Проект и программа социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект и программа социологического исследования



а) Что такое социологическое исследование. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Социологическое исследование включает в себя четыре взаимосвязанных этапа:

· подготовка исследования;

· сбор первичной информации.

· обработка собранной информации.

· анализ обработанной информации и написание аналитической записки.

В зависимости от глубины требуемого анализа, масштабности и сложности решаемых задач различают три основных типа социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

б) Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование. Разведывательное (пилотажное, зондажное) – самый простой вид социологического исследования. Оно решает ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Оно может служить поставщиком оперативной информации (экспресс-опрос).

Главная цель разведывательного исследования – получение информации. Обычно такое исследование предваряет более глубокое, масштабное исследование.

в) Описательное исследование. Описательное исследование представляет собой более сложный вид исследования. Это исследование предполагает получение относительно целостного представления об изучаемом объекте и, чаще всего, имеет дело с разнородной массой.

В этом исследовании осуществляется сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, выявляется наличие или отсутствие связей между ними.

г) Аналитическое исследование. Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Это исследование предполагает не только описание структурных элементов явления или процесса, но и выяснение причин, которые лежат в его основе, обусловливают характер, остроту и распространенность этого явления.

Аналитическое исследование существенно отличается от разведывательного и описательного как содержанием подготовительного этапа, так и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных материалов.

а) Назначение и содержание программы социологического исследования. Программа является необходимым исходным документом любого социологического исследования. Она содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения исследуемых процессов и явлений. Программа – это стратегический документ исследования, объясняющий намерения и концепцию исследования.

Программа исследования обычно состоит из двух частей.

Методологическая часть:

· формулировка и обоснование проблемы;

· указание цели, определение задач;

· определение объекта и предмета исследования;

· логический анализ основных понятий;

· формулировка гипотез;

Методическая часть:

· определение обследуемой совокупности;

· характеристика используемых методов сбора первичной информации;

· логические схемы для обработки информации по ЭВМ.

б) Формулировка и обоснование проблемы исследования. Социальная проблема – это противоречие между знанием о потребностях и интересах людей, их установках, жизненных ценностях и незнанием путей и способов их решения возможными действиями социальных объектов в тех или иных ситуациях.

Решить проблему – значит получить новое знание, создать теоретическую модель, объясняющую социальное явление, выявить возможные пути воздействия, позволяющие обеспечить развитие явления или процесса в нужном направлении.

в) Определение целей и задач исследования. Цель исследования определяет заказчик, а переводит на социологический язык – социолог. Целью может быть – получение информации об изучаемом объекте, выяснение причин того или иного явления, уточнение особенностей благоприятствующих или препятствующих развитию социального процесса (структура досуга, причины пьянства, оценка качества преподавания и т.п.).

Задачи социологического исследования формулируются в связи с его целью и выдвинутыми гипотезами. Обычно это пути и средства решения проблемы (формирование новой политической культуры, рациональных форм организации досуга, поиск новых форм организации учебного процесса и т.п.). Если целью исследования является состояние какого-то явления или процесса, то в качестве задачи может выступать получение информации через «замер» тех или иных качественных показателей (потребление алкоголя, музыкальные вкусы, читательские предпочтения и т.п.).

г) Определения объекта и предмета исследования. Объект исследования тесно связан с исследуемой проблемой. Это может быть: сложившаяся социально-экономическая ситуация, социально-психологический климат, наркомания, потребление алкогольных напитков и т.п. Часто в определении объекта исследования происходит подмена понятий, и объект исследования определяется по носителю проблемы. Так, при исследовании потребления алкогольных напитков в студенческой среде объект исследования определяют как студенчество в целом или какую-то группу студентов.

Между тем, это – обследуемая совокупность, о чем речь пойдет ниже, а объектом исследования как раз и является алкогольное потребление. Предметом исследования, чаще всего, становится выяснение отношений (проявление интереса) к какому-то социальному факту (наркотизм, религиозность, досуг и т.п.).

Таким образом, предметом исследования в социологии является реальное сознание, в котором проявляются все элементы общественного сознания разных уровней.

д) Логический анализ основных понятий. Логический анализ основных понятий предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и на этой основе уяснение соотношения и свойств изучаемого явления. Только поочередный анализ свойств, заложенных в понятии, может дать целостное представление о его состоянии. При определении основных понятий нельзя ограничиваться их интерпретацией, данной в словарях и энциклопедиях. Подготовка социологического исследования требует их расширенного толкования, которое получило название интерпретация и операционализация понятий.

