Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы повышения эффективности информационной операции

Поиск

 

Информационные операции стали сегодня важной частью военной стратегии. Уже Р.Никсон считал, что доллар, вложенный в пропаганду, важнее доллар, вложенный в вооружения, поскольку он начинает работать сразу. Однако мы еще не достаточно понимаем, что несут с собой эти новые возможности влияния. Апологет этого направления в США В.Швартау заявляет: "Большинство людей и, разумеется, большинство в Вашингтоне, не представляют себе, какие проблемные вопросы следует поставить ради создания национальной информационной политики" * 192. Перед обществом (особенно это касается стран с переходной экономикой) стоят задачи стабилизации. Среди них - создание новой макроидентичности * 193. В странах СНГ практически остановился переход от типа "советский человек" к новым типам идентичности, включая вхождение в различные добровольные ассоциации, тогда как в США в подобные ассоциации входят почти 75% населения, т.е. создается более многослойная и, следовательно, более стабильная структура.

* 192: Schwartau W An introduction to information warfare / / War in the information age: new challenges for US security policy - Washington etc, 1997 - P 59

* 193: Авраамова EM Формирование новой российской макроидеы тичности / / Общественные науки и современность - 1998 - № 4

 

Коммуникативная система не хаотична, не случайна: он постоянно перестраивается, приобретая более оптимальной формы. Какие факторы влияют на увеличение влияния?

 

Фактор эквивалентности

Страны, находящиеся на постиндустриальном уровне развития, одинаково готовы к воздействию через однотипную роль информационной составляющей. В то жевремя страны, которые еще не достигли подобного уровня, не имеют информационных точек уязвимости. Однако они, в свою очередь, могут влиять на постиндустриальные страны на равных. Как пишут Р.Пфальцграфф и Р.Шульц "постиндустриальные общества более зависимы от информации, станут наиболее уязвимыми в информационной войне" * 194.Однотипно, например, действуют террористы, для которых взаимодействие со СМИ становится сегодня обязательным элементом стратегии.

* 194: Pfalzgraff RL, jr, Shultz RH Future actors in changing security environment / / War in the information age; new challenges for US security - Washington etc, 1997 - P 14

 

Фактор социальной среды

Человек, испытывающий влияние информационной операции, принимает решение не сам по себе, а с учетом своей социальной среды. Американцы во время войны во Вьетнаме учитывали этот фактор: многие не дезертировали, пока не получали подтверждения от родственников или друзей, что правительство Вьетнама выполнит свои обещания относительно хорошего поведения и других аспектов программы амнистий * 195. Следовательно, речь идет о том, что следует учитывать имеющиеся социальные сети влияния, строя свою коммуникацию с учетом уже имеющихся взаимоотношений.

* 195: Katz PP Communication theory and research and their application to psychological operations 11 Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 26

 

Коммуникации имеют социальный характер, что должно приниматься во внимание при планировании взаимодействия. Задачей становится превращение массовой коммуникации в конкретное принятия решения на индивидуальном уровне.

 

Фактор визуального доминирования

Последние информационные кампании доказали важность контроля именно визуальной составляющей коммуникации. С одной стороны, телевидение стало доминантным среди других СМИ по воздействию на массовое сознание. Кроме того, визуальное сообщение не только лучше воспринимается и дольше сохраняется в памяти, но и воспринимается как истинное ("лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать").Вербальное сообщение обязательно проходит соответствующую проверку на степень соответствия реальности при обработке его человеком. Военные действия в Персидском заливе продемонстрировали результаты такого контроля: не было фотографий разбитых американских танков или убитых / раненых солдат. Контроль над визуальной картинкой привел к ее отсутствия в телевизионных новостях, что отразилось в порожденни компьютерной анимации в новостях.

 

Фактор тематического доминирования

Коммуникация приспосабливается к тем темам, которые являются основными для определенного контекста. Например, в истории бывшего СССР в период перестройки такой темой был экономический вопрос: политические требования пропагандистски связаны с уровнем жизни. Немного гиперболизируя, можно сказать, что такой объект, как колбаса стал одним из основных факторов внедрения демократии. Это особенно выгодно в агрессивной среде, под которой мы понимаем коммуникативную среду, где действуют сообщения противоположного содержания. При насыщенности аргументами одной ниши произошел переход в другую нишу, которая была свободной. При этом в массовом сознании произошел переход от одной ниши в другую в результате лозунги типа "Кто съел мое мясо?" находят свою реализацию там, где слабые позиции противника.

