Концепция государственной информационной политики России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция государственной информационной политики России



 

Разрабатывается с 1997 года по поручению Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации совместно с Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы и другими ведущими научно-исследовательскими институтами России.В конце 1998 г. Постоянная палата по государственной информационной политики Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации приняла Концепцию государственной информационной политики. Чуть раньше эта Концепция была принята Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи.

 

Цель Концепции заключается в определении целей, задач и объектов государственной информационной политики, разработке и анализе основных направлений и механизмов ее реализации, анализе результатов ее влияния на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и в начале XXI веке.

 

Объектами государственной информационной политики являются:

· информационные ресурсы;

· информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

- информационные, телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации;

· производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг;

· научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникации и связи;

· рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг;

· домашняя компьютеризация;

· политика в сфере массовой информации;

· информационное право;

· системы обеспечения информационной безопасности;

· взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями.

 

Кроме того, в Концепции рассматривается влияние государственной информационной политики на различные сферы общественной жизни, а также актуальные проблемы построения в России информационного общества.

 

Сфера применения Концепции - конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формирования единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное сообщество.

 

Исходные данные для разработки Концепции - Конституция РФ, "Декларация прав и свобод человека и гражданина", Федеральные законы "О информации, информатизации и защите информации","О средствах массовой информации","Об участии в международном информационном обмене","О связи","О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации","О государственной тайне","Об информационном обеспечении органов государственной власти Российской Федерации", Гражданский кодекс Российской Федерации, а также другие законодательные акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам построения информационного общества и формирования информационно-телекоммуникационного пространства, результаты аналитических и прогностических исследований процессов информатизации в России.

 

В Концепции отмечается, что в течение многих лет государственная информационная политика охватывала преимущественно проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В последние 2-3 года содержание государственной информационной политики было несколько расширено и в него были включены отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности. Начиная с начала 90-х годов параллельно формулируются и развиваются принципы и положения государственной политики информатизации. Основное содержание этой политики сводится с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и развития информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была полностью отделена от политики, проводимой государством в области средств массовой информации, связи и телекоммуникаций.

 

Новый импульс государственная политика информатизации получила лишь в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического развития и сохранения статуса мировой державы. Решение этой масштабной задачи способствовало переходу от политики информатизации к информационной политики, включающей в себя геополитические, внешнеэкономические, социально-экономические, научно-технические и культурные аспекты развития страны.

 

В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна быть инструментом укрепления связи центра и регионов, который обеспечивает проведение единой политики государства на всей территории страны. Необходимость решения таких масштабных задач требует управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронной электронном и печатных средств массовой информации.

 

Исключительное значение для выработки адекватных времени представлений об информатизации, политику информатизации и государственную политику в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Это движение опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии обусловили бурное распространение глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, что открывает принципиально новые возможности международного информационного обмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействие электронных средств массовой информации на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Это движение концептуально и практически определяет формирование мирового информационного пространства. При этом, отмечается в Концепции, Россия как субъект геополитики, государство, обладающее развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатском пространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это дало бы ей возможность стать ключевым звеном мирового информационного пространства.

 

Однако на механизмы реализации и выбор первоочередных практических мероприятий государственной информационной политики сейчас накладывается отпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики России, его сердцевины - высокотехнологичних отраслей промышленности. Производство информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи является ведущим ее элементом. Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезные научно-технические наработки, для информатизации чрезвычайно важным оказывается усиление роли государственного регулирования.

 

Государственная информационная политика должна стимулировать рост производства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктов и услуг и одновременно платежеспособный спрос на них. Вместе с тем, практическая реализация государственной информационной политики в современных российских условиях требует проведения широкой психологической кампании по поддержке ее основных положений общественным мнением, разъяснений ее социальной направленности, доказательства ее обоснованности.

 

Литература

1. Закон Украины "Об информации" / / Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР) - 1992 - № 48 - Ст 650 (Вводится в действие Постановлением BP от 021092 № 2658-12 / / ВВР - 1992 - № 48 - Ст 651

2. Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по результатам парламентских слушаний"Проблемы информационной деятельности, свободы слова, соблюдения законности и состояние информационной безопасностиУкраины"/ / ВВР - 2002 - № 2 - Ст 2002. – №2. – Ст. 5.

