Особенности радиопропаганды как асимметричного информационного действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности радиопропаганды как асимметричного информационного действия



 

Мы должны признать радиопропаганду принципиально асимметричной, поскольку ведение пропагандистского вещания на другую страну связано не только с его полным политическим и экономическим несоответствием тому, что обычно слышит человек, но и с тем, что по законам пропаганды нельзя отвечать на выступления "вражеских голосов", чтобы не привлекать к ним внимания. В то же время тематически эти передачи ориентированы на другие типы сообщений, которых нет внутри страны, поскольку повторение привело бы к тому, что их просто никто бы не слушал. Таким образом, можно говорить о трех принципиальных асимметриях, связанных с международным радиовещанием: неэквивалентность стран вызывает несоответствие картин мира и интерпретаций событий, невозможность ответа через другие СМИ, а также расхождение сообщений.

 

Важность этой стороны пропаганды демонстрирует война в Югославии 1999 г., когда радио-и телецентры также стали объектами нападения войск НАТО. Параллельно была развернута сеть радиопередатчиков с введением двадцатичетырехчасового вещания странами НАТО.

 

В истории радиовещания именно бывший Советский Союз впервые применил радиовещание для решения международных вопросов: это было в 1926 г.во время конфликта с Румынией по Бессарабии. В 1922 г., когда начались первые трансляции, Москва имела самый мощный передатчик в мире. В 1929 г. радио Москвы вело передачи на четырех языках, в 1933 – одиннадцатью. Запад воспринимал это как призыв к революции в своих странах.

 

Особое значение имело радио и для Германии.В 1938 г. Геббельс раздал в Австрии 25 тыс. приемников, настроенных на немецкие станции, чтобы организовать пропагандистское обеспечение "аншлюса". Для Геббельса именно радио было основным средством пропаганды. Раздача приемников с одной частотой затем использовалась во время войн во Вьетнаме и Персидском заливе. В Японии во время второй мировой войны были запрещены коротковолновые радиоприемники, как, кстати, и в бывшем СССР во время войн.

 

Уже во время "холодной войны", когда применялось глушение радиопередач на языках народов СССР, Би-Би-Си учитывало, что сообщения на английском языке все равно слушают наиболее образованные граждане. Именно Би-Би-Си удерживало пальму первенства в моделировании своей объективности и обеспечении соответствующего уровня доверия слушателей (хотя английский исследователь Г.Ронсли справедливо подчеркивает: "Достоверность, баланс и правда используются для продажи политического сообщения так же, как и открытые пропагандистские техники" * 208. Этот статус Би-Би-Си подтверждается и тем, что советские войска в Афганистане создавали слухи, подавая их именно как сообщение Би-Би-Си.Во событий в Венгрии в 1956 г. люди тоже верили сообщениям, поступавших от Би-Би-Си. В бывшем Советском Союзе Би-Би-Си рассматривалось как значительно менее пропагандистски насыщенный источник. Моделирование достоверности, объективности, но со стороны "враждебного"голоса, тоже можно рассматривать как необычный вариант, значит, это опять асимметричный ресурс.

* 208: Rawnsley GJD Radio diplomacy and propaganda The BBC and VOA in international politics, 1956-1964 - Houndmills etc, 1996 - P 10

 

Асимметричность выступает как непредсказуемая действие, на которое трудно дать симметричный, то есть предполагаемый, ответ. В этом отношении большие возможности для влияния оказывают кризисные ситуации. Их главным информационным фактором следует признать информационный вакуум, поскольку происходят запоздалые реагирования и действия со стороны властных структур. Недостаток информации компенсируют слухи и сообщения чужих радиостанций.

 

Вспомним восстание 1956 г. в Венгрии. Оно началось с мирной, но многолюдной демонстрации в поддержку ситуации в Польше, направлявшейся к монументу генерала Берна, который был поляком. На этой демонстрации не было ни антикоммунистических, ни антироссийских лозунгов. Но неправильно ориентированый венгерский премьер выступил по радио с речью, которая усилила враждебные настроения. Хаотические выстрелы полностью изменили ситуацию. Это было 23 октября, и в слухах, которые в тот вечер распространились в Будапеште, говорилось, что выстрелы были произведены советскими войсками. На самом деле советские войска появились там лишь на следующий день - 24 октября.