Определение того или иного понятия, используемого в социологическом исследовании, взятое из словарей и других энциклопедических изданий, не всегда позволяет положить их в основу разрабатываемой анкеты. Для того, чтобы знать, о чем спросить респондента, необходимо провести логический анализ предмета исследования. Логика любого анализа состоит в расчленении объекта на составные элементы, в изучении этих элементов (каждого в отдельности) и на основании синтеза полученных о них сведений получения целостной картины объекта.

Если в естественных исследованиях объект анализа чаще всего расчленяется на составные элементы в буквальном смысле, то есть физически, то в социологии расчленяется не сам предмет, а его зеркальное отражение, понятие о нем. Происходит «имитированное разложение» социального явления (разложение понятия) на составляющие его элементы. Разложение осуществляется в несколько этажей – от понятий более высокого уровня абстракции до понятий менее высокого уровня – терминов. Сложность интерпретации понятий заключается в том, что:

· во-первых, широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденное определение того или иного понятия является неполным, не раскрывающим его содержание полностью;

· во-вторых, довольно высок уровень абстрагирования при определении устоявшихся понятий. Многие социологические понятия не могут быть определены кратко и требуют довольно значительного терминологического описания (нетрудовой доход, пьянство, счастливый брак, идеальный супруг и т.п.). Ошибочная интерпретация основных понятий может не только увести в сторону исследователя, но и нарушить логику всего исследования. Часто основное понятие содержит в себе другие, более частные понятия. В связи с этим интерпретация центрального понятия предполагает вычленение и определение понятий, которые оно вбирает в себя.

На основе интерпретации понятия уточняется качественная структура предмета исследования. Эта процедура в социологии носит название операционализации понятий и заключается в расчленении ранее выделенных понятий на их элементы – на однозначно понимаемые термины.

е) Формулировка гипотез исследования. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-то фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Именно выдвижение гипотез предопределяет всю внутреннюю логику исследования. Для отработки гипотез обращаются к уже проведенным исследованиям изучаемой проблемы, опросу экспертов, консультациям со специалистами (исследователями и практическими работниками), опыту реальных участников процесса, ставшего объектом исследования, проводят пилотажное исследование.

ж) Определение обследуемой совокупности. Основной целью социологического исследования является представление информации и выяснение качественной характеристики какого-то социального процесса или явления, носителем которой является довольно значительное количество людей – от малой социальной группы до крупной социальной общности (население страны или региона, члены крупного производственного коллектива, пенсионеры, студенты и т.п.). Опрос всех людей нерационален с точки зрения материальных затрат, времени, привлечения большого количества людей для выполнения технической части исследования. Поэтому большинство социологических исследований носит выборочный характер.

Группа лиц, на которую будут распространяться результаты социологического исследования, называется генеральной совокупностью. Выборочная совокупность – это часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов. Другими словами, по строго определенным правилам (они будут изложены в соответствующем разделе) отбирается определенное количество людей, социально-демографические признаки которых (пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий и др.) соответствуют признакам лиц, составляющих генеральную совокупность. В социологии эта операция называется выборкой.

з) Характеристика используемых методов сбора первичной информации. В этом разделе программы дается характеристика применяемых в ходе проведения социологического исследования приемов и методов его проведения (анкетного опроса, интервью, анализа документов, системы ГОЛ (групповая оценка личности), социометрических процедур и т.п.).

а) Количественное и качественное измерение. Операциональные понятия отражают качественные стороны предмета исследования. Однако изучение социальных явлений или процессов предполагает выявление не только их качественных, но и количественных характеристик. Речь идет о социальном измерении, то есть поиске и использовании таких фактов, которые могли бы служить их количественной (числовой) характеристикой. К таким фактам относятся разнообразные предметы, события, признаки явлений и процессов, а также поступки, оценки и суждения людей.

б) Социальные индикаторы. Все факты, которые используются для социологического измерения, называются индикаторами.

Если интерпретация основного понятия устанавливает, по каким направлениям должен осуществляться сбор информации, а операционализация – о чем следует собирать информацию, то индикатор определяет, в какой форме следует ее собирать.

Например, если в процессе интерпретации понятия «социальная активность» были выделены операциональные понятия «политическая активность», «творческая активность», «трудовая активность» и т.д., то индикаторами понятия «политическая активность» могут быть: просмотр политических телепрограмм, чтение политической литературы, членство в партиях и общественных организациях, участие в выборах и референдумах, митингах, пикетах, демонстрациях и т.д.

