ТОП 10:

Ролевая теория личности и проблема социализации



а) Социальная позиция – социальный статус. В современной социологии большое значение для типологизации личности приобретает ролевая теория личности. Основу этой теории составляет признание факта предписанности поведения человека в соответствии с местом, которое он занимает в обществе.

Место действующего лица в системе общественных отношений называется социальной позицией. Каждый человек занимает в обществе многие, самые различные позиции, которые предполагают определенные права и обязанности (рабочий, студент, учитель, брат и т. д.). Каждая из этих позиций и составляет социальный статус индивида. Положение в обществе определяется совокупностью статусов, которые занимает индивид. Но только один из них является главным.

Очень часто главный статус определяется работой, делом, определяющим смысл жизни человека, приводящим его к успеху: учитель, врач, бизнесмен, композитор, фотомодель и т. д. К главному статусу может быть отнесена и позиция человека, определяемая приобретенными или врожденными качествами человека, определяющими его образ жизни, часто связанный с общественной репутацией, общественным мнением (бывший заключенный, гомосексуалист, «лицо кавказской национальности»).

Различаются статусы приобретенные (писатель, банкир, президент) и предписанные (связаны с национальностью, полом, местом рождения и т. п.). Некоторые социальные статусы сочетают элементы достигнутого и предписанного (сын алкоголика или сын академика). Будучи однажды полученным, новый статус становится частью личности. Если социальный статус обозначает позицию, занимаемую индивидом в системе социального действия, то ожидаемое поведение, которое ассоциируется со статусом, составляет содержание социальной роли. Иногда говорят о ситуативном статусе (пассажир, болельщик и т.п.).

б) Социальная роль. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в определенной системе. Понятие социальной роли было введено в социологию американскими социологами Р. Липтоном и Дж. Мидом.

Социальная роль проявляется как нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением, статусом), т. е. местом в конкретной системе социальных отношений.

Каждый статус включает многие роли. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. В нем можно провести различия между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. К первым могут быть отнесены законы, подписываемые контракты, должностные инструкции, ко вторым – этические нормы, этикет, мода и т. п. Реакции, которые могут последовать по отношению к нарушителям ролевых ожиданий, также классифицируются как формальные и неформальные. Это может быть осуждение в соответствии с уголовным законодательством или моральное осуждение.

а) Проблема социализации индивида. Определяющим звеном между целями общества и личности выступает та или иная социальная система. И здесь мы сталкиваемся с проблемами социализации индивида.

Социализация – это процесс включения (интеграции) индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры (субкультуры), социальных норм и ценностей, институциональных норм и принципов, на основе которых формируется социально значимые черты личности.

Процесс социализации продолжается в течение всей жизни. В этом смысле он бесконечен, хотя люди могут застрять на одной из фаз развития. Процесс социализации наиболее интенсивно происходит в детстве и юности, но и в среднем, и пожилом возрасте происходит развитие личности.

б) Что же такое личность? Личность есть саморазвивающаяся система и как любая система подчиняется системным законам развития. На входе такая социальная система как личность получает из окружающей среды информацию, а на выходе осуществляет деятельность и поведение, имеющие целью обеспечить, сохранить и развить систему, обеспечить ее самореализацию.

Социологические теории, представляющие личность как совокупность общественных отношений, не всегда учитывают внутреннюю активность человека, являющуюся источником ее саморазвития, и механизм ее взаимодействия с окружающим миром.

Однако личность имеет и свои внутренние законы развития, и человек часто отказывается принимать устоявшиеся нормы и правила, несмотря на предусмотренные обществом санкции поощрения и наказания. Собственно говоря, внутренняя активность личности и обеспечивает избирательность по отношению к сложившимся в обществе социальным нормам и ценностям. Это избирательность может способствовать возникновению отклоняющегося (девиантного) поведения, о котором мы говорили выше и которое может носить для общества как негативный, так и позитивный характер.

С этих позиций мы можем дать следующее определение личности. Личность есть человек как саморазвивающаяся система, регулирующая свои отношения с окружающей средой в процессе удовлетворения потребностей и интересов на основе усвоенных социальных ценностей, норм и правил с целью самосохранения и самоутверждения в общественной системе.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.62.41 (0.005 с.)