 

Созданный информационный вакуум заполнялся из информационных источников других стран. ЦРУ пускало воздушные шарики с открытками: "Венгры за свободу - Все свободное куда венгров". Исследование ЮСИА в Австрии среди венгров, перешедших границу, показало, что 80% венгров слушали передачи "Голоса Америки". Г.Ронсли в этом случае сомневается в таких больших процентов, объясняя это тем, что исследования велись за американские средства. Но следует отметить, может, действительно среди тех, кто переходил границу, эта доля могла быть такой большой, но она была другой среди оставшихся в Венгрии. Радиовещание в этом случае выступало как асимметричное средство, так как подобной информации нельзя было услышать из источников, контролируемых властью.

 

В результате информационной кампании венгры реально были выведены против советских танков, ведь им было подано информацию о последующей поддержке Западом их действий. Но этого не произошло. После этого специальная комиссия ООН изучала эту проблему и пришла к выводу, что соответствующие намеки были сделаны западным радиовещанием. Заключение самого Запада для себя было таким: пропагандисты и политики должны координувать свои действия, чтобы не создавать подобных инцидентов. Кстати, силу пропаганды со стороны Советского Союза они как раз видели в наличии такой координации.

 

Однако почти та же модель влияния повторилась в 1961 г. во время десанта на Кубу в заливе Свиней. Никто не просчитал достаточно понятных психологических последствий этого вторжения. Ведь оно имело смысл лишь при дальнейшей поддержке его кубинским народом, чего не случилось. О сомнительности такой поддержки говорила военно-морская разведка и соответствующие исследования ЮСИА. Но никто не хотел этого слушать, ЮСИА вообще было отстранено, его руководитель Эд Мурроу узнал о начавшемся вторжениитолько от журналистов. Советник Кеннеди А.Шлезинджер говорил, что если бы он увидел эти данные морской разведки, вторгжения бы не произошло. Данные ЮСИА тоже говорили о поддержке Ф.Кастро его народом. В результате, как считает Запад, СССР получил пропагандистскую победу, не потратив для этого ни цента.

 

США сразу получили для себя уроки из этой неудачи, Эд Мурроу стал членом специальной группы, которая проводила работу против Кастро, членом Совета национальной безопасности. Он стал директором новостей CBS, заменив направление пропаганды "Голоса Америки" на "третий мир" с провозглашения успехов свободного предпринимательства, на разъяснение американской роли в мире.

 

Когда возник кризис 1962 г., связанный с размещением советских ракет, и началась блокада Кубы, в разъяснении одного из руководителей ЮСИА по поводу выступления Дж. Кеннеди уже говорилось о таких пропагандистских целях:

· получить понимание и поддержку кубинцев по поводу блокады и возможных дальнейших действий;

· убедить кубинскую оппозицию не взаимодействовать с режимом Кастро и прекратить преждевременные и неэффективные восстания

 

Кстати, война в Косово также сразу вызвала необходимость разъяснения причин бомбардировок не только международному сообществу, но и населению Югославии.Из-за погодных условия 2 млн. листовок, были унесены на территорию Венгрии (Комсомольская правда - 1999 - 9 апреля).

 

Во время вьетнамской войны тоже были примеры асимметричных действий. Председатель вьетнамского подразделения ЮСИА Дж Меклин предложил выделить из числа целевых групп интеллигенцию, студентов и средний класс, чтобы проецировать их недовольство на широкую аудиторию Северного Вьетнама. Мы считаем это тоже асимметричной действием, поскольку ощущения одного слоя общества начинает подаваться как ощущение всей нации. Такое "усиление"только одного голоса реально делает из диалога монолог. Во Вьетнаме Дж. Меклин повторил выделение наиболее неудовлетворенной части общества по аналогии с другими социалистическими странами. Интересным также было его решение направлять пропаганду не только на Север, но и на Юг. Те же пропагандистские темы должны были иметь смысл и для Южного Вьетнама.

