ТОП 10:

Объект, предмет и функции социологии



а) Что изучает социология? Понятие «социология» было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в начале 30-х годов XIX столетия. Роль социологии им определялась задачами наблюдения процессов и явлений общественной жизни, их описания и систематизации.

Как полагал О. Конт, предметом исследования социологии должны являться законы общественного развития. На основании изучения этих законов должны вырабатываться практические рекомендации, необходимые для организации общественной жизни, установления в обществе организационного порядка. О. Конт считал, что законы развития общества, как и природные законы, носят строгий, однозначный и объективный характер, не зависимый от воли людей. Переход от понимания социологии как науки, тождественной обществоведению, к науке, изучающей только социальные факты, связан с именем выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма.

Под социальными фактами Э. Дюркгейм понимал различные социальные процессы, которые проявляются как результаты совместной деятельности людей (безработица, преступность, проституция и т.д.) или как факты коллективного сознания (религия, обычаи, моральные нормы и т.д.).

Каждое поколение застаёт уже сложившиеся социальные факты, которые и определяют поведение людей, причём эти факты, возникнув как результат деятельности людей, выступают в качестве «надындивидуальной реальности» независимой от человека.

Классик социологии, немецкий ученый Макс Вебер определил социологию как науку о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать и, благодаря этому, причинно объяснить в его протекании и последствиях. Поведение индивида, или группы индивидов, по Веберу, исходный пункт научных исследований в социологии.

Социальное поведение, с точки зрения М. Вебера, – это внутренне или внешне проявляемая им позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Поведение считается социальным, когда по смыслу, придаваемому ему субъектом, оно соотнесено с поведением других индивидов.

Общество в целом или другие формы коллективности, согласно Веберу, можно рассматривать как способы организации действий отдельных индивидов. Понимание мотивов поведения, «субъективно подразумеваемого смысла» становится у Вебера главным предметом социологического исследования. Сознание действующего индивида оказывается необходимым для того, чтобы изучаемое действие выступало в качестве социальной реальности.

б) Объект исследования в социологии. Объектом исследования в социологии являются социальные общности, определяемые как относительно устойчивые совокупности людей, объединенных общими интересами, жизненными ценностями, нормами сознания и поведения в данных условиях (классы, социальные слои, профессиональные, этнические, демографические группы, малые социальные группы и организации).

В качестве объекта социологического исследования выступают и социальные институты – организованные объединения людей, выполняющие определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами организации своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и правилами поведения (семья, государство, право, армия, суд, учреждения, организации, системы норм).

Объектом исследования в социологии являются также социальные процессы – совокупность устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения или сохранения условий воспроизводства и развития человека или социальной группы:

· внутриличностные – самообразование, социализация, адаптация и т.д.;

· межличностные – конфликт, солидарность и т.д.;

· внутригрупповые – образование, воспитание и т.д.;

· межгрупповые – социальная мобильность;

· межгрупповые конфликты и т.п.).

Социология может иметь своим объектом самые различные социальные явления и процессы, развивающиеся на разных уровнях общества как социальной системы. Все эти явления и процессы исследуются в рамках специальных социологических теорий (социология семьи, социология труда, социология образования и т.д.).

Любое научное исследование должно строго обозначить объект исследования как социальное явление, существующее в обществе и создающее проблемную ситуацию.

а) Подходы к определению предмета исследования. Социология, исследуя самые различные сферы общественной жизни (которые являются в то же время объектом изучения других социальных и гуманитарных дисциплин), имеет свой предмет исследования – социальные отношения (в отличие, например, от политических или экономических отношений). Социальные отношения проявляются, прежде всего, через социальное взаимодействие которое, обусловлено потребностями и интересами, социальными нормами и ценностями, социализированных личностей, выступающих в качестве носителей как индивидуальных интересов, так и интересов социальных групп и общностей, в которые она включена.

Основной гносеологической (теоретико-познавательной) проблемой социологии является определение специфики своего предмета исследования, в отличие от предмета изучения других наук той или иной научной дисциплины. Как физика или химия не может изучать всю природу в целом, так и общество не может изучаться какой-то одной социальной или гуманитарной дисциплиной. Как физика или химия имеют свои области приложения (объект) и изучают определённые, объективно существующие взаимосвязи (предмет), так и социально-гуманитарные науки не могут изучать общество в целом. Они также имеют свои области приложения и исследуют определённые взаимосвязи в качестве предмета изучения.

а) Макросоциология. В современной западной социологии сложились две предметные сферы социологического исследования, которые проявляются в макросоциологии и микросоциологии.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Основное внимание макросоциология уделяет моделям поведения, способствующим пониманию конкретного общества в целом. Эти модели, часто называются в социологии структурными и изучаются с социологических позиций. Это такие социальные системы как семья, религия, образование, государство и человеческое сообщество в целом. Сферу основного интереса макросоциологии составляет влияние взаимодействующих социальных систем, находящихся в постоянном изменении, на формирование личностей, родившихся и сформировавшихся в определенной структуре общественных отношений.

