Информационная политика и безопасность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная политика и безопасность



ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1.1. Информационная политика на современном этапе

1.2. Информационное общество и открытость власти

1.3. Угрозы в информационной сфере

1.4. Телевидение в системе социальных коммуникаций общества

1.5.Варианты возможных информационных стратегий

Литература

Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

2.1. Мышление информацией. Фреймы

2.2.Информационные стратегии в различных сферах жизнедеятельности

2.3.Основные проявления стратегий. Стратегия как структурирование будущего

2.4. Стратегия как нетактика

2.5. Стратегия как методология работы с неизвестным

2.6. Стратегические вызовы Украины

2.7. Стратегические последствия развития информационных технологий для военного дела.

Сетевая война (Дж Арквилла и Д Ронфельдт)

Сетево-центристская война (А Цебровская)

Война, основанная на энтропии (М Херман)

Литература

Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

3.1. Общие аспекты зарубежного опыта регулирования информационной сферы

3.2. Информационная политика Организации Объединенных Наций

1. Роль всех заинтересованных кругов в содействии применению ИКТ в целях развития информационного общества

2. Информационная и коммуникационная инфраструктура: необходимый фундамент информационного общества

3. Доступ к информации и знаниям

4. Наращивание потенциала

5. Обеспечение уверенности, доверия и безопасности при использовании ИКТ

6. Благоприятная среда

7. Дополнения на базе ИКТ: преимущества во всех сферах жизни

8.Культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент

9. Средства массовой информации

10. Этические аспекты информационного общества

11. Международное и региональное сотрудничество

Окинавская хартия глобального информационного общества

3.3.Американский опыт развития национальной информационной инфраструктуры

3.4. Канадский опыт построения информационной магистрали

3.5. Информационные политика Европейского Союза относительно построения информационного общества

Форум для обсуждения общих проблем построения информационного общества

Литература

Глава 4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

4.1. Правовая среда деятельности средств массовой информации

4.2. Доступ к информации (документов) и его структурные аспекты

4.3. Регулировка концентрации средств массовой информации

4.4. Законодательство о диффамации

4.5. Основные проблемы правового регулирования сети Интернет

США

Европейский союз

Защита персональных данных пассажиров

Проблема спама

Создание общеевропейской идентификационной карточки

Литература

Глава 5. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ

5.1. Сущность электронного правительства, методы и принципы его организации

5.2. Опыт создания электронного правительства в США

5.3. Е-правительство как составляющая программы \"е-Европа\"

План действий \"е-Европа 2002\"

Приоритетные направления программы \"е-Европа 2002\"

Дешевый доступ в Интернет

Ускорение внедрения электронной коммерции

Быстрый Интернет для исследователей и студентов

Смарт-карты для электронного доступа

Онлайновое правительство

5.4. Препятствия на пути к электронному правительству (проблемы цифрового неравенства)

5.5. Основные аспекты формирования электронного правительства Украины

Программа "Электронная Украина" (проект)

Литература

Введение

 

Информация сегодня стала движущей силой общества. Постиндустриальные страны по-другому относятся к информации, понимая, что любое дипломатическое, экономическое, военное действие обязательно должно иметь информационные и психологические последствия.Есть вербальные и невербальные коммуникативные действия. Примером вербальной может быть доклад или статья в газете. Примером невербального действия может стать выступление оркестра или просмотр художественного фильма.Но и они могут рассматриваться как коммуникация, иметь соответствующие психологические последствия. И они, действительно, используются в обществе.

 

Первые варианты массового общества, которые мы знаем сегодня, сложившиеся в конце прошлого века в США и Великобритании XX в. характеризуются новой ролью информации в человеческой цивилизации, ибо без нее невозможна жизнь общества. Эти две составляющие - массовость и новая роль информации в структуре цивилизации - сформировали возможности для военного применения информационных и коммуникационных технологий. Ведь сегодня вывод из строя какого-то компьютера или информационной системы может привести к приостановлению функционирования одной из конкретных сфер общества.