 

Эта пропагандистская война в итоге была проиграна: "Голос Америки" не имел того уровня доверия, который давал бы ему возможность выполнять свои задачи. Американские аналитики считают в этом случае, пропаганда выигрывает, когда она поддержана победами на поле боя, сама по себе пропаганда не способна заменить плохую политику.

 

Интересно также посмотреть на реальные установки, по которым планировалось проведение пропаганды и радиовещания, например, в 1956 г. в Венгрии * 209:

· * 209: Rawnsley GD Radio diplomacy and propaganda The BBC and VOA in international politics, 1956-1964 - Houndmills etc, 1996 - P 83

 

· Надо подчеркивать догматическую и непрофессиональную сущность коммунистической доктрины.

· Следует делать сравнения между "свободным" миром и коммунистическим блоком, например, задавать вопрос: "Какой была бы Венгрия, если бы она не была коммунистической?"

· Пропаганда должна рассказывать о международных организациях, в которых Венгрия могла быть вовлечена, не будь в советском блоке.

· Надо демонстрировать эксплуатацию со стороны Советского Союза стран-сателлитов и пренебрежение ими.

· Максимально освещать события в Польше и Венгрии.

· Пропаганда должна демонстрировать доказательства наличия диссидентства в Венгрии.

 

Что именно дает нам возможность говорить об асимметричном характере этих информационных действий?

 

Методы реструктуризации коммуникативного пространства

 

Психологические / информационные операции прежде используют имеющееся информационное пространство, опираясь на эффективные коммуникационные потоки, которые уже есть в нем. Изменения в это пространство можно внести двумя путями:

1) изменив набор сообщений;

2) изменив организацию самого пространства

 

Примером первого варианта может служить сравнение газет до периода перестройки, периода перестройки и сегодня. Такое сопоставление продемонстрирует резкие тематические смены наполнения газет, которые произошли за это время. Вспомним также войну компроматов, которую тоже можно рассматривать как вариант тематической смены. Еще одним вариантом подобного преобразования является изменение приоритетности сообщений: нужному сообщению предоставляется больше внимания, одновременно это снижает уровень внимания к сообщениям, которые являются неинтересными с точки зрения пропагандиста. То же используется и в случае подачи негатива: властные структуры могут подать негативное для них сообщение вместе с другим, тоже отрицательным, а не вызвать всплеск негативной внимания дважды.

 

Одновременно, и более эффективно, можно осуществить изменения, перестроив само информационное пространство. Рассмотрим некоторые возможные варианты этих изменений.

 

· Расширение контекста: когда одной группе общества СМИ предоставляют право голоса за счет других. В речи на социалистические страны в период вьетнамской войны пропагандисты предоставляли слово, например, интеллигенции, чье недовольство ситуацией проецировалось на все общество, при этом голос малой доли общества становился голосом всего общества, было выгодно для пропагандистских целей.

 

· Замедление / ускорение информационных процессов: в зависимости от потребностей некоторые информационные процессы можно замедлить, другие – ускорять. В результате происходит ускорение / замедление нужных для коммуникатора процессов.Например открыв страну для новостей из одной части земного шара, мы ускоряем выработку общих ценностей и идеалов. Другой пример, замедлив процесс книгоиздания, создание собственной кино-и телепродукции, мы останавливаем процессы собственного осмысления ситуации, принимая интерпретации других сторон, чью продукцию мы потребляем.

 

· Замена ключевых коммуникаторов: как пишется в американском уставе по психологическим операциям, если ключевые коммуникаторы не работают на нужные цели, их следует заменить, предоставив обществу других ключевих коммуникаторов. Соответственно, каждая резкая смена выдвигает новые типажи ключевых коммуникаторов. Например, период перестройки выдвинул журналистов, писателей на новые для них политические позиции.

 

· Создание пассивного большинства: телевидение ориентировано на фактический материал, поступающий из различных источников, из него невозможно самому воссоздать ясную картину мира. Соответственно, как правдивая воспринимается лишь та картина, которую хотят дать коммуникаторы. Такая интерпретация воспринимается как единственная возможность, сразу запоминается.