 

Фактор доминирования формы

В пропагандистском сообщении "работает" как содержание, так и форма. В некоторых случаях удачная форма сообщения становится основным фактором влияния, поскольку на первых этапах весьма важным является привлечение внимания и сообщению, что делает форма, которая также способствует запоминанию сообщения. В этом можно увидеть сближение с сакральными и поэтическими текстами, которые могут влиять одной лишь формой.Этот тип воздействия применяется человечеством с древних времен, он обязательно должен учитываться и при планировании современных информационных кампаний.

 

Фактор несоответствия собственной и чужой коммуникации

Объектом воздействия психологических и информационных операций - принципиально "не собственное население". Существует соответствующая неэквивалентность, не всегда учитывается теми, кто планирует такого типа коммуникации. Например, анализ действия северовьетнамской пропаганды показал неэффективность использования в ней стандартных с точки зрения внутренней аудитории терминов, например "американские империалисты" * 196. У немцев во время второй мировой войны такой темой, которая не сработала при пропаганде был "капиталистический еврейский мятеж". Теряется эффективность действия пропаганды также при сильном завышении своих позиций (и соответствующем занижении позиций противника).

* 196: Herz MF Lessons form VC / NVA propaganda / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 126

 

Фактор неоднородности аудитории

Даже аудитория противника только кажется однородной, на самом деле это не так. Например, анализ немецких военнопленных во время Второй мировой войны показал, что только 10% из них в действительности были фанатичными нацистами, к ним еще следует добавить 25%, которые могут быть признаны как нацисты с некоторыми оговоркамии * 197.

* 197: Katz PP Intelligence for psychological operations / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 126

 

Фактор перевода в действие

Речь идет о переводе коммуникативного сообщения в действие, т.е. перевод вербального сообщения в невербальное. Это касается не только противника, гражданских лиц тоже готовят к возможным варианту поведения после заключения мира, чтобы предотвратить разрушение гражданских коммуникаций и ограблению ресурсов. Для перевода вербального сообщения в невербальное характерно столкновение двух разных норм, что необходимо учитывать при создании пропагандистских посылов.

 

Фактор опровержения контраргументов

Пропагандистское сообщение следует формулировать таким образом, чтобы опровергнуть возможные контраргументы, заранее предвидя их. Уведомление должно содержать два принципиально разных уровня: аргументацию и одновременно контраргументацию. Это очень важно, поскольку такое сообщение попадает в массовое сознание в условиях, когда против него действует много других сообщений. Может быть только одна возможность коммуникативного контакта, которую должно быть использовано максимально, в том числе возлагая на нее функции второго этапа коммуникативного контакта, сразу отвечая на возможные возражения со стороны аудитории. Два варианта коммуникации должны присутствовать уже в исходном пропагандистском сообщении, поскольку оно может оказаться единственным.

 

Фактор детализации контекста

Следует как можно лучше знать контекст, в котором происходит коммуникация и принимается решение. П.Катц говорит в этом плане о работе со всеми носителями такой информации, включая туристов. "Специфическая и детализированная информация необходима по широкому кругу вопросов, включая личную безопасность, ограничения на поездки, полицейские методы и средства наблюдения, роль религии и религиозных лидеров, традиционные в противовес "прогрессивным", социальные модели, роль малого предпринимательства в "новом социальном порядке", запрета на коммуникативные процессы, "тон социального контроля", роль образования в "новом ряду", степень и уровень социальных услуг" * 198 В подобных списках одним из важных пунктов приемлемых для данного общества коммуникативные модели. Для США главным источником такой информации является ЦРУ и военная разведка, а также ЮСИА.

* 198: Katz PP Intelligence for psychological operations / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 148

 

Приведем типы вопросов для определения модели общества * 199.

· * 199: Askenasy AR, Orth RH Psyop field research / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 163-165

 

· Какие основные вопросы волнуют местное население?

· Касаются эти проблемы всех или только отдельных сегментов населения?

· Может ли эта проблема использоваться противником?

· Какие идеи находят эмоциональный отклик в обществе?

· Какова степень влияния на коммуникации политических доктрин или религиозных догм?