В качестве индикаторов используют не только объективные, по отношению к респонденту, факты (пол, возраст, семейное положение), но и суждения людей, их оценки и установки. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Они называются шкалой измерения, а сами варианты – позициями шкалы.

Например, при изучении досуга в качестве операционального понятия выбрано потребление алкогольных напитков. В соответствии с ним определяются индикаторы – структура потребления, частота, количество за прием, установки на потребление и т.д. Характеристиками такого индикатора (позиции шкалы), как структура потребления, могут быть водка, вино, пиво, шампанское и т.п. Эти характеристики в своей совокупности являются шкалой измерения, а каждый из перечисленных видов напитка – позицией шкалы (водка).

а) Ранговая (порядковая) шкала. В социологическом исследовании используются три основных типа шкал: ранговые (порядковые), интервальные и номинальные.

С помощью ранговой шкалы измеряется большинство социальных явлений. Позиции шкалы представляют собой ранги, где первый предпочтительнее (интенсивнее, значимее), чем второй, второй – чем третий и т.д. Например: «Готовитесь ли вы к занятиям?»

1) Да, всегда и ко всем.

2) Практически всегда.

3) Только к основным

4) От случая к случаю.

5) Практически не готовлюсь.

Здесь невозможно вывести среднего показателя.

б) Интервальная шкала. При помощи ее измеряется небольшое количество свойств и признаков, в основном тех, которые можно выразить числом: возраст, стаж работы, учебы и т.п.

Позиции по шкале устанавливаются с равными и неравными интервалами. Шкала с равными интервалами имеет следующий вид: «Сколько лет Вы работаете на данном предприятии?»

1) до 3-х лет;

2) от 3-х до 6-и лет

3) от 6-и до 9-и лет и т.д.

Шкала с неравными интервалами:

1) до 1-го года;

2) от 1-го до 5-ти лет;

3) от 5-ти до 10-ти лет;

4) от 10-ти до 20-ти лет и т.д.

в) Номинальная шкала. При помощи номинальной шкалы измеряются, как правило, объективные признаки. Например: «К какой социальной группе Вы себя относите (студент, рабочий, служащий и т.п.)?»

При конструировании шкалы следует соблюдать валидность, полноту и чувствительность. Валидность шкалы измерения выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое социолог намерен измерить. Например: «Насколько активно Вы участвуете в учебном процессе?»

Неправильно: 1)посещаю без пропусков; 2) иногда пропускаю; 3) часто пропускаю.

Правильно: 1) активно выступаю на занятиях, проявляю инициативу;

2) выступаю только тогда, когда вызывают; 3) не выступаю, отказываюсь.

г) Полнота шкалы измерения. Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора.

Например: «Умеете ли Вы работать с компьютером?»

Неправильно: 1) да, хорошо; 2) не очень хорошо; 3) плохо.

Правильно: 1) да, хорошо; 2) не очень хорошо; 2) плохо; 2) не умею.

д) Чувствительность шкалы. Чувствительность шкалы – это ее способность выявлять отношение респондентов к изучаемому явлению с разным числом позиций. Чем их больше, тем чувствительнее шкала. Например: позиции шкалы в вопросе, связанном с удовлетворенностью тем или иным процессом.

Шкала с тремя позициями: 1) удовлетворен; 2) не могу сказать определенно; 3) не удовлетворен.

Шкала с пятью позициями: 1) вполне удовлетворен; 2) в целом удовлетворен; 2) не могу сказать определенно; 3) в целом не удовлетворен; 4) совершенно не удовлетворен.

Позиции шкал, используемых для измерения, должны быть расположены симметрично – число позиций с положительным значением должно быть равно числу позиций с отрицательным. Между ними должна располагаться позиция с нейтральным (нулевым) значением.

а) Принципы выборочного метода. Носитель социальной проблемы, ставшей объектом исследования, может быть численно очень большим: десятки и сотни тысяч людей, составляющих население области, города, региона, тысячи работников промышленного предприятия или учащихся учебного заведения. Опросить каждого из них бывает очень сложно, а подчас просто невозможно. Если опросу подлежит бригада, учебная группа, спортивная команда, то опрос может быть сплошным. В тех случаях, когда носитель социальной проблемы насчитывает более 500 человек, применяется выборочный метод.

