозной прессе.
Правовое регулирование осуществляется с помощью общих и специальных антитрастовых законов. Так, в Великобритании министр торговли имеет право ограничивать концентрацию прессы в одних руках. Без его согласия невозможна передача издания (при тираже свыше 500 тыс.экз.) в собственность другому лицу, если в результате передачи новый владелец может закрыть газету или поглотить ее конкурирующим изданием. Кроме того, английский закон о вещании (1990 г.) ограничивает покупку средств массовой информации разных видов одним лицом. Законодательство Германии гарантирует плюрализм печатных органов как важнейший фактор свободы прессы путем запрета монополии. В федеральном законе о монополии есть специальные положения, позволяющие осуществлять контроль за малыми и средними объединениями в сфере средств массовой информации. Согласно ему Федеральное агентство по монополиям может запретить слияние компаний.
Правительство Канады ограничило право собственности в области средств массовой информации установлением определенной доли на рынке Других рекомендаций по ограничению концентрации нет. Но правительство имеет право рассматривать собственность с точки зрения объединенного закона о ревизии и препятствовать образованию монополии, если ее формирование может нанести вред канадскому обществу. В Нидерландах нет специального правового регулирования собственности на средства массовой информации. Однако правительство рассматривает проекты регулирования прессы, для того, чтобы один собственник не мог обладать слишком большой долей средств массовой информации на рынке.
В США пресса на общих основаниях является объектом регулирования со стороны антитрастовых законов или корпоративных законов штатов. Электронные средства массовой информации являются объектом специального нормативного регулирования, косвенно касается это и печатных средств массовой информации (например, правило "один на рынке", запрет на одновременное владение одним лицом газетой и телерадиостанцией в одном месте или на одном информационном рынке).
К 1995 году в США действовали законодательно установленные национальные и местные ограничения на владение теле-или радиостанциями. Так, например, в общенациональном масштабе разрешалось владеть 12 телестанциями (14, если дополнительные две станции контролируются расовыми меньшинствами), и эти станции не имели права включать более 25% национальной аудитории (30%, если принадлежат расовым меньшинствам). Владелец местного телевидения обязан не перекрывать частот станций общественного владения "степени А" (68-74 dBu в зависимости от частоты станции).Что касается радиостанций, то в общенациональном масштабе разрешалось владеть не более 20 AM и 20 FM станциями (или 25 AM и 25 FM станциями, контролируемыми меньшинствами или малым бизнесом). На небольших рынках (14 и менее станций) не более трех станций одного владельца могли составлять не более 50% станций на рынке. На крупных рынках (15 и более станций) не более четырех станций одного владельца могли охватывать не более 25% местной аудитории.
Рассматривая регулирования концентрации СМИ, следует отметить, что государственная монополия в области средств массовой информации в демократических странах также рассматривается как нарушение конституционного права на свободу слова. Правительства, регулирующие концентрацию средств массовой информации, действуют согласно Декларации о средствах массовой информации и правах человека, принятой ПАСЕ, где указывается, что независимость средств массовой информации должна быть защищена от угрозы со стороны монополий, а также ни частные предприятия, ни финансовые группы не должны иметь права на монополию в области прессы, радио или телевидения, и не следует позволять образование монополии, подконтрольной правительству.
Несмотря на все разногласия применяемых мер, можно выделить общие экономические подходы к урегулированию процессов концентрации средств массовой информации: · ограничение концентрации в области периодической печати осуществляется в зависимости от объемов тиража и его доли в общенациональном тираже или тиражев регионе; · ограничение доли в акционерном капитале; · ограничение числа лицензий у одного лица; · регулирования перекрестного владения; · ограничение доли иностранного капитала; · обеспечение прозрачности средств массовой информации (публикация годового финансового отчета, список основных акционеров, информации о продаже крупных пакетов акций и т.д.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.109 (0.011 с.) |