 

Открытие таких каналов массовой коммуникации, как радио, кино, телевидения, тоже произошло в XX в, тоже качественно изменило технологии влияния. Эти каналы характеризуются тем, что построены не только на информации, но и на выработке развлечения, поэтому их влияние на население необычайно возросло. В ситуации военного противостояния внимание к ним может искусственно увеличиваться с помощью, например, такого метода, как передача списков погибших или попавших в плен. Это сразу увеличивает соответствующую аудиторию.

 

Информационная политика анализирует организацию информационного пространства, типы потребления информационного продукта на определенной территории, информационные предпочтения населения. Ее также интересует использование информационных ресурсов для различных общественных целей.

 

Информационная политика может помогать в решении экономических, социальных, военных задач, поскольку современные общества в значительной мере построены на своей информационной составляющей.

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

 

Варианты возможных информационных стратегий

 

Проанализируем некоторые возможные министратегий, которые применяются в последнее время. Именно кризисные ситуации дают соответствующее поле для выработки таких стратегий, поскольку требуют гораздо более интенсивной работы, чем это делается в мирное время.

 

Использование общегоанализа, проведенного после сентября,продемонстрировало пять таких главных ценностей в Саудовской Аравии: вера, семья, справедливость, амбициозность, знания. Для США же этими ценностями оказались: свобода, семья, честность, самоуважение, справедливость. Общими чертами стали семья и дети. В ответ Госдепартамент начал размещать фото именно этого аспекта жизни арабов в США, чтобы достичь варианта согласия.

 

Использование тех каналов коммуникации, которые уже есть в этой аудитории. Создание новых каналов является исключительно трудной задачей. Например, Фонд эффективной политики (Россия) создал два англоязычных сайта, но обращается к ним иностранная аудитория минимально, как мне рассказал один из разработчиков. Обращение в нормальных объемах возникло только во время гибели подлодки "Курск". Другой пример. США пытаются опираться на арабоязычную телекомпанию "Al-Jazeera" для выхода на арабскую аудиторию. Бывший посол США в Сирии К.Росс, свободно говорит на арабском, выступал с экрана. Но сегодня определяется, что этого недостаточно, поскольку исчезло ощущение нового.

 

Использование приближенных к аудитории авторитетов. Пример из последней войны. Бывший боксер, принявший мусульманство, Мохаммед Али был главным действующим лицом для воздействия на мусульманской мир со стороны США. Принципиальным является то, что уже заранее его готовы слушать арабоязычные телекомпании.

 

Опора на лидеров общественного мнения. Это та самая ситуация, мы ее выделили с точки зрения существования не только зарубежных, но и собственных авторитетов. Поддержка тех или иных экспертных центров дает возможность акцентировать нужные пути развития ситуации.

 

Введение новых лидеров общественного мнения. Вспомним, как в период перестройки на экранах появились совершенно новые лидеры общественного мнения (М.Захаров или Ю.Афанасьев). Есть такой закон в системе психологических операций, если вас не устраивают существующие лидеры, их следует изолировать, а вместо них ввести новых.

 

Опора на чужие информационные события. К этому типу можно отнести выигрыш спортсменов на спортивных соревнованиях, выступление певца на сцене известного культурного заведения или в конкурсе и др. Эти события обязательно становится информационной новинкой, куда попадает нужный для нас объект.

 

Опора на стереотипы. Запрещается изменять чужие стереотипы, поскольку это не является эффективным. Что же делать? Нет коррупции, это вызвало недоумение, ибо стереотип уже был сформирован. Когда мы начали говорить, что в Украине есть коррупция и мы с ней боремся, это уже другая ситуация.

 

Порождать не только позитив, но и негатив. Есть соответствующие подсчеты достоверности источника с точки зрения получателя информации. Там обязательно наличие не только позитива, но и негатива.

