Методы социологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социологического исследования.



а) Метод опроса. Социологами чаще всего используются следующие виды опроса – анкетирование, почтовый опрос, прессовый опрос, интервьюирование. Каждый вид опроса представляет собой разновидность социально-психологического общения. Это общение обусловлено следующими обстоятельствами:

· содержанием опросника (анкеты, интервью);

· условиями, в которых проходит опрос;

· психологическим состоянием респондента в момент опроса.

Достоинствами этого метода являются те обстоятельства, что в короткие сроки можно получить сведения от большого количества людей и охватить различные области социальной практики.

Однако информация, полученная с помощью опроса, отражает изучаемую реальность в том виде, как она «преломилась» в сознании опрашиваемого.

Наиболее распространенным видом опроса является анкетирование.

Анкетирование. Анкетирование может быть индивидуальным и групповым. При индивидуальном анкетировании анкеты раздаются по месту работы, учебы, жительства и собираются в заранее оговоренное время. Часто анкета заполняется в присутствии анкетера.

Групповой анкетный опрос применяется по месту работы, учебы. Обычно анкетер работает с группой 15-20 человек. При этом, как правило, обеспечивается наиболее полный возврат анкет.

Основным инструментом социологического опроса является анкета. Анкета – это система вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом. Все вопросы анкеты должны быть направлены на выявление характеристик исследуемого явления или объекта. Вопросы анкеты формулируются таким образом, чтобы быть понятными и доступными всем категориям людей: молодым и старым, горожанам и жителям деревни, с любым образованием.

Все вопросы, содержащиеся в анкетах, можно классифицировать по следующим критериям:

· по содержанию – вопросы о личности респондента, о фактах поведения, о фактах сознания;

· по форме – открытые и закрытые, прямые и косвенные;

· по функции – основные и неосновные.

Вопросы о личности респондента образуют социально-демографический блок вопросов, выясняющих пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение и пр.

Вопросы о фактах поведения выявляют результаты деятельности, поступки, действия.

Вопросы о фактах сознания выясняют планы на будущее, ожидания, пожелания, мнения, потребности и интересы.

Закрытые и открытые вопросы (полузакрытые). Закрытым называется вопрос, в котором приводится полный набор вариантов ответов. Различают альтернативные и неальтернативные закрытые вопросы.

Альтернативные вопросы предполагают выбор только одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты всегда составляет 100%. (Например: «Курите ли Вы?»: да, нет.)

Неальтернативные вопросы допускают выбор нескольких вариантов ответов. (Например: «Почему Вы поступили учиться на свою специальность (можно отметить несколько вариантов)?»:

1) она мне нравилась;

2) считал, что она соответствует моим способностям;

3) считал, что она поможет мне реализовать мои жизненные планы;

4) просто хотел иметь высшее образование;

5) так хотели мои родители;

6) привлек невысокий конкурс;

7) обещали содействие при поступлении знакомые (родственники);

8) что еще? (напишите).............)

Приведенный вопрос является полузакрытым (имеется вариант «Что еще?»), что позволяет респонденту дописать свой вариант ответа.

Открытый вопрос используется в опросниках (анкетах) реже и не имеет вариантов ответа (шкалы). Ответ респондент пишет сам. Например: «В какого рода деятельности Вы собираетесь реализовать себя после окончания ВУЗа? (напишите)............»

Ответы на приведенные в качестве примеров вопросы имеют линейную форму. Иногда в анкетах используется табличная форма ответов. При этом шкала измерения может располагаться или столбцами, или построчно. Например, шкала располагается построчно:

«Хватает ли Вам времени на следующие виды занятий?»

№ п/п Виды занятий Хватает Не хватает Затрудняюсь ответить
  Учеба      
  Спорт      
  Чтение газет      

 

 

Шкала располагается столбцом:

«Хватает ли Вам времени на следующие виды занятий?»

