Тема 4. Социальные институты и социальные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Социальные институты и социальные организации



1. Социальные институты как форма организации общественной жизни.

2. Основные социальные институты современного общества.

3. Социальные организации

 

Социальные институты как форма организации общественной

Жизни

а) Что такое социальный институт.

В основе институциализации общественной жизни лежит прежде всего стремление к упорядочению, формализации и определенной стандартизации поведения людей. Современное цивилизованное общество достигло высокой степени институциализации своей жизни, которая осуществляется в рамках действия различных социальных институтов. Взаимодействие их образует систему, обеспечивающую самосохранение и самовоспроизводство общества. Каждый социальный институт обслуживает одну или несколько потребностей общества, без удовлетворения которых общественная жизнь оказалась бы или невозможной, или в значительной степени дезорганизованной. Можно предположить, что разделение труда в обществе возникло и продолжает совершенствоваться в связи с развитием и совершенствованием его институциализации.

Многообразие социальных институтов в современном обществе связано с усложнением общественной жизни, с ее постоянной специализацией. Взаимодействие индивидов происходит в основном в обезличенных ситуациях общения. Общение основывается на формальном праве, а профессиональные роли индивидов специализированы и отделены от семейных. Культура основана на светских ценностях.

б) Структурные элементы социальных институтов. Социальные институты возникают на базе социальных связей и взаимодействия конкретных индивидов и социальных общностей как определенные структуры, обладающие собственным системным качеством. Как сложное системное образование социальный институт включает в себя:

· определенную сферу деятельности (образование, здравоохранение);

· принципы и организационные нормы, обеспечивающие проявление этой деятельности в определенной форме (институты здравоохранения различных стран могут отличаться друг от друга);

· организационные нормы и принципы отношений между людьми, обеспечивающими ту или иную деятельность (руководитель – подчиненный, преподаватель – студент, родители – дети);

· группу лиц, выполняющих специфические для данного социального института роли в соответствии с определенным статусом (декан, преподаватель, лаборант, студент и т. п.);

· материальные средства, необходимые для удовлетворения общественной потребности (материальные ценности, финансовое обеспечение и т. п.).

в) Социальный институт – инструмент организации общественной жизни. Функционирование такой сложной системы, как социальный институт, осуществляется, как на основе принятой в обществе или конкретной общности системы социальных ценностей культуры, так и на основе специально устанавливаемых для данного вида деятельности норм и организационных принципов (правовые или административные нормы), которые принято называть, в отличие от культурных, институциональными. В процессе социализации личности происходит усвоение индивидами всех социокультурных элементов (культурных и институциональных норм) в форме социальных ролей и статусов. Завершается процесс институциализации организационным оформлением социального института.

Социальные институты обеспечивают:

· устойчивость социальных отношений;

· сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянное обновление их членов;

· способствуют усилению внутригрупповой сплоченности;

· осуществляют контроль за отклоняющимся от установленных норм и правил поведением;

· поощряют желательное, с точки зрения общественного благополучия, поведение.

Формально социальный институт представляет собой совокупность индивидов, выполняющих определенные административно-профессиональные и социальные роли, и учреждений или организаций, снабженных определенными материальными средствами.

Подводя итог изложенному выше, можно дать следующее определение социального института. Социальный институт – это система социальных норм и целесообразно ориентированных стандартов поведения, сложившаяся для удовлетворения определённой общественной потребности и реализуемая через организованную совокупность социальных ролей и статусов, организаций и учреждений.

г) Социологическое и юридическое толкование понятия «социальный институт». Поскольку социология заимствовала понятие «институт» у правоведения, часто допускается расширенное его толкование, смешение юридического, культурологического и социологического подхода к определению его содержания. Таким образом, любая сфера деятельности или общественных отношений, регулируемая с помощью устанавливаемых или традиционных норм, часто определяется как социальный институт. Некоторые социологи, например, утверждают, что на постсоветском пространстве сложился институт организованной преступности (в Санкт-Петербургском институте Социологии РАН в апреле 2002 года была защищена диссертация на тему «Организованная преступность как социальный институт»). Мы ещё будем говорить об этом в разделе «Социальные организации».

а) Нарушение нормативного взаимодействия. Социальные институты не могут сохранять стабильность в течение долгого времени. Условия жизни общества постоянно меняются. Углубление специализации и разделения труда, развитие техники и технологии, развитие научных знаний в значительной степени меняют общественные потребности, стиль жизни и общения.

Социальные институты в новых условиях уже не могут в полной мере регулировать общественную жизнь на основе сложившихся норм и принципов, статусов и ролей, организационных связей. Происходит нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество. Нарушение нормативного взаимодействия называется дисфункцией социального института.

Чаще всего она выражается:

· в неясности целей деятельности института, неопределенности функций;

· в падении его социального престижа;

· нарушении смысла действия отдельных социальных норм;

· символизации деятельности, которая уже не преследует рациональные цели, а носит чисто ритуальный характер.

б) Персонализация деятельности. Наиболее опасным проявлением дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Как известно, социальный институт функционирует в соответствии со своими внутренними механизмами, где каждый человек играет определенную роль в соответствии со своим статусом. Персонализация социального института означает, что он начинает действовать не в соответствии с потребностями общества и объективно установленными целями, а меняет свои функции в зависимости от персональных качеств и свойств отдельных лиц, их личных интересов. Социальные институты начинают обслуживать элитарные интересы лиц, занимающих высокий социальный статус в обществе.

в) Последствия дисфункций. В связи с тем, что общественная потребность в случае нарушения функций оказывается неудовлетворенной, возникают стихийные, нормативно неурегулированные виды деятельности. Эта деятельность стремится восполнить дисфункцию института, однако делает это за счет нарушения существующих норм и правил или сама устанавливает правила и нормы, в которых фиксируются прежде всего интересы субъектов этого вида деятельности. Такая активность может выражаться в своих крайних формах, в противоправной деятельности. Существование «теневой» экономики, спекуляции, взяточничества, хищений и других видов отклоняющегося поведения зачастую напрямую связано с дисфункцией социального института.

Дисфункция института здравоохранения ведет к распространению знахарей, экстрасенсов, шаманов и других лиц, которые являются представителями «нетрадиционной медицины». То же можно сказать и о дисфункции в институтах образования, культуры, воспитания и т. п.

г) Ликвидация дисфункций. Ликвидация дисфункции достигается или созданием нового социального института, удовлетворяющего данную потребность, или реформированием института в соответствии с новыми требованиями. Собственно говоря, любая общественная реформа есть приведение функций института в соответствие с общественными потребностями. Любое реформаторство, построенное на идеальных устремлениях реформаторов, и не учитывающее потребностей и интересов членов общества, или обречено на провал и возникновение новых дисфункций, или сопряжено с установлением авторитарной власти для обслуживания персонализированного института.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.005 с.)