 

Присылать дополнительно противоположные имиджи для исправления ситуации. США сбрасывали с бомбами одновременно и гуманитарную помощь. Американские дети собрали 1,5 млн. долл. для афганских детей. США долго говорили о биотерроризме, даже об украинском оборудовании и делали намеки на возможность участия украинских биологов в Афганистане, когда уже было известно американское происхождение язвы.

 

Использование новых информационных каналов (Интернет) меняет направленность усилий.Эти каналы необходимо использовать.

Скажем на международном уровне раньше важнейшим инструментом влияния было МИД.

- МИД перестал быть единственным источником информации о стране, его информационные возможности на сегодня гораздо меньше тех информационные потоки, реально уходят из страны;

- МИД (как и подержанные учреждения в целом) должен учитывать новую роль неправительственных организаций, к голосу которых больше прислушиваются за рубежом, чем внутри страны Такая несбалансированность является источником бы многих будущих недоразумений;

- МИД (как и государственные учреждения в целом) должны учиться работать не с физическими сущностями (например, километры или тонны), к которым они привыкли, а сущностями идеальными, которые существенно влияют на развитие событий (например, религиозная идентичность, политическая идентификация, глобализация). Именно они становятся основными в XXI веке.

 

Надо заниматься информационной частью любого действия, которое будет результативной только тогда, когда будет иметь не только информационную поддержку, но и информационную подготовку, если активно проводиться до того, как наступит само действие, и информационную поддержку в виде внимания на события после их окончания.

 

Все страны защищают себя и свой имидж даже за счет ухудшения имиджа других.

Имея в арсенале возможностей такие процессы, а сегодня они могут быть гораздо облегченные благодаря существованию Интернета, следует иметь и варианты противодействия, поскольку ни одна эффективная технология никогда не пойдет "в отставку", пока она остается эффективной. Напротив, подобные технологии с каждым годом становятся все более изощренными. Когда американские войска входили в Кувейт, их встречали радостные кувейтцев, как и размахивали американскими флажками. "Как вы думаете, откуда взялись флажки, когда военные еще только сделали свой первый шаг на этой земле? "

 

Определение приоритетов. Статистически Украина может быть даже в прекрасном состоянии. Например, в каком-то издании может быть 15 позитивных упоминаний на 15 негативных. При этом следует присмотреться, откуда они происходят. 15 положительных - из сферы культуры или спорта, но 15 негативных могут идти из плоскостей, к которым западный мир более чувствителен. Поэтому голая статистика ничего не решает. Один негативный пример из этой чувствительной сферы может закрывать 15 позитивных упоминаний в любой другой сфере. Поэтому возникает проблема выделения приоритетов, которые должны быть в зоне особого внимания, с постоянным порождением даже минимальной информации, но именно по этой проблематике.

 

Кроме определения приоритетов следует заниматься "закрытием" элементарного отсутствия информации об Украине за рубежом. Мы не имеем сегодня ни англоязычных журналов, ни англоязычных газет, которые были способны порождать элементарные факты. Ситуация отсутствия информации опасна, поскольку позволяет вводить какие угодно интерпретации, выгодные для коммуникатора Украина должна порождать как собственности ни ФАКТЫ, так и собственные ИНТЕРПРЕТАЦИИ, чтобы утвердить на мировой информационной арене свое мнениені свою думку.

 

Сегодня нужны методы информирования "свободного человека". Поскольку его нельзя заставить слушать или читать, смотреть и запоминать, то эти методы воздействия приближаются к рекламным стратегиям.