· Какие виды музыки, литературы, драмы, живописи и других культурных символов вызывают эмоциональный отклик в обществе?

· Кто является ключевыми коммуникаторами для религиозного деятеля, политического деятеля, учителя, рабочего, фермера, бизнесмена, полицейского, военного?

· Каковы надежды людей на будущее?

· Что считается возможными и приемлемыми целями жизни?

· ли жители страны ощущают свою принадлежность к единому этнического общества?

· Какие ценности оправдывают существование системы социальной стратификации?

· Какие элементы общества будут против изменений классовой стратификации и почему?

· Кто считается виновным за соответствующие проблемы в стране и почему?

· Как относится население к оппоненту в целом?

· Какие изменения в мыслях происходили в последнее время или после соответствующих действий или событий?

· Какие связи могут быть установлены между изменениями в общественном мнении и событиями или действиями?

· Какой уровень эффективности оппозиционной пропаганды?

· На какие подгруппы делится населения по отношению к соответствующим вопросам?

· Какие точки уязвимости и чувствительности целевых групп с позиции мотивирующих тем или тем, которых следует избегать?

· Какие СМИ являются эффективными средствами коммуникации для конкретных групп?

· Какие коммуникации признаются группой как достоверные?

· К каким моделей поведения можно убедить перейти целевую группу?

· Существует культ героизма о военных?

 

В этих вопросах интересным является детализация, которая ведет к построению конкретной модели общества, где четко выделены сегменты с принципиально иным поведением.

 

Фактор различия визуальных и вербальных сообщений

Визуальные характеристики ориентированы на действие, на отражение внешности, дополнительных черт, которые не всегда имеют вербальное отражение. Всеволод Мейерхольд подчеркивал необходимость владения рисунком для режиссера: "До размещения людей на сцене можно применить или метод упрощения (в связи с примитивным декоративным панно, как фоном), или метод "скульптурный" ("без декораций", как в "Жизни Человека" в моей инсценировке)" * 200.

* 200: Мейерхольд Be О театре - СПб, 1913 - с 87

 

Информационные войны существенно усиливают сильного игрока и ослабляют слабого противника, поскольку воспользоваться их преимуществами можно только на другом цивилизационном уровне. Если информационные войны и психологические операции направлены на чужую аудиторию, то такая профессия, как спин-доктор, возникает для работы в информационном пространстве собственного государства. Спин-доктор работает над тем, чтобы направить общественно на мысль по тем или иным направлениям. Он особенно важен в тех ситуациях, когда общественная мысль пошла искривленным путем через неправильное поведение лидеров, несанкционированные утечки информации и т.д., т.е. спин-доктор работает прежде всего с негативными ситуациями. Страны СНГ столкнулись лишь с одной стороной этого явления - войной компроматов. Но не менее важен и гораздо сложнее другой аспект этой проблемы - исправления ситуации, возникшей вследствие изменения общественного мнения в нужную сторону. Г.Курц видит важность "спин-войн" в том, что для большинства людей национальная политика не имеет никакого значения в их повседневной жизни * 201. Двум сторонам - нападающему и защитнику - приходится прилагать сверхусилия, чтобы привлечь внимание населения к своим проблемам. Причем возможно применение методов из сферы информационных войн, где выделяются операции сокрытия и бессилия * 202. Первые имеют целью введения в заблуждение информационных систем противника, вторые - их перегрузки. Очень часто в нашей политической жизни используется первый метод.

* 201: KurtzНSpincycleHowtheWhiteHouseandthemediamanipulatethenews - NewYork, 1998 - P 191

* 202: Vickere The revolution in military affairs and military capabilities / / War in the information age: new challenges for US security policy - Washington etc, 1997 - P 39

 

Следует признать, что работа спин-доктора не была новой для советской системы. Одной из основных функций спин-доктора считается создание соответствующих ожиданий события до ее наступления. Этим инструментарием в совершенстве владела и советская система. Например, западные исследователи определяют такую схему типичной советской информационной кампании * 203:

· * 203: Kelly C The retreat from dogmatism; populism under Khrushchev and Brezhnev / / Russian Cultural Studies - Oxford, 1998 - P 270

 

- идентификация недостатков системы посредством опубликования в прессе многочисленных писем трудящихся;

- принятие резолюции, направленной на искоренение определенных недостатков;

· рапорты местных руководителей об успешном проведении кампании

 

Здесь есть также, хотя и весьма условно, учет мнения населения в качестве отправной точки для принятия решения

В итоге мы можем представить как основную такую схему влияния: переход от одной системы к другой - от системы информации в систему действия. Информация ® Действие

 

Такой переход требует соответствующего перекодировки одного типа сообщения в другой. Для упрощения перекодировки следует опираться на те или иные имеющиеся в обществе сети, под которыми мы понимаем пути распространения информации, характерные для этого общества. Назовем некоторые из них.