№ п/п Виды занятий Учеба Спорт Чтение газет
  Хватает      
  Не хватает      
  Затрудняюсь ответить      

Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты затрагивают такие стороны деятельности, о которых респондент предпочел бы не говорить. Вряд ли можно получить откровенный ответ на вопросы: «Потребляете ли Вы наркотики?», «Подвергались ли Вы сексуальному насилию?», «Приходилось ли Вам прибегать к искусственному прерыванию беременности (аборт)?» и т.п. В этом случае целесообразно прибегнуть к косвенному вопросу: «Есть ли среди Ваших знакомых потребляющие наркотики?»: 1) да, таких много; 2) есть, но мало; 3) нет.

б) Композиция и оформление анкеты. Анкета является сценарием беседы с респондентом независимо от того, очная это беседа (интервьюирование) или заочная (анкетирование, почтовый или прессовый опрос). В начале анкеты дается краткое обращение к респонденту, где указывается организация, проводящая исследование, цели и задачи исследования, а также объясняется техника заполнения анкеты. Вступление и первые вопросы анкеты должны создать благоприятную обстановку для беседы, заинтересовать собеседника. Первые и последние вопросы должны быть простыми, «нейтральными». Сложные вопросы размещаются в середине анкеты. Вопросы анкеты не должны содержать непонятных терминов, должны соответствовать интеллектуальным возможностям респондента.

Разработанная анкета должна быть подвергнута логическому контролю. Каждый вопрос должен быть проверен по следующим критериям:

1) Соответствует ли смысл сформулированного вопроса шкале измерения?

2) Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника выбора ответа на вопрос? (Есть ли указание на то, сколько вариантов он может выбрать?).

3) Относится ли вопрос ко всем респондентам или к их части?

4) Не следует ли добавить к некоторым вопросам вариант: «Что еще?», «Другой ответ».

5) Не забыты ли такие варианты ответов, как: «затрудняюсь ответить», «не думал об этом», «не помню».

6) Содержатся ли в вопросах непонятные слова, которые можно заменить?

7) Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента?

8) Не слишком ли многочисленны (малочисленны) варианты ответов на вопрос?

9) Не задевает ли вопрос самолюбия опрашиваемых?

10) Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у респондента?

в) Анализ документов. Любое исследование начинается с анализа материалов, уже имеющихся по данной проблеме. Под документами в социологии понимаются любые специально созданные предметы, которые хранят и передают информацию (печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино, видео, фотодокументы, произведения живописи и т.д.), фонетические (магнитофонные записи, пластинки, СО). В зависимости от статуса документы бывают официальные (отчеты, статистические данные, документы организаций) и неофициальные (анкеты, жалобы, письма).

Первичные (необработанные документы, составленные на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обработанные, сделанные на основе данных первичных источников); личные (заявления, анкеты) и безличные (протоколы). Способы анализа документов: традиционный, классический (умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документе) и количественный метод – контент – анализ.

г) Контент-анализ. Контент-анализ – метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения и подсчета смысловых единиц. Например, в качестве частоты могут быть использованы прилагательны по отношению к исследуемому объекту.

Разновидностью метода анализа документов является библиографический метод, когда с помощью личных документов (писем, дневников, мемуаров) извлекается информация, позволяющая представить себе не только данную личность, но через нее жизнь общества на различных этапах его развития.

д) Наблюдение. Под наблюдением в социологии понимается непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация социальных процессов. Можно выделить несколько его типов. В зависимости от положения х 'и наблюдателя наблюдение бывает: включенным – социолог становится членом группы; не включенном – наблюдение со стороны, открытым (группа знает, что за ними наблюдают) и инкогнито (не знают). По степени формализоваанности выделяют неконтролируемое и контролируемое наблюдение. В первом исследователь пользуется лишь общим планом, во втором – регистрирует события по детально разработанной процедуре. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

е) Социометрический опрос. Социометрический опрос – метод выявления межличностных отношений в группах, лидеров, степени разобщенности.

Имеются и другие методы, которые применяются реже. Подробное описание этих методов имеется в специальной литературе.