 

Новыми методами должны стать также использование "устных технологий" (выступления, разговора официальных лиц и просто граждан), активная поддержка выхода со своим голосом неправительственных организаций, развертывание туристического бизнеса в стране. Нужна интенсификация непосредственных контактов, которые способны порождать большие объемы информации, которые по влиянию весомы не менее массовых коммуникаций.Особое внимание должно быть обращено на организацию работы иностранных журналистов, максимальное содействие их работе. Поскольку именно они формируют представление о стране в массовом сознании Запада.Должныорганизовываться специальные акции - приглашение журналистов, ученых, парламентариев для освещения тех или иных проблем страны. Роль СМИ в мире намного больше, чем это кажется на первый взгляд.

 

Главными конструкциями влияния следует считать информационные структуры, которые будут направлены на сближение со страной-целью или конкретным сегментом того или иного общества. Это будут конструкции присоединения.

Например, элементы свободы слова, прозрачности государственной власти и прочее, которые являются акцентированными элементами западного общества.

 

Или конструкции отталкивания. Примером такого феномена может быть "коррупция".

 

К тому же следует признать, что норму задает та сторона, на которую направлены информационные усилия, а не та сторона, которая проводит информационную кампанию.

 

В целом можно говорить о все еще недостаточной подготовленности Украины к современной работы в информационном пространстве, поскольку такая работа требует соответствующей предварительной исследовательской, образовательной, практической подготовки, без которой любые активные действия в этой сфере могут иметь непредсказуемые последствия.

 

Мышление информацией

 

Как геополитика есть мышление пространством, так и информационная политика должна стать мышлением информацией. Есть более мощные и менее сильные "машины" для порождения информации, они привязаны в том числе и к некоторым странам, и это позволяет более адекватно готовить почву для будущих действий, поскольку важным правилом настоящего стало следующее: ни одно действие не имеет смысла без соответствующей информационной ПОДГОТОВКИ. Мы видим это со времени подготовки к войне в Ираке, с началаконфронтации, развернувшейся в Украине.

 

Информация сегодня является существенным элементом не только производственной сферы, но и сфер экономической, военной, дипломатической, политической, социальной. Увеличивается количество людей, занятых обработкой и распространением информации. Возросло количество задач, человечество способно решать именно благодаря адекватному функционированию информационной сферы.

 

Как человечество перешло к этому новому типу мышления? Сегодня выигрывают те страны, которые имеют возможность входить открыто в любые информационные потоки, поскольку именно это обеспечивает их ускоренное функционирование.Система контроля заменена системой открытости. В мире выигрывают те страны, которые могут влиять на формирование новостей, то есть сами создают нужные виды информации.

 

Что дает нам информационное пространство? Оно дает возможность динамичного развития, поскольку упрощает процессы апробации нового.Это его динамическая функция. Таким образом, динамическая составляющая информационного пространства дает нам возможность в ускоренном режиме выходить на новых людей, новых лидеров, время его консервативная составляющая, точнее объединяются вальна составляющая, дает возможность создавать собственную идентичность, содержать собственную модель мира. Без этого тоже не может существовать любое общество.

 

Информационная цивилизация строит всю свою деятельность на информационных технологиях, организованных в информационной сети и которые сплачиваются вокруг обработки информации.

 

Информационное общество становится не только сильнее, но и уязвимее, потому что возникает серьезная информационная зависимость. Аль-Каида использовала именно эти возможности информационного общества, поскольку ее члены уже не территориально привязанны, они объединены благодаря современным информационным технологиям. В результате неправительственный актер может быть равен правительственным вооруженным силам, что и случилось 11 сентября 2001 г.

 

Дж. Арквилла как один из современных теоретиков информационных технологий в случае Аль-Каиды подчеркивал, что поскольку это сетевая структура, может быть, влияние среди ее членов можно будет производить только тогда, когда удастся контролировать нарратив, функционирующих в этой среде, поскольку именно они формируют состав и структуру ее членов, определяющих ее модель мира. Отсюда требование Арквиллы видеть в информации две стороны. С одной стороны, информация как трансляция (привычный взгляд). С другой - информация как организатор системы или структуры (совершенно новый взгляд).