 

· Переориентация текста из внешних ориентиров на внутренние: большее влияние имеет сообщение, созданное исходя из внутренних интересов самой аудитории, поэтому даже американские открытки времен войны в Персидском заливе рассказывали об арабском братстве. В пропаганде против Вьетнама тоже разыгрывалась "китайская карта" - делались ссылки на старого врага Вьетнама Китай, что это он заинтересован в войне. В американском уставе по психологическим операциям приводится пример использования фольклорных персонажей в борьбе с повстанцами в Азии.

 

· Переход информации личного плана в публичный дискурс: "чужие" радиостанции всегда отличались тем, что выдавали информацию, которая была принципиально запрещенной, например, подробности из жизни советского высшего света. Англичане во время второй мировой войны имели станцию Gustav Siegfried Eins, которая использовалась как источник "черной" пропаганды * 210.К примеру, после допросов пленных немецких подводников компрометирующая информация о некоторых немецких военных и чиновниках пошла в эфир, следствием чего были отставки или самоубийства.

· * 210: Taylor РМ Munitions of the mind A history of propaganda from the ancient world to the present day - Manchester etc, 1996 - P 226-226

 

· Использование мифологических матриц для осмысления новых ситуаций: речь идет об использовании имеющихся мифологических матриц для усиления влияния на население. Например, Г Ронсли считает, что освещение венгерского кризиса было более удачным, чем освещение суэцкого кризиса того же года. Это связано с тем, что предмет освещения был понятным для пропагандистов, что позволило говорить на языке черно-белых оценок. Кроме того, демонизация Нассера не удалась, хотя осуществлялась по той же модели, поскольку Нассер не воспринимался как противник в чистом виде, как это было с Советским Союзом.

 

· Попытки представления информации целыми блоками: непонятные большинству населения темы (вроде "валютного коридора") принципиально не подлежат собственному осмыслению и обработке, они входят в массовое сознание только вместе, записываются в неизменном виде в памяти. Постоянное повторение таких тем способствует блочному их запоминанию. Кстати, по этим же методам работают тоталитарные секты, когда подают свою информацию: непонятные тексты все равно запоминаются, но без соответствующего осмысления.

 

Большая часть из этих принципов имеют асимметричный характер, то есть неожиданными со стороны получателя информации, что в свою очередь делает их такими, на которые нет готовых вариантов ответа. Например, Дж.Кеннеди использовал переход в публичный дискурс как асимметричное действие во время кубинского кризиса 1962 г., известив о размещении советских ракет на острове. Эта публичная информация уже не давала возможности СССР действовать в "закрытом" режиме в ответ. В некоторых случаях, наоборот, сила воздействия обусловлена как раз симметричностью. Пока Волк в сказке разговаривает как Бабушка (ответ на вопрос "зачем тебе такие большие уши, глаза?"), Красная шапочка не узнает. Несимметричный ответ о зубах сразу раскрывает активные политические действия тоже асимметричные, например, революция.

 

Возможности асимметричного построения не раскрываются современными теориями влияния, например, риторикой. "Чужой" всегда моделируется как асимметричный, активно используется пропагандой. В период "холодной войны"противник всегда воспринимался как асимметричный, даже наличие тех же видов вооружений всегда было справедливым для одной стороны и несправедливым для другой. И США, и СССР утверждали:"Новые ракеты - для мира, их - для нападения". И Никсон, и Рейган подавали СССР как"империи зла". СССР подавал себя вместе с"прогрессивным человечеством", США - с реакционным. В период войн противнику приписывались разные зверства; например, и в первую, и во вторую мировую войну говорилось о производстве мыла из умерших людей. В целом происходит гиперболизация разницы: "наши" - лишь позитивы, "их" - только негативы. Это можно назвать контрастной пропагандой, и она полностью соответствует принципу асимметрий.

 

С другой стороны, есть ситуации, требующие симметричной построения. Так, например, во время предвыборной кампании кандидаты пытаются говорить то, что ожидает услышать от них население. Это специально проверяется на экспериментальных группах. Например, во время президентских выборов 1996 г. в США при проведении экспериментов каждый реципиент оценивал те или иные части выступления кандидата по шкале от 0 до 100 то, что в среднем получало оценку выше 80, считалось хорошей темой* 211.