3. Закон Украины "О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания" / / Ведомости Верховной Рады - 1997 - № 48 - Ст 296 (с изменениями, внесенными согласно Законам № 134-XIV, № 762-IV (762-1 15) от 15052003 / / ВВР - 2003 - № 30 - Ст 24703. – №30. – Ст. 247.)

4. Указ Президента Украины "О подготовке предложений по обеспечению гласности и открытости деятельности органов государственной власти" от 17 мая 2001 № 325/2001

5. Указа Президента Украины "О некоторых мерах по защите государственных информационных ресурсов в сетях передачи данных" от 24 сентября 2001 №891/2001

6. Указ Президента "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 31 октября 2001 года" О мерах по совершенствованию государственной информационной политики и обеспечению информационной безопасности и Украины"от 6 декабря 2001 № 1193/200001 р. №1193/2001.

7. Указ Президента Украины "О дополнительных мерах по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти" от 1 августа 2002 № 683/2002

8. Указ Президента Украины "О Совете по вопросам информационной политики при Президенте Украины" с изменениями, внесенными Указом Президента от 9 сентября 2002 № 812/2002

9. Положение о Совете по вопросам информационной политики при Президенте Украины Утверждено Указом Президента Украины от 3 апреля 2001 № 230/2001

10. Положение о Государственном комитете телевидения и радиовещания Украины Утверждено Указом Президента Украины от 27 августа 2003 № 920/2003

11. Положение о Государственном комитете связи и информатизации Украины Утверждено Указом Президента Украины от 3 июня 1999 г. № 601/99

12. Положение о Главном управлении информационной политики Администрации Президента Украины Утверждено распоряжением Главы Администрации Президента Украины от 7 октября 2002 г. № 60

13. Положение о Департаменте специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБ Украины Утверждено Указом Президента Украины от 6 октября 2000 № 1120/2000

14. Постановление Верховной Рады Украины "Об итогах парламентских слушаний" Общество, средства массовой информации, власть: свобода слова и цензура в Украине"/ / Ведомости Верховной Рады - 2003 - № 16 - С В. 1303. – №16. – Ст. 130.

15. О итогах работы Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины в 2003 году и основные задачи на 2004 год. Доклад Председателя Комитета И.С. Чижа

16. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1239 от 25 января 2001 года "Свобода слова и убеждений и функционирования парламентской демократии в Украине"

17. Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2000 г" - К, 2001 - С 47-64

18.Европейских выбор: Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 - 2011 годы Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины

19. Кучма Л.Д. Украина: продвижение в XXI век. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы / / Нацию превозносят большие цели и дела - М.: Пресса Украины, 2000 - С 23-94

20. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Право на информацию. Свобода слова, мысли, свободного выражения

21. Выступление председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации Александр Зинченко Парламентские слушания по вопросам информационной деятельности и свободы слова (16 января 2001 года)

22.Доклад Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации Николая Томенко / / Парламентские слушания "Стратегия развития телерадиоинформационного пространства Украины"

23. Отчет Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания за 2001 г.

24. Концепция государственной информационной политики. Государственная Дума Российской Федерации

25. Концепция национальной информационной политики Украины

26 Концепция развития государственной информационной инфраструктуры. Государственный комитет связи и информатизации Украины

27. Почепцов Г.Г., Чукут С.Л. Информационная политика: Учебное пособие - М 1 - М: УАДУ, 2002 - 96 с

28. Почепцов Г.Г. Введение в информационных войн - К: Киевский университет, 1999 - 60 с

29. Почепцов Г.Г. Информация

30. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций - К: Киевский университет, 1999 - 238 с

31. Чукут С.А. Генезис духовной культуры (управленческий измерение) - М.: Изд-во УАДУ, 1999 - 256 с

32. Чукут С.А. Роль современных средств массовой информации в процессах государства (отдельные аспекты) / / Вестник УАДУ - 1999 - № 3 - С 158-167



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.015 с.)