 

3. Обработка, анализ и оформление результатов исследования

а) Структурная группировка. Наиболее простой формой отображения социологических данных при их анализе является группировка. Она позволяет зачислить респондента в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком (или признаками) группировки. Подсчитывая число ответов на позиции вопросов анкеты, исследователь осуществляет не что иное, как простую группировку респондентов согласно их полу, возрасту, оценкам, мнениям, установкам и т.д.

Выбор признака группировки диктуется задачей исследования. Когда требуется узнать возрастной или профессиональный состав респондентов, применяется структурная группировка по возрастным интервалам или профессии. При структурной группировке респондентов классифицируют по некоторому признаку, свойственному всей совокупности.

б) Типологическая группировка. Если ставится задача выделить из состава опрошенных группы по признаку удовлетворенности или неудовлетворенности избранной профессией, активности или пассивности на занятиях, то осуществляется типологическая группировка. Типы, как правило, выделяются на основании субъективного признака, измеренного по оценочной шкале.

в) Составление таблиц. Процедура составления таблиц представляет собой форму отображения рядов распределения, в которой даются пояснения числовых значений соответствующих групп. Числовые данные в таблице объясняются заголовками – подлежащим и сказуемым.

Заголовки бывают общие (название таблицы) и внутренние (боковые для строк и верхние для столбцов).

Подлежащим в таблице называется совокупность респондентов, характеристики которого – сказуемое – выражены в таблице в числовом виде. Ниже приведены образцы оформления таблиц:

Таблица 1. – Как изменились материальные условия Вашей жизни за последний год?

(Вариант названия этой таблицы). – Оценка студентами изменения материальных условий своей жизни за последний год (в %).

Ответы (оценка) Пол Все
Муж. Жен.
  Улучшились 5,0 7,0 6,0
  Остались без изменений 60,0 50,0 55,0
  Ухудшились 35,0 43,0 39,0
  Затрудняюсь ответить - - -
Итого        

г) Графики. Графичный способ отображения социологических данных применяется в целях лучшей наглядности. Он имеет вид полигона или гистограммы. На оси «Y» отмечается доля респондентов (в %), на оси X» – значение признака.

а) Общие подходы к объяснению социологических данных. Дать общие правила объяснения результатов социологического исследования довольно сложно. Помимо социологических данных, необходимо иметь статистические данные, иметь определенный опыт.

Однако это не значит, что границы для научного творчества отсутствуют. Показатели, каковыми являются числовые величины, полученные в результате обработки собранной информации (процент, коэффициент и т.д.), не просто числа и проценты, а социологические данные. Эти данные несут определенную смысловую нагрузку, указывают на направленность выводов и рекомендаций.

Необходимо помнить, что социологические данные превращаются в показатель только в том случае, если исследователь вносит в них содержательный смысл, т.е. соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами предмета и объекта исследования. Анализ полученных показателей включает в себя процедуру интерпретации, выявление взаимосвязи признаков, метод исключения. Все эти (и другие) способы анализа описаны в соответствующей научной литературе (см. список литературы).

б) Оформление результатов исследования. Основным документом анализа и интерпретации социологических данных является отчет и приложения к отчету. Отчет имеет форму аналитической записки, структура которой соответствует общей логике операционализации понятий.

Аналитическая записка должна включать в себя введение, два или больше разделов, заключение, приложения и список использованной литературы.

Во введении обосновывается проблема исследования и выбор метода исследования, некоторые теоретические проблемы темы исследования. При необходимости дается краткий анализ научных трудов, посвященный изучаемой проблеме. Здесь же дается общая характеристика обследуемой совокупности, инструментария исследования.

В разделах аналитической записки излагаются результаты, полученные в ходе проведенных исследований. Логические рассуждения строятся на основе анализа таблиц, графиков, социограмм, которые приводятся в тексте. Все таблицы и графики должны быть пронумерованы. Прежде, чем приводить в тексте таблицу, автору необходимо объяснить смысловую нагрузку, которую несет представленная таблица. Затем следует проанализировать данные, представленные в ней, сделать выводы на основе анализа. Переход к анализу каждой последующей таблицы должен соответствовать логике научного анализа. Каждый раздел и подраздел в тексте должен быть озаглавлен и пронумерован.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.02 с.)