* 211: Woodward ВThe choice How Clinton won - New York, 1996 - P 158

 

Симметричность также необходима для обеспечения единства государства с точки зрения единой системы ценностей, общей для всего народа. А.Мигранян видит в такой системе один из четырех базовых элементов, которые создают государство * 212 Как один из вариантов выхода из кризиса он рассматривает принципиально асимметричное решение: новая власть могла бы принести в жертву одну из олигархических групп, направив на нее гнев населения.

* 212: Мигранян А Судьба президента и президентства / / Независимая газета - 1998 - 23 июля

 

США сделали из пропагандистского поражения во Вьетнаме несколько выводов * 213: об одном из них уже говорилось выше: ничем нельзя заменить местную пропаганду, поскольку знание языка и культуры является неотъемлемым для искусства эффективного воздействия. Это в данном случае удивительно поэтому, что США проводили довольно детальные исследования вьетнамского общества, включая модели влияния на него. Все это говорит и о том, что невозможно строить новое общество в странах СНГ, опираясь на интерпретации действительности, предоставляемые какой-то другой стороной. Только собственное осмысление ситуации дает возможность реального влияния на нее.

* 213: Rawnsley GD Radio diplomacy and propaganda The BBC and VOA in international politics, 1956-1964 - Houndmills etc, 1996 - P 161-162

 

Серебрянников, рассматривая перестройку и постперестроечные процессы в России, приводит такой неизвестный факт: руководство СССР запрещало ведение психологических операций во Вьетнаме и Афганистане, поскольку это была чужая территория.Из-за противоположной активной позиции по этому вопросу был даже отправлен в отставку один из руководителей управления спец-пропаганды генерал-майор Л.Шершнев * 215.

* 215: Серебрянников ВВ Социология войны - М, 1998

 

С.Расторгуев строит общую схему работы средств массовой информации России в 1990-1997 гг.по таким целям * 216:

· * 216: Расторгуев СЛ Информационная война - М, 1998 - С 143

 

· расслабления общества посредством идеи отсутствии врагов (цель: общество как целое исчезает как объект сознания);

· заставить общество слушать только одну парадигму развития, например, западную, а не мусульманскую или китайскую (цель - ослабление общественного сознания);

· заставить общество не размышлять, сняв в СМИ серьезные аналитические разбирательства проблем (цель - торможение общественного мышления);

· сконцентрировать внимание общества на других проблемах, например, внутренних катаклизмах, актах террора (цель - подсистема защиты становится не способной выполнять свои функции);

· постоянно говорить, что общество становится лучше, все к нему относятся лучше (цель - ослабление исторической памяти и чувства идентичности);

· заверения СМИ, что это состояние - не совсем то, что должно быть (цель - создание пассивного состояния сознания)

 

Мы можем считать подобные анализы гиперболизации их авторов, но мы не должны отбрасывать даже теоретические возможности перестройки информационной системы общества. Ведь можно вводить общество в заблуждение даже в критические периоды, например, Япония благодаря своей системе дезинформации в 1939-1941 гг. смогла совершенно неожиданно напасть на США в Пирл-Харборе. Кстати, японцы использовали такое интересное название для пропаганды, как "война мнений" * 217.

* 217: Taylor РМ Munitions of the mind A history of propaganda from the ancient world to the present day - Manchester etc, 1995 - P 238

 

Г. Ронсли также приводит два существенных вывода из работы пропагандистов во время венгерского восстания * 218. Один из них мы уже упоминали. Из того, что венгры вышли на уличные бои, надеясь на поддержку со стороны Америки очевидно:

· * 218: Rawnsley GD Radio diplomacy and propaganda The BBC and VOA in international politics, 1956-1964 - Hound mil Is etc, 1996 - P 161-162 - P 168

 

· существовал существенный разрыв коммуникации между американскими политиками и пропагандистами;

· пропагандисты должны учитывать, как именно целевая аудитория прореагирует на их сообщения

 

Информационное пространство современного государства должно уметь работать не только с позитивами, но и с негативами - теми угрозами, которые возникают ежечасно. Именно работа с негативными ситуациями является проверкой эффективности информационного пространства.