 

Развитие человечества постепенно вывело на первое место информацию и знания, оттеснив землю и промышленность как доминантные составляющие. Поэтому сегодня в военной сфере происходит переход от понятия информационная война в понятие война знаний. С чем это связано? Трансформация начиналась с изменения системы знаний. 1917 г. дал максиму "Грабь награбленное", "Мир - хижинам, война - дворцам", и эти факультативные знания, стали доминирующими. В 1985-1991 гг. не только стреляли по штабах, но и по всей символике советского общества (Ленин, Партия, Комсомол). Изменение принятых в обществе знаний позволило изменить социальную систему.

 

Поэтому возникает проблема: как повлиять на принятие решений оппонента/врага и как защитить собственную систему принятия решений от подобного воздействия. Кстати, это сегодня отдельный научный участок, где строятся сети воздействия (influence net), или дерево воздействия (influence tree).

 

Что влияет на наше индивидуальное принятие решения?

 

На массовое сознание лучше влияет массовая культура. Возьмем для примера кино. В тридцатые годы и Советский Союз, и США сформировали свою систему героев. В США это был Супермен и Бэтмен. У них есть две-три существенные характеристики. Это мускульная сила выше обычного человека, это ограничение сексуальных контактов (герои всегда остаются в одиночестве), это попытка наказать зло.

 

Советская героика тоже строилась однотипно, можно даже считать, что героика в чем-то повторяет аксиоматику христианских святых. Герой всегда побеждает телесное. Зоя Космодемьянская или Гастелло отдают свою жизнь, П.Морозов побеждает свое биологическое ради победы социального. Если герой фильма "Один дома" защищает свой дом, то советской герой защищал общественный дом.

 

Кстати, лучше влияет mix (сочетание), объединяющее реальное и нереальное (информационное и виртуальное). Такие объекты могут создаваться из материальных объектов с различной символической нагрузкой. Например, во время войны в Афганистане американские самолеты могли сбрасывать и бомбы, и продуктовые наборы.

 

Американские военные как когда-то во Вьетнаме, так и в Ираке или Гаити имели

программу, которая называется Программа комбинированных действий, согласно которой они должны помогать местным жителям (давать питьевую воду, уют и пр.). Все это создает феномен когнитивного диссонанса, когда нам трудно в голове объединить противоположные интерпретации.

 

Вернемся к знаниям и принятию решений.Д. Бойд предложил собственную систему принятия решений, которая имеет четыре составляющие:

 

Фреймы

 

Фреймы - это готовые интерпретационные структуры, которые дают нам структуру мира вокруг нас. Фреймы интересны еще тем, что при столкновении факта и фрейма победа остается за фреймом. Мы можем сказать, что это случайность, это неправда, предпочитая интерпретационные схемы, которые были введены.

 

Фреймы используют журналисты, рассказывая о тех или иных событиях. Например, из факта, что маленького ребенка в доме укусил крыса, может возникнуть три разные истории, привязанных к трем разным видам фреймов.

Именно фрейм расставляет акценты, кто именно виноват в этом. Первое газетное сообщение: молодая мать оставила ребенка, потому что пошла отовариваться на бесплатные чеки, а крыса именно в это время напала на ребенка.Понятно, кто виноват.Еще одно возможное сообщение: интервью берут у жильцов дома, где это произошло. Они утверждают: "Мы уже столько времени требуем, чтобы владелец дома боролся с этими крысами". Здесь "врагом" становится уже собственик дома.Возможно и третье сообщение со своим фреймом. В нем выступает представитель местного самоуправления и говорит: "Федеральных денег не хватает, мы ничего не можем сделать, пока становятся возможными такие трагические случаи".Один факт проинтерпретирован трижды.