б) Микросоциология. Микросоциология, в отличие от макросоциологического подхода, изучает конкретное поведение людей в их непосредственном взаимодействии (интеракции) друг с другом. Социологи, работающие в этом направлении, полагают, что все социальные явления могут быть объяснены только через те значения, которые придают им люди при взаимодействии между собой.

В центре их внимания находятся личности со своими мотивами поведения и жизненными установками, которые, взаимодействуя, влияют на функционирование общества в целом.

Подводя итог высказанным рассуждениям, можно сделать вывод: социология – это социальная наука о принципах взаимодействия социальных систем и социальных субъектов, основанная на наблюдении и эксперименте.

а) Социология, психология, политология, экономика. Все общественные науки разделяются на социальные и гуманитарные. Ближе всего к социологии социальные науки, так как они оперируют количественными (математико-статистическими) методами, которые часто использует и социология. К социальным наукам относятся кроме социологии психология, экономика, политология, антропология, этнография, демография. К гуманитарным – социальная философия, история, искусствоведение, литературоведение. К ним социология обращается реже, поскольку они оперируют качественными (описательно-оценочными) методами. Гуманитарные науки изучают отдельные стороны общества.

Социальные науки – это, в отличие от гуманитарных, поведенческие науки, имеющие разные предметы изучения. Психология исследует внутренний мир людей, и ее предметом являются психические процессы индивида. Политология изучает, каким образом люди получают и используют власть и как власть распределена в обществе. Экономика изучает производство и потребление, а также распределение ограниченных ресурсов. Антропология изучает в основном небольшие племенные общества, прослеживая развитие культурных форм.

Хотя социология и является мощным инструментом познания общественной жизни, ее возможности ограничены. Она, например, не в состоянии описать внутренний мир человека. Эту функцию берет на себя психология.

Описывая взаимодействие людей в малой группе, социология не в состоянии предсказать смену политических режимов или исход борьбы политических партий. Этим занимается политология, но она не в состоянии предвидеть колебания спроса и предложения на рынке, динамику цен или предложить более совершенную систему налогов. Это – компетенция экономики.

б) Социология и социальная философия. Наибольшую трудность представляет разграничение социологической и социально-философской проблематики.

Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный определению качественного своеобразия общества в его отличии от природы, в то время как социология это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии.

Заметно проявляется различие между социальной философией и социологией и в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе цепи логических рассуждений.

а) Цели и задачи социологии. Среди целей социологического анализа выделяется ближайшая, связанная с объяснением общественной ситуации и перспективная – необходимая для создания многосторонней и многоуровневой системы прогнозирования развития общества.

Задачами социологического анализа является исследование связей и отношений каждого социального явления как на уровне закономерностей, так и на уровне установления причинно-следственных связей. Ещё одной задачей является получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления этими системами.

б) Функции социологии. Разработка теорий среднего уровня позволила обозначить функции социологии как науки. Именно через исследования, проводимые в рамках специальных социологических теорий, обнаруживается тесная связь социологии с жизнью общества.

Многообразие связи социологии с жизнью общества, её общественное предназначение определяются в первую очередь теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важными среди них являются:

· общенаучная, теоретико-познавательная – исследование социальной жизни, ее феноменов, процессов, систем, структур, закономерностей динамики;

· культурно-просветительская – социология формирует знания об обществе, его социальных системах, социальном состоянии, тем самым, обогащая духовный мир человека, повышая культуру его социального и политического мышления;

· мировоззренческая – выражается в том, что она дает возможности научной, когнитивной ориентации в социальном мире и в социальных процессах, сознательного выбора профессии;

· социально-прогностическая – реализует практические потребности в анализе вероятных тенденций социальных изменений поведения социальных общностей, больших социальных групп при сдвигах в экономике, общественном строе, институтах власти;

· социально-преобразовательная – ориентирована на совершенствования, преобразования тех или иных институтов социальных отношений и систем. На этой основе могут разрабатываться и внедряться идеи новых социальных технологий, концепции кардинальных социальных преобразований;

· управленческая – обеспечивает управление социальных структур в хозяйственной деятельности и другой социологической информацией для принятия или коррекции решения. Некоторые исследователи называюти другие функции.

в) Методы социологии. Социология для своих исследований использует общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.

Кроме этого социология выработала и собственные специфические методы исследования: наблюдение, изучение документов, опрос, тестирование, социометрия, социальный эксперимент и некоторые другие, встречающиеся реже.

Таким образом социология имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, свою структуру и функции, методы исследования. Социология не дублирует и не подменяет другие науки. Это самостоятельная наука и учебная дисциплина, занимающая своё вполне определённое место в системе научного знания.

Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.007 с.)