 

Исходя из вышесказанного, можно определить два варианта информационной асимметрии: асимметрия первой степени и асимметрия второй степени. Если в первом случае - это асимметрия в любом контексте то во втором - лишь в специально для этого построенном контексте. Например, СССР не сообщал о том, что сбитый пилот У-2 Пауэрс остался жив. США были выведены на их вариант заявления об инциденте, после чего пошла совсем другая информация. Эту модель второй степени асимметрии СССР использовал еще раз, когда

М. Хрущев приехал в Париж на встречу в верхах, а затем поставил перед США требование извиниться, без чего он бы не начал встречу и вернулся домой * 219.

* 219: См. Гриневский О Тысяча и один день Никиты Сергеевича - М, 1998

 

Обычную асимметрию мы наблюдаем в ситуации нарушения тактов взаимодействия

Вместо такта 1: ожидаемое действие ® ожидаемая противодействие;

имеем такт 2: неожиданная действие ® неадекватная противодействие

 

Например, А Гладыш так описывает процесс перестройки: властные структуры были выведены на ситуацию первого хода, что им не свойственно, ведь они привыкли играть в игру второго хода: давать реакции на действия населения. Теперь уже население ожидало действий от властных структур, которых те не могли осуществить* 220. Итак, эта интерпретация свидетельствует о принципиально асимметричном характере перестройки

* 220: Гладыш А Структуры лабиринта - М, 1994

 

Пропаганда США во Вьетнаме не смогла избавиться от такого асимметричного недостатка, как "иностранный захватчик", что привело к их пропагандистскому поражению, хотя эта пропагандистская война была разработана по всем законам. Достаточно привести примеры целевых аудиторий американской пропаганды соответствующим задачам. * 221

* 221: Поданным: RawnsleyGD) RadiodiplomacyandpropagandaTheBBCandVOAininternationalpolitics, 1956-1964 - Houndmillsetc, 1996 - P 147-148

 

Целевая аудитория

Коммунисты и их сторонники на юге

Массы и элиты на Севере

Не коммунисты на Юге

Пропагандистские задачи

Прекращение военной борьбы

Показать угрозу китайского империализма и предательство правящей коммунистической партии

Поддержка правительства и жизни по демократическими ценностями

 

Все это можно рассматривать как создание симметричной северовьетнамской системы пропаганды. По объемам это становится возможным. Можно привести такой пример из первой мировой войны: с мая по октябрь 1918 союзники распространилии вАвстро-Венгрии 60 миллионов копий 643 буклетов на восьми языках, 10 миллионов копий 112 различных газет на четырех языках * 222. В ответ создается не менее мощный механизм для порождения необходимых для пропагандиста новостей.

* 222: Taylor РМ Munitions of the mind A history of propaganda from the ancient world to the present day - Manchester etc, 1996 - P 190

 

При таких условиях в рамках той или иной тематики иногда возникает потребность в асимметричных решениях. Например, В. Костиков вспоминает со времен, когда он работал пресс-секретарем Б. Ельцина: "Чаще мы просто не реагировали на такие публикации, поскольку опыт показал, что опровержение только подогревает слухи" * 223. Или другой пример: А Гор ни разу не упомянул фамилии М.Левински (речь идет о секс-скандале, связанном с Б.Клинтоном) * 224. Это создание явной асимметрии, поскольку эфир заполнен противоположным. Кстати, и загадка, и анекдот также являются примерами информационной асимметрии, ведь они пытаются за счет гиперболизации только одной черты, часто не главной, дать описание всего предмета. Отгадывая загадку, мы снова возвращаемся в симметричный вариант мира. Но его сбалансированность нетворческая и неинтересная. Поэтому загадка является первым вариантом асимметричной информации.

* 223: Костиков В Роман с президентом - М, 1997 - С 191

* 224: Столичные новости-1998 - 17-24 марта

 

Информационная асимметрия позволяет реструктуризировать информационное пространство наиболее эффективно, поскольку оно создается не только с определенным вариантом построения, но и возможных реакций на него со стороны противника есть информационная асимметрия является более сложным информационным продуктом, учитывающим не только интересы коммуникатора, но и следующий шаг со стороны его реципиентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.072 с.)