 

Следует добавить, что мы постепенно переходим в новый тип цивилизации - виртуальный, ведь мы все больше времени проводим в виртуальных мирах. Если после цивилизации информационной мир перейдет в цивилизацию виртуальную, военные будут захватывать не знания или информацию, а именно виртуальное пространство, поскольку именно в нем решается, кто прав, а кто виноват. Например, уже сегодня США пытаются работать с виртуальным пространством исламского мира. Среди таких приемов предлагается предоставить больше возможности выхода на массовую аудиторию модернистам против фундаменталистов или традиционалистов, что позволит ввести в исламской мир принципиально новые идеи и новых людей. Это тоже вариант информационной интервенции в традиционный вариант мира, который, как правило, являются очень замкнутым.

 

Новое информационное общество постепенно захватывает все большее количество стран. Использование его преимуществ дает возможность как малым, так и крупным странам быть конкурентными в современном мире.

 

Стратегия как нетактика

 

Стратегия относится к управленческой деятельности,поскольку определяет движение организации / страны / человека к стратегической цели. Стратегический анализ определяет основных игроков и правила игры в долгосрочной перспективе. Стратегическая разведка определяет ту же сферу приоритетов не только со своей стороны, но и со стороны противника / оппонента. Таким образом стратегический анализ определяет стратегические цели и средства для их достижения. Однако сделать это можно при наличии одного важного компонента - миссии, т.е. определенной мегаметы, которую ставит перед собой организация / страна / человек. В результате такой проработки ситуации управленческое пространство структурируется, мы получаем четкий и понятный вариант своего движения. Определив свое движение на будущее, мы можем выстраивать его сегодня.

 

Миссия реализуется в рамках определенного видения будущего. Стратегия в этом плане является движением на мегауровне, когда учитываются не только реальные, но и потенциальные действия, как свои, так и противника / оппонента. Образуется многоуровневая система, к которой относятся разного уровня цели, как отдаленные, так и близкие.

 

Эксплуатация на мегауровне позволяет расширять поле возможностей, поскольку начинаем смотреть на ситуацию с другой точки зрения, под множественными углами. Кстати, известное выражение В.Ленина " Мы пойдем другим путем "может быть слоганом стратегии. При этом строится на пересечении двух противоположных требований: с одной стороны, мы требуем расширения поля возможностей, с другой - нас интересует сужение этого поля в реальности.

 

Стратегия в этом плане достаточно креативная, поскольку расширяет поле действия (как в бизнесе, так и в случае боевых действий). Срабатывает то, что раньше не было "работающим" инструментарием. Тем самым стратегия усиливает стратегического игрока, предоставляя в его распоряжение новый вид инструментария, которого в принципе не будет у нестратегических игроков. Поэтому стратегия часто реализуется как использование новых факторов, новых параметров, что до этого не включались в действие. Их появление на арене противодействия обусловлено изменением общей парадигмы, характерной для качественной стратегии, что позволяет изменить существующую или навязанную противником / оппонентом конфигурацию факторов.

 

В политике это может быть втягивание оппонента в невыигрышную для него сферу. Однако благодаря созданию феномена публичности, он не может избежать ее обсуждения. Видимый эффект CNN из этого же ряда: СМИ, организовуя обсуждения проблемы, оказывают соответствующее давление на политиков или военных, которые могли бы принять другое решение без пристального внимания общественного мнения.

 

Д.Моррис свое время, работая с Б.Клинтоном, предложил вариант перехвата идеи противника для того, чтобы превратить ее в свою * 15. Именно так в ряде случаев делал Б.Клинтон.В этом случае "мое" поле расширяется за счет использования "чужого". Кстати, Гете когда-то сказал примерно так: нет, чья это идея, важно то, кто лучше ее использовал.

* 15: Моррис Д Новый государь - М, 2003

 

Новым фактором может стать обнародование принципиально новой информации, несущей негативные последствия для оппонента. Например, под таким углом зрения рассмотрел кубинский кризис К.Билдер * 16. В этом случае борьба за общественное мнение заключалась в выяснении, кто говорил правду о ракетах на Кубе. Стороны конфликта производили противоречивую информацию. В решающий момент А.Стивенсон продемонстрировал в ООН фотографии авиасъемок, что было совершенно неожиданным в плане публичной демонстрации разведывательных фотографий.