Что такое выборочный метод исследования? Процесс выборки основан:

· на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;

· на правомерности выводов о целом на основе изучения его части (при условии, что часть является микромоделью целого).

б) Генеральная и выборочная совокупность. Основными понятиями рассматриваемой проблемы являются: генеральная совокупность, выборочная совокупность, единица анализа, единица отбора, репрезентативность выборки.

Носитель социальной проблемы, ставшей объектом исследования, локализованный во времени и пространстве, называется генеральной совокупностью (город, район, социальная общность – студенты, рабочие, молодежь, пенсионеры и т.д.).

Определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу, называется выборочной совокупностью. В любом исследовании выборочная совокупность является моделью генеральной совокупности. Необходимо, чтобы выборочная совокупность совпадала со структурой генеральной совокупности по основным качественным изучаемым характеристикам и контрольным признакам.

Элементы выборочной совокупности (обследуемые), или респонденты, и есть единицы анализа. Это – индивиды или группы (при сплошном опросе).

в) Логика формирования выборки. Логика формирования выборки такова, что в процессе отбора основными элементами не всегда выступают единицы анализа, т.е. непосредственно опрашиваемые. Вначале могут быть отобраны те или иные предприятия и учреждения, затем структурные подразделения в них (цеха на предприятиях, факультеты в учебных заведениях и т.п.), затем участки, группы (в цехах, учебных заведениях), в которых опрашиваются респонденты. Элементы (поселения, цеха, факультеты, участки, группы), которые отбираются на каждом этапе выборки по особому плану, называются единицами отбора.

г) Виды и методы выборки. Различают выборки вероятностные и целеустремленные. Случайный (вероятностный) выбор подразделяется на:

· чисто случайный выбор;

· районирование (выбор слоями);

· серийный (выбор гнездами).

Чисто случайная выборка – основная форма вероятностной выборки.

Основными приемами являются:

· отбор по принципу лотереи;

· отбор с помощью случайных чисел;

Районированная выборка. При районированной выборке производится расслоение генеральной совокупности на однородные части. Признак, на основании которого производится расслоение, называется признаком расслоения, или районирования. Это могут быть районы области (административный признак), профессиональные группы (профессиональ­ныйпризнак) и т.д.

В учебном заведении такими слоями могут быть факультеты, курсы (в случае, если генеральной совокупностью являются все учащиеся).

Отбор элементов из генеральной совокупности, разделенной на слои, осуществляется с помощью следующих приемов пропорционального отбора, когда из каждого слоя берут нормированную ставку (например, 5% ставку, когда опрашивают каждого двадцатого студента каждого факультета по спискам деканатов).

Выборка гнездами или серийная. При этом способе выборки единицы отбора представляют собой серии, т.е. совокупности статистически различимых единиц. Такими единицами, или гнездами, могут быть семья, школьный класс, производственный коллектив. Для определения единиц отбора при гнездовой (серийной) выборке, например в высшем учебном заведении, необходимо на каждом курсе каждого факультета выбрать для опроса типичную группу, которая по основным характеристикам (половому признаку, возрастным характеристикам, успеваемости, дисциплине и т.д.) совпадала бы со всем курсом.

Любой тип вероятностной выборки может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Многоступенчатый тип выборки применяется в тех случаях, когда затруднительно произвести выборку прямым путем. Так, при опросе студентов план выборки может выглядеть следующим образом: на первой ступени производится отбор вузов, на второй – факультетов, на третьей – групп, на четвертой – студентов.

Целенаправленный выбор проводится тогда, когда структура генеральной совокупности известна (по полу, возрасту, образованию, профессии, социальному положению и т.п.).

На основе структуры генеральной совокупности строится модель, воспроизводящая ее структуру по решающим признакам в виде квот (пропорций). Такая выборка называется квотной. На основе квотной выборки устанавливается, сколько лиц и с какими характеристиками следует опросить.

Определение объема выборочной совокупности. Объем выборки определяется по специальным методам, описанным в научной литературе. Опираясь на многолетний опыт социологов-практиков, можно определить объем выборочной совокупности в количестве 100-250 человек.

д) Репрезентативность выборки. Если основные характеристики генеральной и выборочной совокупностей отличаются не более, чем на 5%, то выборочная совокупность называется репрезентативной.

Репрезентативность выборки – совпадение социальных характеристик выборки и генеральной совокупности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.05 с.)