 

Социальные сети, к которым относятся ключевые коммуникаторы, а также сети обсуждения, в рамках которых информация преобразуется из публичной в индивидуальную. Информация не будет эффективной, если она не сопровождается следующим обсуждением.

 

Коммуникативные сети как приемлемые для того или иного общества способы получения и предоставления информации. Основным, как в этом, так и в других случаях, становится совпадение с существующими в данном обществе или его в сегментах путями передачи информации.

 

Сети достоверности, где происходит не потеря, а усиление достоверности сообщения, когда, например, требуется не преувеличивать дальнейшее "хорошее поведение" в случае сдачи в плен или не приуменьшать профессиональные умения противника. Соответствующие источники сообщений (например, радиопередач Би-Би-Си) также могут иметь заранее заданной достоверностью.

 

Р.Маклаурин говорит о достоверности как о непосредственной операционной цели психологической операции. "Все психологические операции пытаются установить достоверность сообщения, коммуникатора и, обычно и, того и другого. Достоверность является ключевым фактором в психологических операциях, имея кратковременное и долговременное значение в поддержании конкретной операции" * 204. Достоверность вообще реально становится довольно динамичной категорией, ведь одно и то же сообщение, которое поступит от различных коммуникаторов, имеет разную достоверность для аудитории.

* 204: McLaurin RD Objectives and policy: the nexus 11 Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 107

 

В принципе, выбор оптимального пути следования сообщения обусловлен именно тем, чтобы его эффективность в результате повысилась, а не осталась постоянной или снизилась, например, вследствие передачи этого сообщения.

 

Учет перехода от информации к действию выдвигает на первый план типы сообщений, которые имеют непосредственную связь с действиями. Например, открытка, в которой рассказывается о следующей бомбардировке, будет иметь максимальную эффективность. Этой открытке ничего не может противопоставить противоположная сторона, что говорит о снижении контрпропагандистской активности в этом случае.

 

Особое внимание уделяется средствам получения информации, имеющимся в данном обществе, потому что выше обозначили как коммуникативные сети. В схемах планирования американских психологических операций предлагается уделять внимание данному вопросу * 205:

· * 205: Katz PP Intelligence for psychological operations / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 130

 

· Как информация попадает к людям?

· Кто зависит от радио, газет или иных индивидов в получении информации?

· Кто и когда слушает радио?

· Кто ходит в кино?

· Кто и какие журналы читает?

 

Кстати, П Катц также говорит о вышеупомянутую характеристику достоверности, когда подчеркивает, что необходимо понимать, каким типам сообщений будут верить больше всего, какие типы сообщений воспринимаются аудиторией и ведут к желаемым действиям. Это также связано с тем, что сообщения должны соответствовать групповым стандартам. Есть даже такой удачный термин, как информационное поведение * 206, с помощью которого можно характеризовать всю эту сферу.

* 206: Askenasy AR Orth RH Psyop field research / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New York, 1982 - P 180

 

Выделяютстратегическиеитактическиепсихологическиеоперации. В некоторых случаях разница между ними весьма условна, в других, наоборот – существенная. "Хотя стратегические и тактические психологические операции совпадают во многих конкретных случаях, важна существенная концептуальная разница между коммуникациями на поддержку долгосрочных государственных интересов и на поддержку ближайших наступательных операций." * 207 Это касается также использования тех или иных аргументов для оказания воздействия на населения в различные периоды.

* 207: McLaurin RD Objectives and policy: the nexus / / Military propaganda Psychological warfare and operations - New Yonc, 1982 - P 110

 

Мы постепенно переходим к выяснению информационных составляющих общества, что дает возможность разработки как операций по защите своего собственного информационного пространства, так и наступательных операций, знаниео которых тоже необходимо в современном обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.233 (0.015 с.)