* 16: Builder СН Keeping the strategic flame / / Joint Force Quaterly - 1996 -1997 - Winter

 

А. Гордон, работающий в области компьютерного моделирования, кстати, в рамках проекта Пентагона в Институте креативных технологий, видит стратегию как ментальную репрезентацию, что позволяет сравнивать, манипулировать и использовать ее в ситуациях решения проблем * 17. Это позволяет отойти от общих слов о стратегии к конкретному набору вариантов реализации стратегического планирования в различных средах. Отсюда его интерес к случаям планирования по аналогии. Так, он рассматривает под одним углом зрения два исторических события: вторжение Гитлера в Украину и вторжение войск Хуссейна в Кувейт. В первом и втором случаях было принято решение уничтожать инфраструктуру, чтобы она не досталась противнику. При этом он приходит к выводу, что реальные случаи принятия решений гораздо сложнее любых существующих на сегодня моделей.

* 17: Gordon AS Strategies in analogous planning cases / / wwwictuscedu

 

А. Гордон собрал 372 варианта обыденных стратегий в 10 различных областях планирования. Он также рассмотрел 48 сфер репрезентации, где они реализуются. Например, в области менеджмента целей, где используется 28 терминов, среди которых есть и такой, как отложенная цель, может вербально реализовываться в таком виде: "Давайте отложим это пока", "Я вернусь к этому позже" * 18. Сильной стороной своего подхода он считает именно внимание к содержательным аспектам, поскольку основное внимание ранее уделялось формализации правил вывода * 19.

* 18: Gordon AS The theory of mind in strategy representation / / wwwictuscedu

* 19: См. также Gordon AS The representational requirements of strategic planning / / wwwictuscedu

 

Примерно в такой же сфере осуществляется и работа других представителей этого института, направленная на формализацию эмоциональных состояний и их связи с принятием решений в рамках компьютерного моделирования работы с эмоциональными реакциями предложено такую стратегию: определение возможностей для овладения ситуацией, предложение альтернативных стратегий реагирования, оценки потенциала реагирования, выбор стратегии * 20.

* 20: Marsella S, Gratch J Modeling coping behavior in virtual humans: don't worry, be happy / / wwwictuscedu

 

Стратегические вызовы

 

Информационные стратегии способны приблизить то или иное будущее для страны. Информационные стратегии могут создавать соответствующие виртуальные платформы, позволяющие облегчить переход от современности к будущему.

 

Для чего нужно знать свое и чужое будущее? Финляндия поставила перед собой четкую задачу, как выжить небольшой стране в современном сложном мире. Финляндия делает ставку на экономику на базе знаний и сформировала свое представление о будущем, где ставится задача войти в тройку экономически наиболее сильных стран мира. Кстати, каждый новоизбранный финский депутат должен прослушать курс "Принципы экономики", без чего он не может стать депутатом.

 

1. Сегодня все страны занимаются трендами и мегатрендами, которые ожидаются через много лет. Приведем лишь некоторые примеры Министерство обороны Великобритании еще в начале века начало исследования периода 2015-2030 г. Военные США уже давно завершили "изучение" войны-2015 и войны-2025. Кстати, эти исследования интересны именно тенденциями, что позволяет отвлекаться от конкретного наполнения будущих объектов. Каждый год Национальный университет обороны выдает стратегические оценки ситуации, но почти все они ориентированы на будущее развитие.

 

Россия не имеет таких общих стратегий, однако следует признать, что различные негосударственные фонды и институты России вышли на соответствующий уровень как стратегического мышления, так и соответствующей другого языка, создав и необходимый экспертный потенциал. Например, сегодня в России есть такие негосударственные организациикак "Совет по внешней и оборонной политике" или "Комитет по внешнеэкономическим политического планирования".

 

2. Какой инструментарий позволяет оперировать категориями будущего? Следует заниматься планированием в условиях неопределенности. Этим обоснован отказ от старого сценарного подхода, поскольку он базируется на конкретном варианте угрозы. Сегодня невозможно определить угрозу 2015 или 2030 года, поэтому такой подход лишь создает иллюзию защищенности страны. Поэтому планирование переходит на другой уровень, когда механизмы защиты готовятся не под конкретную угрозу, а под серию угроз, с которых неизвестно которая может быть реализована. Среди более формализованных подходов следует упомянуть также теорию хаоса и комплексных адаптивных систем.

 

"Планирование в условиях неопределенности", "Операции, ориентированные на результат" типы интеллектуальной работы, которую сегодня осуществляет Министерство обороны США есть это новый вид аналитики, который мы тоже должны изучать и знать.

 

3.Современный мир перешел в следующую фазу развития, когда малые события могут иметь большие последствия. Война 1914 года начиналась с малого события. Распад СССР как большой следствие таких "малых событий" во многих республиках - Вильнюс, Тбилиси, Рига, даже "ГКЧП" нельзя сравнить с расстрелом парламента Б.Ельциным, который не вызывал подобных последствий. В Румынии свержения режима Чаушеску началось с элементарного отказа ознакомиться с требованиями бастующих в небольшом городке.

 

Подобные ситуации дают возможность создавать в современном мире варианты национальных трагедий, которые приводят к изменению режимов.

 

4. Страна, которая не работает над формированием своей идентичности, своего будущего, может столкнуться с угрозой их потери. Украина сейчас столкнулась с угрозой потери своей идентичности Украины. Украина не работает над созданием собственных "мыльных опер" или бестселлеров, что не дает возможности кристаллизовать собственное представление о мире. Если не удается создать собственную картину мира, остается пользоваться чуждоватися чужою.

 

В качестве возможной реакции можно создавать защиту против конкретного неожиданного объекта. Но интереснее выходить на списки не отрицательных, а положительных объектов, развитие которых может позволить стране перейти в более благоприятное состояние, признаками которого являются:

· инновационная экономика;

· вступление в европейские структуры;

· рост ВВП;

· преодоление бедности;

· демократическое развитие;

· хорошие отношения со стратегическими партнерами (Россией и США);

· социальное государство;

· остановки эпидемий (СПИДа и др.)

 

· Выбор инструментария для реализации таких объектов и является принципиальной задачей государства

 

5. Сильные страны исследуют будущее ради того, чтобы активно его формировать. Это принципиально новая позиция. США с конца 90-х годов начали заниматься так называемым "environment-shaping", которое дает возможность создавать безопасную для США международную среду, избегая применения силы. Они считают, что должны активно формировать свое будущее, а не сидеть в ожидании. Исходя из этого, Украина тоже должна моделировать и формировать типы отношений со своими стратегическими партнерами более активно. Поэтому для нас это направление "конструирования будущего" тоже представляет незаурядный интерес. Например, такое правило, как избегание стратегического вакуума, подходит и для нашей ситуации.

 

Имея собственный набор подобных положительных / отрицательных для нас детерминантов, мы можем планировать свои дальнейшие действия.

 

6. Глобализация вызывает также существенные последствия в информационном пространстве. Можно сформулировать пять последствий, которые существенно изменяют многие другие характеристики:

 

- исчезновение вариантов фильтров информационных потоков (этнических, моральных, политических, государственных, межгосударственных),которые ранее существенно формировали информационное пространство (вспомним, сколько Советский Союз тратил на "глушение" зарубежных голосов);

 

- возникновение важных информационных, политических, экономических взаимовлияний между государствами, корпорациями, неправительственными организациями. В этой новой системе, разумеется, лучше себя чувствуют сильные игроки, например, США или Россия по сравнению с Украиной;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.124 с.)